Мастер – класс «Песочные фантазии»
материал (подготовительная группа)

Скворцова Анастасия Александровна

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

 

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_skvortsova.docx285.9 КБ

Предварительный просмотр:

ММО воспитателей подготовительных к школе групп

с приглашением молодых специалистов

Мастер – класс

«Песочные фантазии»

Выполнила:

Воспитатель Скворцова А.А.

Зарайск, 2023.

Тема: «Песочная фантазия»
Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техникой рисования песком на световом столе.

Задачи:

Образовательные: способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и играми рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми.

Развивающие: содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность.

Воспитательные: вызвать чувство эмоционального комфорта.

Оборудование: световой стол, песок, камушки, ракушки, влажные салфетки.

Предварительная работа: изучение опыта работы по данной теме,

подготовка презентации и фильма.

Ход.

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня для вас я проведу мастер-класс на тему « Песочные фантазии»

ход

Слайд 2. К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Рисуя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Слайд 3. Очень часто ребенок не может выразить словами свои переживания, страхи. В этой ситуации ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картины собственного мира, проигрывая взволновавшую ситуацию на песке, дети освобождаются от тревог, страхов и напряжения.

Цели и задачи мастер класса вы можете увидеть на экране.

Слайд 4. В чем же ценность рисования песком на световых столах? Она заключается в том, что


- улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
- уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
- разовьётся мышления, воображения, творческий потенциал, мелкая моторика, речь, память, внимание;
- разовьётся самооценка и уверенность в себе;
- улучшатся взаимоотношения со сверстниками;
- сформируются положительные черты характера.

При работе на световом столе следует соблюдать технику безопасности и знать правила работы :

1)У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

2)Нельзя брать песок в рот, вдыхать его.

3)Перед началом и после занятий, дети должны мыть руки.
4)Не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло на столе.

5)Для того, чтобы песок не электризовался, необходимо обработать поверхность стола антистатиком.

Слайд 5. При обучении рисованию на световом столе выделяют три этапа.

Первый этап- «Знакомство с песком как художественным материалом»

На данном этапе дети знакомятся с песком как художественным материалом, со свойствами песка, его структурой и качествами. (сыпучий, мелкий, зернистый, сухой)

. Второй этап - «Создание следов на песке» Он направлен на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал (пуговицы, бусины, ватные палочки, трафареты и др) используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора , отпечатки и т.п.)

И третий этап - «Создание образов» На этом этапе на основе ранее полученных навыков рисования дети создают разные образы. Здесь можно использовать обыгрывание образов с помощью художественного слова, иллюстраций, пальчиковых игр.

Слайд 6. Существует два способа рисования песком:

;Рисование темным по светлому» . Рисование песком – темным по светлому (насыпание песка, «вырезание» формы или «отсечение» лишнего).

2. «Рисование светлым по темному». Рисование по песку – светлым по темному (разгребание песка) достигается рисованием на песочном фоне световыми линиями и пятнами

При рисовании песком можно использовать обе руки одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Рисование песком можно выполнять под музыкальное сопровождение.

При развитии цветовосприятия, используется цветная подсветка. Это очень важно для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.

Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – и детям, и взрослым, – как медитативная, расслабляющая техника, а также как способ заземления своих негативных эмоций

Предлагаю Вашему вниманию видеоролик, как детям интересно рисовать песком.

Практическая часть

Практическая часть

Практическая часть: -Вы любите путешествовать? (Ответы). Тогда мы с вами начинаем путь по волшебной Песочной стране

Слайд 7

(ВЫЗЫВАЮТСЯ 6 ПЕДАГОГОВ)

Слайд 8. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Ритуал «входа» в Песочную страну:

Давайте встанем около своего места, закроем глаза и произнесём заклинание:

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдем

Помощников весёлых.

А ещё нужно знать правила песочной страны, только тогда песочная Фея, которая следит за порядком в Песочной стране, разрешит нам поиграть в песок.

Вредных нет детей в стране

– Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться.

Песок мы не бросаем,

Друг другу не мешаем,

Не спорим, не толкаемся,

А делом занимаемся.

Снимается ткань с песочного ящика. Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

Вызываются 2 человека.

