«Путешествие в шахматное королевство».
план-конспект занятия (старшая группа)

Кирова Екатерина Валерьяновна

закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

 «Путешествие в шахматное королевство».

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Задачи:

Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Образовательная область: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Развитие речи»

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шахмат, шахматной доской (поля, горизонталь, вертикаль, диагональ), шахматными фигурами, чтение сказки «Мурзилка рисует шахматные фигуры» И. Г. Сухина, рисование шахматных фигур, разучивание стихотворений про шахматные фигуры, песни «Шахматная страна», просмотр серий про шахматы из мультфильма «Смешарики».

Оборудование и материалы: Ноутбук, экран, говорящая ручка, панель, шахматная доска и фигуры, пазлы, коробка.

Ход занятия:

Шахматистка:- Здравствуйте ребята! Как хорошо, что вы пришли! Давайте знакомиться, я шахматистка и я очень люблю играть в шахматы, а вы любите играть в шахматы?

Дети:  (ДА)

Шахматистка: Здорово, значит, я пришла по адресу. В нашем шахматном королевстве злая колдунья заколдовала все фигуры, а у нас скоро шахматный турнир (обращаю внимание на шахматное поле которое пустое)

Вы поможете мне, расколдовать фигуры!  (показ слайда с колдуньей)

Дети: ДА        

Шахматистка: Тогда я вас приглашаю выполнить первое задание и расколдовать шахматную фигуру  (загадки с говорящей ручки)

Загадки:

- Какая форма у шахматной доски? (квадратная)

- Как правильно нужно сесть за шахматную доску?  (друг напротив друга и в правом нижнем углу должно находиться белое поле)

- Что делают противники за шахматной доской?  (играют)

- Сколько белых и черных клеток на шахматном поле?  (64)

- Покажите горизонталь и какое количество горизонталей на шахматной доске (8)

- Покажите вертикаль и какое количество вертикалей на шахматной доске (8)

- Покажите диагональ

Шахматистка: Молодцы ребята, вы справились с первым заданием, и получаете первую фигуру. (Пешка) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка: Что бы расколдовать следующую фигуру нам нужно выполнить следующее задание, оно находится в заколдованных конвертах.  (3 конверта с пазлами) дети собирают фигуры из частей.

Шахматистка: Молодцы ребята, вы справились со вторым заданием, и получаете вторую фигуру. (Ладья) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка:  Ребята, нам нужно поторопиться, а то время скоро закончится и фигуры никогда уже не смогут вернуться на свои места. Давайте приступим к следующему заданию. На столах перед вами находятся листы с шахматным полем, ваше задание: нужно взять фломастер и нарисовать, как ходит фигура, которая изображена в правом верхнем углу. Приступаем у вас на выполнение задания всего несколько секунд, перед тем как выполнить задание посмотрите внимательно, что за фигура  и вспомните, как она ходит и рубит. Приступайте.

Шахматистка: Молодцы ребята, вы справились с третьим заданием, и получаете третью фигуру. (Конь) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка: Ребята, а теперь настало время отдохнуть.

        

                                                        Физминутка «Конь»

Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.

Шахматистка: Молодцы ребята, вы хорошо попрыгали, повеселились и за это получаете четвертую фигуру. (Слон) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка: Следующее заколдованное задание находится на нашей панели, давайте подойдем к ней и выполним предложенное задание. Что бы справиться, с этим заданием нужно внимательно слушать задания и правильно их выполнять  (дети выполняют задание)

Шахматистка: Молодцы ребята, вы справились с пятым заданием, и получаете пятую фигуру. (Ферзь) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка: Ну и последнее задание, которое заколдовала злая колдунья.

Ребята, вам нужно найти себе пару и вместе со своим напарником расставить все фигуры в правильном порядке на шахматное поле (доску)  которые находятся на столе.

Шахматистка: Молодцы ребята, вы справились с шестым заданием, и получаете шестую фигуру. (Король) (достаю из заколдованной коробки  фигуру спрашиваю, какую фигуру мы расколдовали, и прошу поставить ее на шахматное поле)

Шахматистка: Ребята, какие вы молодцы все фигуры расколдовали!

Шахматистка: Ребята, посмотрите, чары злой колдуньи разрушены и турнир состоится!!! А вам за вашу доброту, смекалку, смелость я хочу подарить настоящие шахматные часы. Более подробно вы познакомитесь с ними на следующем занятии. Вам огромное спасибо и до свидание.

 

Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий деловой игры для педагогов «Путешествие в шахматное королевство»

Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности знакомства детей с шахматной игрой, методов, приемов и форм педагогической деятельности.Задачи:-дать общее представлени...

Познавательная игра "Первое путешествие в шахматное королевство"

Интерактивная познавательная игра на ознакомление детей дошкольного возраста с шахматными фигурами...

Проект "Путешествие в шахматное королевство"

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...

«Путешествие в Шахматное королевство»

Интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

Сценарий развлечения " Путешествие в шахматное королевство"

Сценарий предполагает участие родителей....

Первое путешествие в Шахматное королевство

Интерактивная игра "Первое путешествие в Шахматном королевстве" для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство детей с шахматными фигурами...