Конспект ОД «Путешествие по Золотому кольцу России» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Орлова Антонина Михайловна
 
Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_zolotomu_koltsud.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Путешествие по Золотому кольцу России» в подготовительной группе

Цель:

Обобщить и расширить представление детей о городах Золотого кольца России.

Задачи:

  1. Образовательные:

- продолжать знакомить дошкольников с культурным наследием старинных русских городов, входящих в Золотое кольцо России.

- продолжать знакомить детей с геральдическими символами на примере городов Золотого кольца России.

2. Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь, кругозор;

3. Воспитательные:

- воспитывать любвь к России, интерес к ее культурно-историческому и духовному наследию.

- способствовать проявлению желания к путешествию по родной стране.

Предварительная работа:

Работа по проекту «Путешествие по городам золотого кольца России» Рассматривание иллюстраций, беседа о знаменитых городах России, их промыслах, достопримечательностях и традициях.

Ход ОД:

Дети входят в группу. Организационный момент:

Воспитатель:

- Мы рады видеть добрых гостей. Я рада видеть здоровых детей. Это утро мы проведем вместе. Пусть оно подарит нам интересные впечатления.

Воспитатель:

- Дети, мы с вами живем в прекрасной стране. Как называется наша родная страна? (Россия)

Россия большая и красивая страна, в ней много старинных русских городов, которые прославили ее на весь мир.

- А какой главный город нашей страны (Москва)

Основная часть:

Воспитатель: ребята, а сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по маршруту, который называется «Золотое кольцо России» А вот почему «Кольцо» и «Золотое», постарайтесь мне ответить по окончании путешествия.

Как и в любом путешествии, нам нужна карта. (С детьми подошли к карте)

Наше путешествие начнется в городе Москве. Москва - сердце Золотого кольца России. (Находим и отмечаем флажком г. Москва)

До Москвы мы поедем на автобусе. Занимайте места. Я буду вашим экскурсаводом, а вы – мои помошники.

Воспитатель:

- Как вы думаете, что прославило, и кто прославил древние русские города на весь мир? (Народные мастера, народные умельцы и их работы)

Кто такие народные мастера, умельцы? (Люди, которые своими руками создают красоту)

- Где можно встретить работы мастеров? (Дети: в музее, на выставках, на ярмарках…)

Выходим из автобуса. (Слайд Г. Москва)

- Посмотрите, вот красуется герб нашей столицы. Герб Москвы появился давным-давно.

- Ребята, как об этом можно догадаться? (Об этом говорит одежда всадника, его оружие – копье)

Расскажет ребенок (Гоша)

- Русский воин побеждает змея. Всадник на коне – это не просто воин. Это святой Георгий Победоносец.

Георгий Победоносец ангел - хранитель столицы Москвы и покровитель русской Армии.

- На каком гербе еще можем видеть воина Георгия Победоносца? (На гербе России) (Показ на слайде)

- А сейчас мы с вами видим место, которое особенно любят посещать жители и гости Москвы. Вы узнали? (Это Красная площадь)

- Почему она называется Красной? (В старину все красивое, дорогое для людей называли красным. Красна - девица, красна - изба)

- На Красной площади расположен Кремль, важные государственные здания, музеи, храмы.

- В Кремле работает наше Правительство и его глава – Российский президен. Как зовут нашего президента? (Путин Владимир Владимирович).

Величественная Москва, а мы отправляемся дальше.

- Следующий город, в котором мы побываем – Сергиев Посад. А рядом с городом есть село Богородское, нам будет интересно побывать и там. Займите места в автобусе. (На карте флажком отмечаем город Сергиев Посад и село Богородское)

Нам предстоит увидеть много интересного, сделаем гимнастику для глаз.

Автобус.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим влево, глядим вправо,

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

(Слайд г. Сергиев Посад)

(Звучит колокольный звон) Воспитатель: Что вы сейчас слышите?

Дети: Колокольный звон.

Воспитатель: Где его можно услышать?

Дети: В церкви, в храме, в монастыре.

Выходим из автобуса.

Воспитатель: в городе Сергиев Посад много храмов, колоколен. Посмотрите на герб города.

Расскажет ребенок:

- На гербе города Сергиев Посад изображена стена. Над стеной возвышаются купола самого большого собора Троице-Сергиевой Лавры. Внизу стены закрытые ворота.

