Дополнительная Общеразвивающая программа "Ловкие пальчики" (для детей 5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Татьяна Владимировна Родина

Работа по программе «Ловкие пальчики» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_lovkie_palchiki.docx53.25 КБ

Предварительный просмотр:


Дополнительная общеразвивающая программа

«Ловкие Пальчики»

(для детей 5 - 6лет)

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: воспитатель Родина Т. В.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  1. Актуальность.
  2. Новизна.
  3. Цель и задачи.
  4. Условия реализации программы.
  1. Планируемые результаты.
  2. Учебный план.
  3. Календарный график образовательного процесса.
  4. Рабочая программа.
  5. Организационно – педагогические условия реализации программы.
  6. Система контроля качества освоения дополнительной образовательной программы.
  7. Методические материалы.
  8. Литература.
  9. Приложение.

Пояснительная записка

Актуальность:

Каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество- вот имя этой волшебной птицы!

В. А. Сухомлинский

Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа по программе «Ловкие пальчики» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Новизна программы: 

Программа «Ловкие пальчики» развивает у детей творческий и исследовательский характер, пространственные представления, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Разнообразие зрелищно-игровых приёмов, способствуют систематическому формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Моделирование педагогом сказочных ситуаций, игровых заданий, театрализация стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Характеристика обучающихся 5-6 лет

У детей в старшем дошкольном возрасте происходит наиболее активное усвоение сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами, а также познание окружающего и формирование эстетической «картины мира», что подтверждается данными исследований педагогов и психологов.

 К 6 - летнему возрасту дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств продуктивного воображения. Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умения создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.

У всех детей эмоциональные реакции адекватны; преобладающее настроение жизнерадостное. Дети добрые, веселые, дружелюбные. В большинстве работают внимательно, проявляют интерес. Доводят начатое дело до конца. Бывают случаи, когда не сразу воспринимают требования воспитателей. Некоторые воспитанники нуждаются в многократном повторении словесных указаний и контроля. Но в целом все выполняют правила. Познавательно достаточно активны.

Затруднений в ответе на простые вопросы нет. Достаточно сформированы графические навыки. Неплохо развита мелкая моторика. На занятиях создается благоприятная эмоциональная обстановка. Речь почти всех детей понятная, внятная, словарный запас довольно богат.

Цель программы:

создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы:

Обучающие:

- способствовать систематизации знаний, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы;

- закреплять знания приемов работы с инструментами;

- обучать умению планировать свою работу;

- обучать приемам и технологии изготовления композиций;

- изучать свойства различных материалов;

- обучать приемам работы с различными материалами;

- обучать приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;

- развивать образное мышление и воображение;

- развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Условия реализации программы: 

Программа «Ловкие пальчики» рассчитана на детей 5 - 6 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Начало учебных занятий - с 1 сентября

Окончание занятий – конец мая

Комплектование группы: по мере наполняемости

Практические занятия составляют большую часть программы.

Количество часов в неделю: 1 занятие

График занятий: вторник с 16.00-16.25

Продолжительность занятий: 25 мин. 

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

-        художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

-        познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

-        социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

-        речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

-        физическое развитие: физкультминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

Реализация программы проходит через разнообразные виды деятельности:

- игровую;

- коммуникативную;

- трудовую;

- познавательно-исследовательскую;

- продуктивную;

- художественно-музыкальную.

Принципы, лежащие в основе программы:

-Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

- Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов); - Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога, воспитанников и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей); - «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Принципы построения занятий:

1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.

2. Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.

3. Принцип комплексности – уделяется внимание всем поставленным задачам.

4. Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляются и расширяются.

5. Принцип системности изложения материала.

Планируемые результаты:

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, цветными нитками, яичной скорлупой;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, комментировать свою творческую работу;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 
  • научатся сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно- изобразительных целях;
  • научатся замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке;
  • научатся самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;
  • разовьют мелкую моторику рук;
  • овладеют познавательными, конструктивными способностями, сформируется интерес к результату и качеству поделки.

Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы «Ловкие пальчики»

Тема занятия

Количество занятий

1.

Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1

2.

«Ваза с осенними листочками» отпечаток сухих листьев.

1

3.

«Лесовичок».  Поделка из природных материалов.

1

4.

«Мишка- лакомка».

1

5.

«Подсолнухи».

1

6.

«Осенние деревья».

1

7.

Обрывная аппликация «Ежик».

1

8.

«Портрет осени».

1

9.

«Совушки из шишек».

1

10.

Оригами «Кошечка».

1

11.

«Ваза».

1

12.

«Рябиновые бусы».

1

13.

«Домашние животные».

1

14.

«Снегири».

1

15.

«Новогодние маски».

1

16.

«Елочка».

1

17.

«Ветка ели».

1

18.

«Зимняя сказка».

1

19.

«Дед Мороз»

1

20.

«Снегири» (коллективная работа) из пластилина.

1

21.

«Парикмахеры».

1

22.

«Мишутка».

1

23.

«Магнит на холодильник» (подарок для папы).

1

24.

«Подводный мир».

1

25.

 «Букет для мамы».

1

26.

«Цветик – семицветик».

1

27.

«Конусный театр».

1

28.

Коллективная работа «Сирень» (лепка).

1

29.

«Веселые человечки».

1

30.

«Подставка для пасхального яйца».

1

31.

«В космосе».

1

32.

«Аппликация из ткани «Кекс».

1

33.

«Открытка к 9 мая».

1

34.

«Лебеди в пруду».

1

35.

«Закладка для книг «Карандаш».

1

36.

«Карандашница».

Всего

36

Рабочая программа

Тема занятия

Занятие

Программное содержание

Материал и оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

Организационное: «Знакомство с разнообразным миром материалов». Инструктаж по технике безопасности и охране труда.

1

Учить детей создавать отпечатками осенних листьев – осенний букет. Развивать мелкую моторику рук, воображение, аккуратность при работе с гуашью.

Бумага, картон, пластилин, ткань, семена и плоды растений.

Карточки по технике безопасности.

2.

«Ваза с осенними листочками» отпечаток сухих листьев.

1

Развивать навыки и умения создания объемной аппликации. Закрепить технические навыки вырезывания и приклеивания деталей. Развивать мелкую моторику. Развивать творческие способности. Прививать навыки усидчивости, аккуратности.

Альбомный лист, гуашь, кисточка, салфетки, листья с деревьев.

3.

«Лесовичок» Поделка из природных материалов

1

Учить детей делать поделку из шишек, дополняя мелкие детали пластилином, используя бросовый материал

(колпачки)

Шишки, пластилин, спички или зубочистки.

4.

«Мишка- лакомка»

1

Познакомить с новой техникой аппликации - мозаикой с использованием круп; научить приему приклеивания крупы на бумажную основу. Воспитывать усидчивость и аккуратность.

Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.

ОКТЯБРЬ

5.

«Подсолнухи»

1

Продолжать учить детей аккуратно наносить клей на определенную площадь, аккуратно насыпать на него крупу. Продолжать совершенствовать навыки работы с клеем. Развивать мелкую моторику. Совершенствовать знания о природной зоне нашего края.

Лист картона с нанесенным изображением подсолнуха, пшено, гречка или семена подсолнечника, горох, клей, кисти, салфетки.

6.

 «Осенние деревья»

1

Учить детей выполнять композицию из природного материала (засушенных листьев).  Развивать концентрацию внимания и творческие способности. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Сухие листья, цветная бумага, клей, тарелки одноразовые.

7.

Обрывная аппликация «Ежик»

1

Научить выполнять работу в технике обрывной аппликации. Закреплять умение работать с бумагой. Развивать творческие способности, воображение, фантазию детей. Развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем. Воспитывать терпение, уверенность в своих делах.

Картон с шаблоном «Ежик», цветная бумага, клей, ножницы, салфетки

8.

«Портрет осени»

1

Учить детей выполнять аппликацию из природного материала. Учить работать с сухими листьями, подбирать их по цвету, размеру, форме, срезать лишнее. Развивать чувство цвета и композиции. Развивать творчество, фантазию.

Лист А4 с изображением лица женщины, сухие листья, клей, ножницы, салфетки.

НОЯБРЬ

9.

