Программа "Маленький талант"
рабочая программа

Джумагулова Лиана Изинуровна

   Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.                                            

  Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка. Воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес.  Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

   Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

-легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

-существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

-стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

-высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

   Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malenkiy_talant.docx98.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №2 «Чайка», с. Иргаклы, Степновского муниципального  округа Ставропольского края

Программа

по работе с одаренными детьми

«Маленький талант»

Автор: Джумагулова Л.И.

2022 год

Содержание:

- Пояснительная записка

- Нормативно – правовая база программы

- Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми и   одаренными детьми

- Методы диагностики в ходе реализации программы

- Планируемые результаты

- Основные направления реализации программы

- Основные этапы реализации программы-

- Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

- Список литературы

- Приложения:

Приложение 1. Диагностические материалы

Приложение 2. Карта одаренного ребенка

Приложение 3. План работы с одаренными детьми

Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой будут расти и процветать таланты.

Генрих Нейгауз

Пояснительная записка

   Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду                                            

  Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка. Воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес.  Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

   Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

-легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

-существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

-стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

-высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

   Поэтому, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей.

Цель программы: создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Воспитательная цель: воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель: расширение единого образовательного пространства детского сада для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы.

-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными и детьми в ДОУ;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- разработать план мероприятий для развития творческой,

-психомоторной (спортивной) и академической одаренности детей;

- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по

-вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

   Программа рассчитана на 2022 учебный год.              

                 Нормативно – правовая база программы:

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного    образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования России) от 17 октября 2013 г. N 1155 с

- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

- Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми:

Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:

1.Системный подход, который реализуется через:

-интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей на всех этапах становления, развития их личности;

-интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях развития одаренных детей, учитывая их способности;

-взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с развитием общей культуры в различных видах и формах занятий, творческой деятельности детей;

-взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с индивидуальными способностями, склонностями и интересами одаренных детей;

-направленность на формирование целостной индивидуальности дошкольника как системы, включающей интеллектуальную, нравственную и эмоционально-волевую сферы;

-обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого одаренного ребенка);

-наличие соответствующей подсистемы организационно-методического обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование, подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).

2.Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам разума, красоты и добра».

3.Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей   заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе, содержание которой направлено на реализацию его непосредственных интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им обязательным программным   материалом.

4.Принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь. Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей, восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других формах занятий с дошкольниками) будут последовательно   проходить все более усложняющиеся этапы развития, видоизменялось в целом, но сохраняя и обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств, потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании действительности.

5.Принцип развития важен для целенаправленного программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом, чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным видам деятельности, искусств.

6.Комплексный подход к работе с одаренными детьми предполагает   реализацию и взаимодействие следующих принципов:

-принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств на интегративной основе;

-принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность. Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к любимому делу он будет относиться с отвращением;

-принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных условий для его творчества (математического, музыкального, литературного и т.д.);

-принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных инструментов, приборов. Потом все это может оказаться невостребованным и уже ненужным;

-принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у ребенка были задействованы все органы чувств.

             Методы диагностики в ходе реализации программы

   Первоначальным этапом в работе по развитию детской одаренности является диагностический, подразумевающий использование разносторонней информации, включающей мнение родителей, воспитателей, тестирование педагога-психолога, оценки специалистов.

   Подбор предлагаемых методик обеспечивает принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов, а также уровень развития творческого мышления.

   Предлагаемый комплект методик дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

   Интеллектуально-творческий потенциал личности, иначе говоря, одаренность, не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было раньше, например, высокий коэффициент интеллекта, или высокий уровень креативности. Это понимание влечет за собой иное отношение к его выявлению и развитию. Особое сочетание личностных характеристик ребенка составляют его личностный потенциал, который имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. Эти черты личности детей легко наблюдаются и вполне могут быть замечены как педагогом, так и родителями.

   Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» Савенкова А .И.. Сложная сумма психических характеристик и составляет основу личностного потенциала ребенка и позволяет выявить детей с врожденными задатками и способностями. Все наиболее важные качества и характеристики объединены в три группы:

Интегративные личностные характеристики

1.Любопытство.

2.Сверхчувствительность к проблемам.

3.Способность к прогнозированию.

4.Словарный запас.

5.Способность к оценке и самооценке.

Умственное развитие.

Оригинальность

Гибкость мышления.

Продуктивность мышления.

Способность к анализу и синтезу.

Классификация.

Высокая концентрация внимания.

Память.

