Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности
учебно-методический материал (младшая группа)

Синотова Татьяна Ивановна

Цель: сформировать у детей духовно–нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, педагогов и родителей.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о названии родного города, знания домашнего адреса.

2. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду.

3. Развивать речь, воображение.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.

6. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»

Выступление на территориальном

учебно-методическом объединении

для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

                 

   

 Воспитатель: Синотова Татьяна Ивановна

г.о. Новокуйбышевск

2023 г.

Цель: сформировать у детей духовно–нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, сформировать знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, педагогов и родителей.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о названии родного города, знания домашнего адреса.

2. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду.

3. Развивать речь, воображение.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.

6. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

Актуальность.

Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине - это к дому, семье, детскому саду, родному городу. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье.

Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха в патриотическом воспитании дошкольника.

Работа по патриотическому воспитанию состоит из несколько блоков. Все блоки связаны между собой.

Первый блок: «Я, моя семья, мой дом» У детей формируется образ «Я». На утреннем круге дети знакомятся друг с другом, называют своё имя, учатся здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого), выполняем с детьми пальчиковую гимнастику «Моя дружная семья». Дети называют имя и отчество воспитателей. Учатся с помощью взрослого понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Играем в дидактическую игру «Назови ласково».

Дети учатся называть имена членов своей семьи. Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Встречаем маму после работы».

Второй блок: «Детский сад». Детей знакомим с русским народным инструментами деревянные ложки, матрешками. С помощью авторского пособия «Протяни дорожку» знакомим детей с профессиями.

Данное пособие представлено в виде игры. Во время игры педагог заменяет картинки и варьирует ими в соответствии с темой, с целями и задачами, которые необходимо решить с ребенком на данный момент.

Это дидактическое пособие может использоваться во время образовательной деятельности, в режимных моментах, для индивидуальной работы с детьми, самостоятельной деятельности дошкольников.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;

2. На развитие воображения, фантазии и творчества.

Игру могут использовать как воспитатели, так и родители.

1. «Для человека, какой профессии — это нужно?»

Цель игры: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии, объяснять назначение предмета.

Ребенок соединяет изображение человека определенной профессии с инструментом, необходимым ему при работе. Педагог помогает вопросами: «Кого лечит ветеринар?», «Кого лечит педиатр?», «Какие предметы еще нужны врачу?» и т.д.

Пример: весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.

Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.

Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.

2. «Кто где работает?»

Цель игры: - формировать умение устанавливать отношения между объектами и людьми разных профессий, работающих на этих объектах.

Ребенок соединяет карточку с изображением людей разных профессий с подходящей карточкой с изображением учреждений города и называют что изображено на ней, где находится тот объект. Игру можно провести и наоборот: слева фото зданий, а справа карточки с изображением людей разных профессий.

Например, воспитатель – в детском саду; учитель – в школе; врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе; повар – на кухне, в столовой, ресторане, кафе… и т.д.

Конструирование по схеме:

- из Фребеля «Моя семья», «Макет города» и т.д.;

- из конструктора LEGO DUPLO «Домик для друзей».

В нашей группе формируется традиция «У нас сегодня праздник», «День Рождения». Вместе учимся поздравлять именинника с днем Рождения.

Знакомим детей с праздниками: «Новый год»; «8 марта»; «Осень»; «23 Февраля». Учим петь песни, рассказывать стихи, водить хоровод.

Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешками, песенками, сказками.

Театрализованная деятельность передаёт от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружба, взаимопомощь, трудолюбие.

Русские народные песни, сказки, игры, народные игрушки являются неотъемлемой частицей в воспитании нравственно-патриотических качеств у детей.

Третий блок: «Ознакомление с городом». Воспитание любви к родному городу - одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город. Поэтому знакомство начинается с близлежащих домов, улиц. В течение года уголок патриотического воспитания пополняется иллюстрациями самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями.  И таким образом, дети запоминают название родного города, улицы, где расположен детский сад и дом.  Использование игр с фонариками.

Авторское пособие «Карусель»

Игра «Город»

Цель: Помогает детям познакомиться с родным городом.

Ход игры:

Заполняем пустые круги мнемотаблицами, в данной игре у нас пазлы- города на полотне, в середину кладем картинку города. Дети встают вокруг круга. Ребенок в своем секторе собирает пазл-картинку (детский сад, больница, Сити-Парк, парк Победы). Дети с помощью воспитателя по очереди рассказывают о достопримечательности города. Так же знакомим детей с улицей, на которой находится детский сад и микрорайон, в котором мы живем. Тем самым создавая элементарные представления о городе.

Так же мы используем авторское многофункциональное пособие «Карусель» на родительских собраниях.

Работа по патриотическому воспитанию прослеживается и в художественно-эстетической деятельности: рисование песком «Город», аппликацию «Наша улица».

Опираясь на опыт работы, могу сказать, не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Чем теснее взаимодействие между детским садом и семьей, тем более успешно нравственно-патриотическое развитие ребенка.

Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов, в украшении группы к праздникам и развлечениям, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, оказывают помощь в организации выставок, поделок, макетов, рисунков, и фотографий на тему "9 мая", «Мой дом», «Тюльпан Победы».

Работа по патриотическому воспитанию детей - это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели - воспитанию любви и гордости за свою Родину.

Результатом работы по патриотическому воспитанию будет: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, нравственно-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности"

Доклад раскрывает задачи, направленные на воспитание  патриотических чувств у дошкольников....

Доклад на тему: «Решение задач патриотического воспитания через разнообразные виды детской деятельности».

Этот доклад раскрывает, как решаются задачи патриотического воспитания через разные виды детской деятельности...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

laquo;Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...

«Патриотическое воспитание через разнообразные виды детской деятельности»

В данной статье освещены вопросы патриотического воситания  дошкольников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, а также...