Образовательный проект "Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности"
проект (младшая группа)

 Павлова Елена Федоровна

Проект направлен  на  развитие представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка посредством дидактических игр. В результате реализации проекта предусмотрено создание электронного пособия. Содержание,  которого будет наполнено дидактическими играми по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и  родителям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_artemon.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего

дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

 Образовательный проект

Тяжинский, 2023

Разработчики проекта: Павлова Елена Федоровна, Рубан Оксана Сергеевна воспитатели муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».

Проект направлен  на  развитие представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка посредством дидактических игр. В результате реализации проекта предусмотрено создание электронного пособия. Содержание,  которого будет наполнено дидактическими играми по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений и  родителям.

Содержание

Паспорт проекта……………………………………………………………………..4

Актуальность…………………………………………………………………………6

Новизна……………………………………………………………………………….7

Проблема………………………………………………………………….………….7

Тип проекта …………………………………………………………………..…..….7

Ожидаемые результаты…..…………………………………………………………8

Сроки реализации проекта ……………………………………………………..…..9

Этапы и план реализации проекта.…………………………………………………9

План реализации проекта………………………………………………………….10

Дальнейшее развитие проекта……………………………………………………..11

Список литературы ………………………………………………………………...12

Приложение 1………………………………………………………………………13

Приложение 2……………………………………………………………………….15

Приложение 3……………………………………………………………………….16

Паспорт проекта

Структура

Содержание

Наименование

проекта

Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего

дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Заказчики

проекта

Администрация МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

Разработчики

проекта

Павлова Е.Ф., воспитатель

Рубан О.С., воспитатель

Цель проекта

Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего  и младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности   .

Задачи проекта

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста;

 2) выявить и охарактеризовать эффективные психолого -педагогические условия сенсорного развития детей раннего  и младшего возраста;

3) создать и реализовать медиакомплекс  дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста;

4) формировать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) и эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);

5)повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

6)развивать компетентность  педагогов группы в применении современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Сроки и этапы реализации

Срок реализации –  1 год.

2023-2024 уч.год

Этапы:

1.        Подготовительный.

2.        Основной.

3.        Заключительный.

Исполнители проекта

Педагоги, воспитанники, родители воспитанников

Педагогическая значимость

В результате реализации проекта предусмотрено создание электронного пособия.  Содержание,  которого будет наполнено дидактическими играми по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

Целевые группы

воспитанники раннего и младшего дошкольного возраста,

родители воспитанников

Партнеры проекта

родители, педагоги ДОО

Актуальность

     В раннем и дошкольном возрасте сенсорное развитие имеет огромное значение, так как он наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплений знаний об окружающем мире. Оно буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

      Одним из наиболее эффективных средств сенсорного воспитания является игра, в том числе дидактическая. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой организации обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Как говорила Н.К. Крупская: «Игра для дошкольников - способ познания окружающего".

   Методика сенсорного развития посредством дидактической игры рассматриваются в работах Е.И. Тихеевой, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокиной, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др. Таким образом, проблема использования дидактической игры как средства сенсорного воспитания является актуальной. Это обусловило выбор темы самообразования педагогов  первой группы раннего возраст «Формирование сенсорного опыта у детей раннего и младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

     Реализация позволит расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности посредством игровой деятельности, повысить уровень компетентности  педагогов и родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста.

Проблема

Дети раннего возраста имеют недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям. В результате этого возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Новизна

    В процессе образовательной деятельности, в качестве основной части, используются  игры с применением  информационно- коммуникационных технологий, которые способствуют повышению качества, эффективности и доступности  усвоения программного материала младшими дошкольниками.

Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться в пространстве и на плоскости; тренируется эффективность внимания; активно пополняется словарный запас; развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация глаз; развивается воображение и творческие способности.

Цель проекта:  Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего  и младшего возраста посредством игровой деятельности  

Задачи проекта:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста;

 2) выявить и охарактеризовать эффективные психолого -педагогические условия сенсорного развития детей раннего  и младшего возраста;;

3)  создать и реализовать медиакомплекс  дидактических игр, способствующих сенсорному развитию детей раннего и младшего возраста;

 4) формировать и развивать  у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) и эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).

5) повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.

6)развивать компетентность  педагогов группы в применении современных методик и технологий для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники, родители воспитанников

Вид проекта: образовательный

Объект  проекта: процесс сенсорного развития детей раннего возраста.

Предмет исследования проекта: организационно-педагогические условия использования дидактических игр как средства сенсорного развития детей раннего возраста.

Гипотеза: мы предположили, что сенсорное развитие у детей раннего возраста будет проходить более успешно, если реализовать следующие организационно-педагогические условия:

- подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели сенсорному развитию детей раннего возраста, с постепенным переходом от простого к сложному;

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений;

- повысить уровень компетентности педагогов в области сенсорного развития детей.

Ожидаемые результаты:

Для детей:  

- Получат представления о форме, величине, цвете предметов;

 Научатся группировать предметы по заданному признаку;

 Освоят навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, смогут определять их положение в пространстве;

Для родителей:

-Родители получат необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста;

-Примут активное участие в изготовлении пособий и оборудований по сенсорному развитию.

Для педагогов:  

- Овладение и  использование ИКТ  технологии в образовательно-воспитательной  деятельности по данной проблеме;

 Диссеминация  педагогического опыта  по итогам реализации проекта ;

  Применение педагогами приёмов, направленных на обогащение сенсорного развития детей.

Продукт проекта:  

- Создание  электронного пособия « Познаю мир, играя»;

Презентация проекта

Выступление на педагогическом совете ДОУ; муниципальной  инновационной площадке, публикации,  участие в конкурсах творческого и профессионального мастерства.

Срок реализации  проекта –  1 год. (2023-2024 уч.год)

Этапы реализации проекта

1этап - подготовительный  

 Составление плана реализации проекта, изучение литературы по теме проекта. Определение методологии исследования, понятийного аппарата, проблем, объекта, предмета, задач.  Определение форм и методов реализации проекта; Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.

 2 этап –  основной

Подготовка наглядного и дидактического материала; ознакомление детей с дидактическими играми, разработка материалов для работы с родителями; проведение родительских собраний, консультаций для родителей.

3этап – заключительный

Создание  электронного пособия « Познаю мир, играя», применение на практике.

План реализации проекта

Содержание

Срок проведения

Подготовительный этап

Изучение  методического материала по формированию сенсорных эталонов  у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Сентябрь 2023г

 Создание предметно-развивающей среды группы по сенсорике окружающей ребенка

Сентябрь 2023г

3.

Вынесение вопроса реализации проекта на заседании родительского комитета

Октябрь 2023г

4.

Анкетирование родителей «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития детей»

Ноябрь

2023г

5

Диагностика по выявлению и оценки сенсорного развития детей раннего возраста (методика Т.В. Николаевой)

Ноябрь

2023г

Основной этап

6

Видеоконсультация  для родителей  «Дидактические игры по развитию сенсорных эталонов»

Ноябрь

2023г

7

Создание медиатеки дидактических игр на закрепление  понятия формы

Декабрь 2023 г.

8

Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика» 

декабрь 2023г

9

Создание медиатеки дидактических игр на закрепление  понятия величины

январь

  1. г.

10

Создание медиатеки дидактических игр на закрепление  цветового восприятия

февраль 2024 г.

11

Применение  интерактивных дидактических игр и упражнений, направленных на восприятия форм, величины, цвета  в условиях детского сада  и дома

март –

2024г

12

Мастер – класс  для родителей по изготовлению бизиборда  в режиме онлайн

апрель

13

 Изготовление дидактических игр собственными руками на  развитие тактильных ощущений  с привлечением родителей

апрель

2024г

Заключительный этап

14

Создание электронного пособия «Познаю мир, играя»

май

2024г

15

Презентация  электронного пособия на педагогическом совете. Участие в конкурсе профессионального мастерства

май

2024г

Дальнейшее развитие проекта

Успешная реализация проекта дает возможность обобщить опыт работы педагогов группы на муниципальной инновационной  площадке, распространить его  в других детских садах, презентовать  продукт проекта на сайте МАДОУ.


               Список литературы:

  1. Венгер ,Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»/ Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 1995. )–Текст: непосредственный
  2. Венгер, Л. А.«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» / – М.: Просвещение, 1997.) – Текст: непосредственный
  3. Янушко, Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста»/ Е.А. Янушко.  – М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 110 с. Текст: непосредственный.
  4. Мелёхина, И. В. « Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста»/ И.В. Мелехина - СПб.: Заневская площадь, 2014.

