Дополнительная программа по театрализованной деятельности
методическая разработка

Воробьева Наталья Анатольевна

Дополнительная программа по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_mladshaya_pchelki.docx111.04 КБ

Предварительный просмотр:

Принята:                                                                          Утверждаю:

На педагогическом совете                                             Заведующий МБДОУ №1 «Звёздочка»

Протокол № ___________________                            Якушенко С.В.

от «___» ____ 20 __  г.                                                  приказ №___   от «___» ____20 __ г.                                                  

Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности

«Театральный сундучок»

для детей младшей группы

(3-4 года)

Театр рисунок для детей.

Составители:

Воробьева Н.А

Слепченко Т.В.

Берёзовский городской округ, 2023г.

Оглавление

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Актуальность

4

1.2

Цель программы

4

1.3

Задачи программы

4

1.4

Принципы дополнительной общеразвивающей программы

5

1.5

Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы

6

1.6  

Форма обучения

6

1.7

Периодичность проведения занятий программы

7

1.8

Требования к  предметно-развивающей среде

7

2.

Содержание программы

8

2.1

Учебный план

8

2.2

Учебно-тематический план

10

3.

Критерии показатели результативности освоения программы

15

4.

Информационно-методическое обеспечение программы

16

5.

 Приложения

15

1.Пояснительнаязаписка

Дополнительная общеразвивающая программа (далее ДОП) разработана в соответствии:

      - с основной образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Звёздочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

      -с Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);

- с образовательной программой дошкольного образованияпод редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

      - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

      - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;                                                                                                

      -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».    

      Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на младший дошкольный возраст (младшая группа, 3-4 года), сформирована с учётом  особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета,  возрастных  особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

1.1.Актуальность.

Актуальность создания данной программы по развитию речи детей дошкольного, начального школьного возраста  через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном и начальном школьном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

1.2.Цель программы: Развитие речевой и творческой активности посредством театрализованной деятельности.

 1.3. Задачи  программы:

  1. Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с устройством театра, с разными видами театров).
  2. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (имитации, мимике и пантомиме).
  3. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
  4. Способствовать развитию речевой функции, правильного произношения.
  5. Активизировать словарь детей, обогащать словарный запас, формировать умение вести диалог.
  6. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

      8. Воспитывать стремление быть отзывчивым, разыгрывать сказки, импровизировать.

1.4.Принципы дополнительной общеразвивающей программы

        В основе принципов заложены: содержание и организационные формы воспитания, направленные на развитие социально –активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях окружающего мира.

- Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне возрастных возможностей дошкольников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

- Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов, прослушивание музыкального материала и др.

- Принцип систематичности и последовательности.

Этот принцип требует, чтобы каждый элемент материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

- Принцип индивидуальности, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

- Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности,

-Принцип сотрудничества Организации с семьёй.

- Принцип результативности.

1.5. Ожидаемые результаты.

Знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети в процессе занятий  по ДОО «Театральный сундучок»

1.Иметь представление о различных видах театра: маски, пальчиковой, настольный, вязаный, конусный, мягкой игрушки представление об окружающей действительности, о прошлом и будущем, о предметах, обычаях и быте.

2.Умение передавать содержание сказки, правильной интонационно-выразительной речи, свободного проявления эмоций в жестах, мимики, движении, говорить и проговаривать правильно  небольшие тексты героев инсценировок.

3. Иметь устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации знакомых произведений, создавая образ персонажа, пользуется мимикой, жестом, выразительным движением, интонацией)

1.6. Форма обучения:

Групповая. Количество воспитанников -26.

1.7. Периодичность проведения занятий

Работа по программе организуется в подготовительной группе во второй половине дня, во внеурочное время. Срок реализации программы: 1 год. Количество и периодичность занятий 1 раз в неделю,36 занятия в год. Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – младшая группа (3-4 года).Длительность одного занятия в младшей группе – 15 минут.

1.8. Требования к предметно-развивающей среде

      Созданная в группе предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности Мини-студия «Театральный сундучок», способствует развитию творчества, интереса, внимания, любознательности, вызывает эмоциональный отклик у детей.

  • В Мини-студии доступно расположены:

потешки, сказки и др.  дидактические материалы для инсценирования;

  • Настольный театр игрушек.
  • Настольный театр картинок.
  • Стенд-книжка.
  • Фланелеграф.
  • Пальчиковый театр.
  • Театр Петрушки « Би-ба-бо».
  • Вязанный театр
  • Детские костюмы для спектаклей.
  • Элементы костюмов для детей и взрослых.
  • Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  • Ширма для кукольного театра.
  • Музыкальный центр, видеоаппаратура
  • Медиотека (аудио- и CD диски).
  • Декорации к спектаклям
  • Методическая литература

2. Содержание программы

2.1. Учебный план.

Название раздела

(темы)

Всего часов

                     Из них

       теория

    практика

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

15 мин

15 мин

«ОХ, УЖ ЭТОТ ТЕАТР!»

15 мин

15 мин.

«КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА»

60 мин.

20 мин.

40мин.

«ПРО КОТЕНКА, КОТОРЫЙ ЗАБЫЛ, КАК НАДО ПРОСИТЬ ЕСТЬ»

/В.Г.Сутеев/

60 мин.

20мин.

40 мин.

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

/По мотивам русской народной сказки/

60 мин.

20мин.

40мин.

«У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

/Словацкая сказка/

2 часа

60 мин.

60 мин.

«КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД»  

 /По мотивам русской народной сказки/  

1 час

20 мин.

40 мин.

«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»

/По мотивам сценария ПОЛЯК ЛОРЫ/

1 час.

20 мин.

40мин.

Инсценирование песни: «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

1 час 30 мин.

30 мин.

60мин.

ВСЕГО:

9 ч.

3ч.40 мин.

5ч.20 мин.

2.2. Учебно-тематическое планирование.

СЕНТЯБРЬ

№ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

№1

«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

Игровое занятие с целью вызвать у детей интерес к театральной деятельности.

Игровые импровизации «Веселый диалог», «Забавные артисты». Разыгрывание мини-сценок по парам. Кукольный спектакль «Игрушки» (По потешкам).

№2

«ОХ, УЖ ЭТОТ ТЕАТР!»

Рассказ о театре. Познакомить детей с техникой безопасности на занятиях по театрализации. Игровое задание: «Сказочные зверушки» /этюды/.

№3

«КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА»

Презентация сказки «КУРОЧКА РЯБА», (театр игрушек) беседа по ее содержанию, веселый танец по теме сказки.

Потешка – «Курочка – тараторочка».

№4

«КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА»

Пересказ сказки с помощью театра на магнитной доске. Игра: «Придумай другой конец сказки». Игра-танец: «Курочка-мама и цыплятки-ребятки».

ОКТЯБРЬ

№5

«КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА»

 Чтение сказки «КУРОЧКА РЯБА на новый лад» /по мотивам сценария ПОЛЯК ЛОРЫ/. Разыгрывание этюдов на персонажей данного сценария.

№6

«КУРОЧКА-РЯБУШЕЧКА»

Распределение ролей. Разыгрывание сказки «КУРОЧКА РЯБА на новый лад» /по мотивам сценария ПОЛЯК ЛОРЫ/.

№7

«ПРО КОТЕНКА, КОТОРЫЙ ЗАБЫЛ, КАК НАДО ПРОСИТЬ ЕСТЬ»

/В.Г.Сутеев/

Рассказывание сказки с помощью настольного театра. Беседа по содержанию сказки. Танец-игра: «Котята». Потешка - «Как у нашего кота».

№8

Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «МАЛЬЧИКОВ  И КОТЯТ». Игры – загадки: «В шепоток», «Молчаливое собрание».

НОЯБРЬ

№9

 

Рассказывание сказки с помощью кукол и мягких игрушек. Музыкальная игра: «КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ ПОДХОДИТ ЭТА МУЗЫКА? » /отгадай и покажи персонажа/.

№10

Распределение ролей. Разыгрывание сказки Сутеева «ПРО КОТЕНКА, КОТОРЫЙ ЗАБЫЛ, КАК НАДО ПРОСИТЬ ЕСТЬ»

№11

«ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

/По мотивам русской народной сказки/

Рассказывание сказки с помощью настольного театра игрушек. Беседа по содержанию сказки. Танец-игра: «ЗАИНЬКА». Потешка «Все звери у дела».

№12

Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «ЗАЙЧИКОВ И ПЕТУШКОВ».

ДЕКАБРЬ

№13

Рассказывание сказки с помощью детей. Музыкальная игра: «КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ ПОДХОДИТ ЭТА МУЗЫКА? » /отгадай и покажи персонажа/.

№14

Распределение ролей. Разыгрывание сказки «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» /по мотивам русской народной сказки/.

