Перспективный план работы по чтению худ. литературы для детей старшей группы комбинированной направленности(ТНР) на 2022-2023 уч. год. (Д/с№8)
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа)

Перспективный план работы по чтению худ. литературы для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_hud.lit_._perspektiva_22-23g.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по чтению худ. литературы для детей старшей группы комбинированной направленности(ТНР)

  на 2022-2023 уч. год. (Д/с№8)

зан.

Лексическая тема

Тема занятия

1

До свидания лето!

(День знаний)

Чтение Р. н. сказки «У страха глаза велики». (Конспект)  

2

Я – человек.

Чтение р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Конспект)  

3

Труд взрослых в огородах. Овощи.

Чтение стихотворения Ю. Тувин «Овощи» (Конспект)  

4

Труд взрослых в садах. Фрукты.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»  (Конспект)

5

Осень. Деревья.

Заучивание стихотворения А. К. Толстой «Осень» (Конспект)  

6

Мой город

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (Конспект)

7

Одежда.

Чтение рассказа Н.Носова   «Заплатка» (Конспект)

8

Перелётные птицы.

Чтение рассказа Чарушина «Воробей». (Конспект)

9

Дикие животные.

Чтение рассказа  Чарушина «Что за зверь?». (Конспект)

10

Народная культура и традиции.

Чтение нанайской сказки «Айога» (Конспект)

11

Домашние животные.

Чтение рассказа Н.Носова   «Живая шляпа» (Конспект)

12

Моя семья.

Чтение украинской сказки «Рукавичка» (Конспект)

13

Посуда.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становиться явным» (Конспект)

14

Здравствуй, зимушка-зима.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке» (Конспект)

 

16

Зимующие птицы.

Чтение сказки В. Осеева «Сороки» (конспект)

Обувь.

Чтение В. Осеева «Печенье»  (Конспект)  

17

Новый год

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» (Конспект, занятие №1)

Новый год

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» (Конспект, занятие №2)

18

В гостях у сказки.

Чтение тат. нар.сказки «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына» (Конспект)

19

Животные жарких стран.

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка» (Конспект)

20

Грузовой и пассажирский транспорт.

Профессии на транспорте.

Чтение стихотворения «Дядя Стёпа» С.Михалкова (Конспект)

22

Мебель

Чтение стихов о мебели.  Н. Кнушевицкая «Диван», «Буфет», «Кресло»,  Хрестоматия по худ. лит. для детей с ТНР – стр.112.

23

Инструменты.

Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный (Конспект)

24

Наша Родина

Чтение Чувашской сказки «Мышка Вострохвостик» (Конспект)

25

Наша Армия.

Чтение стихов «Наша армия» В.Степанов

(Н.В. Нищева - стр.348-349)

26

Женский день.

Профессии наших мам.

Чтение главы из книги Т.И. Александровой «Домовенок Кузя» (Банька) (Конспект)

27

Город мастеров. Профессии.

Чтение русской народной сказки  «Царевна Лягушка»   (Конспект)

28

Весна шагает по планете.

Заучивание стихотворения С. Маршака «Стихи о весне» (Конспект)

29

Встречаем птиц.

Чтение рассказа А.И. Куприна «Скворцы»

(Конспект)

30

Комнатные растения.

Чтение главы из книги Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя» (Олелюшечки) (Конспект)

31

Игрушки.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»  (Конспект)

32

Космос.

Чтение стихов по теме космос. (Н.В. Нищева стр.461, чтение и разучивание стих-я В. Степанова «Космонавт» ((Н.В. Нищева стр.459)

33

Цветы лесные, луговые.

Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» (Конспект)

34

Поздняя весна. С/х работы. Откуда хлеб пришел.

Чтение стихов В. Степанова «Слышишь летом до заката…» (Н.В. Нищева – стр.470),

Е.Стюарт «Пекари» (Н.В. Нищева – стр.478)

День Победы.

Чтение произведения о войне С.Михалкова «Быль для детей». (Конспект)

35

Праздник весны и труда.

Чтение Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» (Конспект)

36

Правила дорожного движения

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение рассказа «Прыжок»  (Конспект)

37

Пресноводные и аквариумные рыбы.

Чтение стихов о пресноводных рыбах

(Н.В. Нищева – стр.405)

38

Лето. Насекомые.

Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг» (Конспект)

Чтение р. н. сказки «У страха глаза велики». (Конспект) 

Цели: Познакомить детей с шуточной сказкой, уточнить представления детей о жанровых особенностях произведения, подводить детей к пониманию значения пословиц, их места и значения в речи; учить придумывать связное повествование по содержанию пословицы.

Чтение р.н.сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Конспект)

Цели: Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка. 

Чтение стихотворения Ю. Тувин «Овощи» (Конспект)  

Цели: Познакомить детей произведением Ю. Тувима «Овощи». Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить анализировать текст произведения. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения). Обогащать представления детей о правилах гигиены, полезных и вредных пищевых привычках, побуждать их к суждениям и оценкам. Воспитывать в детях желание совместной деятельности и самостоятельности. Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, в частности потребности к здоровому питанию. Развивать у детей коммуникативные навыки общения со сверстниками. Учить правильно и безопасно пользоваться ножом (резание овощей).  

Заучивание стихотворения А. К. Толстой «Осень» (Конспект)  

Цели: уточнить представление о временах года. Учить находить признаки осени, выделяя характерные особенности данного времени года, анализировать художественное произведение. Учить детей отвечать на вопросы, поддерживая диалог. Помочь детям с помощью схем запомнить стихотворение. Развивать интерес к нетрадиционным средствам выразительности, передавая окраски осени. Воспитывать интерес к художественному произведению.  

Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (Конспект)

Цели: развивать интерес к чтению русской народной сказке, понимать содержание сказки ее жанровой особенности, развивать речь. Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию. Правильно оценивать поступки героев их характер персонажей. Развивать мышление, память, воображение. Воспитывать эмоционально-образное восприятие сказки, интерес и любовь к сказкам.

  Чтение рассказа Драгунского друг детства (Конспект)

Цели: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ);

осмысливать значение образных выражений. Продолжать учить детей осмысливать переносное значение пословиц о дружбе и друзьях: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг – лучше новых двух».

Чтение рассказа Чарушина «Воробей». (Конспект)

Цели: Формировать умения слушать рассказ, беседовать по ее содержанию, оценивать поступки героев.  Закрепить знания у детей о перелетных  птицах, умение собирать целое из частей. Развивать внимание, мышления у детей. Воспитывать интерес к учебной деятельности: произвольное внимание, умение слушать и отвечать на вопросы.

Чтение рассказа  Чарушина «Что за зверь?». (Конспект)

Цели: познакомить детей с рассказом ЕЧарушина «Что за зверь?»

Дать представление детям о жанре рассказа.

Учить понимать тему и содержание рассказа.

Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову. Развивать интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать любовь к животным.

Чтение нанайской сказки «Айога» (Конспект)

Цели: Учить детей понимать и оценивать характер главной героини. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Учить детей понимать переносное значение пословиц, поговорок: « В большом деле и маленькая помощь дорога», «Лениться да гулять – добра не видать», «Ленивому и лениться лень». Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Чтение рассказа Н.Носова   «Живая шляпа» (Конспект)

Цели: Учить детей понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. 

Чтение украинской сказки «Рукавичка» (Конспект)

Цели: Познакомить детей с новой сказкой. Учить высказывать свое мнение о поступках героев. Закреплять умение полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становиться явным» (Конспект)

Цели: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Чтение В. Осеева «Печенье»  (Конспект)  

Цели: Учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы, понимать и правильно оценивать поступки героев; побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа; учить детей составлять творческий рассказ (новое окончание рассказа),  закреплять навык составления предложений по вопросам;  развивать слуховое внимание и восприятие; воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям.

Чтение рассказа Н.Носова «На горке» (конспект)

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета. Совершенствовать навыки детей в понимании переносного значения пословиц. Формировать образность речи. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

Чтение сказки В. Осеева «Сороки» (конспект)

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение). Развивать умение обсуждать текст, поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения. Эмоционально воспринимать сказку и выражать свое отношение к персонажам.

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» (Конспект, занятие №1)

Цель: Учить определять и мотивировать своё отношение к героям художественного произведения; формировать умения осмысливать содержание литературного произведения; учить замечать выразительные средства русского языка; учить оценивать поступки свои и других людей.  

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» (Конспект, занятие №2)

Цель: Продолжать знакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце», с творчеством П. Бажова. Развивать умение замечать и выделять изобразительно – выразительные средства, понимать их значение. Объяснять значение слов: рукодельня, пособник, горюня, сирота, подаренка. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Закреплять умение детей передавать свое отношение к персонажам.

Чтение тат. нар.сказки «Три дочери» и рассказа В.Осеевой «Три сына» (Конспект)

 Цель: Воспитывать умение понимать и объяснять значение пословиц, поговорок.

Способствовать формированию отношения ребенка к соблюдению моральных норм. Продолжать воспитывать любовь к родным, близким. Обогащать словарный запас детей. Развивать речь детей.

Чтение стихотворения «Дядя Стёпа» С.Михалкова (Конспект)

Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя; языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка» (Конспект)

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-бурка». Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Продолжить знакомит детей с особенностями жанра сказки. Формировать образность речи. Воспитывать интерес к сказке.

Пересказ произведения Е. Пермяка  «Для чего нужны руки» (Конспект)

Цель: Учить детей пересказывать близко к тексту небольшой рассказ по ролям, передавать прямую речь. Совершенствовать навыки детей в интонационной выразительности речи. Развивать чувство языка. Воспитывать любовь к художественному слову.

Чтение сказки В.П. Катаева  «Цветик-семицветик»   (Конспект)

Цель: Познакомить детей со сказкой В.П. Катаева «Цветик-семицветик». Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке  поступков и характера главной героини, закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки.

Чтение главы из книги Т.И. Александровой   «Домовенок Кузя»  («Под веником кто-то был»)  (Конспект)

Цель: Познакомить детей с новой главой «Под веником кто-то был» из книги Александровой «Домовенок Кузя». Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Совершенствовать навыки детей в объяснении пословиц и поговорок. Расширять и активизировать словарь детей, познакомить с устаревшими словами, объяснить их значение. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества.

«Речевое развитие»

Чтение сказки Г.Х. Андерсена  «Стойкий оловянный солдатик»   (Конспект)

Цель: Познакомить детей со сказкой Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Формировать нравственное воспитание в ходе прочтения произведения. Закреплять знания детей о прочитанных  произведениях  Г. Х. Андерсена.

Чтение русской народной сказки  «Царевна Лягушка»   (Конспект)

Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Царевна Лягушка».   Учить понимать характеры и поступки героев. Закрепить знания детей о жанровых, композиционных, языковых  особенностях русской сказки,  дать определения для устаревших слов, объяснить их происхождение. Совершенствовать навыки детей в придумывании нового окончания сказки.

Чтение главы из книги Т.И. Александровой «Домовенок Кузя» (Банька)

Цель: Познакомить детей с новой главой «Банька» из книги Александровой «Домовенок Кузя». Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Совершенствовать навыки детей в объяснении пословиц и поговорок. Расширять и активизировать словарь детей, познакомить с устаревшими словами, объяснить их значение. Воспитывать интерес к жанрам устного народного творчества.

Заучивание стихотворения С. Маршака «Стихи о весне» (Конспект)

Цель: Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию. Формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

Чтение главы из книги Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя» (Олелюшечки) (Конспект)

Цель: Познакомить детей с новой главой «Олелюшечки» из книги Александровой «Домовёнок Кузя». Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Совершенствовать навыки детей в образовании слов с противоположным значением. Расширять и активизировать словарь детей, познакомить с устаревшими словами, объяснить их значение.

Чтение сказки Г.Х.  Андерсена «Соловей» (Конспект)

Цель: Продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсена. Повторить знакомые сказки (сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Соловей». Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение поступкам героев. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам.

Заучивания Я. Акима «Апрель». (Конспект)

Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста. Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования. Учить детей читать стихи выразительно. Развивать поэтический слух.

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Часть I) (Конспект)

Цель: Знакомить детей со  сказкой  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».   Учить понимать характеры и поступки героев. Закрепить знания детей о жанровых, композиционных, языковых  особенностях  сказки,  дать определения для устаревших слов, объяснить их происхождение.

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Часть II) (Конспект)

Цель: Продолжать знакомить детей со  сказкой  А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».   Учить понимать характеры и поступки героев. Закрепить знания детей о жанровых, композиционных, языковых  особенностях  сказки,  дать определения для устаревших слов, объяснить их происхождение.

Чтение произведения о войне С.Михалкова «Быль для детей». (Конспект)

Цель: Расширять представления детей о защитниках отечества, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы. Учить подбирать определения к слову солдат. Развивать у детей произвольное зрительное внимание и память, словесно – логическое мышление, речь и активизировать словарь. Закреплять знания о военной технике. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищавшим нашу Родину от врагов.

Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг» (Конспект)

Цель: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить со смыслом слов: промысел, идти в пяту, фукать; Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого и чтение рассказа «Прыжок»  (Конспект)

Цель:  Осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; Познакомить детей с творчеством русского писателя Л. Н. Толстого.

 Совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;  продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.  Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становиться явным» (Конспект)

Цели: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становиться явным» (Конспект)

Цели: Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию; продолжать учить детей составлять по пословице короткие рассказы или сказки. Осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок.

Чтение сказки Э. Шима «Соловей и вороненок» (В.В.Гербова – стр. 76)

Цель: Учить детей пересказывать текст целиком и по ролям.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»  (В.В.Гербова – стр. 95)

Цель: Познакомить детей с рассказом В.Драгунского «Друг Детства», помочь детям оценить поступок мальчика.

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» (В.В.Гербова – стр. 109)

Цель: Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

Чтение рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков» (В.В.Гербова – стр. 56)

Цель: Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»  (В.В.Гербова – стр. 107)

Цель: Уточнить с детьми, что такое рассказ; познакомить ддетей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»  (В.В.Гербова – стр. 52)

Цель: Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Различать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Перспективный план работы

 по чтению худ. литературы

для детей старшей группы

комбинированной направленности(ТНР)

  на 2022-2023 уч. год. (Д/с№8)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР IIIур.р.р.(1год обучения)

Перспективный план развития речевой деятельности у детей старшей группы компенсирующей направленности ОНР III ур.р.р, 1 год обучения направлен на развитие лексико - грамматических навыков и связной ре...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей старшей группы (декабрь - февраль).

Предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР....

Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам....