Проект "Социокультурные истоки"
проект

Куликова Лада Леонидовна

Проект на формирование духовно-нравственной основы личности «Социокультурные истоки» для детей от 3 - 8 лет

в образовательной области познавательное развитие

в рамках вариативной части основной образовательной программы

МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Воспитатель: Куликова Лада Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki_programma.docx609.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на формирование духовно-нравственной основы личности «Социокультурные истоки» для детей от 3 - 8 лет

в образовательной области познавательное развитие

в рамках вариативной части основной образовательной программы

МБДОУ «Детский сад №6 «Дюймовочка»

Воспитатель: Куликова Лада Леонидовна

img0.jpg

        

Проект написан на основе программы «Социокультурные истоки» с внедрением регионального компонента.

Социокультурные истоки — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).

К программе прилагаются книги под общ. ред. И.А. Кузьмина:

  •  Три книги для детей 3-4 лет («Слово», «Образ», «Книга»)
  • четыре книги для детей 4–5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»);
  • пять книг для детей 5–6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);
  • пять книг для детей 6–7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).

Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела, праздника). Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Именно с этого периода жизни в ребенка необходимо закладывать патриотизм, начиная с любви к своей семье, к своему городу, родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему. Исходя из этого, учитывая традиции и возможности детского сада (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, нами был разработан проект «Социокультурные истоки» на основании одноименной программы с внедрением регионального компонента. Проект «Социокультурные истоки» будет реализовываться в вариативной части основной образовательной программы.

Проект разработан для четырех возрастных групп: 2 младшая (3-4 лет), средняя (4-5 лет), старшая (5-6 лет), подготовительная (6-8 лет).

В содержании проекта будут реализованы следующие идеи:

  • во 2 младшей группе (3-4 лет) первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга; развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
  • в средней пгруппе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
  • в старшей группе (5-6 лет) в связи с формированием способности к эмоциональной децентрации обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека;
  • в подготовительной группе (6-8 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации.

В проекте предусмотрено созданием ребенком своего альбома «Мои истоки», в ходе работы над которым дети имеют возможность материализовать полученный ими социокультурный опыт (знания, умения, чувства, отношения) с помощью приемов изобразительной деятельности (рисование, составление аппликаций и т.д.).

Актуальность проекта

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. На сегодняшний день остро стоит проблема создания условий для обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России. Проект «Социокультурные истоки» направлен на формирование у воспитанников основ региональной культуры и общекультурных компетенций, а также на создание устойчивого интереса к изучению истории, культуры, быта, национальных обычаев, особенностей ведения хозяйства коренных народов Югорского севера в условиях Западной Сибири; истории индустриального развития региона и отдельных городов и районов ХМАО-Югры, климатических особенностей и явлений живой и неживой природы, а также археологических достопримечательностей региона.

Цель: заложить основы воспитания гражданина и патриота своей страны, духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Воспитывать в детях: милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание  

     помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти –  

     довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда  

     не делать другим того, чего не желаешь себе.

  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого  

     ребенка.

  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять активный словарный запас  

     детей.

  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление

     родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о  

     формах семейного уклада.

  • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине: дому, городу, краю. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.

Принципы и подходы:

1. Принцип активности, предусматривающий участие всех членов группы в практических занятиях. Предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.

2. Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт участников занятия.

3. Принцип диалогового общения, позволяет участникам образовательной деятельности договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.

4. Принцип положительного результата деятельности, означающий, что каждый, даже маленький результат социокультурного развития воспитанника и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой.

5. Принцип психологической безопасности и доверия в группе Его реализация способствует замене оценивающего поведения педагога на совместное решение проблем. В ходе тренинга учащиеся испытывают эмоциональный подъем, у них снижается чувство тревоги и беспокойства, нередко возникающее в условиях традиционных форм работы.

1. Принцип творческой позиции участников образовательной деятельности. В ходе взаимодействия воспитателя с детьми создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.

2. Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.

3. Душевное запечатление (рефлексия). Рефлексия – получение обратной связи от воспитанников и подведение итогов занятия в соответствии с поставленными целями. Каждое активное занятие заканчивается переосмыслением социокультурных категорий, на нем происходит переоценка опыта, имеющегося у ребенка, изменяется его восприятие, мышление, чувствование, появляется новый социокультурный опыт. Таким образом, происходят социокультурные изменения личности. Эти изменения педагог фиксирует и учитывает в дальнейшем развитии

Планируемые результаты

Результатами реализации программы являются:

  • первоначальное освоение дошкольниками системы социокультурных категорий и ценностей;
  • развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);
  • развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);
  • развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);
  • создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

У детей 2 младшей группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут сформированы:

  • способность видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;
  • представления об отношении к семье, как одной из главных социокультурных ценностей;
  • способность договариваться, приходить к единому мнению;
  • мотивация на доброе отношение к близким;
  • сформировано доброе, заботливое отношение к природе.

У детей средней группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут сформированы:

  • понятие: что такое «семья»;
  • представления о профессиях взрослых в ближайшем окружении;
  • осознанно-правильное отношение к представителям живой природы;
  • знания о семейных ценностях (что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи);
  • знания о своем доме, улице;
  • представления о семейных увлечениях;
  • представления о народах населяющих страну.

У детей старшей группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут сформированы:

  • представления о героях былин и летописей;
  • бережное отношение к человеку, животным, птицам, природе и социокультурному

     окружению;

  • представление о фольклоре;
  • представления о нормах поведения в различных жизненных ситуациях;
  • уважение  к старости и мудрости;
  • представления о родном городе.

У детей подготовительной группы по результатам освоения материала к концу учебного года будут сформированы:

  • представления о коренных малочисленных народов севера, Кондинского края;
  • представления о добре и зле, о верности и предательстве, любви и ненависти, дружбе и

     вражде;

  • представления о флоре и фауне родного края;
  • навыки безопасного поведения в лесу, на болоте и у водоемов.

Проект «Социокультурные истоки»

часть программы для детей 3-4

В основу содержания программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования положена система категорий и ценностей, представленных в действующей программе по курсу «Истоки» для начальной школы (авторы профессор А.В. Камкин и  профессор И.А. Кузьмин).

Отбор важнейших социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлен с учетом физических и психических особенностей дошкольников.        

При разработке программы ставилась цель вернуться к первоначальному контексту в понимании детства как одного из важнейших периодов в становлении человека. В возрастной психологии дошкольное детство традиционно определяется как «золотое время эмоциональной жизни в человеке», и поэтому заменить развитие эмоциональной сферы ранним интеллектуальным развитием, значит способствовать деформации личности, последствия которой будут проявляться в течение всей дальнейшей жизни. Таким образом, для ребенка дошкольного возраста при всей значимости получаемой информации главными компонентами социокультурного опыта являются не знания и умения, а эмоции и способы их выражения. Важнейшим условием нормального психоэмоционального развития детей дошкольного возраста является общение.  

Потребность ребенка в общении определяется стремлением к познанию и оценке других людей и через них и с их помощью к самопознанию и самооценке. В процессе общения с взрослыми у ребенка возникает чувство его исключительной ценности для окружающих. Общение со сверстниками позволяет ребенку реально оценить себя, увидеть свои возможности. В программах «Истоки» и «Воспитание па социокультурном опыте» организации общения детей с воспитателем, родителями и сверстниками отводится центральное место.

В младшей группе (возраст 3-4 года) главными целями воспитательной программы являются:

• первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга; • развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему свое доброе отношение;

 • развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости;

• развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).                                                                                                                                                                                                                                

        Знакомство детей с миром и формирование доброго, доверчивого отношения к нему начинается в семье с ласковой улыбки матери и отца, ласкового слова, сказанного малышу. Первое слово, которое дарят ребенку родители, - его имя. В имени - выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребенка. Святое имя - залог бессмертия. Ребенок не только слышит ласковое, доброе СЛОВО, ОН сам учится его произносить, а также понимать неразрывную связь слова и вызвавшего его чувства. Ласковое слово, соединяясь с мелодией, рождает ласковую песню. Первая песня, которую пела ребенку мать, - колыбельная. В ней воплощаются материнская нежность, забота, любовь и надежда, она рождает умиротворение.

 

В возрасте 3-4 лет ребенок способен почувствовать, что песня может быть также частью праздника, выражением общей радости. Самые любимые-детские праздники - Новый год и Рождество. Нарядная елка, веселый хоровод вместе с родителями, красивые и вкусные подарки создают ту праздничную атмосферу, которая помнится все последующие годы. Слово, песня, чувства связаны в восприятии детей с образом. Самый любимый образ - образ мамы, самый доступный для понимания - образ солнца. Солнце освещает, согревает, радует. Свет, тепло, радость, которые дарит солнце, ласковые и добрые слова, которые слышит ребенок, нежные материнские руки, дающие защиту, создают образ доброго мира. Показать ребенку связь Слова и Образа позволяет ПЕРВАЯ КНИГА. Красочные иллюстрации, представленные в КНИГЕ, делают слово зримым. Слушая чтение, ребенок впервые начинает ощущать волшебную силу слова. Книга, как яркое проявление связи слова и образа, рождает добрые чувства. Она становится для ребенка живой, любимой, требующей к себе бережного отношения. В этом возрасте определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании. Основной активной формой обучения в этот период является ресурсный круг. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. В ресурсном круге успешное выполнение действий одного и того же вида (пение колыбельной, рассказывание потешки и т.д.) позволяет ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и к ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т.п.). В общении со взрослыми у детей 3-4 лет в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем с взрослыми деле

                                                                                                                                                                                                                             Перспективное планирование

Месяц

Темы

Программное содержание

Формы организации совместной взросло – детской (партнерской) деятельности

Раздел «Любимое имя»

Сентябрь

«Имя»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Имя»

Игровое упражнение «Назови свое имя»

Работа в круге: чтение покешек с именами детей

Хоровая игра «Ходит Ваня» или «Именины»

Ресурсный круг «Каким ласковым именем называет тебя мама»

Оформление альбома «Любимое имя»

Заучивание хороводной песни «Ай-да берёзка»

Обыгрывание хоровода: «Берёзка»

Оформление рисунка «Теремок» с родителями.

Разговор с детьми о добром слове на основе сказки «Теремок» и личного опыта детей.

Пересказ рассказа «Жила-была Маша» по ролям.

Чтение детьми наизусть стихотворения «Я люблю, когда при встрече…»

Сюжетно дидактическая игра «У нас в гостях кукла Катя»

Оформление альбома «Доброе слово»

Разговор с детьми о колыбельных песнях в ходе сюжетно- дидактической игры «Уложи свою любимую куклу спать»

Оформление альбома «Ласковая песня».

Сюжетно-ролевая игра «Дом»

Пение песен для успокоения.

Речевые игры «Уложи Мишку спать».

Работа с сюжетными картинками, отображающими эмоциональное состояние: «мальчик упал и плачет», «ребенок расстроен», «девочка плачет потому что…»

«Ласковое имя»

Какие слова бывают ласковые

Октябрь

«Слово»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Слово»

«Доброе слово»

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям.

«Волшебное слово»

Определить вместе с детьми их предпочтения в слова в играх

Ноябрь

«Песня»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня»

«Ласковая песня»

Развитие умение слушать друг друга

Декабрь

«Колыбельная»

Дать самое общее представление о том, что такое «колыбельная»

«Праздничная песня»

Развитие мотивации на взаимодействие детей и взрослых.

Приобщение к традиции празднования Рождества

Работа в круге. Беседа с детьми о празднике на основе стихотворения «Рождество», рассказа «Ёлка», выполнения задания и личного опыта.

Новогодний хоровод «Ёлка» или «Наряди елку» с участием родителей.

Оформление альбома «Праздничная песня»

Работа в кругу. Беседа с детьми на тему «Моя мама»- добрая, ласковая, светлая, заботливая на основе стихотворения, пословицы и личного опыта детей.

Игра «Помощники», в которой дети показывают маме, что они умеют делать и как могут помочь. Ресурсный круг «Мамочка моя». Рисование портрета – «Мама», заучивание стихов про маму. Оформление альбома «Солнышко для мамы». Чтение русской народной сказки К.Д. Ушинского «Золотое яйцо». Игра «Вышла курочка гулять» - объединять детей и взрослых, позволяет выразить свое эмоциональное состояние «Солнышко для мамы» - где детям предлагается дорисовать лучики у солнца.

Январь

«Любимый образ»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Образ»

«Образ»

Формирование способности понять чувства других людей

Февраль

«Образ света»

Развитие умения проявлять доброе отношение к близким людям

Работа в круге. Беседа с детьми о солнышке на основе потешек, русской народной песни «Солнышко» и личного опыта детей.

Игра «Солнышко и дождик» и «Есть у солнышка дружок».

Ресурсный круг «Позови солнышко» с использованием потешек о солнышке.

«Добрый мир»

Развитие мотивации на общение со взрослым

Март

«Наш дом»

Развитие положительного восприятия мира

Работа в круге. Разговор с детьми о добром мире на основе задания к сказке К. Д. Ушинского «Золотое яичко», стихотворения Е. Королёвой «Наш дом» и рассказа Э. Михайленко «Самый лучший в мире дом», дом в котором мы живем.

