Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры
консультация

Наталия Викторовна Полукеева

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развития творческого потенциала детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКДОУ ДЕТСТКИЙ САД «СОЛНЫШКО» ПГТ МОРТКА

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

Музыкальный руководитель: Полукеева Н В.

Мортка 2020

«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров, основанных на изучении родной культуры, поэтому, интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране возросли.

В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования.

Музыкальный материал: разные жанры народных песен, музыкальные народные игры, танцы - формируют у детей знания о русских народных праздниках, обычаях и традициях русского народа. А так как народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии, творчества.

 Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах музыкальной деятельности дошкольников: слушание, танец, пение, игра на ударных русских народных инструментах, подвижные народные игры, хороводы.

Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первое представление о культуре русского народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Одной из форм приобщения детей к народной культуре является музыкальная образовательная деятельность, на которой происходит знакомство с различными видами народного музыкального фольклора. Это детские колядки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках. Фольклорный материал отражает различные виды музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки и музыки русских композиторов;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

В репертуаре парциальной программы И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки» есть игровые попевки, потешки, шуточные песни, колыбельные песни, хороводы, игры, фольклорные наигрыши. Младшая группа: русские народные плясовые мелодии - «Ах ты, береза», «Как у наших у ворот», «Барыня»; песни - «Петушок», «Ладушки», колыбельная «Котя, котенька-коток» и другие. Средняя группа: «Полянка», песни «Три синички», «Кто у нас хороший», «Зайчик ты зайчик», игра «Колпачок», «Пляска с платочком». Старшая группа: русские народные мелодии для выполнения музыкально – ритмических движений - «Полянка», «Белолица – круглолица», игра «Чей кружок быстрей соберется» и мелодия «Как под яблонькой», прибаутки - «Бай качи, качи», «Ворон», игра «Шел козел по лесу», песня «Жил был у бабушки серенький козлик». Подготовительная группа: песни «Как на тоненький ледок», «Как пошли наши подружки», «На горе – то калина», попевка «Лиса по лесу ходила», русские народные мелодии для выполнения танцевальных движений. У детей  младшего возраста – потешки, прибаутки, плясовые мелодии со словами, колыбельные песни. Малыши  реагируют на веселую музыку,  прихлопывают, притопывают; на колыбельную музыку – затихают, покачиваются в такт музыки. В содержании народных произведений для старшего возраста отражен быт  русского народа, труд, его традиции и обычаи. Парциальная программа Сауко «Топ – хлоп» для малышей в репертуаре имеет пляски на русские народные мелодии: «Из под дуба», «Во саду ли в огороде», «Жили у бабуси», «Во поле береза стояла». В репертуаре  программы  О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» есть произведения русских композиторов, отражающие культуру нашего народа: «Березка» Е. Тиличеевой, «В поле» А. Гречанинов, «Пастушок» С. Майкапар, «Мужик на гармонике играет» П. Чайковский и другие. 

Очень велико значение русской народной песни.  Она становиться не только средством художественного воспитания детей, но и путем нравственного воспитания. В ней воспитывается любовь к родному краю, Родине, народу. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочиненные неизвестными певцами, сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о жизни народа: его труде и быте, обычаях и традициях, страданиях и надеждах, мыслях и чувствах. Надо заметить, что с помощью народных песен с успехом решаются основные задачи пения - чистое выразительное интонирование, правильное, естественное дыхание; протяженное, гибкое и подвижное звуковедение; отчетливая выразительная дикция; единая манера пения и говора.

Игровые и плясовые песни – образно яркие, напевные, поэтичные. Исполняя с детьми эти песни, можно устраивать импровизированные хороводы и пляски, выделяя, прежде всего, ярко выраженное игровое начало. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях.

Многожанровость русской народной песни дает большой простор для творческого применения этого материала в практике. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями.

   Развивать активное восприятие музыки, формировать эмоциональную отзывчивость, накапливать фольклорный багаж помогает детям слушание народной музыки.

   Дети знакомятся с русскими народными песнями в исполнении различных исполнителей народной песни. На основе слушания народных песен необходимо проводить с детьми познавательные беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах, так как песни эти неразрывно связаны с бытом, трудом и жизнью крестьян.

   В процессе слушания детям прививается интерес и к русским народным инструментальным произведениям. Лучше всего предлагать произведения контрастного характера, например, веселую «Камаринскую» и спокойную «Во поле береза стояла», «Светит месяц» и «Ходила младешенька по борочку». Так, дети вникают в музыкальный образ, учатся сравнивать и анализировать характер произведения. При слушании народной музыки прививается интерес к русской народной инструментальной музыке. В процессе слушания происходит знакомство с русскими музыкальными инструментами. Дети знакомятся со звучанием оркестра. Старшие  дошкольники знакомятся с выдающимися русскими композиторами, которые использовали народные мелодии в своем творчестве. При прослушивании музыки должны обязательно использоваться иллюстрации, репродукции картин русских художников. Так же в процессе слушания необходимо знакомить детей со звучанием русских народных инструментов (гусли, гармонь, баян, балалайка, домра, рожок, свистулька, трещотки), а также рассказывать об истории их происхождения.

Вовлекать ребенка в русскую народную культуру можно различными способами. Но именно использование русских народных инструментов на музыкальных занятиях как нельзя лучше передает и быт русского человека,  его любовь к природе. К тому же  само звучание  этих инструментов завораживает и окунает в  мир любви и радости. Еще в глубокой древности первыми развлечениями детей были звуковые игрушки (инструменты) – погремушки, свистульки, трещотки. Играя с ними у ребенка, не только формировались музыкально – творческие навыки, такие как ритм, интонация, координация, но и помогали ребенку понять и познавать мир.

      Все народные шумовые инструменты пришли из жизни и обихода человека, и имеют очень понятные и доступные ребенку названия: Погремушка – гремит, трещотка – трещит, свистулька – свистит, рубель – вырубает, жужжалка – жужжит. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка в культуру своего народа. Учитывая эту доступность и понятность русских народных музыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия дошкольников не составляет никакого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакой музыкальной профессиональной подготовки, то дети играя на них получают только положительные эмоции, испытывают радость от того что они сами могут создавать музыку или дополнять ее.

Хороводная игра  является разновидностью художественно-игровой

деятельности  детей,  представляя  собой  уникальный  синтез  народной

традиции, творческой импровизации, художественной образности.

Хороводы  являются  ценнейшим  поэтическим  приобретением  наших предков  и  важнейшим  средством  обучения  подрастающего  поколения поэтическому и танцевальному искусству. Хороводная игра – это не только «Каравай» и хождение вокруг елочки. Это  целый  комплекс  игровых  упражнений,  включающих  в  себя  музыку, пение, свободные движения, декламацию стихов, пантомиму. Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Они знакомят детей с древними традициями и обычаями. Разучивая хоровод,  дети знакомятся с происхождением этого жанра. Дошкольники узнают что, проводя большую часть времени в работе, люди высоко ценили каждую минутку отдыха. Собираясь в старину на посиделки, они пели игровые песни, связанные с конкретным содержанием  труда (вышивание, ткачество). Текст песен непроизвольно вызывал желание людей двигаться, подчеркивая характер движений, действий. Хороводы по своему темпу обычно медленные, а по характеру – светлые, мажорные. Зимой хороводы водили в избе, которую молодежь откупала под беседы и посиделки. Движения в хороводах довольно просты, например ходьба по кругу.  В весенних и летних хороводах движения были богаче и разнообразнее, связаны с элементами труда, потому что проводились на лугу. Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы. Это самый распространенный, но и самый древний вид русского танца.

Дошкольный возраст, это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы люди не придумали праздники. Именно в праздниках лучше всего отражаются обычаи и традиции каждого народа. Например,  пение колядок на Святки, стало традицией в нашем детском саду. Праздник Коляды на Святки – это один из самых любимых праздников у детей. Праздник связан с ряженьем, пением колядок, которые дети с удовольствием поют.

Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

    В завершении следует отметить, что используя средства музыкального фольклора, создаются благоприятные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, ведь  всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Таким образом, цель работы по приобщению детей к национальному искусству вижу:

- в систематическом использовании в практике своей работы всех разновидностей (жанров) народного творчества посредством знакомства и исполнения произведений фольклора, который способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней;

-  в пении простых попевок произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов;

- в участии детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества – именно там, где дети смогут применить все свои умения, навыки ансамблевого пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс

В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы,  фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....