Картотека подвижных игр для детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной необходимостью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные и коррекционные.

В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале, ориентироваться в пространстве.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить ребенка выполнять какое – либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_dlya_detey_3.docx84.53 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр для детей 3-4 лет

        


1. «Раздувайся пузырь»

2. «Найди свой домик»

3. «По ровненькой дорожке»

4. «Воробышки и автомобиль»

5. «Карусель»

6. «Поймай комара»

7. «Мой веселый звонкий мяч»

8. «На классификацию предметов»

9. «Ножки»

10 «Светофор

11. «Угадай, чей голосок»

12. «Автобус»

13. «Зайка беленький сидит»

14. «Веселые  снежинки»

15. «Самолеты»

16. «Быстрей к своему цвету»

17. «Поймай – прокати»

18. «Вышли мыши как-то раз»

19. «Зайка серый умывается»

20.  «Попади в круг»

21. «Попади в цель»

22. «Кто дальше бросит мешочек»

23. «У ребят порядок строгий»

24. «У медведя во бору»

25.  «Солнышко и дождик»

26.  «Найди, где спрятано»

27. «Лягушки»

28. «Мяч в кругу»

29. «Попади в воротики»

30. «Брось и догони!»

31. «Лови мяч»

32. «Докати мяч»

33. «Лохматый пес»

34. «Огуречик»

35. «Пройди тихо»

36. «С добрым утром»

37. «За куклой, за собакой»

38. «Великаны – карлики»

39. «Тишина»

40. «Лошадки»

41. «Возьми флажок»

42. «Колпачок»

43. «Пойдем в гости»

44. «Кто соберет больше шишек»

45. «Подбрось повыше»

46. «Лови – бросай, лови – убегай»

47. «Птички в гнездышках»

48. «Прыгай к флажку»

49. «Мишка – ловишка»

50. «Бегите ко мне»

51. «Лиса в курятнике»

52. «Не попадись»

53. «Найди себе пару»

54. «Перелет птиц»

55. «Подарки»

56. «Кошки – мышки»

57. «Быстрые санки»

58. «Быстрые упряжки»

59. «Снежная карусель»

60. «Наседка и цыплята»

61. «Кто быстрее к погремушке»

62. «К своим флажкам»

63. «Попади в обруч снежком»

64. «Мыши в кладовой»

65. «Играй, играй, мяч не теряй»

66. «Ловишки с волком».

№ 1 Подвижная игра «Раздувайся пузырь»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами, двигаться ритмично.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети образуют тесный круг, стоя рядом и держась за руки.

По сигналу инструктора физической культуры дети небольшими шагами отходят назад, постепенно расширяя круг, на расстоянии вытянутых рук, и произносят слова:

« Раздувайся, пузырь,

  Раздувайся, большой,

  Оставайся такой,

  Да не лопайся!»

На слова инструктора «шарик лопнул» опускают руки вниз, произнося «хлоп» и приседают. Снова встают в тесный круг,

берутся за руки.

Дружно отходить назад, не тянуть друг друга; выполнять движения по сигналу.

№ 2 Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: воспитывать внимание; закреплять умение различать цвета.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят за линией дома, на одной стороне зала, около них корзина с мячами разных цветов.

Напротив 3 обруча, в которых лежат мячи трех цветов (синий, зеленый, красный).

Инструктор высыпает мячи и дети по сигналу должны собрать все мячи в свои «домики» (обручи) по цвету.

Мячи класть в свой «домик» по цвету.

№ 3  Подвижная игра «По ровненькой  дорожке»

Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному, прыжках с продвижением вперед; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в колонне по одному

Дети идут в обход налево в колонне по одному.

Инструктор физической культуры говорит текст:

«По ровненькой дорожке,

  По ровненькой дорожке,

  Шагают наши ножки:

  Раз, два, раз, два.

  По камешкам, по камешкам,

  По камешкам, по камешкам

  (дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед)

  В яму – бух!

  (присаживаются на корточки)

На слова: «Вылезли из ямы» - дети поднимаются.

 Инструктор повторяет стихотворение.

Действовать в соответствии с текстом стихотворения.


№  4 Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в беге в разных направлениях, находить свое место.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети встают за линию дома. Воспитатель с обручем в руках на противоположной стороне.

По сигналу дети – воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «автомобиль едет, летите в гнездо» воробышки бегут в дом.

Бегать в разных направлениях, не наталкиваясь; действовать по сигналу.


