Проект "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа)

Шлыкова Наиля Зиннятовна

Проект "Метеостанция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №101 «Жар –птица»

Волжского района г. Саратова

410037, г. Саратов, ул. Муленкова А.П., д 3/1 т.: 79-53-59

Педагогический проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Саратов 2023 г.

Проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Содержание

Стр.

1.

Паспорт проекта

3

2.

Пояснительная записка

6

2.1.

Цель и задачи проекта

7

3.

Особенности реализации проекта

8

4.

Планирование деятельности

9

4.1.

Организационный этап

9

4.2.

Деятельностный этап

9

4.3.

Обобщающий этап

10

5.

Список использованных источников

11

6.

Приложения

12

Приложение 1.        

12

Приложение 2.

15

1. Паспорт проекта

Название и тип проекта

Проект

«Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Автор-разработчик

Воспитатель: Шлыкова Наиля Зиннятовна

Воропаева Анна Ефимовна

Участники проекта

Воспитатели; родители; воспитанники ДОУ.

Сроки

Сентябрь 2023 – Декабрь 2023 гг.

Основания для разработки проекта

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

4. Программа развития ДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица».

5.Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица» Волжского района г. Саратова.

Цель проекта

Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи проекта

1.        Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности.

2.        Расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой.

3.        Расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

4.        Знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования.

5.        Воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный этап

Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

II этап. Деятельностный этап

Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий.

III этап. Обобщающий этап

Цель: Анализ результатов проектной деятельности.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности.

- Расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой.

- Расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

- Знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования.

- Воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

Для родителей:

- родители станут активными участниками образовательного процесса;

- установится положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями.

С педагогами:

- повысится уровень профессиональной компетенции педагогов.

Форма итогового мероприятия

Итоговое развлечение

«Очень нужная профессия – метеоролог»

Продукты проекта

Научно-методическое обеспечение: перспективный план, методическая и художественная литература. Материально-техническое: мультимедийное оборудование, оборудование и материалы для организации занятий: приборы на метеостанции, метеостанция.

2. Пояснительная записка

       Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.  Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды, и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды.

     Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

2.1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи проекта для педагогов: организовать работу на метеоплощадке для систематического наблюдения за погодой.

Задачи проекта для детей:

  1. Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности.
  2. Расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой.
  3. Расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.
  4. Знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования.
  5. Воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.

3. Особенности реализации проекта

        Методологическим основанием для реализации проекта являются: Теория деятельности, в рамках которой воспитатель должен помнить, что ребёнок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он  усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.

3.1. Механизм оценки эффективности проекта

1. Анкетирование родителей.

2. Анализ реализации этапов проекта.        

3. Анализ продуктов проекта.

3.2. Применение педагогических технологий

В проекте используются:

1. Здоровьесберегающие технологии:

-дыхательная гимнастика (с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);

-артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, речедвигательные игры, коммуникативные игры);

- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).

2. Личностно-ориентированная технология:

Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка.

3. Игровые технологии:

В результате, игровые технологии позволяют:

- поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

4. Информационно-коммуникационные технологии: 

В проекте ИКТ используются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения проекта;

- для оформления документации, отчётов.

5. Развивающие технологии:

В рамках развивающих технологий применяются:

- игровые проблемные ситуации;

- проблемные и поисковые вопросы;

- карточки-схемы, творческие задания.

Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно: осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций.

4. Планирование деятельности

4.1. Организационный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Подготовка нормативно-организационных документов для внедрения проекта. Подбор методической литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.

Сентябрь

2.

Изучение основных требований к организации метеостанции в ДОУ.

Сентябрь

3.

Подбор диагностического материала для проведения

педагогической диагностики по выявлению знаний у детей о погоде, природных явлениях, измерительных приборах.

Сентябрь

4.

Составление перспективного плана мероприятий проекта.

Сентябрь

4.2.  Деятельностный этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Экскурсия на метеоплощадку. Беседа «Дуют ветры в октябре».

Чем измерить скорость ветра? Изготовление флюгера.

Октябрь

2.

Беседа «Солнце, воздух и вода наши – лучшие друзья»

Октябрь

3.

Беседа «Явления в природе осенью»: ветер, облака, дождь.

Ноябрь

4.

«Развешивание кормушек»

Ноябрь

5.

Наблюдение за осадками с помощью дождемера.

Ноябрь

6.

«Значение воды в жизни человека» Определить с помощью опытов состояние воды.

Ноябрь

7.

Беседа на тему «Что такое погода?». Дидактическая игра: «Что нам нужно одеть».

Ноябрь

8.

«Как измерить температуру воздуха». Опыт с термометром. Правила пользования термометром.

Ноябрь

9.

«Снег и его свойства» Знакомство с «Планшетом для рассматривания снежинок» «Пернатые синоптики»

Ноябрь

10.

«Добрые дела зимой» Занятие «Прошла зима холодная».

Декабрь

4.3. Обобщающий этап

Мероприятия этапа

Дата

1.

Проведение познавательно - игрового развлечения «У природы нет плохой погоды»

Декабрь

2.

Презентация проекта «Метеостанция в детском саду - играя, наблюдаем».

Декабрь

3.

Презентация «Итоги проектной деятельности»

«Экологическое воспитание средствами познавательно – творческой активности детей дошкольного возраста»

Декабрь

4.

Итоговое развлечение «Очень нужная профессия – метеоролог»

Декабрь

5.

Фото отчет «Наша метеостанция».

Декабрь

  1. Список использованных источников

  1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – с.76.
  2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
  4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
  5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

6. Приложения

Приложение 1.

Наблюдения

  1. Наблюдение за небом и облаками «Ловец облаков»

Цель: Продолжать расширять знания о явлениях неживой природы, обратить внимание на сезонные изменения.

  1. Наблюдение за ветром.

Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью флюгерв. Дети самостоятельно дают характеристику ветру.

  1. Наблюдение за солнцем.

Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца. Познакомить детей с солнечными часами.

  1. Наблюдение за температурой воздуха.

Цель: познакомить детей с прибором измерения температуры возуха – термометром, познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.

  1. Солнечные часы.

Цель: учить определять время суток по солнечным часам на метеоплощадке.

  1. Определение погоды по растениям.

Цель: учить наблюдать за растениями – барометрами погоды, уметь предсказывать погоду по наблюдениям за ними и сравнивать показаниями приборов.

  1. Наблюдение за работой компаса.

Цель: учить детей определять стороны света с помощью компаса.

Беседы с использованием презентаций

  1. «Как вести себя в жару на участке»

Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреться.

  1. «Насекомые – польза или вред»

Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  1. «Наш дом – природа»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, прдолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

  1. «Волшебница вода»

Цель: рассказать о значении воды в нашей жизни, показать в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.

  1. «Загадки планеты Земля»

Цель: формировать представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.

  1. «Мы – юные метеорологи»

Цель: закрепить знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.

Подвижные и малоподвижные игры:

  1. «Компас»

Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, помогает запомнить стороны света, улучшает координацию.

  1. «Прогноз погоды»

Цель: формировать желание оберегать и охранять природу, представления о погодных изменениях в природе, закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.

  1. «Ветер»

Цель: игра развивает ориентацию в пространстве, развивает воображение, творческие проявления личности, связную речь, умение слушать товарища.

  1. «Ветер – хорошо и плохо»

Цель: формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений и животных.

  1. «Южный ветер – северный ветер»

Цель: развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.

  1. «Дождик»

Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей.

  1. «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его, развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.

  1. «Что лишнее»

Цель: закрепить знания признаков разных времен года, умение четко излагать свои мысли, развивать слуховое внимание.

Дидактические игры:

  1. «Картина природы!

Цель: расширять знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов.

  1. «Путешествие капельки Капы»

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе.

  1. «Птицы нашего края»

Цель: закреплять знания детей о птицах нашего края. Прививать любовь к животному миру.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «ЦРР – детский сад № 101 «Жар – птица»

Волжского района г. Саратова

Конспект развлечения

для старшего дошкольного возраста

«Очень нужная профессия - метеоролог»

Подготовила:

Шлыкова Н.З.

Саратов 2023

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить, чем занимаются люди по профессии метеоролог? Как, по-вашему, что они делают?

(Предположения детей)

- Да, они определяют погоду на сегодня, прогнозируют погоду на неделю, месяц.

- А что такое погода? А что такое прогноз погоды?

(Предположения детей)

-  А где можно услышать прогноз погоды?

(по телевизору, по радио, посмотреть в интернете)

- А как называются люди, занимающие изучением погоды?

- Да, это люди по профессии метеорологи. Метеорологи стараются узнать все особенности погоды: температуру воздуха и воды, силу и направления ветра, наличие осадков.

Послушайте стихотворение о людях этой профессии:

Если скоро снег пойдет, если будет гололед,

Обо всём метеоролог точно знает наперед.

Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.

Выходя из дома надо знать: что ждать дождя иль града,

Не ударит ли мороз?

На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.

Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара»

А для чего людям нужны знания о погоде?

(Предположения детей)

- Да, все люди должны знать, какая на улице погода, для того, чтобы правильно одеться. Я сейчас вам буду на экране показывать различные явления, а вы будете мне отвечать, что нужно обязательно надевать в такую погоду.

Дидактическая игра «Что надеть?»

1 слайд – идет снег (теплая одежда, обязательно варежки, шарф, теплая обувь)

2 слайд -  идет дождь

3 слайд – осень, сильный ветер обрывает листву

4 слайд – светит солнце, пляж, на речке люди купаются.

- Молодцы, я уверена, вы не при какой погоде не заболеете, будете одеваться правильно. А сейчас с вами мы отгадаем загадки про различные явления природы.

1.Кто всю ночь по крышам бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?  (дождь)

2.Без рук рисует, без зубов кусает.

Не огонь, а жжется? (Мороз)

3.Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …(Солнце)

4. Пришла девушка белянка,

Побелела вся полянка. (Вьюга)

- Да, наша природа очень богата на различные природные явления. Но метеорологи сообщают людям прогноз погоды не только для того, чтобы люди правильно одевались, выходя на улицу. Все метеорологи работают на специальных станциях, где находится специальное оборудование, помогающее определять погоду.

Слайды из Презентации «Метеорологическая станция»

1 слайд - фотографии метеорологических станций.

2 слайд - изображен термометр для измерения температуры воздуха.

- Вам знаком этот прибор? Что он определяет? Как им пользоваться определите, какая сейчас температура в группе? А когда температура воздуха бывает ниже нуля?

(в холодное время года, осенью, зимой) а летом бывает? Да, но очень редко, про такую погоду говорят, что пришли заморозки, может возникнуть угроза урожаю.

3 слайд – флюгер

Этот прибор помогает определить направление ветра. Если дует северный ветер, то какая температура на улице? А если южный?

4 слайд – фотография анемометра.

А этот прибор помогает определить силу ветра, посмотрите на его шкалу, она круглая. Чтобы сказать, какая сейчас сила ветра, метеорологи снимают показания с анемометра и выполняют сложные расчеты.

5 слайд – осадкометр.

- Ребята, этот прибор измеряет количество осадков. А какие виды осадков вы знаете? (дождь, снег, град). В любую погоду: в дождь, снег, сильную жару работают метеорологи. Они не могут оставить свой пост ни на минуту, ведь от их работы зависит жизнь и здоровье людей. Это очень нужная и ответственная работа – метеоролог!

Рефлексия:

А в заключении я хочу предложить вам игру «4 стихии». Ведь с работой метеоролога связаны 4 стихии.

Если я скажу слово «Земля» - дети опускают руки,

Слово «Небо» - дети поднимают руки,

Слово «Вода» - руки вперед,

Слово «Огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Молодцы, справились с заданием. А что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...