Вспомните, кто основал Троице – Сергиеву Лавру. ( Сергий Радонежский)

- Кто такой Сергий Радонежский? (Великий русский святой, заступник земли Русской)

Воспитатель: в этом городе игрушки разные мастерят уже 350 лет. Вспомните, город Сергиев Посад – родина, какой русской игрушки. (Русской матрешки)

Рассказывает ребенок: (Лиза А.)

- Первая матрешка появилась в образе круглолицей девушки, одетой в простой русский сарафан и передник. В руках у девушки был черный петух. А в ней прятались другие крестьянские дети - пять сестричек, братишка и младенец в пеленочках. Первая матрешка на Руси была румяная и скромная.

Воспитатель: (Рассматриваем матрешку)

- Глядя на матрешку, что можно сказать, какие были семьи на Руси? (Много детей, дружные, трудолюбивые, каждая куколка в матрешке что-то держала) (Слайд село Богородское)

Воспитатель: близ старинного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское. Здесь живет удивительная история.

Рассказывает ребенок: (Лиза Г.)

Давным-давно в селе жила семья. Задумал отец позабавить своих деток. Вырезал он из чурбачка фигурку и назвал ее Аука. Дети порадовались, поиграли, да закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там купцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в селе Богородское и стала она называться «Богородская игрушка».

Воспитатель:

- Игрушка богородская даже есть на гербе села Богородское.

-Инструменты у мастера не хитрые: топорик, ножик и набор стамесок.

Расскажет и покажет ребенок: (Коля)

- Мастер берет чурку, смотрит на нее внимательно, прикидывает. Затем стамеской и острым ножом нарезает шкурку животному, открывает глаза, рот. Дети играли, сочиняли сказки.

Давайте и мы с вами поиграем:

Пальчиковая игра «Мишка»

Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

В свой бежит домишко (бегают пальчиками).

Забегает во двор , и калитку на запор! (сцепить руки в замок)

Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

Наш мохнатый мишка.

Мишка очень любит спать,

Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Наше путешествие продолжим. Мы посетим город с необычным названием Мышкин. Город стоит на берегу великой реки Волга. (Ставим флажок) (Слайд город Мышкин)

Занимайте места в автобусе.( Беседуем)

- Расположен город в красивейшем месте, посреди лесов.

-Почему дома строили рядом с лесом? ( Из леса строили дома. Из дерева делали посуду, мебель. Люди прятались от врагов, в лесу охотились, собирали грибы, ягоды) (Выходим)

Посмотрим на герб г. Мышкин. Мы видим изображение животных. В верхней части мы видим медведя, жители этого поселения считали медведей священными животными.

В нижней части мы видим, наверное, ту самую мышь, в честь которой и назван город.

Моя помошнца Варя расскажет эту легенду:

- Как- то князь прилег на берегу Волги, чтобы отдохнуть. Вскоре по его лицу проползла мышь. Рассердился князь. Но тут заметил, что к нему подползает змея. Значит, мышь спасла его! В благодарность зверьку князь основал на этом месте город.

Воспитатель:

-Родиной настоящих валенок называет город Мышкин. В этом городе

умельцы стали первыми валять валенки.

- Для чего нужны были валенки? (Расскажет ребенок. Варя.)

Валенки носили все: солдаты во время войны, даже цари и царицы любили носить валенки. В валенках работали, праздновали Масленицу, катались с горки. Валенки берегли, носили по очереди.

Дидактическая игра: «Найди пару валенку»

Продолжим наш путь, побываем в городе Костроме, он тоже на берегу реки Волге, поэтому мы продолжим путь на теплоходе.

На карте отметим следующий город – Кострома. Занимайте места.

Беседа на теплоходе: (Слайд г. Кострома)

-Мы направляемся в дивный город Золотого Кольца Кострому, который находится на берегу великой реки Волги. В костроме много старинных храмов с позолоченными куполами.

- Почему люди селились по берегам рек? (Река – водная преграда, по реке передвигались на лодках, вода необходима для питья, в реке водилась рыба)

Выходите, нас встречает Кострома. Вот его герб красуется.

Расскажет ребенок:(Злата)

На гербе мы видем корабль. Волнами показана река, которая всегда помогает жителям.

Воспитатель.

Кострому называют льняной столицей России. Обработка льна, чтоб из нее получилась ткань, была очень тяжела. И доверялась только мастерицам.

Помните, мы с вами читали сказку К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Рассказывает ребенок: (Злата)

- В поле растили, в речке мочили, в тенечке сушили, на мялке мяли, трепалом трепали, чесалом чесали, на прялке пряли. (С показом на слайдах)

Вот какие красивые льняные изделия (рассматриваем изделия на столах)

Люди на Руси умели работать, но не забывали и повеселиться.

Проводится русская народная хороводная игра «Кострома»

Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и двигаясь по кругу разговаривают с «Костромой»

Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя!

У Костромушки кисель с пирогом,

У Костромушки пирог с творогом!»

Дети: « Ты ль здорова Кострома?»

Кострома: «Здоровенька!»

Дети: «Где была, Косторома?»

Кострома: «На реченьке!»

Дети: «Что видала, Кострома?»

Кострома: «Серу уточку!»

Дети: «А что делаешь сейчас?»

Кострома: «Сейчас вас ловлю!»

После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей.

Воспитатель. Спасибо этому городу за гостеприимство, а нам пора продолжать путь. Наш маршрут лежит к славному городу Суздалю. Мы поедем на автобусе, занимайте места. (Слайд г. Суздаль)

- Суздаль небольшой и очень красивый городок на реке Каменке. Этому городу около 1000 лет. В этом городе нет многоэтажных домов. Их запрещено строить, чтобы сохранить старинный облик города.

Дети с воспитателем рассматривают герб. Ребенок поясняет: (Ваня)

- На гербе города суздаля изображен сокол с короной на голове. Золотой сокол – символ красоты Суздальской Земли. Символ храбрости ее жителей.

Воспитатель:

- В давние времена по реке Каменка проходил торговый путь, и в городе часто проводились ярмарки.

Что же такое ярмарка? (Расскажет Дарина):

- Ярмарка – это такое место, где больше всего народу собиралось. На Руси любили ярмарки, Люди съезжались с разных городов и деревень, чтоб продать свой товар, да прикупить себе товара.

Воспитатель:

- Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром. Какая же ярмарка без ЗАЗЫВАЛ. Они зазывали народ посетить ярмарку.

Воспитатель предлагает детям побывать на месте зазывал:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!

Эй, на ярмарку спеши,
Купи, что хочешь для души!
Здесь баранки, бублики,
Приготовьте рублики!

Открывается ширма. На столе с гербом г. Суздаль лежат: матрешка, богородская игрушка, льняные изделия, валенки, кружка и магнит с изображением г. Москва.

Дети рассматривают и выбирают себе товар. Воспитатель предлагает привезти подарки с ярмарки друзьям, складываем в корзинку.

Побывали на ярмарке, и нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе. (Разговор в автобусе)

- Ребята, что вы можете сказать, какие люди жили на Руси? (трудолюбивые, талантливые, веселые)

- Вот и приехали.

Давайте подойдем к нашей карте.

Помните, я задавала вам вопрос: «Почему города, в которых мы побывали называется Золотым кольцом России?

Воспитатель: посмотрим на нашу карту и на наш маршрут. Соединим наш путь линией от города к городу - ребенок) На что похоже? (На круг, кольцо)

- А почему кольцо золотое?

Золотым кольцом назвали, потому что в них жили мастера – золотые руки. В каждом городе Золотого кольца блестят золотые купола церквей, соборов.

А теперь, давайте расскажем, из кагого города ваши подарки.

(Дети по-очереди рассказывают)

Дети вам понравилось путешествовать? Сегодня мы совершили вертуальное путешествие. Я желаю вам стать настоящими путешественниками. Вместе с родителями, друзьями путешествовать по нашей прекрасной стране, больше узнать об истории и культуре нашей страны, получать новые впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Путешествие по золотому кольцу России»

Авторы проекта: Старший воспитатель 1 категории – Знаменская Наталья ВладимировнаВоспитатели 1 категории – Лаврентьева Татьяна Николаевна– Гришина Елена Викторовна Вид проекта: информационно – творчес...

Путешествие по Золотому кольцу России

Сценарий праздника для детей дошкольников ко Дню России....

Путешествие по Золотому Кольцу России.

Приложение к НОД по патриотическому воспитанию "Путешествие по Золотому кольцу России"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие по Золотому Кольцу России»

Форма организации занятия: занятие  - путешествие.Задачи:  Образовательные:Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;Систематизировать и расширить знания по теме;Учить д...

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»...

Конспект НОД по познавательному развитию "Путешествие по Золотому кольцу России"

Занятие рассчитано на детей старшего дошкольного возраста...