"Роль стихов в развитии речи дошкольников"
консультация (средняя группа)

Семенчук Наталья Владимировна

"Роль стихов в развитии речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль стихотворений в развитии речи детей        дошкольного возраста .

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Быстрыми темпами идет развитие всех психических процессов: восприятия, внимания, мышления, но память в дошкольном возрасте - память природная, непроизвольная, по скорости развития опережает другие способности ребенка. Дети в этом возрасте с легкостью запоминают стихи, считалки, сказки, загадки; все яркое, красочное, привлекающее их внимание.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления.

Действенным средством развития речи детей дошкольного возраста служат стихи.

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, совершенствует устную речь, увеличивается активный словарь детей. Ребенок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.  Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.  Заучивание стихов способствует развитию памяти. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы русского литературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности:

Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый с явно выраженной рифмой. Наличие игровых моментов, небольшой объём этих стихов, дают возможность часто повторять текст и использовать игровые действия в процессе заучивания. Так читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», можно поиграть и походить с флажком, при чтении А. Барто «Лошадка», дети изображают, как едут на лошадке. С детьми этого возраста относится к заучиванию стихов как к серьезной и сложной работе не стоит. Если малыш этого делать не хочет, настаивать и заставлять его не нужно. Заучивание стихов лучше обыграть, например, маленькие четверостишия могут быть паролем, чтобы войти в замок, или магическим заклинанием. Можно предложить ребенку подготовить для папы, бабушки или дедушки сюрприз в виде стиха и сказать, что они очень удивятся и будут рады такому сюрпризу.

В среднем дошкольном возрасте рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается их объем. В стихах этой возрастной группы уже могут встречаться художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты. Важно! Возраст 4-5 лет является благоприятным периодом для произвольного запоминания. Если до 4 лет педагоги не ставят перед ребенком цели запомнить произведение, то после четырех лет необходимо уже целенаправленно учить ребенка запоминать текст наизусть, прилагая волевые усилия. Чем больше ребенок будет учить наизусть, тем больший объём памяти сформируется у него для дальнейшего обучения.

В старшем дошкольном возрасте дети запоминают значительно большие по объёму стихи с эпитетами и метафорами. У них совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать стихи, проявлять инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются уже достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Это могут быть: стихи-шутки, дразнилки, небылицы, стихи – перевертыши.

Кроме возрастного критерия подбора поэтических произведений, существует метод подбора стихов по психологическому и эмоциональному критерию. Чтобы стихотворение легко запоминалось, оно должно соответствовать не только возрасту, но и темпераменту ребенка. Активным детям лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые; спокойным детям – размеренные, плавные. Молчаливым детям тоже можно предложить ритмичные стихи. Застенчивым будет приятно услышать свое имя в стихе. Особого внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха. Таким детям надо предлагать небольшие по объему, понятные по содержанию, насыщенные глаголами и существительными стихотворения. Также следует помнить, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария, которое ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно логическую память, а у мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которому принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, образной памяти. Таким образом, девочек можно и нужно раньше нацеливать на произвольное запоминание, а мальчики лучше будут запоминать произведения в игре, в интересной деятельности.

На процесс заучивания положительно влияет интерес ребенка к стихотворению, понимание заучиваемого художественного произведения. В данном случае очень важна роль взрослого, его умение донести смысл стихотворения, вызвать эмоциональный отклик.

Предлагаю вспомнить методику заучивания стихотворения:

Перед заучиванием стихотворения

проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.

Затем педагог обязательно называет жанр, автора и название стихотворения.

После беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.

Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ.

Можно спросить у ребенка «Понравилось ли стихотворение? Чем понравилось? Какие эмоции вызывает стихотворение? Что он испытал, когда слушал этот стих?». Также, происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.

Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.

После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

Все люди имеют свои особенности запоминания. Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, выполнять какие-либо движения, третьим обязательно нужно видеть текст и несколько раз прочитать его самим. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. В соответствии с делением людей на визуалистов, аудиалистов и  кинестетиков, все методы можно так же поделить  на зрительные, слуховые и двигательные.

Зрительный (визуальный) метод заучивания стихов:

Метод предполагает использование картинного плана, т.е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам (не путать с иллюстрациями из книги).  

Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Затем, по картинкам ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается.

Можно использовать готовые картинки, можно использовать собственные зарисовки. Разбиваем стихотворение на строчки, затем подбираем картинки. Не обязательно, чтобы на картинке были изображены все персонажи предложения, достаточно будет найти главного героя стихотворения или действие, которое происходит в этой строчке. Для детей главное яркий образ, с помощью которого они и будут вспоминать заученный стих.

Разрезать картинки. Выложить карточки по порядку. Прочитать ребенку стихотворение, указательным пальцем показывая на картинку, о которой читаете. Задать по картинкам вопросы, которые тоже предлагаются в книге.

Перемешать карточки и положить их перед ребенком в произвольном порядке. Затем предложите ребенку выкладывать самостоятельно во время прослушивания стихотворения. Выкладывать необходимо слева направо. Читать по одному предложению и дожидаться, когда ребенок найдет карточку. Еще раз прочитать стихотворение. Взрослый еще раз показывает на необходимые карточки, тем самым проверяя правильность выполненного задания. В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.

Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов. Это позволяет познакомить детей со словом и его символическим обозначением. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И только потом можно начинать работать с мнемотаблицами - таблицами, в которые заложена определенная информация. Количество ячеек в мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы), геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т.д. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, елочка – зеленая.  Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы. Рекомендуется в течении дня оставлять мнемотаблицу с разучиваемым стихотворением в доступном для детей месте, чтобы была возможность самостоятельно вспоминать стихотворение по таблице.

Слуховой метод заучивания стихов:

Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

В слуховом методе заучивания, для лучшего усвоения текста, можно использовать разные игровые приёмы:

«Подскажи словечко» - при использовании данного приема, хорошим стимулом служит игра «Поэты». Ребёнку предлагают, взяв на себя роль поэта, договаривать рифмующиеся слова, тем самым заканчивая фразы стихотворения.

«Эхо» - в этом игровом приёме, каждую стихотворную строчку сначала читает взрослый, например, с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку – взрослый: «Наша елка высока?»; ребёнок: « Наша елка высока!». взрослый: «Достает до потолка?»; ребёнок: «Достает до потолка!». Можно поиграть по-другому - взрослый читает шепотом, а ребенок повторяет громко.

Приём «Диктофон». Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. И предлагаете ему представить, что он диктофон, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала стихотворение читает взрослый, а ребёнок слушает. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а завершает снова взрослый.

Ещё один приём – игра с мячом во время повторения (строку говорит взрослый, вторую – ребенок).

  «Снежный ком» -  в этом приёме происходит запоминание стихотворения путём постепенного увеличения количества строк при их повторении. Например, прочтите первую строчку несколько раз, для того, чтобы её хорошо запомнить. Затем произносится первая строчка и к ней добавляется вторая. Обе строки вновь повторяются несколько раз, затем добавляется третья строчка и так далее.

«Чтение с различным настроением» - данный прием способствует не только запоминанию наизусть, но и помогает осваивать выразительные средства языка, дает возможность более ярко передать соответствующее настроение. Вспомогательным средством служат картинки из серии «Настроение».

«Чтение стихов-диалогов по ролям» - этот прием позволяет не только запоминать текст, но и помогает развивать артистические способности детей.

«Построчное запоминание» -  суть этого приёма такова: сначала педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». Таким образом, каждый ребенок запоминает определенную строчку нового стихотворения, потом идет последовательное воспроизведение текста. «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

Двигательный метод заучивания стихотворений:

Применяя этот способ, педагог сначала выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Движения к тексту может придумать сам взрослый, или предложить придумать движения совместно с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.    

Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления; снимает у детей зажатость, неуверенность. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание движениями.

Следующий приём - «Рассказывание стихов руками». 

Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие: «Смотай из стихотворения клубочек», «Собери бусы», «Узелки на верёвке», «Сложи пирамидку», «Выложи счётные палочки» и т.п.

Все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.

Запомнтие! Нельзя заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; закрепляется неправильное произношение, пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

 

Автор:

Губкина Елена Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - ре...

Презентация «Роль игры в развитии речи дошкольников»

Речь усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Сталкиваясь с непониманием встречая языковые трудности на пути и достижению цели, ребёнок обращае...

Роль фольклора в развитии речи дошкольников

Мой опыт работы ро развитию речи дошкольников...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника.

Роль  дыхания  в развитии речи дошкольника....

Роль родителей в развитии речи дошкольников

В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Доста...

Консультация "Роль фольклора в развитии речи дошкольников."

1) Фольклор как средство развития речи.2) Воспитание звуковой культуры речи с помощью различных русского фольклора.3) Формирование заучной речи с помощью озвучивания и обыгрывания фольклорного текста....