№  5 Подвижная игра «Карусель»

Цель: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети образуют круг, берутся за руки.

 Двигаются по кругу под слова:

«Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спишите,

Карусель остановите!

 Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра!».

Сначала дети идут по кругу, затем бегут, с окончанием слов останавливаются.

Делать движения  согласно тексту, держать круг.

Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.

№ 6 Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Педагог находится в середине круга, в руках  у него прут длиной – 1- 1,2 метра с привязанным на шнуре картонным комаром. Длина шнура – 50 см.

Воспитатель обводит прутом, «кружит комара», немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, ребенок подпрыгивает, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит «Я поймал!». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

  1. Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.
  2. Ловить комара нужно не сходя с места.

№ 7 Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят по кругу. У воспитателя мяч.

Воспитатель отбивает мяч об пол и произносит слова:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

А дети подпрыгивают как мячики.

Прыгать легко, ритмично. Отталкиваться и приземляться одновременно двумя ногами.


№ 8 Подвижная игра «На классификацию предметов» (фрукты, овощи, домашние  и дикие животные, транспорт, птицы, профессии и др.)

Цель: закрепить пройденный материал по выбранной теме, обогащать словарный запас, воспитывать внимание.

Подготовка

Ход игры

Правила

Построение в круг, педагог с фитнес - мячом стоит в центре круга и согласно выбранной теме, и задаче НОД, выполняет прокатывание мяча от себя к ребенку, и задает вопрос согласно теме.

- назови овощи или фрукты;

- назови домашних или диких животных;

- назови птиц;

- назови свойства воды или песка;

- перечисли, кого ты видел в цирке;

- классификация предметов быта (мебель, посуда и т.д.)

Стараться не повторяться, быть внимательным.

№ 9 Подвижная игра «Ножки»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение согласно тексту.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят шеренгой, за линией дома, инструктор, напротив, на расстоянии 15 -20 шагов.

Педагог произносит текст потешки, дети, приближаясь, выполняют соответствующие движения.

«Ножки, ножки бежали (бегут)

 по дорожке (прыгают на двух ногах вперед)

Бежали лесочком (бегут)

Прыгали по кочкам (прыгают)

Прибежали на лужок (прыгают на месте, останавливаются),

Потеряли сапожок (разворачиваются, бегут за линию дома)

Нашли сапожок!

Выполнять движения соответственно потешке, прыгать легко и ритмично.

№ 10 Подвижная игра «Светофор»

Цель: развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый).

Поднимает зеленый флажок – дети идут (бегут)  (троллейбус двигается). Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Бежать можно только на зеленый флажок.

При появлении желтого или красного колонна останавливается

№ 11 Подвижная игра «Угадай, чей голосок»

Цель: развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников; воспитание желания активно участвовать в играх.

Подготовка

Ход игры

Правила

Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и говорят:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя - узнай!»

С окончанием слов дети останавливаются. Инструктор физической культуры показывает на кого-нибудь из играющих,  тот произносит:

«Узнай, кто я!». Водящий должен назвать его имя. Если он угадал, указанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется

Водящему не открывать глаза, пока не назовет имя ребёнка позвавшего его. В это время всем соблюдать тишину.

№ 12  Подвижная игра «Автобус»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.

Подготовка

Ход игры

Правила

дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус».

Малыши встают друг да другом, берутся за шнур, в другой руке держат ленточку.

Заработал мотор .

Воспитатель. Автобус едет и сигналит.

Дети. Би-би-би-би!

Воспитатель. Автобус едет, и колеса шуршат.

Дети. Ш-ш-ш-ш!

Воспитатель. Автобус едет, а мотор его ворчит.Дети. Р-р-р-р!

Воспитатель. Автобус приехал.

дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажиры машут ленточками.

№ 13  Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге,

в подпрыгивании на двух ногах. Способствовать развитию речи.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети образуют круг. Принимают и.п. – упор присев, кисти рук над головой. На одной стороне площадки отмечена линия дома. У воспитателя игрушка- медведь.

Педагог произносит слова и выполняет движения, дети повторяют их подражая ему.

«Зайка беленький сидит он ушами шевелит

(кистями рук над головой имитируют ушки)

Вот так, вот так, он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

(хлопают в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

(встают и подпрыгивают на 2-х ногах)

Скок, скок, скок, скок, надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал… (показывают мишку)

Зайка прыг и убежал (убегают за линию дома).

Выполнять движения соответственно тексту. Убегать от медведя за линию дома.

№ 14  Подвижная игра «Веселые снежинки»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами.

Подготовка

Ход игры

Правила

Построение детей по точкам (ориентиры)

По сигналу воспитателя дети выполняют движения согласно тексту: «Мы весёлые снежинки,

В воздухе кружимся.

Дунул ветер - полетели,

Полетели, полетели,

Полетели, тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели, и на землю тихо сели».

Дети выполняют движения согласно тексту

№ 15 Подвижная игра «Самолеты»

Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят врассыпную на точках (взлетная полоса).

По команде: «К полету приготовиться. Завести моторы!» дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук «р-р-р». После сигнала «Полетели!» - разводят руки в стороны (как крылья самолета) и летят – разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они летят на свои точки.

Играющие должны вылетать после сигнала «Полетели!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» - играющие должны возвратиться на свои места. Обращать внимание на легкость бега детей.

№ 16 Подвижная игра «Быстрей к своему цвету»

Цель: развивать у детей внимание, умение различать цвета, действовать по сигналу; ориентироваться в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети получают флажки 3-4 цветов и группируются по 4-6 человек в разных углах комнаты, в каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок.

По сигналу воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по площадке. На слова «Найди свой цвет!» - дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа быстрей собралась.

  1. Выходить из домиков можно по сигналу воспитателя «Идите гулять!».
  2. Бежать и собираться возле флажка соответствующего цвета только после слов «Найдите свой цвет!»

№ 17 Подвижная игра «Поймай - прокати»

Цель: упражнять в ловле и прокатывании мяча  в  прямом направлении, развивать фиксацию взора.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят полукругом, педагог, напротив.

Педагог бросает детям мяч. Поймав мяч, ребенок приседает или наклоняется и катит мяч обратно к педагогу. Если не поймал, бежит за мячом.

Ловить мяч пальцами рук, стараясь не прижимать его к  груди; отталкивать энергично в нужном направлении.

№ 18  Подвижная игра «Вышли мыши как-то раз»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу, развивать быстроту реакции.

Подготовка

Ход игры

Правила

Воспитатель – кот. Мыши – дети. Дети встают за линию дома. Кот на другой стороне.

 Мыши вместе с инструктором говорят слова и движутся к коту, который спит за линией.

«Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час:

Раз, два, три, четыре

Мыши дернули за гири,

Тут раздался страшный звон,

Разбежались мыши вон»

После последних слов мыши убегают за линию дома.

Кот ловит мышей после произношения последнего слова. Ловить можно только до линии дома. Кого поймали садятся на скамейку.

№ 19  Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд. Учить соотносить действия со словами.

Подготовка

Ход игры

Правила

Все становятся в круг, выбирается зайка, он становится в центр круга.

Дети, образующие круг говорят:

«Зайка серый умывается.

Видно, в гости собирается,  

Вымыл носик,                      

Вымыл хвостик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!»

Зайка проделывает все движения, соответствующие тексту. Затем он подпрыгивает на двух ногах, продвигаясь (идёт в гости) к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место зайки, и игра повторяется.

Выполнять движения соответственно тексту. Каждый раз выбирать нового зайку.

№ 20 Подвижная игра «Попади в круг»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в горизонтальную цель.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят по кругу на r 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга d 1-1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания.

По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Педагог отмечает тех, кто сумел попасть.

Бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

№ 21 Подвижная игра «Попади в цель»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой в вертикальную цель.

Подготовка

Ход игры

Правила

Педагог ставит или подвешивает 2-3 вертикальные цели. Перед целями на r 1,5 – 2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами (шишками, мешочки с песком).

2-3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

Метать по сигналу той рукой, какой укажет педагог; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы.

№ 22  Подвижная игра «Кто дальше бросит мешочек»

Цель: упражнять в метании правой и левой рукой вдаль.

Подготовка

Ход игры

Правила

5-6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревкой. У каждого по 4 мяча или мешочка с песком.

По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

Бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.

№ 23  Подвижная игра «У ребят порядок строгий»

Цель: совершенствовать технику ходьбы, умение строиться в колонну.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в колонне по росту.

По сигналу  расходятся по площадке в любом направлении, повторяя за воспитателем следующие слова:

« У ребят порядок строгий,

   Знают все свои места.

   Ну, трубите веселей:

   Тра-та-та, тра-та-та!»

На сигнал воспитателя «становись» дети снова встают в колонну по росту.

Идти ритмично; слова произносить чётко, дружно; строится в колонну быстро, не толкаясь.

№ 24  Подвижная игра «У медведя во бору»

Цель: развитие у детей скорости реакции на словесный сигнал, развития внимания; упражнять детей в беге.

Подготовка

Ход игры

Правила

Играющие располагаются на одной стороне площадке, на другой стороне – медведь (ребёнок).

Дети идут к медведю и говорят:

«У медведя во бору

  Грибы, ягоды беру.

  А медведь рычит,

  Он на нас сердит».

Медведь бежит за детьми, а те убегают от него в дом.

Доходить до берлоги медведя, не отставать; убегать по окончании слов.

№  25 Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе по кругу.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети встают по кругу. На одной стороне площадки отмечается «линия дома».

 Дети с инструктором физической культуры идут по кругу, произносят слова и выполняют движения.

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

(идут по кругу)

Мы хлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку.

(хлопают стоя на месте)

Топ- топ топ- топ!

Топ- топ топ- топ!

(ритмично притопывают на месте)

Хлоп- хлоп хлоп- хлоп!

Хлоп- хлоп хлоп- хлоп!»

(ритмично хлопают в ладоши).

На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают.

Инструктор говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит».

Идти ритмично по кругу, не сужая его. Убегать в отведенное место – за «линию дома».

№ 26    Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, воспитывать внимание, выдержку.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети принимают и. п. – лёжа на животе, закрывают глаза. Инструктор прячет игрушку (предмет)

По сигналу дети открывают глаза, встают и идут искать игрушку (предмет).

Когда инструктор прячет игрушку (предмет) нельзя подсматривать.

№ 27 Подвижная игра «Лягушки»

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах; развивать ловкость, умение соотносить движения с текстом.

Подготовка

Ход игры

Правила

Посередине площадки отмечают большой круг, дети располагаются по краю круга.

Педагог читает стихотворение, а дети выполняют движения.

«Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Ква - ква, ква- ква- ква,

Скачут, вытянувши ножки»

Дети подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения педагог хлопает в ладоши (пугает лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.

Стараться перепрыгнуть через черту. Толчок двумя ногами.

№ 28 Подвижная игра «Мяч в кругу»

Цель: совершенствовать навык отталкивания мяча, умение ориентироваться  в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети сидят на полу в кругу. У воспитателя мяч.

Воспитатель катит мяч и предлагает катить его от одного к другому, отталкивая двумя руками.

Мяч останавливать руками, не допуская касания ног; долго не задерживать, стараться тут же откатить другому.

№ 29 Подвижная игра «Попади в воротики»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично; умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети с помощью педагога распределяются парами и встают на r 4- 6 шагов один от другого. Между каждой парой посередине установлены воротики – из кубиков, кеглей, фишек. Каждая пара получает один мяч.

По сигналу дети начинают катить мяч друг другу через ворота.

Катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

№ 30 Подвижная игра «Брось и догони»

Цель: упражнять в бросках мяча двумя руками разными способами.

Подготовка

Ход игры

Правила

5-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу.

Дети бросают мячи по сигналу двумя руками снизу, догоняют их, берут и встают за вторую черту (на r 5 – 6 шагов от исходной). Снова бросают мяч, догоняют, возвращаются к исходной линии и передают мячи следующим детям.

Бросать всем вместе по сигналу; догнав мяч, поднять, встать на вторую линию и ждать сигнала к повторному броску.

Усложнение: бросать мяч от груди двумя руками; из-за головы.

№ 31 Подвижная игра «Лови мяч»

Цель: развивать ловкость, упражнять в ловле мяча от педагога.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят полукругом, воспитатель с мячом в руках напротив на r 1м.

Называя ребенка воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит и перебрасывает мяч воспитателю, стараясь точно его направить.

Ловит мяч  названный воспитателем ребёнок; бросать мяч двумя руками снизу или от груди.

№ 32 Подвижная игра «Докати мяч»

Цель: учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

4-6 детей встают на исходную линию на r шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. Напротив них, на r 1- 1,5 м  - воротики.

По сигналу дети катят мячи через воротики и бегут за ними. Затем встают следующие дети.

Катать мяч, не задевая ворота; отталкивать энергично одной или двумя руками (по указанию педагога).

№ 33 Подвижная игра «Лохматый пес»

Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне дом пса, роль которого исполняет ребёнок.

Дети приближаются к псу со словами:

«Вот лежит лохматый пёс,

 В лапы свой, уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим: «Что - же будет?»

После последних слов пёс вскакивает, гонится за детьми, стараясь поймать кого-нибудь из них.

Убегать от собаки только по окончании произнесения слов. Не трогать пса при приближении к нему. Не толкаться, убегая от него.

№ 34 Подвижная игра «Огуречик»

Цель: развивать быстроту реакции; активизация речевой деятельности.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети располагаются на одной стороне площадке на линии дома. На противоположной стороне – мышка.

Дети идут по направлению к мышке и говорят:

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт».

С окончанием слов дети убегают в дом, мышка ловит.

Бежать по окончании произнесения слов; водящий ловит до установленного места; не толкаться, убегая от него.

№ 35  Подвижная игра «Пройди тихо»

Цель: учить бесшумно двигаться, воспитывать выдержку.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в колонне по одному.

Дети идут в колонне по одному. По сигналу: «Тихо» - на носках, руки на пояс.

Идти тихо. Слушать сигнал.

№ 36  Подвижная игра «С добрым утром!»

Цель: развивать умение выполнять движение согласно тексту, обучать элементам самомассажа.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят  врассыпную (по точкам).

Инструктор физической культуры  произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.

« С добрым утром, глазки,

(поглаживать веки глаз)

  Вы проснулись?

(«смотрим в бинокль»)

 С добрым утром, ушки,

(поглаживать ушки)

Вы проснулись?

(прикладывать ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки,

(поглаживать кисти рук)

Вы проснулись?

(хлопать в ладоши)

С добрым утром, ножки,

(поглаживать ножки)

Вы проснулись?

(притопывать)

  С добрым утром, солнце,

(раскрыть руки навстречу солнышку)

Я проснулась!

(запрокинуть слегка голову и улыбнуться)

Выполнять движения соответственно тексту.

№ 37  Подвижная игра «За куклой, за собачкой»

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, умение  ориентироваться  в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в  колонне по одному. Первому ребёнку дают куклу, последнему – собаку

 Дети идут в обход налево в колонне по одному. По сигналу инструктора:  «За собакой» поворачиваются и идут в противоположную сторону за ребёнком, в руках у которого собака. По сигналу: «За куклой» - за ребенком, у которого кукла.

По сигналу менять направление ходьбы.

№ 38 Подвижная игра «Великаны - карлики»

Цель: учить детей ходить широкими, мелкими шагами, слушать  сигнал; развивать внимание.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети идут в колонне по одному.

На сигнал «великаны» дети идут широкими  шагами, на сигнал «карлики» - мелкими.

Слушать сигнал; чередовать ходьбу широким и мелким шагом.

№ 39  Подвижная игра «Тишина»

Цель: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом, активизировать речевую деятельность.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в колонне по одному.

 Дети идут в обход налево в колонне по одному и говорят слова:

«Тишина, тишина,  

Не колышется трава.  

Не шумят камыши,

Засыпают малыши».

На последние слова останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза.

Присев, не шевелиться, соблюдать тишину.

№ 40  Подвижная игра «Лошадки»

Цель: упражнять в ходьбе в колонне по одному и в разных направлениях.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят в колонне по одному.

 Дети идут в обход налево в колонне по одному высоко поднимая колени. После 4-5 м такой ходьбы – свободно в разных направлениях. Затем по сигналу идут, высоко поднимая колени.

При ходьбе высоко поднимая колени ногу ставить на опору с носка; не топать.

№ 41  Подвижная игра «Возьми флажок»

Цель: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами; закрепление знаний цветов.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком.

 Дети идут с педагогом по кругу и говорят:

«Дети стали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому дать?

Кому флаг поднимать?

Выйди, Оля, в кружок,

Возьми, Оля, флажок!

Выйди, выйди, возьми,

Выше флаг подними.

Названный ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит, подняв флажок.

Ходить красиво, ритмично.

Усложнение:

-  3 флажка разных цветов;

- дети встают за ребенком с флажком, идут и бегут за ним.

№ 42  Подвижная игра «Колпачок»

Цель: развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине принимает и.п. – упор присев, руки над головой «домиком»

 Дети идут с педагогом по кругу и говорят:

«Колпачок, колпачок,

Маленькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя кормили, мы тебя поили

(останавливаются, грозят пальчиком)

На ноги поставили,

(подходят к нему, поднимают)

Танцевать заставили,

(отходят, хлопают в ладоши)

Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь».

Ребенок – колпачок выбирает ребенка из круга, а сам встает на его место.

Ходить красиво, ритмично. Выполнять движения по тексту.

 

№ 43  Подвижная игра «Пойдем в гости»

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети располагаются двумя подгруппами на разных сторонах площадки.

Воспитатель предлагает одной подгруппе «пойти в гости» к другим детям. Ребята переходят на противоположную сторону  площадки, каждый подходит к кому хочет. Образовав пары, дети прыгают, кружатся, пляшут. Затем первая подгруппа возвращается на место. К ним подходят дети второй подгруппы.

Переходить площадку, придерживаясь прямолинейного направления, сохраняя хорошую осанку, естественный легкий шаг.

№ 44  Подвижная игра «Кто соберет больше шишек»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, мелкую моторику.

Подготовка

Ход игры

Правила

На площадке раскладывают шишки, камешки.

Дети ходят, стараясь не задевать предметы. На сигнал «бери» стараются быстро поднять шишки. Отмечается тот, кто собрал больше.

Собирать после сигнала; нельзя отбирать предмет у товарища.

№ 45  Подвижная игра «Подбрось повыше»

Цель: учить бросать мяч вверх двумя руками; развивать координацию движений.

Подготовка

Ход игры

Правила

Воспитатель раздает детям мячи d 12-15 см. Дети встают в врассыпную.

Педагог предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.

Бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

№ 46  Подвижная игра «Лови - бросай, лови - убегай»

Цель: развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора; воспитывать внимание на словесный сигнал.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят по кругу, педагог с мячом в центре. На одной стороне площадки отмечается «линия дома».

Педагог перебрасывает детям мяч и ловит от них, говоря:  «Лови - бросай»; затем он подбрасывает мяч вверх, и говорит «Лови - убегай». Педагог ловит мяч, а дети убегают за «линию дома».  

Ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно к педагогу двумя руками. Убегать только по сигналу.

№ 47  Подвижная игра «Птички в гнездышках»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя.

Подготовка

Ход игры

Правила

На площадке раскладываются обручи, в каждый встает ребенок.

«Поднялось солнышко, вылетели птички из гнезд», - говорит воспитатель. Дети выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. «Вечер наступил. Птички, домой!» - каждый быстро занимает обруч.

По сигналу выпрыгивать на двух ногах; после бега можно занимать любой обруч.

Усложнение:

-  прибежав к обручу, надо остановиться и впрыгнуть в него толчком двух ног;

- в каждом обруче – два птенчика.

№ 48  Подвижная игра «Прыгай к флажку»

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Подготовка

Ход игры

Правила

На одной стороне площадки 5 – 6 детей. На противоположной на расстоянии 2,5 – 3 м лежат 5 – 6 флажков.

Воспитатель и остальные дети говорят слова, вызванные дети прыгают

«Прыг-скок, прыг-скок,

Вот он, твой флажок».

С окончанием слов малыши поднимают флажки вверх, машут ими, кладут и идут обратно. Выходят следующие дети.

Продвигаться к флажку прыжками на двух ногах, бежать нельзя; в прыжках соблюдать направление, брать свой флажок; выигрывает поднявший флажок первым.

№ 49  Подвижная игра «Мишка - ловишка»

Цель: развитие быстроты реакции, умение действовать в соответствии со словами.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят за линией дома на одной стороне площадки. На другой стороне дом медведя, роль которого исполняет воспитатель.

Дети приближаются к медведю со словами:

«Мишка, Мишка, что ты спишь

Мишка, Мишка, что храпишь

Мишка, Мишенька, вставай»

Нас скорее догоняй!

После слов «догоняй» дети бегут в домик, а мишка их догоняет.

Убегать от медведя только по окончании произнесения слов. Не толкаться, убегая от него.

№ 50  Подвижная игра «Бегите ко мне»

Цель: учить детей действовать по сигналу; упражнять в беге в прямом направлении.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят на одной стороне площадки, за линией дома, воспитатель, напротив, на расстоянии 8 – 10м.

По сигналу  «Бегите ко мне!» дети бегут к воспитателю. Затем педагог переходит на другую сторону площадки и говорит «Бегите домой!» - дети бегут назад.

Каждый бежит в своем темпе, но при этом сохраняя общее направление бега, не наталкиваясь на бегущих  рядом.

№ 51   Подвижная игра «Лиса в курятнике»

Цель: развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, прыжках в глубину.

Подготовка

Ход игры

Правила

На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Один из играющих назначается лисой. Все остальное место – двор.

Куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса идет!».

№ 52  Подвижная игра «Не попадись»

Цель: развивать у детей решительность, упражнять в выполнении прыжков.

Подготовка

Ход игры

Правила

На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Остальные – дети, находятся за кругом.

Ловишка спит, дети впрыгивают в круг. Ловишка просыпается, видит детей в кругу и ловит их. Все дети должны выпрыгнуть из круга. Тот, кого коснулся ловишка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 человек – выбирается новый ловишка.

Ловишка ловит детей только в кругу.

Ловишка может касаться детей, но не хватать их.

№ 53   Подвижная игра «Найди себе пару»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.

Подготовка

Ход игры

Правила

Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку.

По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.

Каждый раз играющие должны иметь пару.

№54     Подвижная игра «Перелет птиц»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы; упражняться в лазание по гимнастической лестнице.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети стоят на одном конце зала, они птицы. На другом конце зала вышка (гимнастическая стенка).

По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят расправив крылья. По сигналу «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. После слов: «Буря прекратилась», - птицы снова летят.

Выполнять действия по сигналу воспитателя

№ 55  Подвижная игра «Подарки»

Цель: развивать у детей зрительную память, внимание

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети сидят на стульях, на полу, по одной линии. Воспитатель кладет в центре круга три – пять предметов и предлагает их запомнить.

Дети встают и поворачиваются спиной к центру или к стене и закрывают глаза. Воспитатель прячет один предмет, лежащий в центре круга и говорит: «Посмотрите». Дети открывают глаза, поворачиваются лицом к центу и вспоминают, какого предмета нет. Воспитатель подходит к детям и каждый из них на ухо говорит ему, что спрятано. Когда большинство играющих даст правильный ответ, воспитатель громко называет спрятанный предмет. После этого игра возобновляется.

Когда воспитатель прячет предмет, играющие поворачиваются спиной и закрывают глаза. По сигналу «Посмотрите!», играющие открывают глаза и снова поворачиваются лицом к центру круга.

№56   Подвижная игра «Кошки - мышки»

Цель: развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга; упражнять в беге с ловлей.

Подготовка

Ход игры

Правила

Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами.

Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

 

№57  Подвижная игра «Быстрые санки»

Цель: воспитывать  дисциплинированности, умения играть в детском коллективе.

Подготовка

Ход игры

Правила

 На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 10 - 20 м. Это линии «старта» и «финиша», между которыми находится дистанция гонок на санках. Санки ставятся у линии «старта». На каждые санки садится один играющий (в одном заезде 3-4 ребенка, чтобы не мешали друг другу) верхом, опуская ноги на снег, и ждет команду воспитателя.

Воспитатель подает сигнал (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или команду: «Вперед!». После этого дети начинают движение, отталкиваясь от поверхности ногами, сидя на санках. Движение продолжается до черты финиша. Побеждает тот ребенок, чьи санки первыми пересекут линию финиша.

отталкиваясь от поверхности ногами, сидя на санках. Движение продолжается до черты финиша

№ 58  Подвижная игра «Быстрые упряжки»

Цель: двигаться синхронно; развивать пространственную ориентацию; умение поддерживать дружеские отношения в коллективе.

Подготовка

Ход игры

Правила

На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 8-10 метров. Первая линия - «старт», а вторая - «финиш».

Играющих детей разделяют на «тройки». У каждой тройки одни сани, которые ставятся на линию «старта». Один из троих играющих садится в санки, а двое других берутся за веревочку. Побеждает та упряжка, которая раньше других пересекает линию «финиша»

Катать аккуратно не ронять ездока

№ 59  Подвижная игра «Снежная карусель»

Цель: упражнять в умении менять направление движения во время бега.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Взявшись за руки, дети образуют круг.

 По сигналу «снежинки полетели» дети ускоряют шаг и переходят на бег. Пробежав один-два круга, воспитатель говорит: «Ветер изменился». Все поворачиваются в другую сторону и вновь повторяют движение по кругу. «Ветер затих» - снежинки постепенно замедляют движение и останавливаются.

Действовать по

 сигналу.

№ 60  Подвижная игра «Наседка и цыплята»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы; упражнять в подлезании под веревку, не задевая её, увертываться от водящего.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Дети изображают цыплят, инструктор наседку. На одной стороне зала огорожено место, это – дом, где помещается наседка с цыплятами.

Наседка отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят «ко – ко - ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по залу, выполняют движения:

 - «показывают крылышки»;

- «ищут и клюют зёрнышки»;

- «отряхиваются».

По сигналу: «Большая птица!»

дети – цыплята убегают домой.

 Слушать сигнал. Домой возвращаться подлезая под веревку.

№ 61  Подвижная игра «Кто быстрее к погремушке»

Цель: развивать реакцию на словесные сигналы; упражнять в подползании под веревку.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Обозначается исходная линия. На расстоянии 3м ставятся дуги (4-6 шт). За ними через 2м лежат погремушки.

По команде дети ползут от исходной линии с опорой на ладони и колени, проползают по дугами, доползают до погремушки, берут её, машут над головой, кладут на место и возвращаются. Упражнение выполняют следующие.

 Ползать указанным  способом; подползая, не задевать дугу; ползти до погремушки

 №   62  Подвижная игра «К своим флажкам»


Цель:
 развивать внимательность и быстроту реакции.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Играющие делятся на 3—4 группы. На игровой площадке чертятся кружки диаметром 1,5—2 м по числу играющих групп (3—4). В центре кружка стоит игрок с флажком определенного цвета (для каждой группы свой), а вокруг него собираются остальные игроки команды.

 По сигналу воспитателя или по его команде: «Побежали!» все участники игры, кроме одного в каждой группе с флажком, разбегаются по площадке. По повторному сигналу или команде «Стоп!» все останавливаются, приседают и закрывают глаза. В это время игроки с флажками меняются местами, переходя из круга в круг.

Воспитатель вновь подает команду: «К своим флажкам!» Играющие открывают глаза и бегут в круг, где стоит игрок с флажком цвета их группы.

 Действовать по сигналу.

Выигрывает группа, быстрее других собравшаяся в своем круге.

 №   63  Подвижная игра «Попади снежком в обруч»


Цель
: развивать меткость, глазомер

Подготовка

Ход игры

Правила

 Играющие встают по кругу диаметром 5-6м, как вариант –встать в шеренгу на расстоянии 5-6 м от обручей, расположенных напротив линии

  Дети бросают снежки с расстояния 5-6м в обруч

 Действовать по сигналу.

Выигрывает  тот, кто чаще попадает в обруч снежком

№ 64  Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу; упражнять в подлезании под веревку, в беге с увертыванием.

Подготовка

Ход игры

Правила

Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от детей сидит кошка – воспитатель.

Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Проникая в нее они нагибаются, чтобы не задеть веревку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется.  

Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет.

Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает.

№   65  Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй»


Цель
:  учить детей слушать сигнал, дать почувствовать качества мяча, формировать умения управлять мячом и играть с ним не мешая товарищу.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Дети с мячами встают врассыпную по залу.

По сигналу педагога «Играй, играй, мяч не теряй» дети играют с мячами. По сигналу «Стой» замирают с мячом на месте.

Слушать сигнал.

№   66  Подвижная игра «Ловишки с волком»


Цель
: развивать у детей умение выполнять движения  в соответствии с текстом; упражнять в беге с увертыванием.

Подготовка

Ход игры

Правила

 Волк - воспитатель; дети – зайцы, располагаются по площадке врассыпную. Дом зайцев отмечается на одной стороне площадки; волка на другом конце площадки (в овраге).

Со словами инструктора физической культуры дети – зайцы начинают прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

«Зайки перебегают  

То лужок, то лесок.  

В лесу хворост собирают

(дети присаживаются)

Скок да скок, скок да скок

(прыгают на месте)

Здесь полянка мягче шелка

Оглянись, оглянись,

(оглядываются)  

Берегись лесного волка

Берегись, берегись.

Заиньки уснули сладко

(садятся, закрывают глаза)

Лес шумит, лес поёт

Убегайте без оглядки –

 Волк идёт, волк идёт (дети убегают от волка).

Зайцы убегают в свой домик; во время бега не толкаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста...

Картотека подвижных игр для детей раннего возраста

Картотека подвижных игр для детей с полутора до трех лет...

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)

Картотека подвижных игр для детей младшей группы ( дети 3-4 лет)...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ

в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Картотека подвижных игр для детей 2 младшей группы картотека (младшая группа) на тему

В приложенном файле находится картотека, состоящая из 46 подвижных игр, для детей 3-4 лет. Данная картотека собрана в единый файл с помощью интерент ресурса....

Картотека подвижных игр для детей 5 – 6 лет Подвижные игры с новизной двигательной активности

повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деят...