Настольные игры с детьми 2-4 лет
картотека (младшая группа)

Скраклева Екатерина Михайловна

Данный материал будет полезен людям работающим с детьми младшего дошкольго возраста, а так же родителям детей с года до 4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastolnye_igry_s_detmi.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Настольные игры с детьми 2-4 лет

В детском саду настольные игры для детей 3-4 лет, а также малышей и дошкольников – не просто один из видов развлечений, а важный инструмент в развитии эмоций, внутреннего мира, психологического стержня, характера. Главная задача педагога заключается в правильном подборе игр, соответствующих возрастной категории ребят и их интересам в садике. В современное «компьютерное» время дети зачастую лишаются возможности в домашних условиях полноценно играть за столом – глядя на взрослых, они отдают предпочтение телефонам, приставкам, телевизорам. Именно поэтому качественная организация настольного досуга, внедренная в детский сад, так важна и актуальна.

Ближе к двум годам, малыш начинает интересоваться всем тем, что происходит вокруг него: идет дождь, светит солнце, листочки зеленые, цветочки хорошо пахнут, а птички поют и так далее. Если вы стараетесь выезжать за новыми впечатлениями в парки и скверы, то и заинтересованность малыша будет более полной. Ведь ему будет очень интересно попробовать песок на вкус, узнать твердый ли ствол у дерева, что сломается быстрее: палка, которой он стучит по дереву или дерево. В эти моменты важно подхватить волну и постараться найти в книжных магазинах среди множества настольных игр те, которые подойдут в качестве первых карточных игр для вашего любопытного малыша уже в 2 года.

Малыши 2-3 лет зачастую еще не разговаривают, не улавливают разницы в цветах и формах, не знают названий предметов. Воспитателю необходимо предложить таким деткам настольные игры по развитию речи, визуального и слухового восприятия, внимательности. Играть совместно без помощи взрослого ребята пока не могут, поэтому педагог выступает в роли координатора и наставника в группе садика.

Дети младшей группы очень любознательны и интересуются всем новым для себя. Предложите им поиграть в яркие пирамидки, лото из картинок, крупные пазлы, построить башни. Каждая игра должна быть яркой, красивой и максимально безопасной. Никаких мелких деталей (фишек, кубиков), острых предметов — садик по умолчанию должен быть местом, в котором всегда безопасно для ребенка. Вы можете сделать своими руками пальчиковый театр и предложить вместе с детьми разыграть сценку.

В возрасте с 3-х лет ребенок уже активно общается с окружающими его сверстниками и в силах совместно с ними что-то изучать и открывать. На данном этапе настольные игры для детей 3-4 лет могут приобретать новые правила, а педагог выступает в роли арбитра на «поле». Совместное занятие призвано развивать чувство справедливости — малыши учатся радоваться не только личной победе, но и успехам сверстников. Девочка с удовольствием примется увлеченно играть в одевалки, будь то бумажные героини с различными самодельными нарядами или объемные куклы. Одевалками можно увлечь не только ради разнообразия досуга, но и ради понимания принципа и алгоритма одевания одежды. Мальчик прекрасно справится с не самым сложным конструктором.

Те настольные игры для детей 3-4 лет, которые были успешно приняты детьми в младшей группе садика, могут быть немного усложнены для средней. Например, в качестве задачи, поставленной перед ребенком, будет не просто назвать предмет на картинке, а дать ему разностороннюю характеристику (цвет, особенности, назначение). Развивайте речь детей, предлагая развернуто отвечать на вопросы, применять мимику, выговаривать отдельные звуки.

Прежде чем заняться поисками настольных игр для карапузов, нужно понять по какому принципу их лучше разделить по группам и какие из них лучше приобрести для совместных игр.

Все игры условно можно подразделить:

  1. Игры с предметами. Наборы кубиков, конструкторов, мозайки, пазлы, магнитные игры. Все предметы здесь крупного размера, если мозайка, то внимательно посмотрите на возможность проглотить детальку. В варианте для детей от 2-4 лет такие мозайки, конструкторы не могут быть проглочены ребенком. В основную задачу здесь входит взаимодействие с множеством деталей игры. Например, постройка башни из кубиков или сбор картинки в поле мозайки. Дети тренируют свои пальчики на захват и установку детали именно на том месте, где им бы хотелось ее видеть.
  2. Настольные игры, которые помогают научиться группировать различные предметы. Например, распределить детали каждого цвета отдельно или найти среди предоставленных на картинках только домашних животных. Таки игры помогают в простой и легкой форме многое узнать об окружающем их мире.
  3. Для развития внимательности вы можете использовать настольные игры для детей младшего возрастав виде лото, домино. Для детей они бывают сделаны по принципу "лото-животные", "домино-транспорт" и так далее. Во время игры обязательно следить взрослому за ее ходом. Помогать по необходимости (!) игрокам.
  4. Учить рассуждать и находить логические взаимосвязи можно с помощью лабиринтов, подбора картинок по теме, составление пазлов. Например, с одеждой для человечка по времени года или места куда он собирается. С помощью таких настольных игр вы сможете донести в игровой форме до ребенка последовательность и логику всех действий. Например, зачем варежки, если на улице зима. Какой распорядок дня и из каких обязательных действий состоит утро. Подобные логические игры-пазлы(как правило, они имеют именно такой вид) помогут вам в этом.

Вот несколько примеров настольных игр:

1.Лабиринты

Лабиринты подразделяются на плоские и 3D. В идеале для каждого малыша иметь оба варианта, ведь в одном он будет кроме мелкой моторики тренировать память и логику, в случае лабиринта-сказки, например. А вот в 3D варианте он сможет постараться развить еще и пространственное воображение. Перемещать детальки во втором варианте лабиринта, кстати, понравится всей семье. Как показывает опыт воспитателей в группах раннего развития по методике Монтессори, мамочки с большим удовольствием приобщают к этим играм своих карапузов. При этом разница в таких лабиринтах, как правила только в их размерах и масштабности. В группах раннего развитияиспользуются в основном большие настольные 3D лабиринты с крупными предметами, а более мелкими детальками производители предлагают именно как игрушки для держания на руках.

2.Сортеры

Сложность сортера, размер деталей и их сложность форм влияют на выбор родителей в качестве настольной игры для детей 1-2 лет. В идеале в самом начале приобрести сортер самый простой, чтобы малыш не злился, если бы не успел подобрать для всех деталей домики. В целом кроха с помощью такой не хитрой игрушки каждый день исследует ее, находя закономерности между ее формой и отверстием в которое она может пройти.

3.Маленькое или большое

Эта игра будет сопровождать вас до тех пор, пока крохе не получит ответ на все сравнения и не сможет самостоятельно анализировать. Вначале вы будете играть внастольную игру, но после он будет спрашивать вас по этому поводу относительно всех окружающих предметов: "Дом большой или маленький?!", "А лестница?!", "А песок?!" Вопросов будет море, но на то он и ребенок, чтобы их постоянно задавать. Наберитесь терпения, и, как первый учитель своего крохи помните, что вопросы у него будут возникать не только во время посещения развивающих занятий, но и на прогулках и дома. Частенько вам придется обращаться к учебной литературеи узнавать, как можно на доступном для ребенка языке объяснить различные понятия.

4.Найди пару

Данная настольная игра подойдет для детей 2 лет, которые готовы искать разные пары логическим путем. В качестве примера настольной игры на фотографии или с помощью выяснения кто чей ребенок. Принцип второго варианта тот же – поиск пары, но смысл в итоге будет разный. В одном случае мы ищем логическую цепочку, состоять она кстати может как из двух, так и гораздо большего количества карточек. В другом варианте – узнаем подробности о семействах животных, как называются и выглядят их детки.

5.Цвета

Как только кроха начинает проявлять интерес к первым настольным играм, вы можете запастись такой просто на первый взгляд, но полезной игрой-пазлом в цвета.

Разделять по цветам и учить, как именно называют основные цвета вы можете в любом виде, но в этой игре ребенок научится компоновать различные предметы исходя именно из их основного на данный момент свойства. При этом он получит базовые знания, и возможность не только логически рассуждать, но и аккуратно складывать пазлы самостоятельно.

5.Сказки

Все дети любят сказки. Рано или поздно они начинают их рассказывать и вам. Для того, чтобы помочьречи ребенка структурироваться, расширить его словарный запас, начать обучать простейшим построениям и правильным словоформам, применяйте настольную игру для детей 2 года жизни в виде любимых сказок. Вечером вы можете читать ему эти сказки, а днем кроха сможет их самостоятельно рассказывать, с помощью красочных карточек-подсказок.

6.Любимые игрушки

Так как карапуз любит разные яркие картинки, а еще у него есть множество интересных для него и очень любимых игрушек, поэтому вам стоит обратить внимание на такую настольную игру для самых маленьких, как макси-пазл. Кроме того, что вы сможете проговаривать название каждой игрушки, рассказывать о ее особенностях, цвете, форме и размере, ребенок сможет аккуратно сложить картинку в единое целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольные игры с детьми младшей группы

Примеры сюжетно-ролевых игр совместно родителей с детьми....

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД.

Рекомендации родителям, в какие настольные игры играть с ребенком, чтобы закрепить ПДД....

Краткосрочный проект «Игры для ума». Обучение детей 6-7 лет настольным играм.

Задачи проекта: познакомить детей с историей появления настольных игр (шахматы), обучить детей настольным играм (шахматы), расширить представления детей о настольных играх; рассказать о правилах игр; ...

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»

Мастер-класс настольной игры из бросового материала «Настольный кегельбан»Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок подчиняется правилам игры...

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра «Джуманджи»)

моя педагогическая находка Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Кош-Агачскому району» в форме квест игры. (за основу взята настольная игра "Джуманджи&q...

Создание настольной игры-ходилки "Сбежавшие микробы" с детьми старшего дошкольного возраста

Создание игры-ходилки с правилами, которые помогут детям сохранять своё здоровье и избежать встреч с микробами в жизни...

Дидактические материалы к настольной игре «Фоторобот» по нетрадиционному рисованию с детьми дошкольного возраста.

Настольная игра «Фоторобот» - это увлекательная игра, где можно нарисовать целый предмет по частям, используя таблицу с элементами рисунка и игрального кубика. К настольной игре были разра...