Взаимодействие детского сада и библиотеки , как средство формирования читательской грамотности у воспитанников доо
консультация (средняя группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Её место занимает телевидение и другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к книге является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст – время становления читателя в ребёнке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И БИБЛИОТЕКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОО

В настоящее время возникла серьёзная проблема: у детей падает интерес к книге. Её место занимает телевидение и другие технические средства, которые во многих случаях не могут заменить книгу. Падение интереса к книге является фактором сегодняшней жизни. Дошкольный возраст – время становления читателя в ребёнке, требующее внимания и кропотливой совместной работы детского сада и семьи.

Одним из условий приобщения дошкольников к книге является взаимодействие ДОУ с социальными институтами, в частности с библиотекой.Библиотека обладает уникальными ресурсами для эффективной поддержки социальной рекламы чтения, формирует интерес читателя любого возраста.В последнее время представление о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной инфраструктуре сильно изменилось. Помимо работы с абонентами, уделяют большое внимание образовательной деятельности с целью интеллектуального, творческого развития читателей, продвижения чтения. [1]

Возможности сотрудничества детского сада и библиотеки составляют вариативную часть общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации. Все знания, полученные в ходе реализации программ социального партнерства, естественным образом интегрируются в образовательную деятельность дошкольной организации.[3]

Целью взаимодействия детского сада и библиотеки является формирование у воспитанников интереса и потребности в чтении художественной литературы.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • формировать интерес к книге как к источнику информации;
  • приобщать воспитанников к художественной литературе;
  • формировать у них запас литературных художественных впечатлений;
  • развивать выразительную литературную речь.

В начале каждого учебного года мы, педагоги и родители, знакомимся с тематикой мероприятий библиотеки на текущий учебный год, выбираем самые актуальные, социально-значимые мероприятия для организованных групп детей и согласовываем определенную тематику с руководителями отделов библиотеки. В процессе совместной деятельности проводим апробацию новых образовательных программ, обсуждаем их, вносим коррективы с учетом возраста воспитанников.

Свою работу с библиотекой строим на основе договора о совместной деятельности, в котором предусматриваются разные формы работы, учитывающие запросы родителей и особенности детей дошкольного возраста: литературные праздники и развлечения,театрализованные представления, авторские встречи, общие родительские собрания.

Первые посещения библиотеки начинаем с экскурсий, где дети знакомятся с внутренним оформлением библиотеки, с правилами поведения в этом общественном месте, профессиональными обязанностями библиотечных работников. Дети наблюдают, как библиотекари консультируют и помогают выбрать необходимую литературу, как выдают книги, показывают, где хранится библиотечный фонд, объясняют, как быстро можно найти нужную книгу. Проводят экскурсии в музей рукописной книги, театральной куклы, знакомятся с литературным музеем, где собраны произведения поэтов и писателей.

В библиотеке организуются игровые занятия по совместным авторским программам; литературные викторины, к которым необходимо прочитать определенные произведения и ответить на вопросы. При каждом посещении библиотеки мы берем книги и читаем их в свободное время нашим детям.

Наши воспитанники в восторге от познавательно-игровых программ в отделе «Мир необыкновенных книг» с использованием нео-книг: звуковых, говорящих, музыкальных, тактильных, книг-игр, книг-пазлов, книг в 3D, конструкторов, театров и много других.

Много интересного познают дети в читальном зале «Сказка», здесь они могут рассмотреть иллюстрации к знакомым произведениям, слушают аудиокниги, знакомятся с героями сказок. Очень нравится игровой уголок, который оформляетсяпо определенной сказке, где дети могут увидеть, потрогать предметы (корыто, печка, ухват).

Одно из направлений совместной деятельности - это выставки рисунков. Дети активно участвуют в таком мероприятии, организованном библиотекой. Представляли рисунки по темам «Помню. Горжусь….», «Мой славный город», «Моя мама».

