Конспект занятия в старшей группе на тему "Храмовые колокола".
план-конспект занятия (старшая группа)

На занятии даю начальные сведения о колоколах, колокольном звоне, их значениии в русской истории и литературе. Учимся украшать колокольчики узорами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hramovye_kolokola.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Храмовые колокола».

Цель:

Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России. Систематизировать знания детей о названии города, его истории, достопримечательностях. Приобщать детей к совместной деятельности, направленной на реализацию познавательных и творческих способностей.

Задачи:

-Дать детям первоначальные сведения о колоколах, колокольном звоне, показать какое значение имеют колокола в русской истории, литературе.

-Развивать интерес к речи как особому объекту познания: учить определять однокоренные слова: колокол – колокольный - колокольня; звон – звонарь, звонить.

-Учить украшать колокольчики с помощью орнаментов и узоров, используя симметрию, ритм в композиционном построении.

-Развивать творческие способности детей, посредством театрализованной деятельности.

-Воспитывать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.

Материал к занятию:

  • Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
  • Запись колокольного звона.
  • Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, колоколов)
  • Заготовки колокольчиков из солёного теста, гуашь, кисти, клеёнки, салфетки.
  • Ширма, куклы – бибабо, костюмы для ряженья, атрибуты для театрализации.

Предварительная работа:

  • Лепка колокольчиков из соленого теста.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
  • Заучивание стихотворений

Дети входят в зал под музыку колокольного звона.

Колокольчиком звоню, всех ребят к себе зову!

Воспитатель: Ребята, а какая музыка звучала, когда вы входили в зал?

Дети: колокола, колокольный звон

Сегодня мы познакомимся с интересным творчеством русского народа — колокольными звонами. Всегда славилась Россия своими соборами, церквями да колоколами. Ведь колокол частичка истории России, произведение мастерства рук людей, произведение искусства. Именно здесь можно услышать завораживающий красотой звучания колокольный звон.

Ребёнок: Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам. (С.Есенин)

К колоколам относились, как к людям, им давали имена: Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Красный и т.д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Люди могли не только выделить голос колокола, но и по характеру звука знали, о чем он говорит.

А как вы думаете, где живут колокола? (На высоких колокольнях или в звоннице)

Ребёнок: Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла. "На колокольне" В. Шамаников

Ребята, как называют человека, который так искусно звонит в колокола? Молодцы, ребята, звонарь от слова – звонить, звон. Не так просто звонить в колокола, искусству колокольного звона надо много учиться.

А можно ли у нас в городе Самара услышать колокольный звон?

У вас было домашнее задание, спросить у родителей для чего нужны были колокола на Руси? (ответы детей)

На Руси, когда не было ни телевидения, ни радио, ни телефонной связи, колокольный звон созывал всех людей, для того чтобы оповестить их о каких – либо событиях: мощные звуки колокола созывали народ во время беды, несчастья, извещали о приближении неприятеля, о пожаре, в обыденной жизни звучали при встрече высокого гостя, отсчитывали время, украшали перезвоном праздники и гуляния.

Звучит звон колоколов, на ширме появляются 2 петрушки – зазывалы.

1. Петрушка: Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

2. Петрушка: Зазвучали шутки, смешные прибаутки.

1. Петрушка: Народ собирается

Ярмарка начинается!

Выходят 2 коробейника

  • А на ярмарке товары:

Продаются сарафаны,

Разбирай платки цветные

И кокошники любые.

  • Покупайте для души

Разноцветные ковши,

До чего товар хорош

Тут уж мимо не пройдёшь.

(дети одеваются в сарафаны, кокошники, кепки, смотрятся в зеркальце)

Солнце красное встаёт

Спешит на ярмарку народ,

Как на нашей улочке

Делают шкатулочки,

Кружки, толокушки,

Досточки, игрушки!

(Дети подходят к столику, за которым сидит «хозяюшка»)

Здравствуй, хозяюшка! Что ж товару маловато?

Здравствуйте, люди добрые! Сижу, товар для продажи расписываю, да вот беда - помощников у меня нет.

Ребята, поможем хозяюшке. Мы превратимся в умельцев – мастеров, какими славилась наша Русь. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь – хоть брось. Принимайтесь за работу. Возьмите по колокольчику и украсьте его узором (разукрашивают под песню Динь –дон). Ребята, пока краска на колокольчиках подсыхает, я предлагаю вам поиграть.

Эй, честной народ, становись в хоровод!

Будем игры проводить, будем всех веселить!

Вот игра старинная – ни короткая, ни длинная.

(достаёт шарф для завязывания глаз)

В «Жмурки» играем,

Водящего выбираем!

Динь-дон, динь-дон –

Выходи из круга вон!

(обращение к выбранному игроку)

Будешь ты водить, да ребят ловить!

А вы колокольчики берите,

Да звоните все, звоните.

(Завязываю глаза водящему, дети идут по кругу)

Хоровод идёт, народ поёт

«Эй, Жмурка, лови!

Да держи его, держи!

Вы ребята не зевайте, убегайте, убегайте!»

Пока мы играли, краска подсохла, посмотрите, какие разные у вас получились колокольчики. В старину считали, что колокольный звон способен отгонять злых духов, давайте позвоним в свои колокольчики, чтобы всё плохое ушло.

Что вам понравилось на занятии, о чём вы расскажете дома?

Сегодня мы как будто бы попали в старину. А костюмы помогли нам с вами поближе прикоснуться к культуре и обычаям русского народа, народа с широкой душой.

Предлагаю ваши чудесные колокольчики подарить своим родным.

Желаю, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон «благовест», т.е. звон, который рассказывает о доброй вести. До свидания! (дети уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Конспект занятия по лепке (предметной) на тему: «Наши любимые игрушки»

Возрастная группа: старшая Тема: Наши любимые игрушки Цель: Учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет и соотношение частей)....

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки» в старшей группе

Конспект занятия в старшей группе «Мои любимые игрушки»...