Аналитический отчет воспитателей старшей группы «Пчёлки» о проделанной работе за 2022-2023 учебный год.
материал (старшая группа)

Донецкова Ольга Александровна

МБДОУ №12 «Сказка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитический отчет

воспитателей старшей группы «Пчёлки»

 о проделанной работе

 за 2022-2023 учебный год.

 

 

 

Воспитатели: Донецкова О.А.

Жеребкова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списочный состав группы 12 детей.

Мальчиков: 7 человек. Девочек: 5 человек

Воспитательно- образовательная работа планировалась и проводилась по рабочей программе, составленной на основании основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.

Образовательный процесс строился в соответствии с ФГОС, учетом интеграции образовательных областей, возрастных особенностей детей, строгого соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических требований и норм к пребыванию детей в ДОУ.

Работа старшей группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ № 12 «Сказка» на 2022-2023 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1.Систематизация образовательной работы, обеспечивающая речевое развитие дошкольников, через разные виды речевых технологий.

2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через интеграцию всех видов деятельности.

3.Совершенствование содержания работы по региональному компоненту, патриотическому воспитанию, поиск новых форм с социумом.

4. Развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

5. Формировать предпосылки к учебной деятельности.

6. Взаимодействовать с родителями детей через беседы, консультации, родительские собрания, оформление стендов, выставок и т. д.

7. Обогащать предметно-развивающую среду группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

8. Повышать профессиональную компетентность.

 В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. 

   К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья. Группу оформили так, чтобы детей привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Для успешного пребывания ребёнка в ДОУ использовали следующие моменты в работе: создание в группе комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла.

   В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти в художественную зону и выбрать любой материал для творчества (карандаши, альбомы для рисования, цветная бумага, пластилин), проявляя самостоятельность и инициативу для изготовления поделок в подарок родителям или своим друзьям.  Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день. Много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.

   В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.  Сюжетно-ролевые игры разложены, что позволяет ребенку организовать свою игру в любом удобном для него месте групповой комнаты. Имеется уголок с\р игр "Парикмахерская», "Магазин", "Больница", «Гараж», уголок для девочек для игры «Дочки – матери» с посудой, кроватками, куклами, стиральной машиной, кухонной зоной, утюгом, уголок для мальчиков для игры «Автопарк».

   Воспитатели обновили уголки ПДД, патриотическому воспитанию, уголок по ознакомлению с миром природы, уголок театрализованной деятельности дополнили перчаточными куклами для инсценировок.

   С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, способствующие межполушарному взаимодействию.

Физическое развитие:

Воспитатели продолжают воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом (за чистотой тела, опрятностью одежды, прически); ухаживать за своим вещами и игрушками; опрятно заправлять постель (без напоминания взрослого), используя практические упражнения "В гостях у Мойдодыра", "Чистюли", "Волшебное зеркало", "Полезные привычки", "Этикет за столом", «Самая аккуратная кровать» и т.д.

Поддерживали стремление детей осмысленно выполнять освоенные ранее действия по самообслуживанию, осуществлять самоконтроль и корректировать отдельные компоненты своей деятельности практические упражнения "Моя прическа", " 5 важных дел перед сном", беседы "Будем аккуратными", «Забытый носовой платок» и т.д.

Обогащали представления детей о ценности здоровья и здорового образа жизни; поддерживали их стремление к самопознанию, к правилам здоровъесберегающего поведения, позитивного отношения к миру, себе и другим людям. Дети продолжали знакомиться с частями тела и органами чувств человека, их значением для жизни и здоровья, использовали познавательные беседы: "Если ты заболел", "Здоровье - болезни", "Здоровые зубы", "Кому нужна зарядка", практические упражнения: "Положение тела во время приема пищи", "Ссадины и раны", просмотр тематических мультфильмов: "Микробы", "Сладкое", "Лицо", "Скажи микробам нет", чтение произведений художественной литературы.

Воспитатели группы вели активную работу по объединению воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада. Оказывали психолого-педагогическую поддержку родителям в вопросах укрепления и созидания духовной, психической и физической составляющих здоровья дошкольников: подбирали литературу для самообразования, проводили консультации: "Здоровые родители - здоровые дети", "Игры детей на свежем воздухе", "Домашний спортивный уголок", "Ребенок и телевидение" и др.

Навык сформирован – 12 человек – 100%

Навык не сформирован – 0 человек, 0%

Познавательное развитие:

Формирование элементарных математических представлений.

Воспитатели продолжали знакомить детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер и пр.), тренировали умение разбивать группы предметов на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, находить «лишний» предмет.

Продолжалась работа по развитию логических операций, в том числе и операции отрицания. Развивали умение детей находить и составлять закономерности. Учили детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и обозначать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, больше - меньше. Формировали представления детей о равных группах предметов с помощью составления пар: чтобы узнать, равны ли группы предметов, можно составить пары одинаковых предметов. Развивали умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Формировали представления детей об арифметических действиях сложения и вычитания. Закрепление представлений о знаках проходило в различных дидактических играх с использованием предметных и графических моделей.

Дети продолжали осваивать пространственные отношения, с которыми они знакомились раньше: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, далеко – близко и др. Еще одна новая и трудная для некоторых детей задача – определять место по заданному условию, то есть выполнять задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя было окно, а сзади – шкаф», «Сядь так, чтобы впереди тебя сидел Петя, а сзади – Маша». Кроме этого, дети учились выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от Маши сидит Петя, слева от Маши – Оля, впереди Оли – окно, над головой Оли – лампа».

В старшей группе велась целенаправленная работа по формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, что важно для их успешного обучения в школе. Дети знакомились с понятиями лист, страница, тетрадь.

Умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным их использованием. Детям систематически задаются вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой будет завтра?», «Какой был вчера?», «Какое сейчас время года?», «Какой месяц?» и т.п. На занятиях по ФЭМП использовали рабочие тетради.