№15

«У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ»

/Словацкая сказка/

Презентация  (фланелеграф)  словацкой сказки «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ». Беседа по содержанию сказки. Хоровод: «СОЛНЫШКО».

№16

Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Танец: «СОЛНЕЧНАЯ ПЕСНЯ».

ЯНВАРЬ

№17

Рассказывание сказки с помощью кукол и мягких игрушек. Музыкальная игра: «КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ ПОДХОДИТ ЭТА МУЗЫКА? » /отгадай и покажи персонажа/.

№18

Рассказывание вместе с детьми сказки с показом иллюстраций. Игра: «Покажи героя сказки, а мы отгадаем, кто это» /этюды/. Танец: «СОЛНЕЧНАЯ ПЕСНЯ».

№19

Рассказывание сказки с переодеваниями. Музыкальная игра: «КОМУ ИЗ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ ПОДХОДИТ ЭТА МУЗЫКА? » /отгадай и покажи персонажа/.

№20

Игра: «Отгадай по загадке персонажа из сказки». Ритмические упражнения с использованием движений персонажей из Словацкой сказки «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ».

ФЕВРАЛЬ

№21

Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/.

№22

Распределение ролей. Разыгрывание словацкой сказки «У СОЛНЫШКА В ГОСТЯХ».

№23

«КОЛОБОК НА НОВЫЙ ЛАД»  

 /По мотивам русской народной сказки/  

Презентация (кукольный спектакль Олеся Емельянова)  сказки «КОЛОБОК»  /по мотивам русской народной сказки/. Беседа по содержанию сказки. Танец: «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА».

№24

Рассказывание вместе с детьми сказки. Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Игра: «ДОГОНЯЛКИ». Потешка – «Колобок».

МАРТ

№25

 Рассказывание сказки детьми с показом театра на магнитной доске.     Игра: «Отгадай по загадке персонажа из сказки». Музыкальная игра: «УЗНАЙ ПО МУЗЫКЕ ПЕРСОНАЖЕЙ СКАЗКИ» /отгадай и покажи персонажа/.

№26

Распределение ролей. Ряженье.  Драматизация сказки «КОЛОБОК».

№27

«ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ»

/По мотивам сценария ПОЛЯК ЛОРЫ/

СПЕКТАКЛЬ сказки «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ» (Театр актёров/ по мотивам сценария ПОЛЯК ЛОРЫ/).  Беседа по содержанию сказки.

№28

Рассказывание сказки детьми с показом на фланелеграфе. Потешка – «Ты, мороз-мороз». Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/. Белорусская игра - «Белый пух».

АПРЕЛЬ

№29

Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Игра: «Изобрази героя сказки» /этюды/.  Игра в пальчиковый театр  Прибаутка – «Тень-Тень».

№30

Распределение ролей.  Ряженье в костюмы. Обыгрывание  сказки «ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ».

№31

Инсценирование песни: «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ»

Просмотр мультфильма / из серии «ВЕСЕЛАЯ КАРУСЕЛЬ»/ «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ». Беседа по содержанию мультфильма. Игра: «ИЗОБРАЗИ ГЕРОЯ ПЕСНИ» /этюды/. Народная игра: «Вася-гусёночек».

№32

Исполнение с детьми песни «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ». Игра: «ГУСИ, ГУСИ – ГА-ГА-ГА… ». Ритмические упражнения с использованием подражательных движений.

Венгерскаяпотешка – «Ходит гусь босой».

МАЙ

№33

Игра: «Узнай по описанию персонажа из сказки». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /пантомима/. Потешка – «Гуси, где

вы бывали». Песенная импровизация: «Пирожки».

№34

Примерка костюмов. Ритмические упражнения с использованием подражательных движений. Танец всех персонажей инсценировки.

№35

Исполнение с детьми песни «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ». Музыкальная игра: «Покажи кого-нибудь из персонажей, а мы угадаем» /этюды/.

№36

Распределение ролей. Инсценирование песни: «ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ» с переодеваниями.

3.Критерии, показатели результативности освоения программы.

Форма подведения итогов: драматизация эпизодов сказки.

В программе «Театральный сундучок» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет определить уровень освоения воспитанниками содержания программы.

При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика в форме театрально-игровых заданий для детей. Примерные задания:

  • Передай образ героя (жесты, мимика, интонация)
  • Покажи отрывок из сказки
  • Придумай свою сказку
  • Скажи выразительно

Критерии и показатели овладения детьми театрализованной деятельности, определяющих степень развитости воображения у дошкольников ‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬3-4 года.