1) Подготавливаем песок. Ваша задача разбудить песок.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Содержание.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Взрослый говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Игра Развеселим песочек «пощекочем его»

Цель: Развивать тактильные ощущения, умения работать двумя кистями рук одновременно

Задание: Потрогать, пощупать

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание.

  • «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
  • «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Вызываются еще 2 человека

Слайд 8

2) Упражнение «Картина из загадок»

Цель: знакомство с различными приемами рисования на песке. Развитие

мыслительных операций, воображения, мелкой моторики.

Злой колдун испортил нашу волшебную страну. Предлагаю вам разгадать

загадки, для того чтобы вернут порядок в ней, но не просто разгадать, а

нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо

рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они

обычно должны находиться.

Не высоко, не низко,

Не далеко, не близко.

Проплывает в небе Шар

Раскалённый как пожар.(Солнце)

Ветерок – пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.(Облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (Радуга)

Вперед бежит и все время весело журчит.

А как придет зима, под покрывалом

Изо льда проспит вплоть до весны она.

Что это? (Река).

Высока и зелена

Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы

Есть всегда её готовы. (Трава).

Вот у вас получились замечательные картины. Молодцы, Вы все выполнили, теперь посмотрим, у кого как получилось.

3)Нарисуем подводный мир – еще 2 человека

Слайд 9.

Посмотрите на экран наш подводный мир совсем пустой, здесь не хватает морских жителей. Давайте украсим еще наш подводный мир..

Давайте нарисуем рыбку на морском дне.

Для того, чтобы начать рисовать, нужно сначала рассыпать песок по экрану - создать фон.

Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем стол. Затем на рассыпанном песке пальцами, разными частями рук наносится рисунок.

- Рисуем овал указательным пальцем.

- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, рисуем хвост.

- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку. Давайте нарисуем чешую- три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчиками на песок, чтобы чешуя была как настоящая.

- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем в направлении от головы к хвосту.

- Прорисовываем нижние и верхние плавники ноготком.

- Теперь глазик нужно добавить, берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, низко опускаем руку, высыпаем.

- Теперь глазик нужно открыть- указательным пальцем нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и глазик как живой сразу со зрачком получается.

- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок- верхняя губка и нижняя губка.

- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

- Давайте сделаем дно морское - кулачками оставляем следы на песке -камни.

- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волнистые движения, как будто змейка ползет.

- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Слайд 10.Теперь посмотрите, наш подводный мир уже не пустой, мы сделали его красивым..

Ритуал выхода.

Мы в песочек поиграли, (гладим песочек, собирая его к центру стола, затем аккуратно убираем его в отделение для песка)

Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки)

Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек)

Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик)

Заключительная часть.

Итак, уважаемые коллеги я думаю, вы со мной согласитесь, что рисование песком обладает удивительной способностью расширять сознание и воображение, помогает успокоиться, прийти в состояние гармонии с самим собой.

Слайд 11

Перед вами песочница желаний, которая подскажет, что вас ожидает в будущем. Сейчас вы будете искать в песочнице свои символичные предсказания, и узнавать, какой сюрприз вас ждёт в будущем. Пожалуйста, проходите. А искать мы будем трубочками. Будем дуть, и искать среди песка предсказания.

Предметы в песочнице желаний^

Машина – путешествие

Монета - скоро будет денежная премия

Ключик - приобретёте новое жилье, либо дачу

Бабочка - радостное событие

Ракушка – поездка на море

Конфета - сладкая жизнь. Вручение презентов

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Рождественская фантазия" (Использование нетрадиционных технологий - поделки из лент)

Мастер-класс"Рождественская фантазия"Использование нетрадиционных технологий(поделки из лент)                            ...

Презентация Мастер-класса "Шляпные фантазии" для родителей и воспитанников

Мастер-класс по декорированию шляп для детей и родителей в ДОУ...

Конспект мастер – класса «Песочная терапия»

       Я работаю воспитателем детского сада более двадцати пяти лет. Наблюдая за детьми в течение такого длительного времени, я не могла не заметить, что в последние годы ст...

Мастер класс " Макаронная фантазия"

Занятие по мастер классу с детьми.Тема" Рыбка ваквариуме"...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс "Песочные фантазии"

Песочная анимация или рисование песком - очень увлекательный и расслабляющий процесс, который позволяет развить фантазию, раскрыть свой внутренний мир ребенка. Песок - материал, который притягива...