Конструирование. В процессе образовательной деятельности, организованной в форме прогулок, экскурсий и фотопутешествий, педагоги знакомили детей с искусством, в разнообразии его видов, помогали устанавливать связь между формой предмета, его назначением и размещением в пространстве. В различных образовательных ситуациях, связанных с восприятием произведений архитектуры, мебели и детским конструированием, педагоги продолжали учить детей анализировать постройки (замок, дворец, избушку) и бытовые предметы (трон, кресло, стул, табурет)выделять характерные признаки и сравнивать объекты между собой по этим признакам: назначение, величина, форма, конструктивный принцип, устойчивость, строительный материал, способ создания, детали и др. Также педагоги содействовали развитию у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части.

Дети получали опыт создания различных конструкций из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и природных, окрашенных и естественных по цвету. Педагоги содействовали обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на участке детского сада; поддерживали и углубляли интерес детей к разным видам конструирования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей; стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства.

Основы науки и естествознания

Для расширения кругозора дети рассматривали глобус, географические карты. Узнали о космосе (планеты, звезды и др. космические тела, положение Земли в Солнечной системе) и о его освоении человеком. Знакомились с названиями месяцев и их последовательностью.

Педагоги расширяли представления детей о времени, они хотят и могут узнавать о том, что было, когда их еще не было на свете; когда их родители или бабушки и дедушки были маленькими, когда люди жили в пещерах и т.п.

На прогулках дети наблюдали за солнцем (где оно всходит и где заходит, за осадками (дождь, снег, иней, роса и т.п.), за сезонными изменениями в природе. Дети узнали о разнообразии одежды, обуви, головных уборов, особенностях сезонной одежды и спецодежды людей разных профессий; знакомились с производством некоторых продуктов питания; с интересными местами более отдаленного окружения, узнали о том, что такое цирк, кукольный театр, аэропорт, морской порт, заповедник, кондитерская фабрика и др., овладевая при этом правилами поведения в разных общественных местах. Воспитатели рассказывали детям о природоохранных территориях, о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного Донского края, обсуждали с детьми проблемы взаимоотношений человека и природы на примерах ближайшего окружения. Педагоги рассказывали, что в каждом хуторе растут растения – деревья, кустарники, травы, грибы. Рядом с людьми обитают разные животные, которые не могут выжить без нашей поддержки. Дети группы вместе с взрослыми подкармливали птиц зимой, сажали деревья и кустарники, поливали клумбы.

Так с целью расширения экологических знаний, формирования у детей деятельностного отношения к природному окружению, овладению определенными способами познания мира через естественнонаучные, гуманные основы прошло мероприятие «День Земли». Дети встречали гостей праздника, с удовольствием загадывали и отгадывали загадки, читали стихи, играли в словесные и подвижные игры.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагоги учили детей распознавать различные материалы (бумагу, картон, ткань, пластмассу, воск, металл); обозначать словом, что предметы сделаны из пластмассы (пластмассовые), из меха (меховые), из шелка (шелковые), из ваты (ватные), из кожи (кожаные), из шерсти (шерстяные) и т.п. Рассказывает о том, как делают разные материалы, например, бумагу, и почему ее нужно экономно использовать. Обсуждает с детьми, что разные материалы по-разному загрязняют окружающую среду, откуда берется мусор и куда он девается, рассказывает о том, как люди перерабатывают разные материалы. Дети учились устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы (например, одним животным, растениям для жизни нужно много воды, другие могут существовать и в условиях недостатка влаги; для прорастания растению нужны свет, влага, тепло, свет), между объектами живой природы (некоторые деревья и грибы «дружат»), между действиями людей и состоянием окружающей среды.

Патриотическое воспитание

Воспитатели расширили представления детей о родной стране – Россия, о её историческом, культурном наследии, о родном Донском крае, как частице своей страны.

Формировали у воспитанников навыки толерантного отношения к представителям народов других стран и толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на Дону.

Развивали у детей качества человека, составляющие основу его коммуникативной и социальной активности: чувство гордости за Родину, уважение к своему народу, его традициям, чувство собственного достоинства как гражданина России. Содействовали нравственному и познавательному развитию детей. С целью развития чувства прекрасного, воспитания любви к Родине, уважения к труду взрослых, создающих произведения искусств. Дети, посмотрев специально подготовленные педагогами презентации, экспонаты выставки, продолжали знакомиться с народно-прикладным искусством народов России.

Воспитатели развивали познавательный интерес к историческим событиям, жизни людей в прошлом, умение наблюдать, описывать и строить предложения по поводу исторического содержания.

Воспитывали уважение к традициям и обычаям русского народа; любовь к родной донской природе.

Педагоги привлекали внимание родителей к формированию патриотических чувств у детей. Очень торжественно и празднично прошел праздник «День Победы». В группе дети с большим интересов посмотрели презентацию «Великая отечественная война», читали стихи о войне. Дети подготовили коллективную праздничную открытку «День Победы».

Знакомили с малыми формами фольклора, произведениями русского народа, прививали интерес к русскому народному творчеству (чтение и разучивание потешек, чтение и пересказ русских народных сказок, а также их проигрывание и драматизация).

Привлечение внимания детей к христианским обычаям и традициям, сложившимся на Руси на протяжении многих столетий, знакомство с духовно-нравственными истоками - помогает приобщить детей к миру русской народной культуры, знакомит их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором.

Проведение календарных традиционных праздников формирует интерес к истории родной страны, национальным традициям. Были проведены календарно-обрядовые праздники и развлечения «Посиделки на Покров», «Посвящение в казачата», «Святки», «Масленица», «Сороки».

Навык сформирован – 6 человек – 50%

Навык частично сформирован – 6 человек - 50%

(Начало года: высокий – 23%, средний – 61%, низкий – 16%)

Речевое развитие:

Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. С помощью специальных упражнений дети учились различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки, в словах, во фразовой речи. С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Где находится звук» многие дети научились называть слова на заданный звук, устанавливать место звука в слове, его наличие или отсутствие. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использовались скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Педагоги продолжали работать над обогащением, уточнением и активизацией детского словаря. Большое внимание уделяли развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводились слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко использовались загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяли работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формировали умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Дети подбирали слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)». Большинство детей группы умеют самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, который предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Однако некоторые дети испытывают незначительные трудности в этом, а также в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) в связном, последовательном и выразительном воспроизведении готового текста без помощи взрослого.

Педагоги продолжали знакомить детей с произведениями разных жанров: сказками, рассказами, стихами, загадками, малыми формами фольклора. Регулярное чтение в процессе НОД, перед сном, перед едой, на прогулке обогащает познавательные интересы детей, расширяет литературный опыт, позволяет сформировать особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.

Решая задачи годового плана, педагоги группы заботились о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Навык сформирован – 8 человек –67 %

Навык частично сформирован – 3 человек – 25%

Навык не сформирован -1 человек – 8%

(Начало года: высокий – 35%, средний – 47%, низкий – 18%)

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие игровой деятельности. На протяжении всего года педагоги продолжали работу по обогащению содержания сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей. Стимулировали и удовлетворяли познавательные запросы ребенка, что привело к резкому скачку количества сюжетов и тем, связанных с более широким кругом представлений детей об окружающем. Самодеятельная игра детей приобрела творческий характер. Игровые сюжеты стали более разнообразными, расширился игровой опыт.

С расширением круга информации познавательного характера тематика детских игр стала включать в себя сведения, полученные на различных занятиях, через просмотр телепередач, видеофильмов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, наблюдений за окружающей действительностью. Способствовали объединению в играх мальчиков и девочек, предлагали им соответствующие роли, продолжали формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. А также самостоятельно создавать и изменять предметную среду самодеятельной игры, что позволило каждому ребенку в полной мере реализовать свою инициативу и личный опыт.

Для удовлетворения потребности в активном познании окружающего мира, проявления самостоятельности и самореализации использовали игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию: конструкторы и трансформеры («Лего»), игрушки, поддающиеся сборке и разборке.

Трудовая деятельность. Педагоги организовывали различные ситуации для знакомства детей с трудовой деятельностью и профессиями взрослых, проводили экскурсии по детскому саду, читали произведения художественной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей, использовали дидактические и настольные игры. Содействовали тому, чтобы каждый ребенок мог рассказать о занятиях и профессиях членов своей семьи; узнал и мог рассказать о нескольких разных профессиях, их значении, трудовых действиях и профессиональных принадлежностях; имел представление о роли людей разных профессий и увлечений в жизни общества. Учили уважительно относиться к результатам труда разных людей. Расширяли представления детей о хозяйственной деятельности человека, знакомили их с трудом людей в городе и на селе. Помогали устанавливать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в производственных цепочках; учили сравнивать между собой по-разному произведенные продукты (картошка выращенная; кофта сшитая, связанная; коврик тканый, плетеный). Поддерживали желание участвовать в труде взрослых, выполняя посильные и безопасные для здоровья поручения в групповой комнате (протереть пыль, развесить полотенца, навести порядок, убрать игрушкии на участке детского сада (подмести или очистить от снега дорожки, собрать песок вокруг песочницы, полить его, вымыть игрушки и пр.).

Педагоги создавали условия и пробуждали у детей желание ухаживать за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети активно с удовольствием и ответственностью участвовали в разнообразной трудовой деятельности в уголке природы группы, на участке детского сада. Воспитатели показывали детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, на клумбах (поливают, рыхлят землю).

Развитие коммуникативных умений. Главным условием развития коммуникативных умений является общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддержать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы, подать реплику, возразить.

Воспитывать культуру речевого общения детей нужно не только в условиях дошкольной образовательной организации, но и в семье – на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации. Для этого педагоги привлекали родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения); проводили работу с родителями, направленную на обогащение опыта, соблюдение норм культурного обращения друг с другом и повышающую их педагогическую компетентность.

Безопасность. В течение года воспитатели формировали у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности по следующим направлениям: «Ребенок и его здоровье», «Безопасность на улице», «Природа и безопасность», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении». Обогащение представлений и применение детьми полученных знаний закрепляли в ходе бесед «Опасность разговора за столом», «Таблетки – не конфетки», «Осторожно гололед», «Приключения спичечного коробка», «Огонь - друг или враг», «Поведение в общественном транспорте», «А у нас дома газ», «Не бойся звать на помощь»; сюжетно-ролевых игр «Водители», «Автобус», «Шоферы», «ДПС», «Семья», игровых ситуаций "Когда зазвонил телефон", «Осторожно – «добрый дядя»!, "Пожар в квартире", в ходе дидактических игр «Экзамен в Школе светофорных наук», «О чем говорит светофор», «Не играй с огнем», «Источники опасности», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Четвертый лишний»; конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы «Волк и козлята», «Жихарка», «Кот, петух и лиса» Р.Н.С, «Бумажный самолетик» Т.А. Шорыгина, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов и телепередач "Невеселые петарды", "Недетский знак", "Некультурные автомобили". Дети с удовольствием применяют полученные знания и навыки в играх в уголке по ПДД.

В сентябре, декабре, мае в нашем детском саду проходит акция по ПДД, в течение которой проводились самые разнообразные мероприятия для дошкольников. Был разработан план мероприятий на каждый день. Педагогами группы были проведены познавательные беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Сигналы светофора».  Педагоги вместе с детьми разбирали проблемные игровые ситуации: «Если ты потерялся на улице», «Перекрёсток», «Дорога в детский сад».   Вниманию родителей в группе были предложены памятки, папки – передвижки, консультации по соблюдению ПДД. Были проведены мероприятия –  «Посвящение дошкольников в отряд ЮПИД».