Игра «Вышла курочка гулять». Ресурсный круг «Добрый мир». Оформление альбома «Добрый мир» предлагается выполнять задание вместе с родителями.

Хоровая игра «Солнышко платьице» поможет проявлению добрых чувств и отношений у детей и взрослых, а также восприятию образа солнца в разное время суток.

Рисование столько солнышек, сколько добрых людей их окружает в мире, а родителям- вписать в нарисованные солнышки их имена.

Чтение рассказ Л. Нечаева «Самый вкусный пирожок», донести родителям мысль до ребенка.

О добрых делах можно прочитать не только в рассказах но и в стихотворениях: «Хлопотливая птичка» А. Плещеева, «Мальчик и рыбка» Я. Егорова. Раскрасить иллюстрации к сказке «Репка» вместе с родителями. Отгадывание загадок

Совместное чтение книг: родители читайте книги детям. Выполнение задания «Загадайте детям загадки про сказки».

Работа в круге. Беседа с детьми и родителями «О любимых книгах».

Игра из любимой книги: хороводная игра «На лугу», игра- драматизации по русским народным сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и сказке К.Д. Ушинского «Золотое яичко». Ресурсный круг «Моя любимая книга». Оформление альбома «Любимая книга моего ребенка» предлагается выполнять дома вместе с родителями. Игра «Доскажи словечко», взрослым предлагается поиграть вместе с детьми в эту игру.

«Добрая книга»

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Книга»

Восприятие интереса, любви, бережного отношения к книге

Развитие умения слышать друг друга

Апрель, Май

«Любимая книга»

Дальнейшее наполнение содержанием социокультурной категории «Книга»

Развитие взаимодействия детей и взрослых

Создание позитивного настроя на общение в группе.

Проект «Социокультурные истоки»

часть программы для детей 4-5 лет

Семья и дошкольное учреждение - два самых важных института социализации дошкольников. Благодаря эмоциональному микроклимату семьи у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. В дошкольном учреждении ребенок приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность, получает всестороннее образование. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада. К сожалению, ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Для избегания такого дискомфорта необходимо создание единой воспитательной среды, тогда ребенок почувствует себя спокойнее и увереннее, сможет раскрыть свой творческий потенциал, всесторонне развиваться. На наш взгляд, единая воспитательная среда подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада, с целью его наилучшего психологического самочувствия, а также для его успешной социализации. Кроме этого тесное взаимодействие семьи и детского сада позволяет ребенку погрузиться в пространство отчей семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно-нравственного развития младшего дошкольника.

В средней группе происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека. Дети рассуждают о том, какую семью можно назвать дружной, осознают, что совместный труд и забота в семье являются основой домашнего тепла. Испытывают радость от поддержки своих близких, когда совершают добрые поступки. Труд земной – забота о своих домашних питомцах и помощь родителям дома формируют у детей с дошкольного возраста ответственность, желание заботиться и оказывать посильную помощь своим родным и близким. Душа народа – это праздник, который объединяет детей и взрослых благодаря сказаниям, задорным народным играм, пляскам, хороводам.

В 4-5 лет у детей начинает выстраиваться целостный образ семьи. Они узнают об устройстве традиционной русской семьи, о роли матери, отца и детей в ней. Благодаря этому дети выходят на понимание вечных семейных ценностей. Родной дом для ребенка – начало всех добрых дорог, родная природа – живая, ребенок чувствует себя ее частью. Объектами особого интереса ребенка становятся семья, родной дом, «братья наши меньшие», родная природа и деятельность в ней человека.

Цель проекта для детей среднего возраста: расширить представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях, о богатстве природы нашего края.

Задачи:

  • Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с  

            родителями.

  • Формировать у детей отношение к семье, как об одной из главных социокультурных  

     ценностей.

  • Формирование у детей способности договариваться, приходить к единому мнению.
  • Формирование у детей мотивации на доброе отношение к близким.
  • Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
  • Формировать у детей доброе, заботливое отношение к природе, животным.
  • Воспитывать у детей уважение к труду.
  • Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным  

     традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных  

     связях.

  • Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной    

     деятельности.

  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для  

     каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

В раздел «Родной очаг» входят темы: «Дружная семья», «Домашнее тепло», данный раздел рассчитан на 2 месяца (сентябрь-октябрь).

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того; что семья — это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье — каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, наводит порядок, стирает, гладит и т.д.; папа ремонтирует бытовую технику, выполняет тяжелую, физическую работу. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности— накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате.

В раздел «Родные просторы» входят темы: «Дороги добра», «Сказочный лес». Раздел рассчитан на 2 месяца (ноябрь-декабрь).

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией. В беседах воспитатель знакомит детей с нормами поведения, пытается пробудить в ребенке стремление к добру, к взаимопомощи, к внимательному отношению к друг другу. Педагог показывает богатство нашей природы, формирует в детях бережное отношение к ней; знакомит детей с реками нашего края, с особенностями лесов и полей, помогает детям запомнить свой адрес и выяснить, почему улица, на которой дети живут, так называется. Раскрывает перед детьми сказочные образы, знакомит с произведениями русских писателей и русским народным творчеством, показывая богатство, красоту и мудрость сокрытую в искусстве. При изучении данного раздела проводятся целевые прогулки.

Раздел «От ремесел до профессий» рассчитан на 2 месяца (январь-февраль).

Знакомство детей с традиционными занятиями и ремеслами и профессиональным трудом современного человека.

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен, подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной, медицинской сестры, младшего воспитателя и др. Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты, которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых - наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые экскурсии, во время которых желательно привлечь детей к посильному для них труду. Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыть руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.  

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых. Педагог наводит детей на понимание: «почему любую работу необходимо выполнять хорошо, добросовестно», «почему ко всему что нас окружает нужно относиться бережно».

Раздел «Душа народа» рассчитан на 3 месяца (март-май).

Педагог знакомит детей с народными сказками (русские, татарские, чувашские, марийские, армянские, грузинские, хантыйские, мансийские, ненецкие, селькупские). Знакомит детей с местным народным творчеством, с народными промыслами, с культурой и бытом коренных малочисленных народов севера.

Ожидаемые результаты проекта:

Воспитание чувства гордости у детей за свою семью и любви к ее членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнерские отношения.

Перспективное планирование

Месяц

Цели и задачи

Содержание

Раздел: «Родной очаг»

Сентябрь- октябрь

Цель: формирование у детей понятия «семья».

Задачи:

  • формирование у детей положительного эмоционального отношения к членам семьи, близким;
  • воспитание любви к маме, папе и к другим членам семьи; учить проявлять заботу о родных людях;
  • формирование первоначальных знаний о родственных отношениях в семье;
  • определение внимания детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности;
  • воспитание любви к семье;
  • развитие умения слушать друг друга.

Беседы из цикла «Дружная семья»: Родные люди. Семья. Взаимная любовь, Все вместе – так и душа на месте. Мои братья и сестры. Мои обязанности. Как зовут моих родных. Права и обязанности в семье.

Чтение художественной литературы: русская народная сказка в обр. К.Д. Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», Л. Корсунская «Семья», Е. Пермяк «Первая рыбка», Э. Шим «Брат и младшая сестра», русская народная сказка «Гуси-лебеди», ненецкая сказка «Кукушка».

Русская народная игра «У дедушки Трифона».

Работа в паре «Дружная семья»,

Чтение стихотворений, потешек, пословиц о семье.

Д/игра: «Ласковые слова».

С/р игры: «Семья» «Дочки-матери», «В магазин».

Рисование «Я и моя семья».

Оформление страницы своего Альбома: нарисовать дружную семью.

Беседы с детьми из цикла «Домашнее тепло»: Проявления душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье.

Пальчиковая игра «Семья».

Работа в круге: беседа с детьми «Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге», с использованием поэтических текстов, пословиц, личного опыта детей.

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы».

Д/игры: «Маленькие помощники», «Кто главный», «Клубочек волшебных слов», «Хорошо-плохо».

Работа с картинками «Кто в домике живет?».

Чтение художественного произведения: сказка М. Горького «Воробьишко».

С/р игры: «Семейный ужин», «Семья едет на дачу».

Работа в раскрасках.

Просмотр мультфильма «Как ослик счастье искал».

Рассказы детей о традициях в семье.

Оформление страницы Альбома «Домашнее тепло».

Раздел «Родные просторы»

Ноябрь-декабрь

Цель: обобщить и расширить знания о своем доме, улице, семье.

Задачи:

  • развивать умения договариваться;
  • формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • помочь запомнить свой адрес и выяснить, почему улица, на которой дети живут, так называется;
  • предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми;
  • продолжать учить правилам поведения, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья, в современных бытовых условиях;
  • закрепить правила дорожного движения;
  • формирование ценностного отношения к понятию «добро».

Беседа детьми на тему: «Какую дорогу можно назвать доброй?» на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Рассказ К. Лукашевич «Добрая девочка».

Пословицы на тему доброты.

Игра «Огород», хороводная игра «Ой, вставала я раненько».

Коллективная работа «Дороги добра».

Рассматривание фотографий, открыток, иллюстраций с изображением современных домов и домов в прошлом.

Чтение сказок «Три поросенка», «Гуси–лебеди», «Красная шапочка», «Жихарка».

Чтение художественной литературы: С. Черных «Когда никого нет дома», В. Берестова «Как найти дорожку», русская народная сказка «Коза-дереза», Л.Н. Толстой «Три медведя».

Просмотр мультфильмов: «Один дома», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Зимовье».

Д/игры «Кто больше знает о своей улице?», «Мы строители!».

Целевые экскурсии по улицам города: как правильно переходить дорогу, где ходить пешеходам; рассматривание домов в нашем городе.

Заучивание домашнего адреса.

Выставка рисунков «Мой дом, моя улица».

Оформление страницы Альбома «Родные просторы».

Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русских народных сказок «Петушок - золотой гребешок», «Снегурушка и лиса», стихотворения И. Токмаковой «Ели».

Чтение сказки «Морозко» в перес. А. Афанасьева, чтение стихотворений: С. Есенина «Береза», А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Хороводная игра «Хоровод в лесу».

Работа в паре «Сказочный лес».

Чтение и разучивание стихотворений, поговорок, пословиц, отгадывание загадок про семью.

Беседы о семье и семейных традициях.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Оформление выставки детских работ «Моя большая и дружная семья!».

Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов «Жили-была мама», «Если бы я был моим папой», «Бабушка, научи!», «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот».

Чтение детских рассказов: Н. Носов «Затейники», «Милиционер», Шарль Перро «Красная шапочка», «Пряничный домик».

Пересказ известных сказок по серии картинок.

Составление детьми небольших рассказов.

Оформление страницы Альбома «Сказочный лес».

Раздел «От ремесел до профессий»

Январь-февраль

Цель: формировать у детей представления о профессиях взрослых в ближайшем окружении. Задачи:

  • знакомить детей с трудом взрослых;
  • расширять знание детей о родных людях, их профессиях;
  • воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
  • формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким.
  • развивать умение слушать друг друга
  • развивать способность договариваться.

Беседы с детьми на темы: «Братья наши меньшие», «Доброта», «Забота».

Беседа с детьми на тему «как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке», пословиц, русской народной песни «Буренушка», и личного опыта детей.

Хороводная игра «Кто пасется на лугу?».

Создание предметов быта и игрушек из категории «Народные промыслы».

Оформление страницы Альбома «Народные промыслы».

Чтение произведений. Е.А. Пермяк «Для чего руки нужны», К.И. Чуковский «Доктор Айболит», стихи А. Барто (обыгрывание профессий).

Аппликация «Доктор Айболит».

Час загадок.

С/р игры: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Авторемонтная мастерская», «Водители», «Магазин».

Чтение стихотворений о профессиях.

Просмотр мультфильма «Песенка мышонка», «Трое из Простоквашино».

Работа с трафаретами по теме «Профессии», «Орудия труда».

Аппликация «Строим дом».

Викторина «Профессии».

Работа в раскрасках.

Просмотр презентации «От ремесел до профессии».

Аппликация из пластилина «Корзинка».

Беседа на тему «Труд человека кормит» на основе рассказов О. Абрамовой «Семейный праздник», П. Засодимского «Откуда взялся хлеб», стихотворений Т. Шорыгиной «Жатва», и В. Глущенко «Грядка».

Рисование «Пшеничного поля» красками и кистью.

Русская народная игра «Кто с нами?»

Презентация «Фермерское хозяйство».

Рассуждение с детьми: «Чему доброму научили вас взрослые?».

Презентация «Традиционные ремесла и художественные промыслы малочисленных коренных народов Севера».

Украшаем варежку в традициях народов Западной Сибири.

Оформление страницы Альбома «Труд».

Раздел «Душа народа»

Март-май

Цель: обогащение и углубление представлений у детей о творчестве разных народов.

Задачи: 

  • воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе;
  • знакомить детей с различными национальностями;
  • знакомить детей с произведением искусства разных народов.

Викторина «Узнай сказку», «Отгадай сказочного героя».

Дидактическая игра с кубиками «Собери картинку из любой сказки».

Работа в круге: выполнение задания к русской народной сказке «Крошечка- Хаврошечка».

Оформление страницы Альбома «Любимая сказка».

Просмотр мультфильмов из серии «Гора самоцветов»: «Кот и лиса», «Лиса-сирота», «Про ворона», «Умная дочка», «Жадная мельничиха», «Ворон обманщик», «Непослушный медвежонок» и др.

Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

Чтение художественной литературы: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Знакомство с орнаментами разных национальных костюмов.

«Благодарное слово» на основе текстов произведений Н.К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике», Е. Флоровой «Кто вырастил яблочко?», пословиц и личного опыта детей.

Театрализованные мини-постановки по рассказам Е. Флоровой «Кто вырастил яблочки?»

Оформление страницы Альбома «Национальный костюм».

Беседа с детьми о русской березе на основе рассказов К.Д. Ушинского «Березка», «Сказки про березоньку», стихотворения «Я березка кудрявая».

Художественная деятельность детей «Рисуем березку».

Русский народный хоровод «Во поле береза стояла»

Проект «Социокультурные истоки»

часть программы для детей 5-6 лет

В старшей группе обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Верность родной земле помогала могучим богатырям – воинам земли Русской защищать ее и одерживать множество побед во все времена. Родительская любовь и доверие является основой послушания детей. Родители делятся с детьми своим личным опытом, благодаря которому дети приходят к выводу, что основой крепкой дружбы является взаимное доверие, умение уступать, прощать, жить в согласии. Дети осознают ценность мудрого слова в сказке, пословицах и поговорках, а также в своей семье, когда слушают наказы своих бабушек и дедушек. Содержание проекта для старшего дошкольного возраста ориентировано на формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом.

Задачи данного раздела:

  • воспитывать любовь к Отечеству, гордость за свою страну;
  • познакомиться с яркими образами в былинах и летописях;
  • воспитывать бережное отношение к природе и животным;
  • формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего;
  • воспитывать уважение к подвигам, труду, героизму;
  • формировать у детей способности договариваться, приходить к единому мнению;
  • совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями;
  • познакомить детей с историей родного города, достопримечательностями, памятниками;
  • формировать доброжелательное отношение к культуре других народов;
  • воспитывать бережное отношение, к тому, что создано руками человека.

1 раздел «Былинные и летописные герои» рассчитан на три месяца (сентябрь-ноябрь)

Воспитатель знакомит детей с творчеством сказителей, с героями былин, сказок и летописей, с известными картинами (В. Васнецов «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке», «Прощание Олега с конем» и др.), с народными инструментами. Знакомство с героическим эпосом малочисленных народов севера. (названием духов, топонимов и гидронимов).

2 раздел «Любовь» рассчитан на два месяца (декабрь-январь)

Педагог воспитывает в детях бережное отношение к человеку, животным, птицам, природе и социокультурному окружению. Знакомство детей с флорой и фауной округа, с географическими, климатическими, экологическими особенностями родного края.

3 раздел «Этика и эстетика взаимоотношений» рассчитан на два месяца (февраль-март)

Воспитатель продолжает формировать в детях нормы поведение: вежливость, взаимопомощь, уважение, сочувствие, внимательность, а также нормы поведения за столом во время еды, в общественных местах. Педагог показывает детям примеры хорошего отношения к близким. Формирует в детях умение выслушать, не перебивать, относиться с терпением к близким и сверстникам. Просмотр мультфильмов советского периода. Знакомить воспитанников с взаимопомощью как нормой поведения народов Западной Сибири. Знакомство со столовым этикетом.

4 раздел «Мудрость» рассчитан на два месяца (апрель-май)

Педагог воспитывает в детях уважение к старости, мудрости, знакомит с жемчужинами народной мудрости (пословицы, поговорки, сказки). При изучении 4 раздела дети знакомятся с городом, историей, культурой, старожилами, ветеранами и примерами их жизни.

Перспективное планирование

Месяц

Цели и задачи

Содержание

Раздел: «Былинные и летописные герои»

Сентябрь- ноябрь

Цель: формирование у детей понятия «былина», «былинные герои».

Задачи:

  • знакомство со славянским героическим эпосом;
  • первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Верность родной земле»;
  • развитие у детей умения слушать друг друга, приходить к согласию;
  • формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего;
  • развитие представления о верности родной земле;
  • развивать умения размышлять над народной мудростью;
  • формирование норм поведения;
  • воспитывать заботливое и бережное отношение к природе, человеку и животным.

Беседы из цикла «Верность родной земле»: «Родная земля – место, где родился и живет человек», «Верность и вера», «Богатыри и воины».

Работа в круге: беседа с детьми на основе прочитанных былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змей» и пословиц.

Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Чтение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк».

Рассматривание картин В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», «Прощание Олега с конем».

Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка» в перес.К.Д. Ушинского.

Просмотр мультфильма из сборника «Гора самоцветов» «Никита Кожемяка».

Задание «Что может пригодиться в бою богатырю?».

Рассуждение на тему: «За что люди благодарны защитникам Земли русской?».

Чтение украинской народной сказки «Катигорошек».

Просмотр мультфильма «Катигорошек» (1970, реж. Б.А. Храневич).

Оформление страницы Альбома «Богатырь».

Знакомство с народными инструментами: гусли, балалайка, дудочка, свирель, рожок, бубен, свистулька, ложки, гармонь, кугиклы, дрова (поленница), трещетки и др. Прослушивание звучания народных инструментов.

Создание музея «забытой музыки».

Речевая игра «О каком богатыре говорится в былинах?»

Работа в круге: беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович» и пословиц.

Беседа с детьми о том, как важно быть послушным на основе сказок «Гуси- лебеди», «Аленький цветочек», «Царевна- лягушка», пословиц и личного опыта детей.

Лепка «Герои мифов и легенд».

Оформление страницы Альбома «Правила поведения».

Знакомство с героическим эпосом малочисленных народов севера: духи-покровители, идолы, дети Торума и др.

Знакомство с названием топонимов и гидронимов у малочисленных народов Югры.

Чтение мансийских и хантыйских народных сказок.

Раздел «Любовь»

Декабрь- январь

Цель: Воспитывать бережное отношение к человеку, животным, птицам, природе и социокультурному окружению.

Задачи:

  • познакомить детей с духовно-нравственной категорией «любовь»;
  • развивать умения договариваться, приходить к единому мнению;
  • познакомить детей с флорой и фауной округа;
  • познакомить детей с географическими, климатическими, экологическими особенностями округа;
  • развивать умения проявлять доброе отношение друг к другу;
  • расширять знания детей о различных видах животных и птиц нашего края;
  • закрепить правила поведения на природе, обеспечивающим сохранность жизни и здоровья;

Беседы на темы: «Любовь как высшая ценность человека», «Бережное отношение ко всему живому».

Работа в круге: беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка», «Зимовье зверей», пословиц и личного опыта детей.

Игра «Дом дружбы».

Беседа «Кого можно назвать настоящим другом?».

Выполнение творческого задания «Нарисуй своих друзей».

Работа в круге: беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек- горбунок», пословиц и личного опыта детей.

Русская народная игра «Кто с нами?»

Оформление страницы Альбома «Добрые дела».

Д/игра «Мамины помощники».

Беседа на тему: «Животные нашего края». Просмотр презентации «В лесу Югры».

Чтение художественной литературы: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого мишу – короткий хвост»; рассказы Е. Чарушина «Волчишко», «Томка».

Разучивание считалочек про животных.

Чтение русских народных сказок: «Кот, козел да баран», «Кот и лиса».

Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Раннее утро», «В овраге», «Медвежья семья», «Логово рыси», «У старой сосны» и др.

Чтение художественной литературы: рассказы В. Осеевой «Три товарища», сказка Братьев Гримм «Бременские музыканты», рассказ Л.Н. Толстого «Лев и мышь», «Муравей и голубка».

Оригами «Мои животные».

Постановка мини-спектакля по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Раз, два – дружно!», русская народная сказка «Теремок».

Аппликация «Снегири».

Коллективная работа: пано «Синицы».

Чтение художественной литературы: рассказ К. Паустовский «Кот ворюга».

Создание мини-памяток «Сохраним природу».

Оформление страницы Альбома «Лес дружбы»

Раздел «Этика и эстетика взаимоотношений»

Февраль-март

Цель: формировать у детей норм поведения. Задачи:

  • расширять и закреплять знания детей о вежливых словах;
  • расширять активный словарный запас;
  • познакомить детей с правилами поведения в общественных местах;
  • познакомить детей со столовым этикетом;
  • воспитывать в детях чувство уважения к труду;
  • формировать у детей мотивацию на доброе отношение к близким;
  • развивать умение слушать друг друга;
  • развивать способность договариваться;
  • познакомить детей с нормой поведения коренных малочисленных народов Западной Сибири.

Беседа на тему: «Вежливые слова», «Нормы поведения за столом во время еды».

Работа в паре «Строим дом».

Работа в микрогруппах «Выкладываем русскую печь».

Коллективная работа «Строим сцену».

С/р игры: «В гости к бабушке», «Праздничный стол», «Кафе».

Чтение художественной литературы: рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Плохо», «Кто хозяин», «Хорошее», «Отомстила», «Чуня».

Просмотр мультфильма «Пятачок», «Кто самый красивый»,

Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Разучивание наизусть стихотворений из серии «Добрые пожелания».

Беседа на тему: «Часто ли ты просишь прощения?».

Работа в парах «Поссорились, обиделись и помирились» (разыгрываем сюжеты).

Рисуем «Радугу добрых слов».

Обыгрывание норм поведения за столом во время еды.

Чтение художественного произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Просмотр советских мультфильмов: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Самый маленький гном», «В лесной чаще», «Гадкий утенок», «Чучело-мяучело», «Рыжая кошка», «Лесная хроника», «Просто так», «Приключение Хомы», «Подарок для самого слабого», «Соломенный бычок» и др.

Раскраски по теме.

Презентация «Традиции этикета коренных народов Западной Сибири».

Лепим из пластилина «Предметы быта малочисленных коренных народов Югры».

Экскурсия в Районный Учинский историко-этнографический музей им. А.Н. Хомякова, п. Половинка.

Подвижные игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и оленята», «Волк и олени».

Оформление страницы Альбома «Быт народов ханты и манси».

Раздел «Мудрость»

Апрель-май

Цель: расширение знаний детей о народной мудрости.

Задачи: 

  • воспитывать в детях уважение к старости, мудрости;
  • познакомить детей с историей героизма ветеранов города;
  • развивать у детей умения слушать и слышать друг друга;
  • воспитывать в детях доброе, уважительное отношение к родителям, бабушкам и дедушкам;
  • знакомить детей с историей, культурой города, со старожилами и примерами их жизни.

Работа в круге: беседа с детьми о мудрости на основе русской народной сказки «Белая уточка», пословиц.

Речевая игра «Мудрые слова».

Рассуждение на тему: «Кого можно назвать мудрым?».

Д/игра «Найди сокрытую мудрость в картинках».

Беседа с детьми на тему «Кого в вашей семье можно назвать мудрым?» на основе русских народных сказок «Пастушья дудочка», «Названный отец», пословиц и личного опыта детей.

Чтение художественных произведений: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Л.Н. Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья», «Олень», «Комар и лев»,  «Волк и коза», «Белка и волк».

Задание для детей с родителями «Любимые игры детства бабушек и дедушек».

Оформление страницы Альбома «9 мая».

Рассуждение на тему: «Как сказка и пословица учат мудрости».

Д/и «Победа добра» (перечислить примеры из сказок, жизни, историй).

Рисуем «Моя бабушка», «Мой дедушка».

Презентация «Из истории города».

Сбор пословиц и поговорок и оформление буклета: «Устное народное творчество народов Югры».

Творческие работы «Город будущего».

Конструирование «Улица, придуманная нами».

Словесная игра «Угадай по описанию героя сказки».

Выставка книг писателей и поэтов коренных народов Севера.

Подвижные игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Полярная сова и евражки».

Песня оленевода (муз.и ел. Е. Аксеновой) — Е. Аксенова.

Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера.

Ю. Шесталов – знаменитый мансийский поэт и писатель.

Знакомство с творчеством Г.К. Кайгородова.

Стихи Владислава Шабурова.

Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры. Чтение сказок.

Видеоролик «Город Урай».

Экскурсия по улицам и достопримечательным местам города.

Проект «Социокультурные истоки»

часть программы для детей 6-8 лет

В подготовительной к школе группе осуществляется первоначальное ознакомление с истоками отечественных традиций, как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации (Традиции Слова, Образа, дела, праздника). Дети приобщаются к традициям сказочного слова. Приходят к пониманию, что мастерство необходимо человеку в любом деле, а для этого надо проявлять старание и терпение. Очень много делают для себя открытий родители, когда работают по теме «Семейные традиции».

1 раздел «Традиции слова, образа и дела» рассчитан на три месяца (сентябрь-ноябрь).

Знакомство с притчами, поучительными рассказами различных религий. Просмотр мультфильмов из сборника «Радость моя». Сказки, фольклор коренных малочисленных народов севера, Кондинского края.

2 раздел «Добро и зло» рассчитан на два месяца (декабрь-январь).

Погружение детей в пространство категорий добра и зла, верности и предательства, любви и ненависти, дружбы и вражды на различных примерах. Театрализация. Конкурс сказителей среди детей. Погружение детей в пространство ценностей народов Западной Сибири («Вороний день», «Медвежий праздник» и др.)

3 раздел «Шепот леса» рассчитан на два месяца (февраль-март).

Погружение детей в мир флоры таежного края. Лес и его три уровня, травы, цветы, кустарники, деревья, мох, лишайники, грибы. Знакомство детей с лесом, его особенностями, многообразием представителей мира растений, видами лесов. Знакомство детей с природой родных широт (болото, тайга, тундра, хвойные леса).

4 раздел «От мамонта до мышки, от ерша до осетра» рассчитан на два месяца (апрель-май).

Знакомить и обобщать знания детей о фауне таежного края. Формировать у детей бережное, чуткое отношение к животному миру. Знакомить детей с развитием и актуальным состоянием животного мира Югры.

Перспективное планирование

Месяц

Цели и задачи

Содержание

Раздел: «Традиции слова, образа и дела»

Сентябрь- ноябрь

Цель: воспитать ценностное отношение к различным видам труда от физического до интеллектуального.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной сферы и образного мышления детей;
  • Формирование представлений о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
  • Приобщение к отечественной традиции восприятия образа;
  • Воспитание уважение к профессии человека;
  • знакомство с фольклором малочисленных народов севера.

Беседы на темы: «Сказка», «Чему учит сказка», «Напутственное слово», «Жизненный путь», «Мастера и мастерицы», «Старание и терпение»,

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Царевна-лягушка», сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», К.Д. Ушинский «Ветер и солнце», русская народная сказка «Василиса Прекрасная», русская народная сказка «Перышко Финиста Ясна-сокола», притча «Старик и яблоня», П.П. Бажов «Каменный цветок», русская народная сказка «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», рассказ О.С. Абрамовой «Семейная радость», притчи различных религий, П.П. Бажов «Живинка в деле».

Дидактическая игра «Где мы были?»,

Игра-драматизация «Путешествие по сказкам»,

Игра «Доброе слово сказать – посошок в руку дать».

Игровое задание «Этапы жизненного пути»,

Игра «Угадай, кем я хочу стать»,

Рисуем «Василису Прекрасную»,

Знакомство с колокольным звоном.

Просмотр мультфильмов из сборника «Радость моя»

Знакомство с архитектурой: аппликация, конструирование, рисование на тему «Храмы Святой Руси».

Знакомство со сказками, фольклором коренных малочисленных народов севера, Кондинского края.

Презентация об особенностях детских национальных игрушек коренных народов ХМАО.

Чтение хантыйских сказок «Ермак», «Карты с золотом», «Ими-Хиты и ВошингУрт», «Ими-Хиты», «Мышка и лось», «Кот», «Три снохи», «Мальчик Идэ», «Мышка». Чтение мансийских сказок «Богатырь Кедровое зернышко», «Воробушек», «Гордый олень», «Зайчик», «Как ворон землю мерил»,  «Отчего у зайца длинные уши»,  «Про Полум-Торума», «Про Северный ветер», «Сказка вторая об Эква-пырисе», «Сказка первая об Эква-пырисе», «Сказка третья об Эква-пырисе».

Игровое упражнение «Сказка правда, в ней намек, добрым молодцам урок».

Игра «Куда иголочка, туда и ниточка»,

Творческое задание «Иллюстрации к сказке»,

Творческое задание «Традиции в нашей семье»,

Оформление страницы Альбома «Моя любимая сказка».

Оформление страницы Альбома «Кем я хочу стать?».

Оформление страницы Альбома «Русские узоры».

Презентации: «Ритуальный праздник народов манси - медвежий праздник», «Вороний праздник», «Праздник трясогузки», «Нарождение луны», «Петров день», «Лосиный праздник», «Проводы лебедя», «Праздник обласа (лодки)», «День оленевода», «Животные Севера»,

Беседы: «Ханты», «Манси»,  «Быт и уклад жизни коренных народов ХМАО», «Праздники коренных народов ХМАО», «Ремесла коренных народов ХМАО», «Устное народное творчество коренных народов ХМАО», «Значение оленеводства в жизни коренных народов ХМАО», «Значение рыбного промысла в жизни коренных народов ХМАО», «Значение охотничьего промысла в жизни коренных народов ХМАО», «Стойбище – место проживания коренных народов ХМАО»

Чтение «О хантах». Что означает «Ханты»? (в переводе с древнего языка «хантэ» - означает «человек»).

Рассказы воспитателя об особенностях детских национальных игрушек коренных народов ХМАО.

Презентация «Кукла Акань», «Юрта и чум, как жилище коренных народов ХМАО»

Раздел «Добро и зло»

Декабрь- январь

Цель: сформировать представления о корреляции базовых понятий нравственности и морали: добро и зло.

Задачи:

  • посредством знакомства с памятниками народной и традиционной культуры народов России научить детей различать понятия: добро и зло;
  • Развитие умения слушать друг друга, договариваться;
  • познакомить с культовыми праздниками и обычаями народов ханты и манси.

Организация выставки «Книга — праздник души»

Беседа с детьми на темы: «Роль книги в жизни человека», «Книга — праздник души», «Добро и зло в сказке», «Победа добра над злом», «Верность и предательство», «Любовь и ненависть», «Дружба и вражда».

Пословицы на темы: «дружба», «зло», «добро».

Чтение художественной литературы: былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья из Мурома богатырем стал»,  «Святогор-богатырь», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», русские народные сказки: «Василиса прекрасная», «Царевна Несмеяна», «Баба-Яга», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Иванушка-дурачок», «Лиса и кувшин», «Умный мужик», сказки русских писателей: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане» (просмотр мультфильмов по сказка А.С. Пушкина), С.Т Аксаков «Аленький цветочек» (просмотр мультфильма), Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш», В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович» и др.

Иллюстрации к русским сказкам Николая Кочергина, Виктора Михайловича Васнецова, Ильи Яковлевича Билибина.

Конкурс сказителей среди детей.

Беседа «Ханты и манси. Обычаи и праздники», «Обычаи, связанные с отношением к природе».

Презентации: «Ритуальный праздник народов манси - медвежий праздник», «Вороний праздник», «Праздник трясогузки», «Нарождение луны», «Петров хатл», «Лосиный праздник», «Проводы лебедя», «Праздник обласа (лодки)», «День оленевода», «Животные Севера»,

Продуктивная деятельность: изготовление лебедя, лодки, ворона в технике оригами.