 Приложение 1

Родительское собрание в первой группе раннего возраста: «Путешествие в страну Сенсорика»

Цель: Создать условия для знакомства родителей друг с другом. Рассказать об особенностях данного периода развития. Установить эмоциональный контакт, партнёрские отношения с родителями.

Задачи: Познакомить родителей с играми, которые способствуют сенсорному развитию детей 2-3 лет; укрепить сотрудничество между родителями и педагогическим коллективом группы.

Ход собрания:

  1. Вводная часть.
  2. Возрастные особенности детей раннего возраста.
  3. Путешествие в страну «Сенсорика».
  4. Просмотр презентации «Развивающие игры для детей раннего возраста».
  5. Прочее.

Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня замечательное событие – первое родительское собрание в нашей жизни. В детском саду вам и вашим детям предстоит прожить 5 лет. Станут ли эти годы для вашего ребёнка, а значит и для вас счастливыми – это во многом зависит от нас, педагогов ДОУ, от вас, уважаемые родители, от вашего участия в жизни группы и детского сада. Во время нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже надеемся перерастёт в дружеские отношения.

 

Уважаемые родители! Сегодня мы бы хотели познакомить Вас с возрастными особенностями детей раннего возраста. (выступление воспитателя).

Уважаемые родители! Сегодня мы бы хотели познакомить Вас с разнообразными играми, которые мы используем для развития сенсорной культуры у детей.

Но для начала немного теории. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе, и для других видов деятельности.

Основными приёмами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме.

Сейчас я приглашаю Вас встать в круг. Забудьте на время, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем.

Поскорей все встали в круг

За руки все взялись вдруг

Будем рядом мы стоять

Будем глазки закрывать.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться.

Подарю вам ленточки,

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно нас ждёт,

В страну Сенсорика везёт!

Слышится стук колёс, родители становятся «паровозиком», воспитатель впереди.

Внимание наш поезд приехал на стацию «Разноцветная».

Игра «Рассыпалась мозаика».

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные предметы по цвету. Формировать мелкую моторику пальцев рук.

На столе рассыпана мозаика из четырех или двух цветов. Рядом стаканчики такого же цвета. Надо собрать мозаику по стаканчикам.

Для данной игры можно использовать любой материал, который есть в группе или дома: карандаши, бусинки и т. д.

Звучит музыка поезд едет дальше.

Наш поезд приехал на станцию «Фигурная».

Игра «Уложи фигурки в кроватку».

Цель: учить соотносить предметы по форме.

У каждого лист с контурами фигур: треугольник, круг, квадрат – это кроватки. А фигурки – «человечки» устали и хотят спать, каждый в своей кроватке.

Наш поезд приехал на станцию «Наши пальчики».

Игра «Собери бусы».

Цель: Учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

Игра «Покорми Маню и Ваню».

Цель: развивать мелкую моторику рук, глазомер, тактильные ощущения.

Ну вот наше путешествие подошло к концу. Сегодня вы на практике познакомились с играми, в которые мы играем с детьми. Все эти игры не требуют сложных материалов, предполагают индивидуальную работу с ребёнком и поэтому доступны в домашних условиях.

Приложение 2

Анкета 

«Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития детей раннего и младшего возраста»

Уважаемые  родители!

В рамках планирования работы по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» нам необходимо знать ваши рассуждения по данной теме. Вашему вниманию предлагается анкета:

1. Слышали ли вы что-нибудь о сенсорном развитие ребёнка?

  • да; 
  • нет. 

2. Считаете ли вы необходимым развитие ребёнка в данном направлении? 

  • считаю нужным; 
  • не считаю нужным; 
  • затрудняюсь ответить. 

3. Готовы ли вы участвовать в создании в группе условий для сенсорного воспитания ребёнка?

  • да; 
  • нет.

4. Устраивает ли вас информация о сенсорном воспитании, размещённая в группе? 

  • информация отсутствует; 
  • я не обращаю внимания на информацию; 
  • информация интересная, но не имеет практической значимости для меня; 
  • наглядная информация интересна и полезна для меня. 

5. Оцените уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: 

  • высокий; 
  • средний; 
  • низкий. 

6. Имеются ли у вас дома игры по сенсорному развитию: 

  • да; 
  • нет; 
  • не знаю. 

7. В какие из них чаще всего ваш ребенок играет дома? ______________________________

8. В освещении какого вопроса по сенсорному воспитанию вы нуждаетесь?

______________________________________________________________________________


Спасибо за сотрудничество!

                                                                                                                          Приложение 3

Диагностика по выявлению и оценки сенсорного развития детей раннего возраста (методика Т.В. Николаевой)

Для исследования умения узнавать основные цвета проводилась игра «Найди нужный».

Оборудованиенабор геометрических тел разного цвета: шары, кубики, конусы, цилиндры, пирамиды (красные, желтые, синие, зеленые, розовые, оранжевые, белые, черные) – всего 8 штук.

Ход игры. Воспитатель говорит ребенку: Давай поиграем в игру «Найди нужный». Я думаю, ты все мои задания выполнишь правильно. Посмотри, какие фигуры стоят на столе. Найди среди них красную. Если ребенок не справляется с заданием, воспитатель показывает ему красную фигуру из другого набора и говорит: Найди такую же по цвету.

Если ребенок затрудняется, воспитатель может оказать помощь, складывая фигуры вместе: Посмотри, они такого же цвета? Найди такого же. Затем педагог просит ребенка найти синюю, зеленую, желтую фигуру. По результатам определяется уровень умения узнавать основные цвета.

Для исследования умения различать основные геометрические фигуры проводилась дидактическая игра «Найди пару».

Оборудованиевырезанные из картона или пластмассовые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Второй набор (у педагога) состоит из таких же фигур, но другого размера.

Ход игры. Воспитатель говорит ребенку: Приглашаю тебя поиграть в игру «Найди пару». У каждой геометрической фигуры есть пара – брат, очень похожий на первого. Конечно, им скучно поодиночке. Давай найдем для них пары, пусть живут дружно. Если ребенок затрудняется в выборе пары, воспитатель может оказать помощь, положив рядом две фигуры (например, квадрат – прямоугольник, овал – круг) из одного набора и другого. – Посмотри, где здесь братья?

Для исследования умения различать предметы по величине проводилась игра «Наведем порядок на улице».

Оборудование: 4 домика, вырезанные из картона, разной величины разложены в ряд.

Ход игрыВоспитатель говорит ребенкуНа нашей улице должны стоять домики по порядку: начиная от самого маленького, заканчивая самым большим. Давай наведем порядок на улице, чтобы было красиво. Когда ребенок заканчивает работу, воспитатель спрашивает: Какой домик самый маленький? Какой домик самый большой? Возможная помощь воспитателявоспитатель кладет рядом два домика и спрашивает: Какой из них больше? Какой меньше?

С помощью данных игр определялся уровень каждого умения, затем определялся общий уровень сенсорного развития детей раннего возраста.

Уровни сенсорного развития детей раннего возраста имеют следующую характеристику.

Высокий уровень – ребенок может выбрать предмет названного воспитателем цвета (красный, синий, зеленый, желтый) и предметов разных цветов, он правильно подбирает геометрические фигуры к образцам, самостоятельно расставляет предметы в порядке увеличения – уменьшения, выбирает самый маленький и самый большой предмет.

Средний уровень – ребенок может выбрать предмет нужного цвета по образцу, показанному педагогом или выбрать предмет по названному цвету с помощью взрослого. Он может подобрать геометрические фигуры к образцам, допуская 1-2 ошибки, расставить предметы в порядке уменьшения – увеличения с помощью педагога.

Низкий уровень – ребенок не может выбрать предмет нужного цвета (по названию или по образцу) даже с помощью воспитателя. Он не может подобрать геометрические фигуры более, чем к 2 образцам, даже с помощью взрослого; не может расставить предметы в порядке уменьшения – увеличения или допускает в задании более 2 ошибок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем дома! Игры на развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста, для использования в домашних условиях.

Я хочу предложить очень простые, но в то же время очень интересные, а главное познавательные игры, которые можно организовать с детьми дома....

Образовательный проект Формирования сенсорно - математических представлений детей раннего возраста» (2 – 3 года)

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №11 муниципального образования Кореновский район      Образовательный про...

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Интеллектуальное развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности ....

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Картотека  дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего и младшего дошкольного возраста....

Проект "Да здравствует мыло душистое!" (формирование гигиенических навыков у детей раннего и младшего дошкольного возраста)

Краткосрочный проект по формированию у младших дошкольников простейших гигиенических навыков...

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В данной статье раскрывается актуальность и содержание работы по формированию словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности....