Структура рабочей программы воспитателя
рабочая программа

Ильинова Ольга Викторовна

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура рабочей образовательной программы воспитателя на основе ФОП ДО

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273  ФЗ ред. от 17.02.2023) « Об образовании в Российской Федерации« (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) дошкольное образование является первой ступенью образования. В соответствии со статьей 2  Федеральная основная  общеобразовательная программа – учебно-методическая документация (Федеральный учебный план, федеральный календарный  учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для  Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или)  определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.

В статье 12 , говорится что 3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

Давайте читать правильно!!! Вопрос

5. Какая учебно методическая документация входит в Федеральную программу?

ФГОС  ДО , определяя требования к структуре Программы, условиям и результатам ее освоения, не содержит требований

к такой учебно методической документации как учебный план, учебный календарный график, рабочие программы.

Освоение Программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

(часть 2 статьи 64; часть 1 статьи 58 Закона об образовании)

Соответственно , Федеральная программа, разработанная на основе ФГОС ДО, не содержит перечисленной документации,

оценочных материалов.

Федеральный закон

Статья 48.

Обязанности и ответственность педагогических работников

Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию

преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Рабочая программа

Нормативно-правовой документ

  • Рабочая программа педагога  - разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ
  • Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования  и ФОП), в соответствии с положением  о рабочей программе педагога ДОУ

Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

2. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы, инструментарий  педагогической диагностики

Целевой  раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа построена на основе Нормативной базы

•Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371 ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

•Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ п. 6 ст. 28;

•Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;

•Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный №53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,

•Конвенцией о правах ребенка ООН;

•Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"(Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

•Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149

•СП 2.4.3648 20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

•Рабочая программа соотнесена с основной образовательной программой (наименование ДОО по уставу), построенная на основе ФОП ДО и ФГОС

ДО

•Положении о Рабочей программе воспитателя в (название ДОО по уставу

Целевой раздел РП соответствует Федеральной программе

Цель: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

на основе духовно нравственных ценностей российского народа, исторических и национально культурных традиций.

Цель   РП достигается через решение следующих задач Федеральной программы

•приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

•охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

•обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

•достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

РП построена на следующих принципах Федеральной программы ДО,  установленных ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников3 (далее вместе взрослые);

4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6) сотрудничество ДОО с семьей;

7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах

деятельности;

9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и

особенностям развития);

10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Планируемые результаты реализации федеральной образовательной программы необходимо брать из ФОПа

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или

Профессиональной коррекции особенностей его развития)

2) оптимизации работы с группой детей

В отличие от ФГОС в новой  программе мы  конкретно указываем диагностический инструментарий например:

  • Н. В. Верещагина Диагностика педагогического процесса в старшей группе (5 - 6 лет)
  • Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг математической деятельности детей 2 3 лет, 3 4 лет, 4 5 лет, 5 6 лет, 6 7 лет» Н.А Мурченко
  • Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг речевой деятельности детей 2 3 лет, 3 4 лет, 4 5 лет, 5 6 лет, 6 7 лет» Ничепорчук Т.П.
  • Комплексный диагностический инструментарий. Мониторинг игровой деятельности детей 2 3 лет, 3 4 лет, 4 5 лет, 5 6 лет, 6 7 лет» Балберова О.Б.
  • 2. Содержательный раздел представляет
  • Тематическое планирование
  • Планирование образовательной деятельности детей _______(возраст) по всем пяти образовательным областям ФГОСДО и ФОП ДО, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности
  • Планирование образовательной деятельности, осуществляемая в ходе режимных процессов;
  • Планирование индивидуальной работы
  • Планирование самостоятельной деятельности детей ;
  • Планирование образовательной деятельности, осуществляемая в ходе режимных процессов;
  • Планирование индивидуальной работы
  • Планирование самостоятельной деятельности детей ;
  • Планирование по реализации рабочей программы воспитания ДОО
  • Задачи рабочей программы воспитания, связанные с базовыми ценностями и воспитательными задачами, реализуемыми в рамках образовательных областей
  • Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
  • Планирование взаимодействия с социальными партнерами различных социокультурных институтов

Структура ФОП ДО и ПООП

Раздел

ФОП ДО

ПООП ДО

Целевой

1. Пояснительная записка:

  • цели и задачи;
  • принципы и подходы к формированию программы.

2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

3. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов

1. Пояснительная записка:

  • цели и задачи;
  • принципы и подходы к формированию программы.

2. Планируемые результаты, представленные в виде целевых ориентиров.

3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе

Содержательный

1. Федеральная рабочая программа образования:

  • пояснительная записка;
  • задачи и содержание образования по образовательным областям.

2. Федеральная рабочая программа воспитания:

  • пояснительная записка;
  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел.

3. Программа коррекционно-развивающей работы

1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.

2. Взаимодействие взрослых с детьми.

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

4. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Организационный

1. Описание условий реализации программы:

  • психолого-педагогические;
  • кадровые.

2. Режим и распорядок дня в дошкольных группах.

3. Федеральный календарный план воспитательной работы

1. Описание условий реализации программы:

  • психолого-педагогические условия;
  • организация РППС;
  • кадровые условия;
  • материально-техническое обеспечение;
  • финансовые условия.

2. Планирование образовательной деятельности.

3. Режим и распорядок дня в дошкольных группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

Структура рабочей программы воспитателя детского сада...

Структура рабочей программы

Структура рабочей программы по развитию детей подготовительной группы...

Структура рабочей программы педагога

Структура рабочей программы педагога...

Структура рабочей программы

В помощь начинающему воспитателю ДОУ - как составить рабочую программу...

Рабочая программа воспитателя: Структура. Содержание

Рабочая  программа воспитателя: Структура. Содержание...

Памятка для воспитателей "Структура рабочей программы"

Рекомендации для воспитателей по структурным частям  рабочей программы...