Долгосрочный проект «Коровлество ладошек и пальчиков» для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста
проект

Ходова Вероника Сергеевна

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста на базе ОКУЗ "Дом ребенка специализированнный" г. Иваново.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казенное учреждение здравоохранения

«Дом ребенка специализированный»

Долгосрочный проект «Коровлество ладошек и пальчиков»

для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста

                                                                Составитель: учитель-логопед,                                                                         учитель-дефектолог

                                                                Ходова Вероника Сергеевна

Иваново, 2023

Паспорт проекта.

        Сроки проведения : с 01.09.2023 г. по 30.05.2014 г.

        Образовательные области:        

- познавательная; 

- социально-коммуникативная;

- художественно-эстетическая;

- физическая;

- речевая.

        Тип проекта:

- по составу участников - групповой (дети, логопед);

- по целевой установке – практико-ориентированнный;

- по длительности – долгосрочный.

        Вид проекта: практико-ориентированный, игровой, информационно-творческий.

        Участники проекта:

- дети группы № 4 с ЗРР и ЗПРР;

- учитель-дефектолог.

        Форма представления: слайдовая презентация.

        Цель проекта: создание условий для развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством разных видов деятельности.

        Задачи:

  • создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
  • создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
  • развивать психические познавательные процессы (память, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук);
  • сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;
  • формировать положительные эмоции.
  • подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, сенсорные коробки, подготовить дидактический материал;
  • развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
  • укрепить физическое и психическое здоровье детей.
  • расширять представление детей об окружающем мире, создать атмосферу радости и удовольствия
  • обогатить опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

        Объект исследования: мелкая моторика рук детей раннего возраста.

        Предмет исследования: влияние разных видов деятельности на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.

        Проблема. Актуальной проблемой современной корекционно-педагогической практики становится полноценное развитие детей раннего возраста. Раннее детство – это возраст, когда происходит закладка основ здоровья и характера человека; особый период становления всех органов и систем ребенка. Поэтому крайне важно создать ребенку максимально благоприятные условия для роста, воспитания, развития, независимо от того, где происходит этот период детства – в семье, в детском саду, в социальном учреждении.

        Анализ современного положения детей раннего возраста в Российской Федерации свидетельствует о чрезвычайной важности активной социально-педагогической защиты и поддержки раннего детства и о том, что она требует высокой квалификации педагогов, всех, кто по долгу службы занимается детьми.

        Одним из направлений работы с детьми раннего вораста является развитие кистевого и пальцевого праскисиса (далее – мелкая моторика). Ведь именно развитие данного вида праксиса закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок.

        Актуальность. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, письмо и рисование).

        Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

        Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

        У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Па льчиковые игры несут оздоравливающий и тонизирующий эффект всему организму, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

        Существуют самые разнообразные формы занятий по развитию движения пальцев:

1. Статические изображения пальцами предметов, образов окружающего мира: фигуры из пальчиков «фонарики», «цветок», «дудочка».

2. Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «кулак-кулачок», «ладушки –ладошки».

3. Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами.

4. Ира с мозаикой.

5. Лепка пластилином, солёным тестом, глиной.

6. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги.

7. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений.

8. Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую.

9. Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка.

10. Действия с мелкими игрушками.

        Методическое и материальное обеспечение проекта. Реализация проекта зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми раннего возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми. Кроме того, данный материа должен быть ярким, привлекающим внимание детей, разнообразным.

        Этапы работы по проекту.

        Подготовительный этап:  с 1.09.2023 г. по 1.10.2023 г.

  • Изучение методической литературы по данному вопросу.
  • Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов на взаимосвязь развития мелкой моторики у детей и развития речи, мышления, внимания, памяти.
  • Определение видов деятельности, наиболее эффективных для развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
  • Создание предметно-развивающей среды (насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом).
  • Выявление компетентности воспитателей по данной проблеме.

Диагностический этап: с 1.10.2023г. по 15.10.2023 г., в течение года.

  • Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и выявления уровня сформированности мелкой моторики каждого на момент обследования.

Основной этап: с 15.10.2023 г. по 15.05.2024 г.

  • Составление и реализация перспективного плана для работы с детьми по указанному направлению деятельности.
  • Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий.
  • Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, проведение  упражнений.

