«Нейроигры в коррекционной работе»
материал (подготовительная группа)

Надежда Скляр

«Нейроигры в коррекционной работе»

 

 

Часто у детей с речевыми нарушениями наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам. В своей работе я использую нейропсихологические упражнения   (нейроигры)− это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.  

Игры на развитие межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

 1.«КОЛЕЧКО». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков.

2. «ДВОЙНЫЕ РИСУНКИ». Дайте ребёнку фломастеры в обе руки и предложите обвести симметричные рисунки двумя руками.  Важно, чтобы руки обводили картинку одновременно (если одна из рук остановилась, нужно этот момент проконтролировать и возобновить процесс обведения уже совместно правой и левой рукой).

3. Всем известное упражнение: «КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОШКА».  Использую эту игру для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков. 

4. «АССОЦИАЦИЯ». Бросая ребенку мяч, назовите любое слово, например: «Медведь», он в свою очередь должен представить медведя и подобрать ассоциацию к слову, например «Лохматый, берлога, мед, спячка и т. д.» Возвращает мяч, называет слово (ассоциацию, и теперь ваша очередь подбирать ассоциацию к слову ребёнка.

5. «ЗЕРКАЛО». Встаньте напротив ребёнка и выполняйте любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключайте голову, язык и т. д. Сделайте ребёнка своим отражением. Его задача – повторять ваши движения, как в зеркале.

По   этому же принципу строится нейроигра: «ПОПРОБУЙ ПОВТОРИ». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

6. ИГРЫ С ТАРЕЛКАМИ-ЛОВУШКАМИ.  Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с этими тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т.д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

 

Игры на мозжечковую стимуляцию.

Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующихвпроцессеформированияречииповеденияребенка.

1.Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими) и кинезомешочками:

-перекладывание (перекатывание) из правой руки в левую и наоборот;

-передача соседу и наоборот; (Игры: «Скажи наоборот», «Один-много»)

-перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Основные виды движений с одним мячом или мешочком:

-броски вниз двумя руками, вверх двумя руками;

 -броски вниз правой, левой рукой, используя разные виды захвата при броске ловле мяча; с хлопками.

Использую эти упражнения на автоматизацию звуков, «Живое-неживое», «Летает-не летает» и т.д.   Например: на звук Ш отбивать правой рукой мячик, на звук Ж - левой.

Также существуют такие нейротренажеры,как: НЕЙРОСКАКАЛКА, НЕЙРОВОСЬМЕРКА и БАЛАНСИРОВОЧНАЯ ДОСКА.

 

Тренажеры развивают способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Упражнения и игры на зрительное восприятие

1. Корректурные пробы с фигурами и буквами. Цель – формирование

правильного восприятия и ориентировки на листе бумаги: слева- направо и сверху-вниз.

2. Раскраски с буквами.

3. Аппликация и лепка с буквами.

4. Выкладывание букв из камешков, палочек, верёвочек.

 

 

5. Работа с зашумленнымикартинками, узнаваниезашумленных букв.

6. Какая буква получится из частей? (карточки с элементами букв)

7. Игра «Дорисуй букву». Ребёнку даётся половинка буквы, надодорисовать недостающую часть.

 

Варианты работы с зашумленными рисунками:

1. Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов –овощ).

2. Найди и выдели среди домашних животных – дикогоживотного (или среди диких животных – домашнего).

3. Найди и выдели заданную цифру и букву.

4. Найди и назови картинки со звуком…

 

 

 

 

 

Заданный силуэт дети могут выделять различными способами:

• называть, обводка, штриховка, раскрашивание красками,фломастерами, карандашами,мелками;

• с помощью песка или манной

крупы (найденный силуэтзакрашиваем клеем ПВА, затем

посыпаем песком или маннойкрупой);

• вырезать силуэт с помощьюножниц.

 

Таким образом,использование нейроигрспособствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: речевых, двигательных, поведенческих.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya_v_razvitii_samoregulyatsii.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование произвольной регуляции и самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста посредством нейропсихологических занятий

Старший дошкольный возраст традиционно в психологии и педагогике рассматривается как один из важнейших периодов становления личности, которая включает в себя системы мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Л.Д. Столяренко отмечает, что “именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение”. Произвольность - наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка

при переходе к социальной позиции школьника.

Говоря о психологической готовности к школьному обучению, Л.А.Венгер выделяет следующие компоненты:

1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности

к принятию новой социальной позиции –школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и прилагать усилия к его реализации, преодолевая имеющиеся трудности и препятствия.

Б.В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, направленный на управление своим поведением.

Таким образом, произвольность и способность регуляции собственной деятельности - необходимое условие успешности ребенка в период начала обучения в школе. Как же развивать произвольность? Что делать, если ребенок не может долго концентрировать свое внимание, импульсивен, трудно включается в новую деятельность?

По мнению Л. С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций

и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка

в общеобразовательной школе. В случае, если специалистом-нейропсихологом выявлена несформированность каких-либо участков головного мозга, хорошо зарекомендовала себя программа нейропсихологической коррекции А.В. Семенович и Б. А. Архипова. Программа позволяет развить у детей с помощью двигательно-моторных и когнитивных методов мышление, внимание, память, координацию, крупную и мелкую моторику, пространственные представления.

Именно движение является ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, при развитии телесной моторики в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием

и формированием основных психических функций в онтогенезе.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А. Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга.

1-й блок – регуляции тонуса и бодрствования.

2-й блок – приема, переработки и хранения информации.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля.

За развитие произвольности отвечает 3-й блок мозга, он начинает свое развитие

с четырех лет, его активное формирование начинается в районе 7 лет и продолжается до 23 лет. Имеет ли смысл тогда акцентировать внимание на развитии регуляторных функций 3-его блока у детей в дошкольном возрасте? Да, именно третий мозговой блок мозга отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения.

Признаки недостаточного развития третьего блока мозга у детей:

  • трудности в усвоении и удержании инструкции;
  • трудности в построении и удержании программы действий, а также сложность переключения с одной программы действий на другую;
  • снижение контроля за протеканием психической деятельности на всех уровнях,

а также критичности;

  • снижение контроля над своими эмоциональными проявлениями, а также импульсивность;
  • упрощение программы любой деятельности.

При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме, поскольку именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Таким образом, программа коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими трудности в формировании функций произвольного регулирования своей деятельности, должны быть построена по нескольким обязательным принципам.

1.Принцип учета развития психических функций в онтогенезе. Необходимо знать и учитывать логику нормального онтогенеза: в патологии нет ничего, чего бы не было в норме. Каждая функция в своем развитии проходит ряд обязательных последовательных этапов. При нарушениях развития ребенка происходит искажение прохождения этих этапов. Каждая стадия развития создает предпосылки для нормального освоения последующего этапа. Поэтому, если у ребенка имеются проблемы в развитии речевых

и познавательных функций, то чаще всего надо начинать работать не с этим уровнем,

а создать предпосылки для его нормального формирования, т.е. работать с нижележащими, базовыми уровнями (уровень психической активности, эмоциональная, сенсорная, двигательная сферы)

2. Принцип от простого к сложному и постепенное введение новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять те виды деятельности, которые ему знакомы

и доступны. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко, это требует от него определенных усилий. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно от простых к более сложным.

3. Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность как вербальную, так и невербальную. “Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовать: в обучении важна методически грамотная организация деятельности по усвоению материала и управление ею”. (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).

4. Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В игре гораздо активнее включаются в коррекционный, обучающий и творческий процесс физические, умственные и эмоциональные качества ребенка, актуализируются социальные взаимодействия, легче усваиваются и закрепляются развивающие программы, формируются различные навыки. В зависимости от возраста ребенка игра может носить различный характер. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет. Для школьников используются варианты игр с правилами.

5. Эмоциональный контакт с ребенком. Базовые системы связаны не только

с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работы. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача работы по развитию эмоциональной сферы ребенка, установлению и поддержанию позитивного контакта, доброжелательных отношений между ребенком и специалистом. Важный принцип – активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейроигры в коррекционной работе.

У детей с речевой патологией наблюдаются нарушения высших психических функций,эмоционально-волевой и двигательной сферы,что свидетельствует о  поражении  центральной  нервной системы в ...

Нейроигры в коррекционной работе.

Статья посвящена науке – нейропсихологии, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др...

Консультация для родителей и педагогов "Нейроигры в коррекционной работе".

Нейропсихологические упражнения (нейроигры) − это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений....

Консультация для родителей и педагогов " Нейроигры в коррекционной работе"

Консультация для педагогов и родителей «Нейроигры в коррекционной работе»...

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....

Нейроигры в коррекционной работе учителя-логопеда.

Все больше внимания в логопедической практике уделяется такому направлению как нейропсихология. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой....