Игры и игрушки для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Федорова Светлана Владимировна

Игры и игрушки для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста

 Игра – ведущая деятельность дошкольника. Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому в группах раннего возраста обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры.

 Игрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

-Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

-Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

-Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

-Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

-Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной.

-Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игрушки для всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому в группах раннего возраста обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры.

Игрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.

-Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.

-Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.

-Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.

-Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т. д), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.

-Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной.

-Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.

Всестороннему развитию ребенка будет способствовать не только покупной игровой и дидактический материал, но и изготовленный руками педагогов и родителей. Главное условие - соответствие игрушек и игровых материалов возрасту детей, адекватность целям развития и воспитания, нахождение в свободном для детей доступе и безопасность в использовании.

Большое значение для развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности: познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Поэтому в группе должны быть условия для их полноценной реализации.

Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Основой этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать свои возможности.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности (составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, подручный материал) и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки, наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом).

Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Игрушки для предметной деятельности будут способствовать выделению ребенком определенного значимого признака (формы или размера). Игрушки для экспериментирования – отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования – наглядность и яркий, ярко выраженный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести действие и желание разобраться.

Познавательные действия возможны также с наглядными пособиями, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для развития речи, которое в раннем возрасте является одной из основных задач воспитания.

Для развития речи в группе должны быть книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные и пр.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, необходимо иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок.

Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль и мог ее удержать, существует специальный игровой материал – игровые атрибуты, которые делает роль более наглядной. Это, прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки), которые так любят малыши. Игра с этими предметами создает атмосферу праздничности, сюрпризности, которая обогащает жизнь детей.

Важнейший предмет для сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка (куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок) и ширмы к ним; игровые домики, горки; машинки и дополняющие их гаражи, знаки, эстакады.

Такая игрушка является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.

При подборе образных игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Обязательное условие при выборе образной игрушки - реалистичность и узнаваемость образа.

Игрушки, которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.) уводят ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и исключает возможность настоящей игры, инициативность ребенка.

Музыкальные и озвученные игрушки (барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком, погремушка, игрушечная гармошка, бубен и т. д.) учат малыша узнавать на слух источник звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для развития музыкальных способностей.

Таким образом, открытость по образу и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого. Они помогут ребенку воспроизвести и осознать события своей жизни. Вместе с тем важно, чтобы набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста, пола, характера, в разной одежде.

Наряду с игрушками в группе должен быть неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов (обязательно безопасный для детей раннего возраста!) для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей, регулярно обновляемых для развития воображения детей.

Дидактические игрушки или пособия должны быть развивающими и побуждать ребенка к игре. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей детей 2-3 лет и не утомляют их.

Таким образом, все игрушки, без исключения, должны использоваться для всестороннего познавательного и сенсорного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста

Для ребенка игра- средство самореализации и самовыражения . Подвижные игры дошкольников и младших школьников...

Статья : "Подвижные игры, как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о влиянии подвижных игр на всестороннее развитие детей, о потребности детей в движении.Приводятся примеры подвижных игр, правила, время, место проведения....

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения к культуре разных народностей, обогащение знаний об окружающем м...

"Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста"

Использование дидактических игр в дошкольной педагогике получила своё развитие в трудах учёных и многих педагогов....

Практикум для педагогов «Педагогическая песочница, как средство и метод всестороннего развития детей раннего дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с играми из песка;- научить практическим умениям в играх с цветным песком  и песком на световых столах в работе с детьми;- .создать условия для плодотворной творче...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...

Дидактические игры как средство для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре выр...