Наши воспитанники выставляют не только свои рисунки, но приходят в библиотеку со своим театрализованным представлением. На сцене библиотеки наши воспитанники показали музыкально-драматические спектакли «Федорино горе», «Заюшкина избушка».

С большим энтузиазмом дети участвуют в конкурсе рукописной книги и специально организованных концертах. На концертах наши воспитанники выразительно читают стихи и показывают небольшие инсценировки, соответствующие своему возрасту.

На базе библиотеки происходит обмен опытом по работе с книгой через использование нетрадиционных форм и методов работы, а так же повышение педагогической культуры родителей по вопросамприобщения детей к чтению книг. Такие как: литературные гостиные (включают деловые игры и викторины по вопросам художественной литературы) и круглый стол.

Родителям воспитанников предоставляется возможность для общения по вопросам чтения, обмена читательским опытом. Педагогами и работниками библиотеки проводятся консультации по данной теме, даются рекомендации. Диалог может принимать форму «вопрос - ответ».

Книга помогает закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Результаты нашей совместной работы только радуют: у большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге. Выполнив домашнее задание, семьи воспитанников приходят в библиотеку и принимают участие в тематических викторинах, или рассказывают о своей домашней библиотеке и любимых книгах. Такие мероприятия способствуют возрождению семейного чтения, формированию отношения к домашней библиотеке как семейной ценности, передающейся от поколения к поколению.[2]

В результате посещений мероприятий в библиотеке у детей возникла идея создать настоящую библиотеку в группе. Многие родители поддержали наше начинание и приняли участие в акциях«Моя любимая книга», «Книги - верные друзья», более того, они решили подарить детям группы интересные, увлекательные книги, которых нет в дошкольной организации. Так появилась групповая библиотека. Все принесенные книги разделили на четыре группы: сказки, рассказы, стихи, познавательные книги. Назначили ответственных за порядок. Дети сами организуют выставки в групповой библиотеке по разным направлениям в зависимости от актуальности: лексические темы, времена года, праздники.Они стали чаще обращаться к книгам, рассматривать иллюстрации, интересоваться сюжетами произведений и обсуждать их.

В результате организованной деятельности у детей появилась необходимость выразить впечатления через игру. Возникла сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Дети сами стали выступать инициаторами игры, договариваться о ролях, меняться ими, постоянно развивают и обогащают сюжет. Каждому хочется взять на себя роль библиотекаря и выдавать «читателям» книги. Игра показала, что дети знают все роли, умеют общаться.

Таким образом, в результате организованной работы с детьми, детским садом и библиотекой

  • у воспитанников появилась потребность посещать библиотеку, сформировались читательские умения,
  • положено начало по приобщению детей к лучшим образцам художественной литературы,
  • повысился уровень познавательного, речевого развития детей,
  • сформировался интерес к художественной книге.

Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, предает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Список литературы

#1043;авренкова, Н.В. Посещение библиотеки. Первое знакомство / Н.В. Гавренкова // Воспитание дошкольников. – 2019. – № 1. – С. 33–36.

#1047;убенко Н.Ю. Рекомендации по подбору художественных произведений для организации игры дошкольников / Н.Ю. Зубенко, Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. – 2018. – № 6. – С. 3–8.

#1055;антелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2019. – № 8. – С. 52–60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие детского сада с библиотекой"

Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативн...

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления воспитанников старшего дошкольного возраста

Естественное желание каждого родителя – вырастить своего ребенка здоровым, сильным и крепким. Однако и ФГОС ставит перед дошкольной организацией ряд задач, одна из которых - охрана и укрепление ...

Взаимодействие детского сада и библиотеки.

взаимодействие детского сада библиотеки и семьи из личного опыта....

«Культурно-образовательные практики детского сада и библиотеки, как способ развития читательской культуры ребенка»

 Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, которые в свою очередь обусловливают как позитивные тенденции его развития, так и сложные проблемы, связанные с...

Консультация для родителей. «Взаимодействие детского сада и библиотеки».

одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка  является взаимодействие с библиотекой...