«Совушки из шишек»

1

Продолжать формировать умение детей работать с природным и бросовым материалом. Учить дополнять образ необходимыми мелкими деталями. Развивать желание заниматься ручным трудом. Продолжать учить проявлять аккуратность в работе. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус, терпение, наблюдательность. Воспитывать у детей уважение к результатам труда. 

Шишки большие, вата, фетр розового цвета, глазки, клей, салфетки.

10.

«Кошечка»

Оригами

1

Знакомить детей с работой в технике оригами, развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственное воображение, творческие способности; воспитывать эстетический вкус, любовь к животным, аккуратность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду других людей.

Лист бумаги, фломастеры, основа для комозиции.

11.

«Ваза»

1

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности предмета. Побуждать дополнять свою работу природным материалом по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности, усидчивости, аккуратности.

Пластмассовая бутылочка, пластилин, макароны разной фактуры, фасоль, горох, семечки арбуза, тыквы и т.д.

12.

«Рябиновые бусы»

1

Упражнять детей в нанизывании ягод рябины на иголку с ниткой. Закреплять правила безопасности при работе с иглой, воспитывать у детей усидчивость, развивать мелкую моторику рук, творческий подход, восприятие и эмоциональный отклик от полученного результата.

Ягоды рябины, нитки, иголки.

13.

«Домашние животные»

Учить делать поделки из яиц киндер — сюрпризов. Доводить начатое дело до конца.

Яйца от киндер — сюрпризов, пластилин, вата, нитки.

ДЕКАБРЬ

14.

«Снегири»

1

Формировать навыки и умения по изготовлению птиц из пряжи. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, 

художественный вкус, внимание, воображение, аккуратность, интерес к творчеству на основе практической работы. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей, желание мастерить, бережное отношение к природе и птицам.

Пряжа красного, черного, серого цвета, картон, бусинки, ножницы.

15.

«Новогодние маски»

1

Сформировать представление о технологической последовательности изготовления новогодней маски. Развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

Образцы масок, шаблоны, телеграмма от Деда Мороза, картон, ножницы, клей, цветная бумага.

16.

«Елочка»

1

Закреплять навыки конструирования елочки по образцу. Развивать внимание, наблюдательность. Развивать мелкую моторику рук. Формировать творческие способности и практические умения. Совершенствовать умения и навыки работы с инструментами. Воспитывать стремление к аккуратному выполнению новогоднего сувенира. Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Основа для изготовления «елочки» - картонный конус; цветная бумага, материал для украшения елочки (мишура, пайетки, ленточки, бантики, бусинки), клей ПВА, кисточка, ножницы.

17.

«Ветка ели»

1

Учить рисовать иголки ели и создавать имитацию снега с помощью манки.

Гуашь, манка, кисть.

ЯНВАРЬ

18.

«Зимняя сказка»

1

Учить детей располагать детали аппликации на листе бумаги, аккуратно намазывать клеем, убирать излишки клея салфеткой. Воспитывать усидчивость, внимательность; формировать активность и творческое воображение; обогащать словарь детей.

Лист картона, ватные диски, клей, кисточка, салфетка.

19.

«Дед Мороз»

1

  • Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определенное пространство.

Вата, клей, готовый шаблон с изображением Деда Мороза.

20.

«Снегири» (коллективная работа) поделки из пластилина

1

Учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, скатывать маленькие шарики и наклеивать на картонную основу, передавая характерные особенности птицы.

Пластилин, картон, стеки, салфетки.

ФЕВРАЛЬ

21.

«Парикмахеры»

1

Учить приклеивать нитки к трафарету, создавая прическу для девочки и мальчика. Продолжать учить детей хорошо владеть рукой и пальчиками, быть выдержанными, развивать усидчивость. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к конечному результату.

Портрет девочки и мальчика, шерстяные толстые нитки, клей, ножницы, салфетки.

22.

«Мишутка»

1

Аппликация с использованием чайной заварки. Познакомить детей с новым видом ручного труда. Учить аккуратно наносить клей на необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок заваркой.

Лист картона с изображением мишки, чайная заварка, клей, кисти, салфетки.

23.

«Магнит на холодильник» (подарок для папы)

1

Учить использовать в работе бросовый материал; развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

Картон, салфетки, крышки из-под сметаны, клей, магнит.

24.

«Подводный мир»

1

Продолжать учить детей работать с различным материалом. Знакомить с техникой «оригами» Развивать художественный вкус. Закреплять знания о растениях и обитателях подводного мира. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Основа для аппликации, цветная двухсторонняя бумага, шаблоны водорослей, клей, нитки.

МАРТ

25.

«Букет для мамы»

1

Учить детей делать цветы из ватных дисков и наклеивать их на определенное место картины. Развивать усидчивость, мелкую моторику.

Ватные диски, клей, шаблон нарисованного букета.

26.

«Цветик – семицветик»

1

Формировать у детей элементарное восприятие художественного слова и искусства. Развивать мелкую моторику рук при выполнении разных приемов работы с пластилином: раскатывания колбаски, скатывание шариков. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, желание увидеть результат своего труда.

Образец воспитателя, белый картон с контурным рисунком цветика – семицветика, набор пластилина, салфетка для рук, стека.

27.

«Конусный театр»

1

Познакомить детей с конусным театром: научить их делать героев сказки на основе конуса; способствовать развитию творчества, фантазии детей, эстетического вкуса, театральных способностей; совершенствовать умение работать с ножницами; способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, любви к театру.

Ножницы, цветная бумага, клей, карандаш, шаблоны, салфетка.

28.

Коллективная работа «Сирень»

(лепка)

1

Ознакомление с новым способом лепки: вдавливание в пластилин различных материалов (салфетка). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Ватман с нарисованным контуром дерева, пластилин, салфетки.

АПРЕЛЬ

29.

«Веселые человечки»

1

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки».  Воспитывать интерес к бумажной пластике. Привлекать детей к изготовлению поделок.

Цветная бумага, клей кисти, ножницы, картон, трафареты, нитки, палочки для мороженного.

30.

«Подставка для пасхального яйца»

1

Продолжать использовать бросовый материал для поделок, дополнять их различными элементами. Поощрять самостоятельность, творческий подход. Воспитывать желание дарить друг другу подарки, изготовленные своими руками.

Картонная тарелка, ножницы, клей, различный материал для украшения, капсулы киндер сюрприз, пластилин.

31.

 «В космосе»

1

Совершенствовать умения детей передавать в лепке (пластилинографии) изображения космических объектов. Формировать технические умения и навыки работы с различными материалами для лепки. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), развивать восприятие цвета, формы

Демонстрационный материал «Космос», пластилин, доска, стеки, цветной картон, салфетки.

32.

«Аппликация из ткани «Кекс»

1

Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Кусочки ткани, ножницы, клей, шаблоны, основа.

МАЙ

33.

«Открытка к 9 мая»

1

Продолжать формировать навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивать чувство патриотизма. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Картон, бумага цветная, салфетки красного цвета, клей, кисти.

34.

«Лебеди в пруду»

1

Продолжать формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

Шишки, пластилин, основа «пруд», салфетки.

35.

«Закладка для книг «Карандаш»

1

Учить детей делать закладку для книги в виде карандаша. Продолжать знакомить с техникой работы с бумагой – оригами. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Цветная бумага.

36.

«Карандашница»

1

Продолжать учить детей работать с различным материалом. Развивать образное и пространственное мышление;

мелкую моторику рук; творчество, элементарные трудовые навыки,

самостоятельность; воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.

Втулки от туалетной бумаги, гофрированная бумага, клей, ножницы.

Организационно – педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Наименование

1.

Бумага цветная

2.

Цветной картон

3.

Клей ПВА

4.

Ножницы

5.

Семена тыквы, подсолнечника, арбуза и т.д.

6.

Крупа рис

7.

Крупа гречневая

8.

Пшено

9.

Горох колотый

10.

Фасоль красная

11.

Пластилин 18 цветов

12.

Бросовый материал (крышки из-под сметаны, втулки, кассеты из-под яиц, палочки для мороженного и т.д.)

13.

Гуашь, акварель

14.

Салфетки

15.

Ватные диски

16.

Бумага белая офисная, бумага тонированная

17.

Природный материал (каштаны, камешки, ракушки, листья)

18.

Стаканчики для воды непроливайки

19.

Вата белая стерильная

20.

Флеш-носитель

21.

Ноутбук

22.

Карандаш простой, карандаши цветные

23.

Материал для украшения (глазки, бисер, бусины, снежинки и т.д.)

24.

Стаканчики одноразовые

25.

Тарелки одноразовые

26.

Нитки шерстяные, мулине, ирис.

Система контроля качества освоения дополнительной образовательной программы «Ловкие пальчики»

Педагогическое наблюдение детей

Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы.

Ф. И. ребенка

Знает и называет не менее 5 видов материала

Использует материал природный, бросовый, пластилин, салфетки

Владеет приемами: режет, отщипывает, рвет, наклеивает

Придумывает и выполняет несложную композицию, самостоятельно украшает

Прочно укрепляет детали самостоятельно

Владеет клеем, стеками, ножницами, палочками

Итого

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.


Формы подведения итогов реализации программы:

- проведение выставок работ воспитанников в группе, в ДОУ;

- участие в конкурсах различных уровней;

- составление фотоальбомов лучших работ.

Способы проверки планируемых результатов

1.Беседа

2.Выставка в группе, в ДОУ.

3.Участие в конкурсах и смотрах.

Сотрудничество с семьей воспитанников

В современных условиях учреждения дополнительного образования регулярно и неформально взаимодействует с семьёй, то есть имеет возможность оказывать на неё определённое воздействие и влияние. В основу современной деятельности семьи и учреждений дополнительного образования заложены следующие принципы:

-единый подход к процессу воспитания ребёнка;

-открытость учреждения для родителей;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равная ответственность родителей и педагогов.

Методические материалы

Особенность организации образовательного процесса – очная форма обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов. Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия. Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить детям максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности, не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Занятия с детьми проводятся по следующему алгоритму:

1.        Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.        Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

3.        Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.        Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений         о         последовательности         выполнения         задания,         отметить особенности работы с данным материалом.

5.        Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6.        Самостоятельное изготовление поделки.

7.        Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8.        Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Инструкции по технике безопасности при работе:

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.        Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.        При работе внимательно следите за направлением резания.

3.        Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.        Не держите ножницы лезвием вверх.

5.        Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.        Не режьте ножницами на ходу.

7.        Не подходите к товарищу во время работы.

8.        Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.        Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем:

1.        С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.        Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.        Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.        При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.        По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.        При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе с иглой:

1.        Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).

2.        Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

3.        Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

4.        Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.

Литература

  1. Ветлужина Н. А., «Художественное творчество и ребенок», М., 1971
  2. Гройсман А. Л., «Психология, личность, творчество», М., 1993.
  3.  Гулъяну Э.К., Базш И.Я. «Что можно сделать из природного материала», М., "Просвещение", 1991.
  4. Гусакова М.А., «Аппликация», М., "Просвещение", 1977.
  5. Давыдова Г.Н., « Бумагопластика», М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Нагибина М.И., «Чудеса для детей из ненужных вещей», Ярославль «Академия Развития», 1998г.
  7. Перевертень Г.И., «Мозаика из круп и семян» Издательство «Сталкер», 2006г.
  8. Пойда О.В. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно», Издательство: «Олма Медиа Групп», 2013 г.
  9. Сафронова Н. Ц., «Художественная аппликация», М., 1978.
  10. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В., «От салфеток до квиллинга» Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
  11. Филенко Ф.П. , «Поделки из природного материала», М.,1976.
  12. Интернет ресурсы.

Приложение.

Бумагопластика – нетрадиционный способ работы с бумагой. Технология изготовления поделок из мятой бумаги, которая очень проста и не требует больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой мотрики.

Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.

Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
- Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
- Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. 

- Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.

Ниткография - это выкладывание с помощью ниток контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" разными ниточками (шерстяными, акриловыми, мулине и другими.). Ниточки можно подготавливать в виде шнурка или мелко нарезанной нити.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...

Рабочая программа дополнительного образования «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ» для детей от 3 до 4 лет.

Программа Кружка "Ловкие пальчики" с программным содержанием на год для работы с детьми средней группы с ОНР, ЗПР....

Рабочая программа дополнительного образования "Шаловливые пальчики" для детей 4-5 лет

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...