Игротека «Подсолнушек»
методическая разработка
формирование и развитие у дошкольников интеллектуально – творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры по ТРИЗ-ОТСМ-РТВ | 400 КБ |
фото игротеки | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Выполнил:
воспитатель высшей категории
Губанова С.В.
Игротека «Подсолнушек»
для детей 3-7 лет
(в дополнение к комплексу «Я познаю мир»)
Воспитатель: высшей категории Губанова С.В.
(МДОУ «Детский сад№78», ЭМР Саратовской области)
Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуально – творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач
Задачи:
- Развитие у детей фантазии
- Развитие логики, системного мышления
- Развитие речи
- Формирование элементарных математических представлений
- Развитие умений и навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникативной компетентности
- Организация самостоятельной познавательно – игровой активности ребенка
- Формирование активной жизненно позиции, инициативности и самостоятельности в выборе вида деятельности
Актуальность: С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.
Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
ТРИЗ - игротека – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
Оснащение игротеки:
- Традиционная считалка
«Подсолнушек»
Мы Подсолнушек возьмём
Вместе с ним играть пойдём
Раз, два, три, четыре, пять
Выбирай, во что играть!
- «Подсолнух» (для выбора зоны – области игры)
Описание
На лепестках подсолнуха с обратной стороны находятся обозначения (всего 14 шт.). На каждом из них находится игра или задание: 13 из них - в соответствии с основными блоками комплекса «Я познаю мир», один дополнительно:
- анализаторы - способствовать формированию понятия о том, что познать объект нам позволяют 5 органов чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой) и эмоциональное отношение к объекту.
- признаки - способствовать формированию понятия о том, что объект состоит из набора имен признаков и их значения.
- вопросы - способствовать формированию понятия о том, что существуют разные типы вопросов, и ответы на них расширяют информацию об объекте.
- преобразователи - способствовать формированию понятия о том, что процесс познания происходит вместе с преобразованием признаков познаваемого объекта.
- причинно – следственная связь - способствовать формированию понятия о том, что воздействие на какой-либо признак объекта имеет свои последствия.
модели мышления – способствовать формированию понятия о том, что познание мира осуществляется с помощью некоторых последовательных мыслительных шагов. Здесь ведется работа с моделями:
- рифмовки - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов.
- составление загадок - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.
- составление рассказа по сюжетной картине - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине.
- составление рассказа по серии сюжетных картин - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
- круги луллия - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.
- освоение детьми пространственных ориентиров - способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств.
- ММЧ - способствовать формированию у детей основ естественно научного описания мира. Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.
- системный оператор - способствовать формированию у детей основ системного мышления.
- «сюрпризный» - может использоваться по усмотрению воспитателя – для внесения в предметно – развивающую среду группы нового материала, игры, алгоритма; игра по тематике недели, по познанию, развитию речи или математике, чтение художественной литературы, творческое задание – рисование или аппликация и т.д.
Алгоритм:
- С помощью считалки выбирается ведущий (в случае подгрупповой или групповой игры)
«Подсолнушек»
Мы Подсолнушек возьмём
Вместе с ним играть пойдём
Раз, два, три, четыре, пять
Выбирай, во что играть!
- Ребенок, выбранный по считалке, выбирает один из лепестков, на котором сзади указана определенная схема игры, в соответствии с этой схемой ребенок выбирает игру с такой же схемой.
Варианты применения игротеки:
- Внесение в предметно – развивающую среду группы новой игры, алгоритма, материала;
- Тренировка умений и навыков детей, закрепление материала;
- Свободная игра в подгруппах;
- Самостоятельная игра – индивидуально/в микро группах.
Методический комплекс игр
с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии
Признаки:
- «Домики с признаками»
- «Волшебные кубики»
- «Поезд»
- «Узнай по признаку»
- «Дорожка признаков»
Анализаторы
- Обонятельный – «Нос» –
- игра «Определи по запаху» (киндер – сюрпризы)
- Слуховой анализатор - «ухо» –
- музыкальные инструменты (определить по звуку)
- Тактильный анализатор – «Рука» -
- «Волшебная коробочка»
- «Угадай на ощупь»
- Мозаика
- Шнуровка
- Глаз -
- Трубочки наблюдения (выделение объекта или признака и наблюдение за ним)
- Кольцо наблюдения (выделение объекта и наблюдение за ним, изменения признаков – место, размер, направления и др.)
- Вкусовой анализатор –
- игра «Опиши по вкусу» (ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают»)
Вопросы:
- «Волшебные домики»
- «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
- «Составь вопрос для Эврики»
Причина – следствие
- «Мудрая ромашка»
- «Найди связь»
- «Продолжи предложение»
Преобразователи (Приемы типового фантазирования)
«Оживление – окаменение»
- п/и «Море волнуется»
- п/и «Светофорчик»
«Увеличение – уменьшение»
- п/и «Карлики – великаны»
«Наоборот»
- «Противоположности»
- «Хорошо - плохо»
«Дробление - Объединение»
- Пазлы «Любимые сказки»
- Конструирование из счетных палочек
- Геометрические узоры
«Изменения во времени»
- «Волшебники времени» (на кругах Луллия)
- Зеркало времени:
- «Поезд времени» - Картинки «До и после»
- «Что сначала, что потом»
- «Было – стало»
Модели мышления:
Рифмовки
- «Складные картинки»
Составление загадок
- «Составь загадку»
Составление рассказа по сюжетной картине
- Пособие «Часы»
Составление рассказа по серии сюжетных картин
- «Паровозик из картинок»
Круги Луллия
- «С чьей ветки детки?»
- «С какого дерева листок»
- «Кто где живёт?»
- «Профессии»
- «Что такое хорошо, что такое плохо»
- «Чья мама?»
- «Подбери по материалу»
- «Собери друзей одного цвета»
- «Оденем куклу на прогулку»
Линейная Да-нет-ка
- «Шире - уже»
- «Длиннее - короче»
- «Светлее - темнее»
ММЧ
- «МЧ ходят в гости»
- «Как это бывает»
- «Подбери пару по агрегатному состоянию»
Системный оператор
- «Компьютер»
- «Фен»
- «Мясорубка»
- «Стиральная машина»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А В Б Г Д Е
А В Б Г Д Е
А В Б Г Д Е
А В Б Г Д Е
А Д В Г Е Б
А В Б Г Д Е
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Газета "Подсолнушек" №1, 2012/2013
Газета "Подсолнушек" - периодическое издание нашего ДОУ. Представляю вашему вниманию №1 этого учебного года....
Мастер – класс по рукоделию (работа с бумагой): «Подсолнушек».
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, открытки, фоторамки. Столь стремит...
"Подсолнушек, частичка солнышка". Аппликация в средней группе
Задачи: Воспитывать художественный вкус, развивать чувство композиции. Учить создавать красивый образ подсолнушка. Формировать умение прменять в аппликациях природный материал, видеть его красоту.Пред...
Развлечение: «Мама солнышко моё, я подсолнушек её» ( во 2 младшей группе)
Цель:Формирование у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями.Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание...
План родительских собраний в младшей группе «Подсолнушек»
Сентябрь 1. Оформление уголка для родителей: советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня2. Консультация на тему: «Кризис трёх лет»3. День открытых дверей «Знакомство...
Подсолнушек в гостях у детей.
Осенний праздник для детей средней группы (4-5 лет)...
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе. Тема: Мама - солнышко моё, Я - подсолнушек её.
1. Познакомить детей с растением подсолнечник, с использованием его семян в жизнедеятельности человека.2. Закрепить навыки количественного и порядкового...