Характеристика сферы личностного развития

1.Увлеченность содержанием задачи

2.Перфекционизм

3.Противостояние мнению большинства

4.Лидерство

5.Соревновательность

6.Широта интересов

7.Юмор

Для определения уровня развития этого потенциала необходимо:

-оценить уровень развития каждой характеристики;

-сопоставить эти уровни развития между собой и эталоном.

В результате мы получим “портрет личностного потенциала ребенка”.

Результаты обследования определяют уровень развития определенных черт личности. Характеристика личностных показателей заносится в таблицу бланки оценок сферы умственного развития, сферы личностного развития, сферы интегративных характеристик; таблица сводного протокола результатов диагностики общей одаренности; образцы графического отображения развития ребенка.

Планируемые результаты

   В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:

1.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.  

2.Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3.Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

4.Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

5.Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.

6.Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1.Количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно - образовательным процессом в ДОУ.

3.Количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ.

4.Количество детей, охваченных дополнительным образованием.

5.Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.

6.Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.

7.Количество детей охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.

8.Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по профилю, полученному в ДОУ.

          Основные направления реализации программы

Координационное направление:

-организация работы всего коллектива детского сада;

-создание предметных базовых площадок;

-интеграция в рамках данного направления деятельности дополнительного образования;

-обеспечение нормативно-правовой базы;

-ресурсное обеспечение;

-контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление:

-формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

-проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

-проведение диагностики одаренных детей;

-диагностика условий обучения и развития одаренных детей;

-создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».

Кадровое направление:

-определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

-повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

-оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

-создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными детьми;

-создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Развивающее направление:

-создание образовательной среды для развития одаренных детей;

-организация кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

-создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

-обеспечение материально-технической базы;

-создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

-использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационное направление:

-привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления, средств массовой информации к проблемам одаренных детей;

-организация работы библиотеки;

-создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

-информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми

             Основные этапы реализации программы:

I этап – диагностико – организационный

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.

Задачи: - изучение нормативной базы;

- анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;

- разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – реализационный

Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи: - диагностика способностей воспитанников;

        - разработка методических разработок по работе с талантливыми и   одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

        - повышение педагогической компетентности родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.

III этап – аналитический

Цель:          переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.

Задача:         - анализ итогов реализации программы;

        

Мероприятия проведенные в рамках реализации программы

1.Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2.Коррекция проекта и уточнение программы.

3.Дополнительная апробация изменений, внесенных в проект.

4.Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

5.Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.

6.Мониторинг личных достижений воспитанников.

7.Анализ деятельности воспитателей по организации работы с одаренными детьми.

8.Создание системы работы с одаренными детьми в условиях детского сада.

9.Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты программы.    

  В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:

1.Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.

2.Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3.Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

4.Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

5.Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.

6.Пропагандировать и распространять психолого-педагогический опыт работы с одарёнными детьми.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1.Количество дошкольников, занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно -

образовательным процессом в ДОУ.

3.Количество детей, успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ.

4.Количество детей, охваченных дополнительным образованием.

5.Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.

6.Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.

7.Количество детей охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.

8.Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по профилю, полученному в ДОУ.

                             Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
  2. . “Одаренные дети в детском саду и в школе” А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
  3. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
  4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
  6. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
  7. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт – Петербург, 2003.
  8. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  9. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
  10. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
  11. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
  12. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997
  13. Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983

                               Приложения

Приложение 1.   Диагностические материалы

            Определение склонностей ребенка»

                     подготовительная работа

Необходимо подготовить лист вопросов и ответов по представленному ниже образцу. Их число зависит от количества участников, они готовятся из расчета два листа на ребенка. Работа проводится в два этапа. На первом этапе листы ответов заполняют воспитатели, непосредственно работающие с детьми. На втором этапе производится опрос родителей. Данные ответов сопоставляются и делаются соответствующие выводы.

Инструкция для проведения

Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе не свойственно ребенку, ставьте знак – (–), если соответствует, но выражено не ярко – (+), если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++). Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

  • Хорошо рассуждает, ясно мыслит.
  • Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.
  • Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.
  • Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.
  • Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.
  • Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  • Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
  • Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.
  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.
  • Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
  • Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.
  • Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.
  • Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  • Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.
  • Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  • Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  • Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.
  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  • Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)
  • Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  • Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  • Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Легко входит в роль какого-либо персонажа.
  • Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов  

______________________________________________
(Фамилия,имя,ребенка)
______________________________________________ ____________
(Ф.И.О. воспитателя, родителя)                                                              дата

        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

  • интеллектуальная;
  • академических достижений;
  • творческого, продуктивного мышления;
  • общения и лидерства;
  • художественная;
  • двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс-минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Методика экспертных оценок   по определению одаренных детей (Лосева А.А.)

