Буклет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
консультация

Огнянникова Юлия Константиновна

Буклет для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое  воспитание детей

 дошкольного возраста.

 

 

Рекомендации для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

   "В вашей семье и под вашим руководством  

растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"

(А.С. Макаренко).

 

 

 

Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:

  • чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;     гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и  традициям;
  • стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета Родины.

Пословицы и поговорки о Родине:  Одна у человека мать – одна и

Родина.

  • От Родины теплом веет.
  • При солнце тепло, при Родине добро.
  • Где родился – там и сгодился.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Народы         нашей         страны         дружбой сильны.  
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Для Родины своей ни сил, ни времени не жалей.  
  • Родная сторона мать, чужая – мачеха.
  • Родина – мать своего народа.
  • Для родной Отчизны, не жаль и жизни.  
  • На чужой сторонушке рад своей  воронушке.
  • На чужбине родная землица во сне снится  
  • Своя земля и горсть мила.  

 «Что мы Родиной зовем?»

 Что мы Родиной зовём?

 Дом, где мы с тобой живём,  И берёзки, вдоль которых  Рядом с мамой мы идём.

 

 Что мы Родиной зовём?

 Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,  Тёплый вечер за окном.

 

 Что мы Родиной зовём?

 Всё, что в сердце бережём,

 И под небом синим-синим

 Флаг России над Кремлём.

 

 (В. Степанов)

 

Уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки! Перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине. Особенно хотелось бы обратиться к молодым родителям, которые призваны сохранить свою духовность, разобраться и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. В настоящее время эта проблема актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. А ведь именно родителям нужно начинать развивать в детях чувство привязанности к отеческим ценностям, так как пример взрослых, в особенности близких людей, имеет большое значение. Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, своей маленькой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины уже как своей страны, в которой он родился.  

У дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. И очень важно, чтобы она стала его первой  «большой» родной и любимой Землёй. У каждого ребёнка, у его семьи и места рождения есть своя история, которую ему необходимо знать, уметь рассказывать и, главное, гордиться ею.

«Да зачем всё это нужно в век – то современных технологий?» скажете Вы, взрослый человек. Ответ придёт сам собой. Оглянитесь назад, вспомните своё детство, тепло маминых рук и значимость маминых объятий, запах родного дома, незабываемые праздники в кругу семьи. Задумайтесь! Когда вы  рассказывали ребёнку сказки? Когда последний раз были на экскурсии в своём любимом городе? Показывали ли ему свои любимые места? Что рассказывали о себе, о своём детстве, о родных и о родственниках? Какие слова вы ему говорите об Отчизне, о вашем отношении к Родине?... Вспомнили? Поэтому просим вас: рассказывайте детям об этом чаще, обогащайте те знания, который даёт им детский сад. Читайте вместе с ними детские книги, смотрите фильмы, ходите в походы, играйте  «в богатырей», занимайтесь вместе сотворчеством (рисуйте, лепите, вышивайте). Может быть, у кого-то из вас сохранилась летопись семьи, рода… Было бы прекрасно, если бы вы рассказали об этом не только вашему ребёнку, но и всем детям группы. Прививайте детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к  Отечеству»,  «трудовой подвиг» и т.д. Потому что задача родителей  заключается в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. И помните, что успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от вас - родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов

России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих         национальную         и региональную терпимость ». От 4.10.2000г  № 751

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.  

Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, работа педагога включает целый комплекс задач:

-Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

-Формирование бережного отношения к природе и всему живому; -Воспитания уважения к труду; -Развития интереса к русским традициям и промыслам;

-Формирование         элементарных         знаний         о

правах человека;

-Расширение         представления         о         городах

России;

-Знакомство         детей         с         символами

государства (герб, флаг, гимн); -Развитие чувства ответственности и  гордости за  достижения страны; -Формирование толерантности, чувства  уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в НОД, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.  

    Система и последовательность работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом: семья - детский сад - родная улица, район - родной город - страна, ее столица, символика - права и обязанности (конституция).

 Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? 

*Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

*Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их  назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. *Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсия по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Средства патриотического воспитания: - предметно-развивающая среда; - художественная литература и искусство;  

  • фольклор;
  • практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания:

  • повышение познавательной активности; - эмоциональное восприятие дошкольников.

Формы патриотического воспитания: - непосредственно образовательная        деятельность; - игры;

  • беседы;
  • экскурсии;
  • праздники и развлечения.  

Условия патриотического воспитания:

*         Создание,         благоприятного психологического климата в коллективе.  Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью,  улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания  чувства привязанности к род6ному детскому саду, родной улице,  родной семье начинается формирование того фундамента, на котором  будет вырастать более сложное образование

– чувство любви к своему  

Отечеству;

* Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями

других народов) - тематический блок, тема;   Интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г)         предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

* Результат:

        а)         интеллектуальные,         личностные,

физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-

государственных ценностей;

 

Предметно-развивающая среда, созданная с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.

 Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Педсовет «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Педсовет включает в себя рассмотрение проблем нравственно патриотического воспитания, анализ анкет для педагогов, деловую игру....

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....