Игротека «Подсолнушек»
методическая разработка

Губанова Светлана Васильевна

формирование и развитие у дошкольников интеллектуально –  творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игры по ТРИЗ-ОТСМ-РТВ400 КБ
Office presentation icon фото игротеки2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

           Выполнил:

      воспитатель высшей категории

       Губанова С.В.

Игротека «Подсолнушек»

для детей 3-7 лет

(в дополнение к комплексу «Я познаю мир»)

Воспитатель: высшей категории Губанова С.В.  

(МДОУ «Детский сад№78», ЭМР Саратовской области)

        Цель: формирование и развитие у дошкольников интеллектуально –  творческой деятельности и познавательной активности в решении изобретательных задач

        Задачи:

  • Развитие у детей фантазии
  • Развитие логики, системного мышления
  • Развитие речи
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Развитие умений и навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми, его коммуникативной компетентности
  • Организация самостоятельной познавательно – игровой активности ребенка
  • Формирование активной жизненно  позиции, инициативности и самостоятельности в выборе вида деятельности

        Актуальность: С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать всё происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

ТРИЗ - игротека – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.

Оснащение игротеки:

  • Традиционная считалка

«Подсолнушек» 

Мы Подсолнушек возьмём

Вместе с ним играть пойдём

Раз, два, три, четыре, пять

Выбирай, во что играть!

  • «Подсолнух» (для выбора зоны – области игры)

Описание

        На лепестках подсолнуха с обратной стороны находятся обозначения (всего 14 шт.). На каждом из них находится игра или задание: 13 из них -  в соответствии с основными блоками комплекса «Я познаю мир», один дополнительно:

  1. анализаторы - способствовать формированию понятия о том, что познать объект нам позволяют 5 органов чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой) и эмоциональное отношение к объекту. 
  2. признаки - способствовать формированию понятия о том, что объект состоит из набора имен признаков и их значения. 
  3. вопросы - способствовать формированию понятия о том, что существуют разные типы вопросов, и ответы на них расширяют информацию об объекте. 
  4. преобразователи - способствовать формированию понятия о том, что процесс познания происходит вместе с преобразованием признаков познаваемого объекта. 
  5. причинно – следственная связь - способствовать формированию понятия о том, что воздействие на какой-либо признак объекта имеет свои последствия. 

модели мышления – способствовать формированию понятия о том, что познание мира осуществляется с помощью некоторых последовательных мыслительных шагов. Здесь ведется работа с моделями:

  1. рифмовки - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рифмованных текстов.
  2. составление загадок - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок.
  3. составление рассказа по сюжетной картине - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа по сюжетной картине.
  4. составление рассказа по серии сюжетных картин - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов  по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
  5. круги луллия - способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу комбинирования информации.
  6. освоение детьми пространственных ориентиров - способствовать формированию у детей пространственных ориентиров и сужению поля поиска объекта в разных видах пространств.
  7. ММЧ - способствовать формированию у детей основ естественно научного описания мира. Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы.
  8. системный оператор - способствовать формированию у детей основ системного мышления.
  9.  «сюрпризный» - может использоваться по усмотрению воспитателя – для внесения в предметно – развивающую среду группы нового материала, игры, алгоритма;   игра по тематике недели, по познанию, развитию речи или математике, чтение художественной литературы, творческое задание – рисование или аппликация и т.д.

Алгоритм:

  • С помощью считалки выбирается ведущий (в случае подгрупповой или групповой игры)

 «Подсолнушек» 

Мы Подсолнушек возьмём

Вместе с ним играть пойдём

Раз, два, три, четыре, пять

Выбирай, во что играть!

  • Ребенок, выбранный по считалке, выбирает один из лепестков, на котором сзади указана определенная схема игры, в соответствии с этой схемой ребенок выбирает игру с такой же схемой.

Варианты применения игротеки:

  • Внесение в предметно – развивающую среду группы новой игры, алгоритма, материала;
  • Тренировка умений и навыков детей, закрепление материала;
  • Свободная игра в подгруппах;
  • Самостоятельная игра – индивидуально/в микро группах.