Ниже перечислены X сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усредненные результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случай, когда у одаренного ребенка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

I. Интеллектуальная сфера

  1. Высокая познавательная активность, мобильность.
  2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.
  3. Устойчивость внимания.
  1. Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
  2. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.
  1. Богатство активного словаря.
  1. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
  2. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.
  3. Развитость творческого мышления и воображения.
  4. Владение основными компонентами умения учиться.
  5. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
  6. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II.        Сфера академических достижении

  1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.
  2. Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.
  3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
  4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.
  5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
  6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -  два.
  7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
  8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.
  9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.
  1. Пытается выяснить причины и смысл событий.
  2. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».
  3. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

Ш. Творчество

  1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.
  2. Изобретательность в использовании материалов и идей.
  1. Склонность к завершенности и точности в занятиях.
  2. Задает много вопросов по интересующему его предмету.
  3. Любит рисовать.
  4. Проявляет тонкое чувство юмора.
  5. Не боится быть таким, как все.
  6. Склонен к фантазиям, к игре.

IV.        Литературные сферы

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
  6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.
  1. Любит писать рассказы или статьи.
  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V.        Артистическая сфера

  1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.
  2. Интересуется актерской игрой.
  3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.
  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.
  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
  6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.
  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI.        Музыкальная сфера

  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.
  2. Хорошо поет.        
  3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.
  4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.
  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.
  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
  8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII.        Техническая сфера

  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.
  2. Интересуется механизмами и машинами.
  1. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
  2. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  3. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.
  1. Любит рисовать чертежи механизмов.
  1. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII.        Двигательная сфера

  1. Тонкость и точность моторики.
  2. Развитая двигательно-моторная координация.
  3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).
  4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  1. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
  2. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

IX.        Сфера художественных достижений

  1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.
  2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.
  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.
  2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
  3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).
  4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
    Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
  1. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.
  2. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство

  1.  Легко приспосабливается к новой ситуации.
  2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.
  3. Высокая общительность с окружающими.
  4. Стремится к доминированию среди сверстников.
  5. Сверстники обращаются за советом.

Диагностическая проективная методика

«Древо желаний» (В.С.Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей.

(используются картинки и словесные ситуации)

  1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
  2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
  4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.
  5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.
  6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

  • Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
  • Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
  • Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

  • Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
  • Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
  • Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Диагностика творческого потенциала. Тест Торренса

«Дорисовывание фигур»

Даная методика является модифицированным вариантом методика Е.П.Торренса.

Цель: определить уровень творческого потенциала ребенка.

Подготовка и проведение исследования.

Детям дается 10 фигур и предлагает поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так чтобы получилась картинка. Рисунки оцениваются по десяти бальной шкале. ( см приложение)

Обработка данных:

0-2 балла - ребенок ничего не придумал, нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии

3-4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

5-7 баллов - изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

8-9 баллов - нарисовал несколько объектов, объединенных сюжетом.

10 баллов -создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень- от 0 до 2 баллов

Средний – от 3 до 7 баллов

Высокий от 8 до 10 баллов

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка

Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере.

Порядок проведения

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца?

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно схватятся, то за другое.

Тестовый материал

Сказка «ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц.
(В данном месте чтение прерывается).

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да поет:

Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты
больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Приложение 2

Карта одаренного ребенка

  1. ЭКСПРЕСС-АНКЕТА «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»

(для воспитателя)

  1. Анкетузаполнил: ______________________________________________
  2. Группа: __________________

Вопросы

Ответы

Кого из детей в группе Вы считаете одаренными?

В чем проявляется одаренность ребенка?

Ф.И. ребенка

Проявления одаренности

Какое поведение у этих детей

Ф.И.ребенка

В нескольких словах о поведении каждого ребенка

Взаимоотношения детей со сверстниками

Ф.И. ребенка

Как сложились отношения с остальными детьми

Есть ли трудности в работе с этими детьми?

Кто из родителей в группе считает своего ребенка одаренным?

                                       

  Карта одаренного ребенка

(находится в кабинете старшего воспитателя)

  1. ФИО ребенка.
  2. Возраст ребенка (год, месяц).
  3. Медицинское заключение (последний профосмотр).
  4. Сведения о родителях.
  5. Состав семьи.
  6. Статус семьи.
  7. Результаты психологической диагностики
  8. Результаты педагогической диагностики
  9. Результаты социометрического исследования
  10. Область одаренности
  11. Признаки одаренности
  12. Диагностика одаренности
  13. Выводы и рекомендации
  14. Развивающая программа (разрабатывается и внедряется всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса).
  15. Структура программы сопровождения (индивидуального маршрута)
  16. Определение целей и задач программы сопровождения.
  17. Определение субъектов воспитательно-образовательного процесса, задействованных в программе.
  18. Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения.
  19. Мониторинг программы сопровождения.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка

Этапы

Задачи

Методы

Сроки

Участ-ники

Результат

Мониторинг развития

Выявление признаков одаренности. Анализ продуктов деятельности, широты кругозоров

-Диагностика

-Наблюдение

-Анкетирование

-Собеседование

сентябрь

Воспитатели

Специалисты

Составление психологичес-кой характе-ристики и ин-дивидуального маршрута раз-вития ребенка

Развитие  способностей ребенка,

социальная помощь,

развитие коммуникативных способ-ностей.