Театрализация сказок по выбору детей.

Оформление страница Альбома «Праздники коренных малочисленных народов Западной Сибири».

Раздел «Шепот леса»

Февраль-март

Цель: воспитать ценностное отношение к окружающей среде.

Задачи:

  • познакомить с растительным миром тайги;
  •  развивать познавательную активность детей;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

Беседы на темы: «В природе столько красоты», «Зачем беречь лес», «Лес — кормилица зверей», «Плоды леса».

Презентации на темы: «Правила пожарной безопасности на природе», «Осторожно! Тайга», «Опасности в лесу», «Берегите природу».

Рисуем на темы: «Тайга», «Ягодный куст», «Кедр», «Шишки» и др.

Чтение рассказа К. Лагутин «Тайга»

Заучивание Ю. Могутин «В тайге»

Загадки о тайге.

Пословица «Дерево погубить в пять минут, а вырастить его годы пройдут».

Познавательно – исследовательское: рассматривание кедровой шишки и кедровых орешков. Знакомить с понятием «Кедрач».

Чтение художественной литературы: сказка «Пихта», В. Зотов «Лиственница», Е. Трутнев «Клюква», Э. Шим «Брусника», «Голубика», «Черника», Т. Пономарева «сказка про клюкву», сказки «Спор деревьев», «Разговорчивая березка», «Осинка и ветерок», «Волшебная рябинка» и др.

Знакомить с народной приметой «Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет».

Презентация: «Багульник, как лекарственное растение и средство борьбы с вредными насекомыми», «Кедр», «Рябина», «Осина», «Ягоды в тайге», «Не выше цветов», «Цветущая тайга», «Почки на деревьях», «Реки нашего края», «Болотистая тайга».

Рисуем Конду.

Дидактические игры: «Лес», «Что случится, если…», «Что растет в родном краю», «Что растет в лесу», «Чего не стало?», «Найди дерево по описанию», «Найди листок»

Сюжетная игра «Лесник»

Подвижная игра «Друг дружок, уступи дубок»

Рисование «Хвойный лес»; аппликация из пластилина «Тайга».

Рассматривание иллюстраций «Съедобные – несъедобные грибы»

Игра – забава «Найдем грибок»

Лепка «Корзина с грибами»

Дидактическая игра «Что в корзину мы берем».

Подвижна игра «Кто быстрей соберет съедобные грибы».

Кафе «Лакомка» - дегустация лесных ягод.

Квест-игра «Путешествие в тайгу».

Викторина «Растительный мир наших лесов».

Оформление страницы Альбома «Шепот леса».

Раздел «От мамонта до мышки, от ерша до осетра»

Апрель-май

Цель: воспитать ценностное отношение к окружающей среде.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с природой родного края, с разнообразием фауны.
  • сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы;
  • убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо беречь и  охранять.

Беседы на темы: «Мир зверей», «Животные нашего края», «Не обижай природу», «Ты — гость в лесу», «Опасности от зверей», «Роль птиц в природе», «Роль человека в жизни птиц», «Птичьи домики», «Браконьеры».

Презентации на темы: «Медведь», «Лось», «Олень», «Барсук», «Белка», «Бобр», «Волк», «Бурундук», «Рысь», «Белка», «Рыжая лиса», «Почему летает птица?», «Тетерев», «Глухарь», «Зимующие птицы», «Домики зверей», «Ночные охотники», «Под водой», «Подводные хищники», «Дятел».

Просмотр мультфильмов Гора самоцветов: «Медвежьи истории», «Ворон-обманщик», мультфильмы из серии «Зверюшки-добрюшки» по мотивам сказок Г. Цыферова «Голубая щука», «Конец лета», «Первое удивление», «Кедры», «Половодье», «Верба» и др.

Рассматривание иллюстраций о диких животных.

Чтение художественной литературы:: Ю. Могутин «Бурундучок», «Волк», Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е. Чарушин «Друзья», А. Тарханов «Глухарь», Е. Трутнева «Лесной доктор», Ю. Могутин  «Кедровка», И. Антонов «Снегирь», И. Мазнин «Про сову», рассказы о животных В. Бианки.

Отгадывание ребусов и загадок «Животные нашего края».

Дидактическая игра «Зоопарк», « Найди всех животных, которые…», «Нелюбимый зверь», «Олень - олененок», «Угадай животное по описанию», «Хищные – травоядные»,

Игровое упражнение «Движения животных»

Подвижная игра «Охотник», «Разбежались по лужайке…»,  «Охотники и звери», «Зайцы в лесу»

Творческое рассказывание по теме «Мой любимый зверь»

Раскрашивание раскрасок по теме.

Оригами «Животные Югры».

Рисование нетрадиционными способами «Мир под водой».

Решение проблемных ситуаций: изучение экологической катастрофы «Что будет, если из леса исчезнут зайцы?», «Что будет, если из леса исчезнут волки?»

Рассматривание иллюстраций о птицах нашего края.

Познакомить с народными приметами (повадки и поведение  птиц).

Дидактическая игра «Строение птицы», «Перелетные – зимующие птицы», «Чей хвост, клюв?», «Сложи картинку».

Отгадывание загадок.

Подвижная игра «Дятел», «Журавль», «Кукушка», «Ловля птиц на лету», «Птички на дереве», «Перелет птиц», «Совушка на одной ноге»

Познакомить детей с Красной книгой России.

Оформление страницы Альбома «Обитатели тайги».

Используемая литература:

  • Образовательная программа дошкольного образования «Социокультурные истоки», И.А. Кузьмин, А.В. Камкин.
  • Книги под общ. ред. И.А. Кузьмина:
  • книги для детей 4-5 лет «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»;
  • книги для детей 5–6 лет «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»;
  • книги для детей 6–7 лет «Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».
  • Носкова Т. А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Киров: «ЛОНА-ПЛЮС» – 2008 – 232 с.
  • Край родной. Азбука краеведения. (Россия. Югра. Урай). Автор составитель О.Н. Гаврилова.
  • «Мой край родной» О.Н. Гаврилова.
  • Декоративно-прикладное искусство ХМАО. Истоки и современность.
  • «Природа края в художественной литературе: Времена года. Дикие животный. Домашние животные. Растительный мир. Автор составитель О.Н. Гаврилова.
  • «Наедине с природой»: Книга для чтения. О.Н. Гаврилова.
  • Сказки. Рассказы. Стихи народов севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Сказка по программе "Истоки" в рамках реализации "Социокультурные истоки"

Одним из  видов инструментария в программе «Социокультурные истоки» для дошкольного образования и начальной школы являются книги для развития детей.Сказки являются основной частью кни...