Развивающий проект в младшей группе "Пальчики играют - речь нам развивают"
проект

Актуальность.

С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель: развитие мелкой моторики у детей  в упражнениях, пальчиковых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki_igrayut-rech_nam_razvivayut.docx369.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проекта

«Пальчики играют –

 речь нам развивают»

                                                                          Воспитатель: Смиркина Е.П.

Ст. Задоно-Кагальницкая

2023 год

Развивающий проект в младшей группе

"Пальчики играют - речь нам развивают"

Актуальность.

С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей.

Воспитать здорового ребенка возможно лишь при условии тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Цель: развитие мелкой моторики у детей  в упражнениях, пальчиковых играх.

Задачи:

1. Развивать речь детей через мелкую моторику пальцев рук.
2. Развивать психические процессы детей (внимание, память, воображение).
3. Научить родителей использовать пальчиковые игры в домашней обстановке.

Ожидаемые результаты:

1. Проявление интереса у детей к пальчиковой гимнастике.
2. Использование детьми пальчиковой гимнастики в повседневной жизни.
3. Развитие речи у детей, активизация словарного запаса , повышение речевой активности.
4. Развитие у детей мимики, моторики пальцев рук; внимания, памяти, воображения.
5. Повышение уровня педагогической компетентности родителей по данной теме.
6. Использование родителями полученных знаний для укрепления здоровья детей.

Участники проекта:

- воспитанники ф-ла «Задоно-Кагальницкий 1», возрастная категория 2-3 г

- воспитатель;

- родители воспитанников.

Продолжительность проекта: среднесрочный 5 недель

Вид проекта: развитие речи, коммуникация.

Области интеграции: познание, здоровье, коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Этапы реализации проекта:

 Подготовительный этап.

1. Обсуждение цели и задач проекта.
2. Составление плана реализации проекта, прогнозирование результата.
3. Вызвать интерес к проекту всех его участников, дать представление о том, как можно в нем участвовать. 
4. Изучение методической литературы по данной теме.
5. Оказание информационной и методической помощи родителям.
6.Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.
Основной этап.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

1.Чтение и разучивание потешек , стихотворений ( «Ладушки-ладушки», «Мамины помощницы», «Водичка-водичка»).

2.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка",

3.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.

6. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

7.Нетрадиционное рисование пальчиками, ладошками («Вербочки», «Цветок»).

8.Игры с прищепками, мозаика, пирамидки, шнуровка.

9.Занятия по вариативной программе «Здоровячек»(«Говорящие пальчики»).

10.Работа с пластилином(приемы отщипывания, расплющивания, раскатывания и размазывания.

Взаимодействие с родителями:

 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед для родителей («Речь и пальчики», «Развиваем пальчики, улучшаем речь и память»).
2. Изготовление памяток «Играем пальчиками- развиваем речь».

Заключительный этап: Изготовление дидактических игр, пособий для развития мелкой моторики.

Источники:

- Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
- Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
- Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
- Козырева Л.М развитие речи . Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.

- Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
-  Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. :Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

- Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

- Хвостовцев А.Ю. Развиваем мелкую моторику.[ Текст]Комплекс упражнений «Умные ручки» \ А.Ю. Хвостовцев. – Н.: Сиб. унив. изд – во., 2010 г.

- Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр [Текст]: развивающие игры и оригами для детей и взрослых / М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336 с., ил.

- Соколова,  Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – С. 34-36.  

- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

- Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

- Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с. 

- infourok.ru

- pedportal.net›

- maam.ru›


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Пальчики играют-речь ребёнка развивают"

Развитие моторики-неотъемлемая часть общего развития ребёнка.Упражнения на моторику развивают речь, внимание, тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. И если уде...

Проект «Пальчики играют – речь ребенка развивают»

Формирование активной речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений.    ...

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Отчет по самообразованию в младшей группе " Пальчиками играем-речь развиваем"

Отчёт по реализации плана по самообразованиюАндреевой Г А за 2021-2022 годПо теме: «Пальчиками играем-речь развиваем»  Проводимая работа велась в следующих направлениях: Раз...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В МЛАДШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ «ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных организаций, в работе с родителями....

Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы

Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...