Формирование у ребенка адекватного самовосприятия.

Развитие форм конструктивного общения со сверстниками.

Оказание помощи в адаптации в окружающем мире.

Расширение кругозора ребенка в определенной сфере интересов.

-Творческие задания

-Развивающие упражнения и игры

-Практикум коммуникативного общения.

-Собеседование

-Мозговой штурм

-Просвещение родителей и педагогов по взаимодействию с ребенком: беседы, семинары, деловые игры,

тренинги,

индивидуальные консультации

октябрь-апрель

Воспитатели

Специалисты

-Повышение  общих интеллектуальных умений

-Активизация творческого мышления

-Овладение коммуникативными навыками обще-ния со сверстни-ками

-Повышение педагогическо, социальной и пси-хологической ком-петенции у роди-телей и педагогов

Мониторинг

одаренности

Отслеживание

динамики развития одаренности ребенка

Метод оценки общей ода-ренности: интеллектуаль-ной, коммуни-кативной сфер.

май

Воспитатели

Специалисты

-Составление психолого-педагогического портрета ребенка.

-Выработка рекомендаций по дальнейшему сопровождению ребенка.

Приложение 3.

План работы с талантливыми и одарёнными детьми

на 2022 учебный год

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления талантливости и одарённости детей.

Конкурс рисунков на тему «Дорога и дети»

Проведение мастер-класса для родителей «Дидактические игры своими руками»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Октябрь

Консультация для родителей: «Что нужно знать родителям о творческих и одарённых детях»

Театрализованное представление «Играем в театр»

Тематический праздник «Вот и осень к нам пришла»

Рисование с элементами аппликации

«Осенний лес» с использованием природного материала

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Ноябрь

Детско-родительский проект «Мы здоровью скажем «Да!»

Праздник «День Матери»

Воспитатели

Муз. руководитель

Воспитатели

Декабрь

Рекомендации для родителей «Лучшие развивающие игры для творческих и одарённых детей»

Конкурс рисунков на тему «Первые шаги зимы»

Выставка и презентация семейных  поделок на тему «Дом Деда Мороза»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Январь

Театрализованное представление «Ах, что за прелесть эти сказки!»

Памятка для родителей «Как создать уголок творчества дома»

Муз. руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Февраль

Родительское собрание: «Творческое и физическое развитие вашего ребёнка»

Выставка поделок из бросового материала «Столовая для птиц»

«Папа, мама, я – спортивная семья» - спортивный праздник

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Март

 Круглый стол для педагогов «Организация досуга для творческих и одаренных детей»

Праздник «Для любимых мам»

Выставка «Букет для мамы»

Буклет для родителей «Как работать с талантливыми и одарёнными детьми»

Творческая группа

Муз. руководитель

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Апрель

 Конкурс рисунков на тему «Весна пришла»

Папка –передвижка «Одарённый ребёнок и как его воспитывать»

Воспитатели

Воспитатели

Май

 Представление опыта работы с талантливыми и одарёнными детьми

Акция «Открытка ветерану»

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Воспитатели

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как раждаются таланты?

Как рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься и делать что то не обычное , что порадовало бы и меня и моих воспитанников . Нет я не стремлю...

как рождаются таланты

статья о взаимодействии родителей и педагога с целью существенного влияния на развития ребёнка в раннем возрасте...

как рождаются таланты?

материало том ,какое влияние на развитие детей оказывает взаимодействие педагога с родителямиКак рождаются таланты ? Вот уже 16 лет я посвящаю своим дошколятам .Я креативный человек ,люблю заниматься ...

Материал для родителей "Талант вашего ребёнка"

Материал    для    родителей "Талант  вашего  ребёнка"...

Материал для родителей. Тест - анкета "Музыкальный талант ребёнка"

Материал   для   родителейТест - Анкета"Музыкальный талант вашего ребёнка"...

Презентация проекта "Вечер семейных талантов".

Семья - самое главное в жизни для нас......

" Таланты детей находятся на кончиках их пальцев"

Это доклад на родительском собрании с целью ознакомления родителей с теоретической основой по развитию мелкой моторики рук детей. Родители с удовольствием играли в предложенные им игры....