Навык сформирован – 11 человек – 92%

Навык частично сформирован – 1 человек – 8%

Навык не сформирован – 0 человек – 0%

(Начало года: высокий – 38%, средний – 62%, низкий – 0%)

Художественно-эстетическое развитие.

Педагоги группы, используя различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжали знакомить детей с произведениями национального и мирового искусства. Содействовали освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивали эстетическое восприятие, творческое воображение, художественные интересы и способности. Воспитатели поддерживали стремление детей самостоятельно комбинировать способы изображения и материалы, помогали осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения

В лепке воспитатели обращали внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и рациональным способом лепки, создавали условия для обогащения и усложнения изобразительной техники на основе чего дети:

- осмысленно и более точно передают форму изображаемых объектов (бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете;

- продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.;

- самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).

В рисовании воспитатели углубляли интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественной техники; поддерживали уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:

• освоили технику рисования гуашевыми красками (умеют смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки);

• освоили различные приемы рисования простым карандашом; при этом свободно пользуются разными цветами и оттенками;

• передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);

• передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

В аппликации педагоги продолжали знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники, в результате чего дети:

• могут творчески выполнять плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, осенние листья, цветочные лепестки, соломка);

• освоили новые способы вырезания: симметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол);

• создают орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

Навык сформирован – 5 человек - 42%

Навык частично сформирован – 7 человека - 58%

Навык не сформирован – 0 человека – 0%

(Начало года: высокий – 0%, средний – 100%, низкий – 0%)

На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями.

С родителями были проведены родительские собрания:

- «Развитие ребёнка 5-6 лет»

- «Вот и стали мы на год взрослей….»

С помощью приложения вотсап, родители получали консультации в родительскую группу:

- «Значение семейного досуга, как средство укрепления здоровья»

- «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»

- «Зачем читать детям сказки»

- «Книжка в вашем доме»

- «Безопасность ребенка на воде»

- «Значение рисования в жизни ребёнка»

Родители принимали активное участие в акциях, конкурсах, проводимых в детском саду:

-Конкурсах рисунков – «Осень в рисунках», «Зимняя сказка», «Рисуем Победу», «Открытка солдату»

- Конкурсах поделок: «Осень, осень в гости просим», «Украшение для мамочки», «Букет для любимых»,

- Акциях: «Внимание дети», «Письмо солдату», «День Земли», участие в благотворительной акции, помощь мобилизованным солдатам.

- Районных конкурсах: «Рождественские колокола», «Неопалимая Купина»

- Дистанционные конкурсы

В течение года совместно с детьми были проведены следующие мероприятия:

-День знаний «1 сентября»

-Осенний праздник «Осень золотая»

-Досуг ко Дню народного единства

-Новогодний утренник «Новогодняя сказка»

-Спортивное мероприятие «Мой папа самый лучший»

-Праздник наших мам

-Сороки

-Развлечение ко дню космонавтики «Вперед к звездам»

- Конкурс чтецов ДОУ «Международный день русского языка»

- Спортивный праздник «Зимние забавы»

- День птиц.

- День Здоровья.

- День Земли.

- Посвящение в Эколята.

- Мероприятие, посвященное Дню победы.

Достижения педагогов и их участие в общественной жизни ДОУ:

- Курс повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности воспитателя ДОО: организация деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта» - Донецкова О.А., Жеребкова А.Н.

- открытые занятия: по формированию духовно-нравственных ценностей у детей «Впустите в сердце доброту» - Донецкова О.А., интегрированное занятие «Путешествие в страну Знаний» - Жеребкова А.Н.

- участие в педагогических советах ДОУ

- участие во Всероссийском форуме работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0. Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации»

В минувшем году были выявлены следующие проблемы:

-Не все родители прислушиваются к советам воспитателей;

-Не полностью укомплектована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями ФГОС (добавить настольно-печатные и дидактические игры по возрасту; пополнить уголок патриотического воспитания и речевой уголок)

Результаты деятельности в старшей группе за 2022-2023 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

Намечены следующие задачи на 2022-2023 учебный год:

1. Продолжать создавать в группе оздоровительный микроклимат.

2. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.

3. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по режимным моментам.

4. Продолжать совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_god_2023g.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №12 «Сказка»

Аналитический отчет

воспитателей старшей группы «Пчёлки»

 о проделанной работе

 за 2022-2023 учебный год.

Воспитатели: Донецкова О.А.

Жеребкова А.Н.

Списочный состав группы 12 детей.

Мальчиков: 7 человек. Девочек: 5 человек

Воспитательно- образовательная работа планировалась и проводилась по рабочей программе, составленной на основании основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А  Васильевой.

Образовательный процесс строился в соответствии с ФГОС, учетом интеграции образовательных областей, возрастных особенностей детей, строгого соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических требований и норм к пребыванию детей в ДОУ.

Работа старшей группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы МБДОУ № 12 «Сказка» на 2022-2023 учебный год.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

1.Систематизация образовательной работы, обеспечивающая речевое развитие дошкольников, через разные виды речевых технологий.

2.Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через интеграцию всех видов деятельности.

3.Совершенствование содержания работы по региональному компоненту, патриотическому воспитанию, поиск новых форм с социумом.

4. Развивать психические и физические качества в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

5. Формировать предпосылки к учебной деятельности.

6. Взаимодействовать с родителями детей через беседы, консультации, родительские собрания, оформление стендов, выставок и т. д.

7. Обогащать предметно-развивающую среду группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

8. Повышать профессиональную компетентность.

 В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. 

   К началу учебного года подготовлена развивающая среда, которая играет особую роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, что позволило детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. В группе созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья. Группу оформили так, чтобы детей привлекали красивые, яркие, красочные пособия и игрушки. Для успешного пребывания ребёнка в ДОУ использовали следующие моменты в работе: создание в группе комфортной обстановки, атмосферы радости, покоя, тепла.

   В группе создана обстановка для развития творческих способностей. Дети могут свободно подойти в художественную зону и выбрать любой материал для творчества (карандаши, альбомы для рисования, цветная бумага, пластилин), проявляя самостоятельность и инициативу для изготовления поделок в подарок родителям или своим друзьям.  Всё это способствует раскрепощению детей, положительному эмоциональному настрою на весь день. Много дидактических и развивающих игр, которые помогают детям играть вместе и индивидуально.

   В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.  Сюжетно-ролевые игры разложены, что позволяет ребенку организовать свою игру в любом удобном для него месте групповой комнаты. Имеется уголок с\р игр "Парикмахерская», "Магазин", "Больница", «Гараж», уголок для девочек для игры «Дочки – матери» с посудой, кроватками, куклами, стиральной машиной, кухонной зоной, утюгом, уголок для мальчиков для игры «Автопарк».

   Воспитатели обновили уголки ПДД, патриотическому воспитанию, уголок по ознакомлению с миром природы, уголок театрализованной деятельности дополнили перчаточными куклами для инсценировок.

   С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное. При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные, так и нетрадиционные методы работы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, сказкотерапия, элементы психогимнастики и дыхательной гимнастики, способствующие межполушарному взаимодействию.

Физическое развитие:

Воспитатели продолжают воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом (за чистотой тела, опрятностью одежды, прически); ухаживать за своим вещами и игрушками; опрятно заправлять постель (без напоминания взрослого), используя практические упражнения "В гостях у Мойдодыра", "Чистюли", "Волшебное зеркало", "Полезные привычки", "Этикет за столом", «Самая аккуратная кровать» и т.д.

Поддерживали стремление детей осмысленно выполнять освоенные ранее действия по самообслуживанию, осуществлять самоконтроль и корректировать отдельные компоненты своей деятельности практические упражнения "Моя прическа", " 5 важных дел перед сном", беседы "Будем аккуратными", «Забытый носовой платок» и т.д.

Обогащали представления детей о ценности здоровья и здорового образа жизни; поддерживали их стремление к самопознанию, к правилам здоровъесберегающего поведения, позитивного отношения к миру, себе и другим людям. Дети продолжали знакомиться с частями тела и органами чувств человека, их значением для жизни и здоровья, использовали познавательные беседы: "Если ты заболел", "Здоровье - болезни", "Здоровые зубы", "Кому нужна зарядка", практические упражнения: "Положение тела во время приема пищи", "Ссадины и раны", просмотр тематических мультфильмов: "Микробы", "Сладкое", "Лицо", "Скажи микробам нет", чтение произведений художественной литературы.

Воспитатели группы вели активную работу по объединению воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и детского сада. Оказывали психолого-педагогическую поддержку родителям в вопросах укрепления и созидания духовной, психической и физической составляющих здоровья дошкольников: подбирали литературу для самообразования, проводили консультации: "Здоровые родители - здоровые дети", "Игры детей на свежем воздухе", "Домашний спортивный уголок", "Ребенок и телевидение" и др.

Навык сформирован – 12 человек – 100%

Навык не сформирован – 0 человек, 0%

Познавательное развитие:

Формирование элементарных математических представлений.

Воспитатели продолжали знакомить детей со свойствами предметов (цвет, форма, размер и пр.), тренировали умение разбивать группы предметов на части по какому-либо признаку, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, находить «лишний» предмет.

Продолжалась работа по развитию логических операций, в том числе и операции отрицания. Развивали умение детей находить и составлять закономерности. Учили детей устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления идентичных пар и обозначать результат сравнения с помощью знаков = и ≠, больше - меньше. Формировали представления детей о равных группах предметов с помощью составления пар: чтобы узнать, равны ли группы предметов, можно составить пары одинаковых предметов. Развивали умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Формировали представления детей об арифметических действиях сложения и вычитания. Закрепление представлений о знаках проходило в различных дидактических играх с использованием предметных и графических моделей.

Дети продолжали осваивать пространственные отношения, с которыми они знакомились раньше: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, далеко – близко и др. Еще одна новая и трудная для некоторых детей задача – определять место по заданному условию, то есть выполнять задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя было окно, а сзади – шкаф», «Сядь так, чтобы впереди тебя сидел Петя, а сзади – Маша». Кроме этого, дети учились выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от Маши сидит Петя, слева от Маши – Оля, впереди Оли – окно, над головой Оли – лампа».

В старшей группе велась целенаправленная работа по формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку, что важно для их успешного обучения в школе. Дети знакомились с понятиями лист, страница, тетрадь.

Умение ориентироваться во временных понятиях обеспечивается повседневным их использованием. Детям систематически задаются вопросы: «Какой сегодня день недели?», «Какой будет завтра?», «Какой был вчера?», «Какое сейчас время года?», «Какой месяц?» и т.п. На занятиях по ФЭМП использовали рабочие тетради.

Конструирование. В процессе образовательной деятельности, организованной в форме прогулок, экскурсий и фотопутешествий, педагоги знакомили детей с искусством, в разнообразии его видов, помогали устанавливать связь между формой предмета, его назначением и размещением в пространстве. В различных образовательных ситуациях, связанных с восприятием произведений архитектуры, мебели и детским конструированием, педагоги продолжали учить детей анализировать постройки (замок, дворец, избушку) и бытовые предметы (трон, кресло, стул, табурет)выделять характерные признаки и сравнивать объекты между собой по этим признакам: назначение, величина, форма, конструктивный принцип, устойчивость, строительный материал, способ создания, детали и др. Также педагоги содействовали развитию у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и его части.

Дети получали опыт создания различных конструкций из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и природных, окрашенных и естественных по цвету. Педагоги содействовали обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на участке детского сада; поддерживали и углубляли интерес детей к разным видам конструирования с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей; стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства.

Основы науки и естествознания

Для расширения кругозора дети рассматривали глобус, географические карты. Узнали о космосе (планеты, звезды и др. космические тела, положение Земли в Солнечной системе) и о его освоении человеком. Знакомились с названиями месяцев и их последовательностью.

Педагоги расширяли представления детей о времени, они хотят и могут узнавать о том, что было, когда их еще не было на свете; когда их родители или бабушки и дедушки были маленькими, когда люди жили в пещерах и т.п.

На прогулках дети наблюдали за солнцем (где оно всходит и где заходит, за осадками (дождь, снег, иней, роса и т.п.), за сезонными изменениями в природе. Дети узнали о разнообразии одежды, обуви, головных уборов, особенностях сезонной одежды и спецодежды людей разных профессий; знакомились с производством некоторых продуктов питания; с интересными местами более отдаленного окружения, узнали о том, что такое цирк, кукольный театр, аэропорт, морской порт, заповедник, кондитерская фабрика и др., овладевая при этом правилами поведения в разных общественных местах. Воспитатели рассказывали детям о природоохранных территориях, о Красной книге, об охраняемых животных и растениях родного Донского края, обсуждали с детьми проблемы взаимоотношений человека и природы на примерах ближайшего окружения. Педагоги рассказывали, что в каждом хуторе растут растения – деревья, кустарники, травы, грибы. Рядом с людьми обитают разные животные, которые не могут выжить без нашей поддержки. Дети группы вместе с взрослыми подкармливали птиц зимой, сажали деревья и кустарники, поливали клумбы.

Так с целью расширения экологических знаний, формирования у детей деятельностного отношения к природному окружению, овладению определенными способами познания мира через естественнонаучные, гуманные основы прошло мероприятие «День Земли». Дети встречали гостей праздника, с удовольствием загадывали и отгадывали загадки, читали стихи, играли в словесные и подвижные игры.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагоги учили детей распознавать различные материалы (бумагу, картон, ткань, пластмассу, воск, металл); обозначать словом, что предметы сделаны из пластмассы (пластмассовые), из меха (меховые), из шелка (шелковые), из ваты (ватные), из кожи (кожаные), из шерсти (шерстяные) и т.п. Рассказывает о том, как делают разные материалы, например, бумагу, и почему ее нужно экономно использовать. Обсуждает с детьми, что разные материалы по-разному загрязняют окружающую среду, откуда берется мусор и куда он девается, рассказывает о том, как люди перерабатывают разные материалы. Дети учились устанавливать простейшие связи между объектами живой и неживой природы (например, одним животным, растениям для жизни нужно много воды, другие могут существовать и в условиях недостатка влаги; для прорастания растению нужны свет, влага, тепло, свет), между объектами живой природы (некоторые деревья и грибы «дружат»), между действиями людей и состоянием окружающей среды.

Патриотическое воспитание

Воспитатели расширили представления детей о родной стране – Россия, о её историческом, культурном наследии, о родном Донском крае, как частице своей страны.

Формировали у воспитанников навыки толерантного отношения к представителям народов других стран и толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на Дону.

Развивали у детей качества человека, составляющие основу его коммуникативной и социальной активности: чувство гордости за Родину, уважение к своему народу, его традициям, чувство собственного достоинства как гражданина России. Содействовали нравственному и познавательному развитию детей. С целью развития чувства прекрасного, воспитания любви к Родине, уважения к труду взрослых, создающих произведения искусств. Дети, посмотрев специально подготовленные педагогами презентации, экспонаты выставки, продолжали знакомиться с народно-прикладным искусством народов России.

Воспитатели развивали познавательный интерес к историческим событиям, жизни людей в прошлом, умение наблюдать, описывать и строить предложения по поводу исторического содержания.

Воспитывали уважение к традициям и обычаям русского народа; любовь к родной донской природе.

Педагоги привлекали внимание родителей к формированию патриотических чувств у детей. Очень торжественно и празднично прошел праздник «День Победы». В группе дети с большим интересов посмотрели презентацию «Великая отечественная война», читали стихи о войне. Дети подготовили коллективную праздничную открытку «День Победы».

Знакомили с малыми формами фольклора, произведениями русского народа, прививали интерес к русскому народному творчеству (чтение и разучивание потешек, чтение и пересказ русских народных сказок, а также их проигрывание и драматизация).

Привлечение внимания детей к христианским обычаям и традициям, сложившимся на Руси на протяжении многих столетий, знакомство с духовно-нравственными истоками - помогает приобщить детей к миру русской народной культуры, знакомит их с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором.

Проведение календарных традиционных праздников формирует интерес к истории родной страны, национальным традициям. Были проведены календарно-обрядовые праздники и развлечения «Посиделки на Покров», «Посвящение в казачата», «Святки», «Масленица», «Сороки».

Навык сформирован – 6 человек – 50%

Навык частично сформирован – 6 человек - 50%

(Начало года: высокий – 23%, средний – 61%, низкий – 16%)

Речевое развитие:

Основной задачей в работе с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. С помощью специальных упражнений дети учились различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие звуки, в словах, во фразовой речи. С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук», «Где находится звук» многие дети научились называть слова на заданный звук, устанавливать место звука в слове, его наличие или отсутствие. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи использовались скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Педагоги продолжали работать над обогащением, уточнением и активизацией детского словаря. Большое внимание уделяли развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводились слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко использовались загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяли работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формировали умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. Дети подбирали слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый) или заканчивают предложение, начатое взрослым: «Один теряет, другой... (находит)». Большинство детей группы умеют самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, который предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Однако некоторые дети испытывают незначительные трудности в этом, а также в пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) в связном, последовательном и выразительном воспроизведении готового текста без помощи взрослого.

Педагоги продолжали знакомить детей с произведениями разных жанров: сказками, рассказами, стихами, загадками, малыми формами фольклора. Регулярное чтение в процессе НОД, перед сном, перед едой, на прогулке обогащает познавательные интересы детей, расширяет литературный опыт, позволяет сформировать особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.

Решая задачи годового плана, педагоги группы заботились о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Навык сформирован – 8 человек –67 %

Навык частично сформирован – 3 человек – 25%

Навык не сформирован -1 человек – 8%

(Начало года: высокий – 35%, средний – 47%, низкий – 18%)

Социально-коммуникативное развитие:

Развитие игровой деятельности. На протяжении всего года педагоги продолжали работу по обогащению содержания сюжетных игр на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей. Стимулировали и удовлетворяли познавательные запросы ребенка, что привело к резкому скачку количества сюжетов и тем, связанных с более широким кругом представлений детей об окружающем. Самодеятельная игра детей приобрела творческий характер. Игровые сюжеты стали более разнообразными, расширился игровой опыт.

С расширением круга информации познавательного характера тематика детских игр стала включать в себя сведения, полученные на различных занятиях, через просмотр телепередач, видеофильмов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, наблюдений за окружающей действительностью. Способствовали объединению в играх мальчиков и девочек, предлагали им соответствующие роли, продолжали формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. А также самостоятельно создавать и изменять предметную среду самодеятельной игры, что позволило каждому ребенку в полной мере реализовать свою инициативу и личный опыт.

Для удовлетворения потребности в активном познании окружающего мира, проявления самостоятельности и самореализации использовали игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию: конструкторы и трансформеры («Лего»), игрушки, поддающиеся сборке и разборке.

Трудовая деятельность. Педагоги организовывали различные ситуации для знакомства детей с трудовой деятельностью и профессиями взрослых, проводили экскурсии по детскому саду, читали произведения художественной литературы (с иллюстрациями), в которых описывается труд этих людей, использовали дидактические и настольные игры. Содействовали тому, чтобы каждый ребенок мог рассказать о занятиях и профессиях членов своей семьи; узнал и мог рассказать о нескольких разных профессиях, их значении, трудовых действиях и профессиональных принадлежностях; имел представление о роли людей разных профессий и увлечений в жизни общества. Учили уважительно относиться к результатам труда разных людей. Расширяли представления детей о хозяйственной деятельности человека, знакомили их с трудом людей в городе и на селе. Помогали устанавливать связи между разными трудовыми действиями и их результатами в производственных цепочках; учили сравнивать между собой по-разному произведенные продукты (картошка выращенная; кофта сшитая, связанная; коврик тканый, плетеный). Поддерживали желание участвовать в труде взрослых, выполняя посильные и безопасные для здоровья поручения в групповой комнате (протереть пыль, развесить полотенца, навести порядок, убрать игрушкии на участке детского сада (подмести или очистить от снега дорожки, собрать песок вокруг песочницы, полить его, вымыть игрушки и пр.).

Педагоги создавали условия и пробуждали у детей желание ухаживать за комнатными растениями и растениями на территории детского сада. Дети активно с удовольствием и ответственностью участвовали в разнообразной трудовой деятельности в уголке природы группы, на участке детского сада. Воспитатели показывали детям, как взрослые заботятся о растениях уголка природы, на клумбах (поливают, рыхлят землю).

Развитие коммуникативных умений. Главным условием развития коммуникативных умений является общение с учетом ситуации, ориентировка на собеседника. Ребенок может поддержать тему разговора, возникающего по инициативе взрослого, ответить на вопросы, подать реплику, возразить.

Воспитывать культуру речевого общения детей нужно не только в условиях дошкольной образовательной организации, но и в семье – на основе формирования представлений о правилах и формах речевого этикета в зависимости от ситуации. Для этого педагоги привлекали родителей к активному взаимодействию и совместной деятельности с ребенком (сочинение рассказов, иллюстрирование их, беседы после чтения литературных произведений, раскрывающих правила речевого поведения); проводили работу с родителями, направленную на обогащение опыта, соблюдение норм культурного обращения друг с другом и повышающую их педагогическую компетентность.

Безопасность. В течение года воспитатели формировали у детей основы безопасности собственной жизнедеятельности по следующим направлениям: «Ребенок и его здоровье», «Безопасность на улице», «Природа и безопасность», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении». Обогащение представлений и применение детьми полученных знаний закрепляли в ходе бесед «Опасность разговора за столом», «Таблетки – не конфетки», «Осторожно гололед», «Приключения спичечного коробка», «Огонь - друг или враг», «Поведение в общественном транспорте», «А у нас дома газ», «Не бойся звать на помощь»; сюжетно-ролевых игр «Водители», «Автобус», «Шоферы», «ДПС», «Семья», игровых ситуаций "Когда зазвонил телефон", «Осторожно – «добрый дядя»!, "Пожар в квартире", в ходе дидактических игр «Экзамен в Школе светофорных наук», «О чем говорит светофор», «Не играй с огнем», «Источники опасности», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Четвертый лишний»; конструирования, рисования, чтения произведений художественной литературы «Волк и козлята», «Жихарка», «Кот, петух и лиса» Р.Н.С, «Бумажный самолетик» Т.А. Шорыгина, наблюдений, экскурсий, просмотра мультфильмов и телепередач "Невеселые петарды", "Недетский знак", "Некультурные автомобили". Дети с удовольствием применяют полученные знания и навыки в играх в уголке по ПДД.

В сентябре, декабре, мае в нашем детском саду проходит акция по ПДД, в течение которой проводились самые разнообразные мероприятия для дошкольников. Был разработан план мероприятий на каждый день. Педагогами группы были проведены познавательные беседы «Всем ребятам нужно знать, как по улице шагать», «Сигналы светофора».  Педагоги вместе с детьми разбирали проблемные игровые ситуации: «Если ты потерялся на улице», «Перекрёсток», «Дорога в детский сад».   Вниманию родителей в группе были предложены памятки, папки – передвижки, консультации по соблюдению ПДД. Были проведены мероприятия –  «Посвящение дошкольников в отряд ЮПИД».

Навык сформирован – 11 человек – 92%

Навык частично сформирован – 1 человек – 8%

Навык не сформирован – 0 человек – 0%

(Начало года: высокий – 38%, средний – 62%, низкий – 0%)

Художественно-эстетическое развитие.

Педагоги группы, используя различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжали знакомить детей с произведениями национального и мирового искусства. Содействовали освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивали эстетическое восприятие, творческое воображение, художественные интересы и способности. Воспитатели поддерживали стремление детей самостоятельно комбинировать способы изображения и материалы, помогали осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения

В лепке воспитатели обращали внимание детей на связь между художественным материалом, пластической формой и рациональным способом лепки, создавали условия для обогащения и усложнения изобразительной техники на основе чего дети:

- осмысленно и более точно передают форму изображаемых объектов (бытовых предметов, игрушек, животных, людей, сказочных героев, транспортных средств, зданий, растений), их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете;

- продолжают осваивать и творчески комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный, каркасный, модульный и др.;

- самостоятельно выбирают приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, отпечатки, кистевая роспись по мотивам народного декоративно-прикладного искусства или по собственному замыслу).

В рисовании воспитатели углубляли интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественной техники; поддерживали уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:

• освоили технику рисования гуашевыми красками (умеют смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки);

• освоили различные приемы рисования простым карандашом; при этом свободно пользуются разными цветами и оттенками;

• передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);

• передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.

В аппликации педагоги продолжали знакомить детей с искусством силуэта и «бумажным фольклором» для обогащения художественной техники, в результате чего дети:

• могут творчески выполнять плоскостную и рельефную аппликацию из различных материалов (бумага, осенние листья, цветочные лепестки, соломка);

• освоили новые способы вырезания: симметричное, предметное, силуэтное по нарисованному или воображаемому контуру, накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (цветы, снежинки, салфетки, занавески, одежда для кукол);

• создают орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи) в сотворчестве с педагогом, родителями и другими детьми.

Навык сформирован – 5 человек - 42%

Навык частично сформирован – 7 человека - 58%

Навык не сформирован – 0 человека – 0%

(Начало года: высокий – 0%, средний – 100%, низкий – 0%)

На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями.

С родителями были проведены родительские собрания:

- «Развитие ребёнка 5-6 лет»

- «Вот и стали мы на год взрослей….»

С помощью приложения вотсап, родители получали консультации в родительскую группу:

- «Значение семейного досуга, как средство укрепления здоровья»

- «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»

- «Зачем читать детям сказки»

- «Книжка в вашем доме»

- «Безопасность ребенка на воде»

- «Значение рисования в жизни ребёнка»

Родители принимали активное участие в акциях, конкурсах, проводимых в детском саду:

-Конкурсах рисунков – «Осень в рисунках», «Зимняя сказка», «Рисуем Победу», «Открытка солдату»

- Конкурсах поделок: «Осень, осень в гости просим», «Украшение для мамочки», «Букет для любимых»,

- Акциях: «Внимание дети», «Письмо солдату», «День Земли», участие в благотворительной акции, помощь мобилизованным солдатам.

- Районных конкурсах: «Рождественские колокола», «Неопалимая Купина»

- Дистанционные конкурсы

В течение года совместно с детьми были проведены следующие мероприятия:

-День знаний «1 сентября»

-Осенний праздник «Осень золотая»

-Досуг ко Дню народного единства

-Новогодний утренник «Новогодняя сказка»

-Спортивное мероприятие «Мой папа самый лучший»

-Праздник наших мам

-Сороки

-Развлечение ко дню космонавтики «Вперед к звездам»

- Конкурс чтецов ДОУ «Международный день русского языка»

- Спортивный праздник «Зимние забавы»

- День птиц.

- День Здоровья.

- День Земли.

- Посвящение в Эколята.

- Мероприятие, посвященное Дню победы.

Достижения педагогов и их участие в общественной жизни ДОУ:

- Курс повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности воспитателя ДОО: организация деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессионального стандарта» - Донецкова О.А., Жеребкова А.Н.

- открытые занятия: по формированию духовно-нравственных ценностей у детей «Впустите в сердце доброту» - Донецкова О.А., интегрированное занятие «Путешествие в страну Знаний» - Жеребкова А.Н.

- участие в педагогических советах ДОУ

- участие во Всероссийском форуме работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0. Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации»

В минувшем году были выявлены следующие проблемы:

-Не все родители прислушиваются к советам воспитателей;

-Не полностью укомплектована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями ФГОС (добавить настольно-печатные и дидактические игры по возрасту; пополнить уголок патриотического воспитания и речевой уголок)

Результаты деятельности в старшей группе за 2022-2023 учебный год были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

Намечены следующие задачи на 2022-2023 учебный год:

1. Продолжать создавать в группе оздоровительный микроклимат.

2. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям.

3. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по режимным моментам.

4. Продолжать совершенствование предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по образовательной программе " Мозаика", 2022-2023 гг.

Рабочая программа воспитателя старшей группы №13 "Почемучки" по образовательной программе образования "Мозаика" с учетом ФГОС ДО на 2022-2023 учебный   Рабочая прогр...

Отчет о проделанной работе старшей группы "Мир на ладошке" за 2022-2023 уч.год "Яркие страницы нашей жизни!"

Публикация "Яркие страницы нашей жизни" расскажет о главных событиях года.  Мы делимся своим опытом работы в группе, опытом проведения дополнительных мероприятий с детьми и родителями. ...

Презентация Родительское собрание Тема: " На год стали мы взрослей" Старшая группа По итогам работы за 2022 -2023 учебный год.

В презентации представлен фотоотчёт для родителей  о проделанной работе и организации детской деятельности на основе утвержлённого годового плана ДОУ, а также групповых мероприятий в соотв...

Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников старшей группы (5-6 лет) на 2022 - 2023 учебный год

Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО).    Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образ...