Консультация для педагогов
методическая разработка

Зарипова Ление Алимовна

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Организация и проведение целевых прогулок и экскурсий в летний период»

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания

окружающего мира и себя в нём станут для детей прогулки – походы,

экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят

массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения.

Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует

предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только

проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую

информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует

знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-

похода пересекает автомобильные дороги.

Медицинская сестра дошкольного учреждения формирует группы детей

на основе состояния их здоровья и уровня физического развития,

комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с

воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных

условиях, способах оказания первой медицинской помощи.

Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки

дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы

вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

При подготовке прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки нужно

обратить внимание на одежду детей. Она должна быть легкой дети должны

одеваться с учетом погоды и сезона. Содержание прогулок-походов, целевых

прогулок, экскурсий зависит от выбранной тематики. Если позволяет погода,

воспитатель может организовать наблюдения за насекомыми, птицами, сбор

природного материала.

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и

другие растения. Чтобы познакомить с их разнообразием, красотой

организуются 3-4 целевые прогулки. Детям нужно показать подорожник,

вьюнки, гусиную лапчатку. Рассказать почему мы их так называем.

Колокольчики привлекают внимание детей. Интересно наблюдать как на

ночь и перед дождём колокольчики смыкают лепестки. На целевых

прогулках внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети

с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и

цветков растений. После таких целевых прогулок на луг хорошо прочесть

книги: «На лугу» Г. Ганейзер; «Наши цветы» Е. Серовой.

В течение лета проводят несколько целевых прогулок в лес. Во время

прогулки в лес дети собирают ягоды, находят кустарники и травянистые

растения: кипрей, иван-да-марья. Здесь же надо обязательно рассказать о

ядовитых растениях: вороний глаз, бузина, волчье лыко и др. Знание детей о

растениях леса можно уточнить и расширить при чтении книги «Цветы леса»

М.М. Соколова-Микитова. Начиная со второй младшей группы, проводят

целевые прогулки, с выходом за пределы участка детского сада: к водоёму,

на луг и т.д. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными

явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми

явлениями природы, представление о которых складывается длительное

время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия.

Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать

явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует

природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

Экскурсии делятся на природоведческие и сельскохозяйственные.

Природоведческая включает вводную беседу, коллективное наблюдение

индивидуальные самостоятельные детские исследования и сбор природного

материала, игры детей с собранным во время отдыха материалом,

заключительную часть, где воспитатель, подводя итог, обращает внимание

детей на общую картину природы.

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются

основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать

характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную

литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность

удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных

наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание

собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы

сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или

животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Во время отдыха собранный материал сортируют, раскладывают,

используют для игр и упражнений. В играх: «узнай по запаху», «узнай по

описанию», «найди растение по листу», «ветка, ветка, где твоя детка?» - дети

закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают

словами их качество, запоминают название растений и их частей.

Сельскохозяйственные экскурсии разнообразны: в поле, на луг, в сад, на

огород, в оранжерею и т.д. Такие экскурсии дают возможность наглядно

показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и

животных. Своеобразие этих экскурсий состоит в том, что ребенок может

наблюдать и деятельность человека, и природу, на которую он воздействует.

Экскурсии на сельскохозяйственные объекты начинается с предварительной беседы. В заключение экскурсии обобщаются впечатления о работе на донном объекте.

При проведении прогулок-походов, экскурсий, целевых прогулок с

детьми педагоги должны соблюдать определенные правила безопасности.

Во-первых, предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у

заведующей ДОУ.

Во-вторых, четко планируется содержание мероприятия и подбирается

соответствующее оборудование. В набор необходимого снаряжения входит

легкие индивидуальные рюкзачки, свежая питьевая вода, одноразовые

стаканчики по количеству детей и взрослых, мыло, салфетки, атрибуты для организации дидактических игр, самостоятельной деятельности дошкольников. На случай, если придётся очистить место стоянки, стоит взять с собой маленькие грабли, лопатки и пакеты для мусора.

В-третьих, обязательно наличие аптечки. Каждый взрослый, сопровождающий группу детей, должен хорошо знать её содержимое и уметь им пользоваться.

В-четвертых, одежда и обувь всех участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки

поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять,

воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде,

знакомить с достопримечательностями родного города.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1 П.К. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой»

2 Журналы: «Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения» №11 2009г., №5 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....