Методический комплекс игр

с элементами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии

                Признаки:

  • «Домики с признаками»
  • «Волшебные кубики»
  •  «Поезд»
  •  «Узнай по признаку»
  •  «Дорожка признаков»

                       

                        

                        Анализаторы

  1. Обонятельный – «Нос» –
  • игра «Определи по запаху» (киндер – сюрпризы)
  1. Слуховой анализатор - «ухо» –
  • музыкальные инструменты (определить по звуку)
  1. Тактильный анализатор – «Рука» -
  • «Волшебная коробочка»
  • «Угадай на ощупь»
  • Мозаика
  • Шнуровка
  1. Глаз  -
  • Трубочки наблюдения (выделение объекта или признака и наблюдение за ним)
  • Кольцо наблюдения (выделение объекта и наблюдение за ним, изменения признаков – место, размер, направления и др.)
  1. Вкусовой анализатор –
  • игра «Опиши по вкусу» (ведущий описывает вкус загаданного объекта, другие ребята отгадывают»)

                

                Вопросы:

  • «Волшебные домики»
  •  «Задай вопрос» (на кругах Луллия)
  • «Составь вопрос для Эврики»

        Причина – следствие

  •   «Мудрая ромашка»
  •  «Найди связь»
  • «Продолжи предложение»

                

                Преобразователи (Приемы типового фантазирования)

 «Оживление – окаменение»

  •  п/и «Море волнуется»
  • п/и «Светофорчик»

 «Увеличение – уменьшение»  

  • п/и «Карлики – великаны»

 «Наоборот»

  • «Противоположности»
  • «Хорошо - плохо»

 «Дробление - Объединение»

  • Пазлы «Любимые сказки»
  • Конструирование из счетных палочек
  • Геометрические узоры

 «Изменения во времени»

  • «Волшебники времени» (на кругах Луллия)
  • Зеркало времени:
  • «Поезд времени» - Картинки «До и после»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Было – стало»

Модели мышления:

                        Рифмовки

  • «Складные картинки»

Составление загадок

  • «Составь загадку»

Составление рассказа по сюжетной картине  

  • Пособие «Часы»  

Составление рассказа по серии сюжетных картин

  • «Паровозик из картинок»

 Круги Луллия

 

  • «С чьей ветки детки?»
  • «С какого дерева листок»
  • «Кто где живёт?»
  •  «Профессии»
  • «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • «Чья мама?»
  • «Подбери по материалу»
  • «Собери друзей одного цвета»
  • «Оденем куклу на прогулку»

            Линейная Да-нет-ка

  •  «Шире - уже»
  • «Длиннее - короче»
  • «Светлее - темнее»

                

 ММЧ

  • «МЧ ходят в гости»
  • «Как это бывает»
  • «Подбери пару по агрегатному состоянию»

Системный оператор

  • «Компьютер»
  • «Фен»
  • «Мясорубка»
  • «Стиральная машина»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А В Б Игротека «Подсолнушек»

Слайд 2

А В Б Г Д Е

Слайд 3

А В Б Г Д Е

Слайд 4

А В Б Г Д Е

Слайд 5

А В Б Г Д Е

Слайд 6

А Д В Г Е Б

Слайд 7

А В Б Г Д Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета "Подсолнушек" №1, 2012/2013

Газета "Подсолнушек" - периодическое издание нашего ДОУ. Представляю вашему вниманию №1 этого учебного года....

Мастер – класс по рукоделию (работа с бумагой): «Подсолнушек».

Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, открытки, фоторамки. Столь стремит...

"Подсолнушек, частичка солнышка". Аппликация в средней группе

Задачи: Воспитывать художественный вкус, развивать чувство композиции. Учить создавать красивый образ подсолнушка. Формировать умение прменять в аппликациях природный материал, видеть его красоту.Пред...

Развлечение: «Мама солнышко моё, я подсолнушек её» ( во 2 младшей группе)

Цель:Формирование у детей младшего дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями.Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание...

План родительских собраний в младшей группе «Подсолнушек»

Сентябрь  1. Оформление уголка для родителей: советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня2. Консультация на тему: «Кризис трёх лет»3. День открытых дверей «Знакомство...

Подсолнушек в гостях у детей.

Осенний праздник для детей средней группы (4-5 лет)...

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности в средней группе. Тема: Мама - солнышко моё, Я - подсолнушек её.

1.     Познакомить детей с растением подсолнечник, с использованием его семян в жизнедеятельности человека.2.     Закрепить навыки количественного и порядкового...