Заключительный этап: с 01.05. 2024 г. по 30.05.2024 г.

  • Подведение итогов по реализации проекта.
  • Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
  • Представление опыта педагогической общественности.
  • Публикация материалов.

        Ожидаемые результаты.

  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.
  • Максимально использовать разные виды детской деятельности;
  • Создана развивающая предметно-пространственная среду для развития мелкой моторики;
  • Развита мелкая моторика рук;
  • Развиты психические познавательные процессы (память, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, воображение, речь);
  • Сформированы волевые навыки:
  • Воспитано умение работать в коллективе;
  • Развита эмоциональная сторона ребенка;

Организация работы по проекту:

Мероприятие

Цель

Сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды (насыщение его наглядным, практическим материалом)

Подготовка материала для реализации работы с детьми

Сентябрь, в течении года

Обследование детей.

Выявление уровня раз-вития мелкой моторики.

15.10.2023 – 15.05.2024 гг

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: пред-метов быта, природно-го материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего срока реализации проекта

Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники)  «Узоры на песке», “Найди зайку в лесу” и т. д.

Развитие зрительно-моторной координаии

В течение всего срока реализации проекта

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения

В течение всего срока реализации проекта

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего срока реализации проекта

Обучение детей самомассажу ладоней и пальцев рук

Развитие подвижности пальцев рук и формировнаие их воприимчивости

В течение всего срока реализации проекта

Учить детей рисовать кончиками пальцев

Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения

В течение всего срока реализации проекта

Формировать умение катать мячик, шишку между ладонями

Сформировать навык

В течение всего срока реализации проекта

Упражнять детей в поочерёдном сгибании пальчиков на руках

Сформировать навык

В течение всего срока реализации проекта

Упражнять детей в поочерёдном поднимании пальцев рук, учить слушать словесную инструкцию.

Сформировать навык

В течение всего срока реализации проекта

Формировать  умение прокатывать карандаши между ладонями.

Сформировать навык

В течение всего срока реализации проекта

Подведение итогов   по реализации проекта

Анализ результатов деятельности

01.05.2024 по 30.05.2024 гг.

Представление опыта педагогической общественности и публикация материалов.

Трансляция опыта

В течение всего срока реализации проекта

Библиографический список.

1. Афонина,Н.Массажкарандашом :Приемы для развития мелкой моторики рук / Н.Афонина // Дошкольноевоспитание. –2019. –No 8. –С. 26–31.

2. Баранюк,И.В.Песочная терапия в работе с современными дошкольниками / И.В.Баранюк // ВоспитательДОУ. –2018. –No 10. –С. 6–11.

3. Борисова, Марина Михайловна.Пальчиковые игры: играем с детьми дома / М.М.Борисова // Дошкольник. Методика и практика воспитания иобучения. –2012. –No 8. –С. 36–38.

4. Генералова,Р.Н.Упражнения с природным материалом в коррекционной работе с дошкольниками / Р.Н.Генералова, С.Ю.Кондратьева, Л.В.Силиванова // До-школьнаяпедагогика. –2012. –No 4. –С. 44–47.

5. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О.Жукова // Дошколь-ноевоспитание. –2006. –No 11. –С. 14–16.

6. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-ПрессПальчиковые шаги.

7. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.

8. Черкашина Н. А., Стародубцева В. Г., Мирошниченко Н. П. Актуальность пребывания ребенка раннего возраста в ДОУ // Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 апреля 2020г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020.  

9. Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40-41.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование долгосрочного проекта:"С чего начинается Родина?" для детей старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Проект по рисованию «Разноцветные пальчики» для детей раннего возраста.

Проект «Разноцветные пальчики» (нетрадиционные способы рисования для малышей) направлен на знакомство детей группы раннего возраста с  нетрадиционными техниками  рисования.Нетрад...

Долгосрочный проект. Развитие мелкой моторики рук для детей 2-ой младшей группы раннего возраста

laquo;Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изо...

Досуг «В стране ладошек и пальчиков» (для детей 4—5 лет)

Досуг «В стране ладошек и пальчиков»(для детей 4—5 лет)...

Краткосрочный логопедический проект «Сказка ложь, да в ней намек...» для детей с ЗРР, ЗПРР и ЗПМ и РР раннего возраста

Проектная деятельность важна для развития у детей познавательносй активности....