Уровни развития

Качественные характеристики

Высокий уровень

2 балла

Ребенок самостоятельно имитирует действия персонажа;

сам может с помощью мимики и жеста передать эмоциональное состояние героя;

по собственной инициативе использует в игре театральные игрушки, сам придумывает роль;

 с удовольствием использует в игре знакомый сюжет,

изменяя его с помощью взрослого или самостоятельно.

Средний уровень

1 балл

Ребенок имитирует действия, характерные для персонажа только с помощью взрослого;

передает эмоциональное состояние персонажа по образцу взрослого или другого ребенка;

может использовать театральные игрушки в игре , повторяя действия взрослого;

с радостью использует знакомый сюжет, но не изменяет его.

Низкий уровень

0 баллов

Ребенок не умеет и не хочет имитировать характерные движения персонажа;

не может показать эмоцию даже повторить её за другими; никогда не использует в игре картинки, театральные игрушки;

 ребенок не использует в игре знакомый сюжет .

Диагностика

Младшая группа 3-4 года.

Фамилия,

Имя ребенка

Владение видам кукольного театра «Пальчиковых кукол»

Владение видам

Кукольного  Настольного театра

(конусные, вязанные, деревянные, бумажные куклы и т.д )

Владение видам кукольного театра

«С элементами костюмов

( масок) для детей и взрослых»

Владение видам кукольного театра Петрушки «Би-ба-бо»

Умение эмоционально передавать свой персонаж,владеть мимикой, использовать интонации.

Итог:

н              к        

   н                 к  

  н               к    

  н               к

  н                к

  н            к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Итог:

4.Информационно-методическое обеспечение программы

  1. А.В.Щеткин – «Театральная деятельность в детском саду» Издательство «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» 2008г.
  2. М.Б. Защепина – «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» Издательство ООО «ТЦ СФЕРА» 2010г.
  3. Е.В. Мигунова – «Театральная педагогика в детском саду» Издательство «ТЦ СФЕРА» 2009г.

4.Программа «От рождения до школы» /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 368 с

5.М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Москва, Творческий центр “Сфера”, 2000 г

6.Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с”, Москва “Школьная пресса” 2004 г.

7.Н.Д. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва: АРКТИ, 2007 г.

5.Приложения

Упражнения на развитие мимики

1.  Упражнения на развитие мимики

Цель: развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  •  «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

- В рот не суй что попадётся!

  • «Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

  • встревоженного кота,
  • грустного барана,
  • восторженного петуха,
  • хмурого быка,
  • разгневанного поросенка.
  • «Узнай по интонации»

Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! Ах! Ах!

Ох! Ох! Ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

  •  «Изобрази с помощью мимики»

  • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
  • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
  • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
  • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
  • Упражнение «Кривляка»
  • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)

  • «Куда мы попали»
  • В дремучий лес (страх)
  • В цирк (интерес)

  • «Такая разная музыка»

 Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

  • «Щенок»

Педагог.                                                 Дети.                              

Щенок проснулся, потянулся,              Сидят на корточках, широко открывают глаза,

 тянутся, бегут по залу.

   

Посидел и побежал.

Набегался, устал, остановился,

Тяжело задышал.                                      Останавливаются, тяжело и       часто дышат, высунув язык.

Увидел сметану, съел ее,

Облизывается.                                                            Облизывает губы.

  • «Толстяки и худышки»

Педагог:

Ты будешь толстяком помидором, а

Ты – худышкой петрушкой и т.д. (Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

Справа от меня овощи – худышки,

Слева – овощи-толстяки.

Встретились толстяки и худышки. (Смотрят друг на друга.)

Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! (Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза.)

Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! (Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! (Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! (Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.)

Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (Морщат нос и произносят шепотом: «фу».)

Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! (Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения.   «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».                

Упражнения на развитие пантомимы

2. Пантомимы

  • Пантомимы:

1.Расцвели, как цветы.

2.Завяли как травка.

3.Крадется волк за зайцем.

4.Лисичка подслушивает.

5.Тяжелая сумка.

6.Вкусная конфета.

7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

  • «Угадай, кого покажу»

Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

Например:

«Гордый петушок» - идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Злой волк» - с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

  • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

• сладко спит;

• просыпается, лапой умывается;

• грозно фыркает;

     • пытается утащить сосиску;

     • боится собаки;

• охотится.

  • «Превращение предмета»

   Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

  • «Превращение комнаты»

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

  • «Превращение детей»

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

  • Пантомимы:
  • Много снега – протопчем тропинку.
  • Как падает снежинка.
  • Лепим снежки.
  • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
  • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
  • Свинья в луже.
  • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
  • Сосулька.
  • Я мыл посуду и случайно уронил чашку
  • Как мама наряжается
  • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец

  • Этюд «Удивляемся»

Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

   И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

1) поднять плечи, повернуть голову направо;

2) вернуться в исходное положение;

3) поднять плечи, голову повернуть налево;

4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

  • Этюд «Листопад»

Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

   И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх («дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу»);

4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях («дует ветер и обрывает ветви и листья»).

  1. Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо;
  • пробует нелюбимое блюдо;
  • выслушивает комплименты;
  • выслушивает замечания;
  • садится на стул.
  1. Диалоги-пантомимы:
  • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
  1. Загадки-пантомимы:
  • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
  • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
  • отгадать настроение.
  • отгадать, какая погода на улице
  • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) (Ст. гр., сентябрь, 3 неделя).

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

  1. Показать частями тела:
  • как твои плечи говорят: «я горжусь».
  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
  • как твой палец говорит: «иди сюда».
  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

Упражнения на развитие ритмопластики

3. Ритмопластика

а) Образные упражнения под музыку:
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

  • «Осенние листья»

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

  • «Вальс снежинок»
    Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
  • «Дремучий лес»

Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

  • «Времена года»
    Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
    Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.

б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

Цели: развивать двигательные способности детей  - ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

  • Этюды на выразительность жеста
  • Этюд «Тише»
    Два поросенка должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
    Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
  • Этюд «Иди ко мне»
    Волк  манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
    Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
    навстречу петушку.
  • Этюд «Уходи!»

Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

  •   Этюд «Ласка»

 Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

  • Игра «Преодолеем страх»

Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки).  Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны.  Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

  • Этюд «Игра в снежки»
    Зима. Дети играют в снежки.
    Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
  • Этюд «Игра с листочками»
    Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
  • Этюд «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

  • Развитие активного внимания

  •  Игра «Слушай хлопок!»
    Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
  • Игра «Пишущая машинка»
    Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
  • Игра «Четыре стихии»
    Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
    Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
  • Игра «Что изменилось?»
    Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек  (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
  • Игра «Ухо — нос»
    По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
  • «Что изменилось»
    1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
    2 вариант: часть детей - «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
  • «Тень»

Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

  • «Внимательные звери»
    Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
  • «Зеркало»
    Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок - «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
  • «Дружные звери»
    Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки - топнуть ногой, петухи - хлопнуть в ладоши, коты - поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
  • Преодоление двигательного автоматизма

  • Игра «Стоп!»
    Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
  • Игра «Замри»
    Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
  • Игра «Пожалуйста!»
    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
  • Игра «Запрещенное движение»
    Дети стоят лицом к ведущему, который  показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

  • Тренировка отдельных групп мышц

  • Этюд «Винт»
    Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
  • Этюд «Насос и мяч»
    Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Консультация для родителей

"Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка"

 

            Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками. Роль, которая доставалась ребенку при игре в театре, может раскрыть в нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления ( спектакли );

- плоскостные и теневые театры.

            Театрализованная деятельность способствует развитию речи ( монолог, диалог). Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали: речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

            В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

            Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.                                                  Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

           Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

            Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

               Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

              Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

              Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в театрализации, являются готовыми моделями коммуникативных ситуаций.

Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

              Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

              Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.

              В нашем детском саду в каждой группе есть специальные мини- центры для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, перчаточного, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного и теневого театров.

              Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду».

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс  автоматизации  звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».                                (Б. М. Теплов)

Театр и родители.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.

         Я предлагаю родителям  в домашних условиям устроить детям театр.

Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.

Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того.

Для ваших детей  это будет настоящий праздник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по театрализованной деятельности "Теремок"

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации программы  1год.  Основная её цель :  развитие у дошкольников психо-физических способностей  (...

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности в студии "Театральные чудеса" во II младшей группе.

Программа предназначена для театрализованной деятельности для детей 3-4 лет и нгаправлена на художественно-эстетическое развитие....

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет

Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.

Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...

Дополнительная программа по театрализованной деятельности для работы с воспитанниками, попавшими в трудную жизненную ситуацию "В гостях у сказки"

Дополнительная программа по театрализованной деятельности составлена с учетом запросов родителей и интересов ребенка, ориентирована на воспитанников и может быть реализована в работе педагога как с от...

Дополнительная программа по театрализованной деятельности

Дополнительная программа по театрализованной деятельности...