Методические рекомендации для родителей по всестороннему развитию речи детей. (СЕНТЯБРЬ 2023)
консультация (младшая группа)

Сэротэтто Олеся Николаевна

всестрроннее развитиеиречи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx78.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

Воспитатель:

Кравцова А.Н.

        Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто владеть нужными способами действий, но уметь открыть все это для ребенка, придать этому значимость и привлекательность.

        Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образцом для детей.

       Своеобразие мышления и восприятия детей, связанное с подражательностью, должно быть использовано в воспитании и обучении детей, и, в частности, при обучении детей родному языку. Поэтому Н.В. Волкова  выдвигает следующие требования к речи воспитателя:  - монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

        Эмоциональная сторона образца повышает культуру слушания, воспитывает у детей желание самим что-нибудь рассказать.

        Для дошкольников представление о стиле речи соотносится прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство проявляются в определенном речевом поведении); кроме того, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания. Следовательно, обучение стилю речи включает в себя определенные воспитательные задачи.

        Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики.

        Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность.

    Таким образом, взрослый должен учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.

        Пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.

        Для успешного развития речи детей надо воздействовать не только на слух, но и на зрение, и на осязание. Ребенок должен не только слышать взрослого, но и видеть лицо говорящего. Дети как бы считывают с лица речь и, подражая взрослым, начинают сами произносить слова. Для развития понимания желательно, чтобы ребенок не только видел предмет, о котором идет речь, но и получил его в руки.

        Рассказывание - один из приемов развития детской речи, он очень нравится детям. Рассказывают детям небольшие произведения, простые и доступные для понимания, рассказывают и сказки, читают стихотворения.

        Стихи, рассказы и сказки для лучшего восприятия их детьми рекомендуется говорить наизусть. Необходим, чтобы дети, слушая рассказчика, удобно сидели вокруг него и хорошо видели его лицо. Да и сам рассказывающий должен видеть детей, наблюдать за впечатлением от рассказа, за реакцией детей. Ничто не должно мешать детям слушать.

        Рассматривание картинок - хороший прием развития речи, так как речь при этом делается наглядной и более доступной для понимания. Вот почему рассказ хорошо сопровождать показом картинок, беседой по картинке.

        Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность.

        Интересно, что, играя даже в одиночку, младшие дети нередко говорят, высказывая вслух свои мысли, которые у детей более старших возрастов протекают молча, про себя.

        Обыгрывание игрушек - очень помогает развитию речи и мышления маленьких детей, когда им не только даются игрушки для самостоятельной игры, но и показывается, как в них играть. Такие организованные игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли, так занимающие детей и так много дающие для их развития.

        Чтение детям книжек, также является средством развития речи и мышления детей. Это увлекает детей, нравится им, и довольно рано, подражая взрослым, дети сами начинают рассматривать книгу, "читать" ее, пересказывая часто наизусть то, что им было прочитано. Интересную книжку дети иногда запоминают наизусть целиком.

        Ознакомление детей с окружающим миром - также способствует развитию речи и мышления детей. Важно обращать внимание малышей на предметы и окружающую их жизнь, беседовать с ними об этом.

          

        Огромнейшее  значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т.п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

        Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

        В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

        Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т.  п), рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

                Таким образом, развитию речи ребенка дошкольного возраста способствует выполнение следующих условий:

        1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.

        2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.

        3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка! Не забывайте, что дети  схватывают сразу все, что вы говорите и делаете.

        4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др. Помните: главное не в красоте оформления (хотя и это важно), а в содержании того, что написано, нарисовано, сделано.

        5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.

        Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием.

   

    Предлагаемые рекомендации разработаны на основе проекта  «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство развития  правильного звукопроизношения».    Далее представлены рекомендации для родителей по проведению игр и упражнений для всестороннего речевого развития  дошкольников.

Рекомендации родителям по развитию речи детей.

1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, правильной. Разговаривайте   всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за ее правильностью.

2. Как можно чаще общайтесь с ребенком. Помните, что основные собеседники в семье - это мама, папа, бабушка, дедушка.  И если вы заметили, что у ребенка возникают  проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу).

3.Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии  речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким, ясным, выразительным. И обязательно обсуждайте  прочитанное.

4.Уделяйте больше внимания развитию связной речи: рассказыванию сказок, пересказу сказок,  составлению творческих рассказов (ребенок придумывает их сам), составлению рассказов по картинкам. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

5.Поручайте  старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.

6.Приобретайте книги с красочными иллюстрациями, картинки, настольно-печатные игры.

7.Учите с детьми наизусть стихотворения (это способствует развитию выразительности, тренирует память.)

8.Улучшению звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки.

9.Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки .Загадки учат детей делать выводы, анализировать, развивают мышление. Обязательно при этом задавайте ребенку вопросы: «Как догадался?», «Почему?»

10. Не забывайте, что ведущий вид деятельности детей – это игра, через игру ребенок усваивает  все  быстрее.

                                               

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по развитию словарного запаса, грамматического строя речи

и развитию связной речи.

       РЕЧЬ - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С ее помощью выражаются мысли, желания, передают свой жизненный опыт.

      Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому

так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью  не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Советы родителям

  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи детей имеет его общение  с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок  обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает.
  • Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых.
  • Не уходите от ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
  • Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
  • Как можно больше знакомьте малышей с фольклором, рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
  • Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.


         Средний дошкольный возраст - очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка ребенка к новому этапу в его жизни - подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе. Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -  та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша.

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

      Работа по развитию разных сторон речи предполагает обучение детей длительному речевому высказыванию и реализуется через ряд игровых упражнений. Детям легче воспринимать учебный материал через игру. 
     Вот некоторые игры, которые направлены на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи.

Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?


Игра: «Сравни и расскажи»
Цель: Учить детей находить отличительные детали предмета, сравнивать два предмета.
Детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитой из разных по материалу и цвету тканей. Например, предлагается сравнить две юбки. Сказать, чем они отличаются.
Образцы ответов: Эта юбка красная, сшита из шелка. А это синяя юбка, сшита из ситца, с голубым карманом.

Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме.

Игра: «Один – много»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений. Закреплять знания о повадках диких животных, названия их детёнышей.
Дети надевают маски. «Медведь» говорит: «Я медведь, я живу в берлоге. А кто мои детки?» Выбегают другие дети и говорят: «Мы твои детки – медвежата».

Игра: «Угощение Маши»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Аналогичную игру можно проводить при знакомстве с темами: «Домашние животные», «Домашние птицы».

Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.

Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.

А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?

Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекразный, замечательный, хороший…

Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний, лёгкий, старый.

Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.

Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти в ряду слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк.
Выяснить, почему данное слово лишнее.

«Один и много». Цель: учить правильному употреблению существительных и прилагательных именительного падежа во множественном числе; употреблению существительных и прилагательных  множественного числа в родительном падеже. (мяч – мячи – много мячей).

«Назови ласково». Цель: учить правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных. (яблоко – яблочко; добрый слон – добренький слоник).

«Чье гнездо?» «Чьи перья?». Цель: учить детей образовывать имена прилагательные от существительных. (перо у гуся - гусиное).

«Что из чего сделано?». Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных. (шуба из меха - меховая).

«Посчитай 1 – 2 – 5». Цель: научить правильно согласовывать существительные с прилагательными. (автобус – один автобус, два автобуса, пять автобусов).

«Кто где живет?». Цель: научить образовывать притяжательные  прилагательные и правильно согласовывать их с существительными. (нора – лисья нора).

«Чьи детки?». Цель: закреплять знания детей о детенышах животных, птенцах птиц; правильно использовать их в речи. (у лошади жеребенок).

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

    Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В  начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.

6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

10. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

КОМПЛЕКС СТАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА.

1.  «Птенчики».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту.

2.  «Лопаточка».

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.  «Чашечка».

Рот широко открыт. Передние боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4.  «Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5.  «Горка», «Киска сердится».

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6.  «Трубочка».

Рот открыт. Боковые края языка подняты вверх.

7.   «Грибок».

Рот открыт, язык присосать к небу.

КОМПЛЕКС ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЯЗЫКА.

1.  «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта (под счет).

2.  «Змейка».

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3.  «Качели».

Рот широко открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку или к верхним и нижним резцам.

4.  «Футбол», «Спрячь конфетку».

Рот широко закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5.  «Почистить зубы».

Рот широко закрыт. Круговыми движениями языка обвести между губами и зубами.

6.  «Катушка».

Рот широко открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед, убирается  в глубь рта.

7.  «Лошадка».

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

  1. «Гармошка».

Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9.  «Маляр».

Рот широко открыт.  Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого неба.

10.  «Вкусное варенье». «Оближем губки».

Рот широко открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по развитию фонематического слуха у дошкольников.

       Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

       Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.

Игры для развития слухового внимания.

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).

«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 — 5 раз.

«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

Игры для развития фонематического слуха.

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Примеры: лук луг, роса — роза, плод плот, дрова трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу. Или ИА — как кричит ослик. Или УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? ОО! и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по развитию звуковой культуры речи дошкольников.

Уважаемые родители!

     Если Ваш малыш посещает логопедические занятия, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

 Исправление звуков проводится поэтапно:

1 этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания).

2 этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

3 этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях).

4 этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

    Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

    Чтобы добиться правильного произношения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

     Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.

     Если звук поставлен, закрепляйте его: назовите картинки, раскрасьте их, определите место звука в слове, составьте с данными словами предложения, следите за звуками в повседневной речи.

Загадки.

     Для этой игры потребуются: шесть-семь картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите    их, выделяя голосом нужный  звук. Затем опишите любую из них, после чего ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз, а затем предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные «ошибки» наверняка повысят интерес малыша к игре.

«Чего не стало?»

     Можно использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. Одну картинку (игрушку) нужно убрать. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями

«Что изменилось?»

    Это один из вариантов предыдущей игры. Картинки можно менять местами, убирать их, переворачивать обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

    Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (например, выбрать такие, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например: рысь — корова — ворона — жираф — ракета. Из данной серии последовательно можно убрать ракету, потому что неживая, затем ворону — птица, потом корову — домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь)  предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. Можно научить ребенка видеть лишнее слово, выделяя место звука в слове, определяя количество слогов. Даже отсутствие закрепляемого звука в слове может стать поводом для его исключения.

«Слова вокруг нас»

    Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывая иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить ошибку и исправить ее. Затем усложните игру — вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме, например: «Назови животных, в названии которых есть звук [р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф), или «Назови "зимнее" слово со звуком [с]» (снег, снеговик, снегурочка, снегирь, снегокат, снежки, стужа, санки).

     В эту игру вы можете играть где угодно, используя свободную минуту: по пути в детский сад, в транспорте, очереди, дома.

     

      Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей  включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

  1. « Тихо – громко».

Цель: Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: Бубен. Тамбурин.

Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

  1. « Скажи, что ты слышишь?»

Цель: Развитие фразовой речи, обогащение словаря.

Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали ( щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д) Дети должны ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке

  1. « Скажи, что звучит».

Цель:  развитие слухового внимания.

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

  1. « Улавливай шепот».

Цель: развивать остроту слуха.

Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое  - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

  1. « Улиточка».

Цель: Узнать товарища по голосу.

Описание игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

        Улиточка, улиточка,

        Высунь – ка рога.

        Дам тебе я сахару,

        Кусочек пирога,

        Угадай, кто я?

Тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиткой.

  1. « Угадай, кто это».

Цель: Воспитание слухового внимания.

Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА .

  1. « Красный – белый».

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.

Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.

  1. « Кто больше».

Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

  1. « Поймай рыбку».

Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.

Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет  больше баллов.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ.

  1. « Игра в хоккей».

Цель: Активизация мышц языка.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок, шайбой – фасоль. Гонять по полю (рту) клюшкой – язычком.

Педагог показывает, как нужно производить упражнение. Раздает фасолинки. Начинает игру. Кто быстрее гоняет шайбу.

  1. « Слоники».

Цель: Активизация мышц губ.

Описание игры: Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях).

А теперь наши слоники  будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь « побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

  1. « Эхо».

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:        

         Мы в лес пойдем,

        Грибов найдем,

        Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

        Никто не отзывается,

        Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

  1. « Определи место игрушки».

Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование: Игрушки: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла.

Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, спрашивает у него: « Между какими игрушками стоит пирамида?»  Ребенок должен дать полный ответ: « Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух – трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

  1. « Приятный запах».

Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе.

Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон.

Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин.

Первоначально детям предлагают предложения. Потом они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения.

  1. « Повар».

Цель: Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Оборудование: Поварской колпак.

Описание игры: Все дети становятся в круг. Водящий ходит за кругом. У него в руках поварской колпак. Дети хором произносят стихотворение:

        

        Будем в повара играть,

        Никому нельзя зевать.

        Если повар будешь ты.

        То скорей кругом ходи.

После последних слов водящий останавливается и надевает колпак на рядом стоящего ребенка. Получивший колпак и водящий становятся спиной друг к другу и идут по кругу. Кто первый обойдет (не бежать) круг, тот выигрывает.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.

  1. « Успокой куклу».

Цель: Развитие тембра голоса.

Описание игры: Дети сидят на стульчиках полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук А.

  1. « Перебежки».

Цель: Развитие силы голоса.

Оборудование: Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки). По сигналу воспитателя один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Петя», и они быстро меняются местами. Тогда Вова выбирает другого товарища и таким образом меняется с ним местами.

  1. « Волк и семеро козлят».

Цель: Развитие высоты голоса и выразительности речи.

Оборудование: Маски животных.

Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли  и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом  - более высоким.

  1. « Кто кого».

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры: Педагог вызывает двух детей и ста вит их лицом друг к другу. По сигналу дети произносят протяжно тихо, а затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Педагог следит, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не напрягали мышцы шеи.

    Постепенно ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах.

   Фантазируйте, придумывайте жесты и движения вместе с ребенком, превратите этот процесс в увлекательную игру. Не забывайте про основную цель ваших занятий — правильное произношение звука и контролируйте, напоминайте, исправляйте!

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

по развитию мелкой моторики у дошкольников в домашних условиях.

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

    Формирование устной речи ребенка  начинается  тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности.  Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

    Уровень развития мелкой моторики  и  координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности в овладении  навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к учебе и тревожного его состояния. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости, что в будущем может избежать многих проблем школьного обучения.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

- разминать пальцами глину, пластилин;

- катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки;

- выполнять пальчиковые игры и упражнения;

- рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;

- вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;

- вышивать, вязать;

- играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;

- штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

     Вам предлагаются варианты упражнений по развитию мелкой моторики рук, что способствует не только развитию речи, но и овладению навыками письма при обучении в школе.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ.

    Выкладывание букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному  образцу.

    Подобные занятия можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выкладывает простые слова, учится их читать. Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки. Предложите ребенку самому находить материал для выполнения подобных заданий. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ.

     Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и Вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

      На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином Вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

     Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них Вы сможете лучше понять характер своего малыша.

ИГРЫ С БУМАГОЙ.

      Этот комплекс игр поможет Вашему малышу узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки.

      Следующая забава, которую мы Вам предлагаем, - кукольный театр. Ребенок наверняка не только заинтересуется выбором сюжета для будущего спектакля, но и с удовольствием смастерит всех персонажей.

      Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий.  Освоив элементарные движения, малыш и сам начнет мастерить игрушки.

     Бумага, особенно цветная, может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами и познакомит с понятием о симметрии.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ.

    Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

    Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

    Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее воздействие.  

РИСОВАНИЕ.

   Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

   Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторую половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

   Веселая игра дорожки наверняка заинтересует малыша, особенно если взрослые подскажут ему интересные сюжеты, не слишком сложные маршруты, по которым пройдется детский пальчик или карандаш от начального пункта к конечному. Простейшие упражнения заставят основательно потрудиться, так как линия, проводимая ребенком, не должна «выскакивать» за края «дорожки», быть прерывистой и, уж конечно, проходить по середине. Игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ.

   Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

   Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек…).

   Мальчиков наверняка увлечет строгание по дереву детским рубанком, выпиливание, забивание гвоздей, конструирование с применением отвертки и гаечного ключа.

   Под присмотром взрослых, играя, ребенок не только развивает пальчики, но и приобретает весьма полезные навыки.

ИГРЫ НА КУХНЕ.

   И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто Вы замечали, что Ваша дочка или сын внимательно наблюдают за тем, как Вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь Вам приготовить блюдо из теста, и Ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ.

   В этих играх Вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

   В давнюю русскую игровую традицию уходит корнями игра в бирюльки. Бирюльками называли мелкие предметы, которые высыпались горкой на стол. Задача игроков по очереди выталкивать по одной бирюльке, стараясь не потревожить соседние. Выигрывает тот, кто к концу игры вытащит больше предметов.

В этом соревновании ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку. Эти же качества поможет проявить ребенку и интерес к строительству самого высокого и ровного колодца из палочек.

    Начинать выполнять подобные упражнения лучше всего с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку. Затем можно предложить ему «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки.  

     Очень интересны детям пальчиковые игры.

       «Зимние забавы».

Раз, два, три, четыре, пять                               Хлопки в ладоши,

Мы во двор пошли гулять,                               Пальцы идут по столу.

Бабу снежную лепили,                                     Лепят ком двумя руками,

Птичек крошками кормили.                            «Крошат» всеми пальцами,

С горки мы потом катались,                            Провести пальцем по ладони,

А еще в снегу валялись.                                   Руки «валяются» в снегу.

          «Книги».

Много книжек есть на свете,                          Ладошки соединяют вместе

Читать их любят дети.                                    «книжкой». Раскрывают и

Если книги мы прочтем,                                 закрывают книгу.

То узнаем обо всем:

Про моря и океаны,                                         Поочередно соединяют

Удивительные страны.                                   одноименные пальцы обеих рук,

Про животных прочитаем                              начиная с мизинцев.

И про космос мы узнаем.

          «На заправке».

Все машины по порядку                                 Обеими руками «крутят руль»

Подъезжают на заправку:                               перед собой.

Бензовоз, мусоровоз,                                       Пальцами поочередно,

С молоком молоковоз,                                    начиная с мизинца, касаются

С хлебом свежим хлебовоз,                           ладони.

И тяжелый лесовоз.

           «В гости».

В гости к пальчику большому                       Ладошки поставлены

Приходили прямо к дому:                             вертикально, пальцы постукивают

Указательный и средний,                              друг о друга.

Безымянный и последний –

Сам мизинчик – малышок

Постучался на порог.                                  

Вместе пальчики – друзья,                             Пальцы переплетаются и

Друг без друга им нельзя.                              Сжимаются между собой.

         «Дикие животные».

Это зайчонок, это бельчонок,                          Сгибают пальцы в кулачок,

Это лисенок, это волчонок,                              начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок                 Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Круглый год».

Круглый год! Круглый год!                               Сжимают в кулачок пальцы

За зимой весна идет,                                           правой руки и вращают

А за весною следом                                            большим пальцем.

Торопится к нам лето.                                        Поочередно соединяют

И у кого не спросим –                                        большой палец с

Идет за летом осень.                                           Остальными.

А за осенью сама                                                Повторяют другой рукой.

Вновь идет, спешат зима.

           «Замок».

На двери висит замок                              Ритмичные быстрые соединения

Кто его открыть бы мог?                        пальцев обеих рук в замок. Пальцы

Потянули,                                                 тянутся в разные стороны. Круговые

Покрутили,                                              движения сцепленными пальцами.

Постучали и открыли!                            Основания ладоней стучат друг о

                                                                  друга. Пальцы расцепляются,  

                                                                  ладони в стороны.

           «Игрушки».

У Антошки есть игрушки:                                 Поочередно сгибают пальчики

Вот веселая лягушка.                                         в кулачок, начиная с большого.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

          «Зимой».

Что зимой мы любим делать?                          Поочередно соединяют

В снежки играть, на лыжах бегать,                 большой палец с остальными.

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

           «Шарик».

Надуваем быстро шарик,                              Все пальцы обеих рук в щепотке

Он становится большой.                               и соприкасаются кончиками.  

Вдруг, шар лопнул, воздух вышел –           Дуют на них, шар увеличивается.

Стал он тонкий и худой.                              Пальцы принимают исходное

                                                                        положение.

          «Цветок».

Вырос высокий цветок на поляне,              Ладони соприкасаются в вертикаль-

Утром весенним раскрыл лепестки.           ном положении, разводят пальцы

Всем лепесткам красоту и питанье             и округляют их. Ладони опустить

Дружно дают под землей корешки.            Вниз и тыльной стороной прижать

                                                                        друг к другу, пальцы развести.

       

     «Большие и маленькие».

Были маленькие мы                              Пальцы согнуты, прижаты к ладоням.

Стали вдруг большие.                          Пальцы расправить и растопырить.

Шалунишки, шалуны,                          Движение «фонарики».

А дружные какие.                                 Пальцы в замок, ладони сжаты.

          «Здравствуй».

Здравствуй, солнце золотое!               Пальцы правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое!                  «здороваются» с пальцами левой руки,

Здравствуй, вольный ветерок!            похлопывая подушечками.

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,  

 Всех я вас приветствую!

         «Засолка капусты».

-Что за скрип? Что за хруст?              

Это что еще за куст?

-Как же быть без хруста,

Если я капуста.

-Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

        «Человечки».

Побежали вдоль реки                      Указательный и средний пальцы обеих рук

Дети наперегонки.                           опущены вниз и «бегут» по столу от себя к    

                                                           краю несколько раз.

САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК.

Комплекс №1.

1. Надавливание сильно сжатыми  четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони и основания пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх, вниз

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивать нажим и темп.  Можно два ореха.

7. Разминание кисти правой руки пальцами левой,  и наоборот; поочередное растирание.

Комплекс №2.   (сидя за столом).

1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно  и одновременно.

2. Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно.

3. Поочередное приподнимание пальцев (кисти на столе), одновременно, поочередно.

4. Имитация игры на пианино.

5. Разведение пальцев врозь, сведение вместе; ладони на столе.

6. Указательный и средний пальцы правой, потом левой руки, потом двух вместе бегают по столу вперед – назад.

7. Забивание шариков в ворота  поочередно каждым пальцем.

Комплекс № 3.

1. «Утюг». Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливают у основания пальцев тыльной стороны массирующей руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу.

       Утюгом разгладим складки,

       Будет все у нас в порядке.

       Перегладим все штанишки,

       Зайцу, ежику и мишке.

2. «Пила». Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки. Кисть и предплечья расслаблены, дети сидят.

       Пили, пила! Пили, пила!

       Зима холодная пришла.

       Напили нам дров скорее,

       Печь истопим, всех согреем!

3. «Тесто». Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.  Тесто месим, тесто мнем,

                  Пирогов мы напечем,

                  И с капустой, и с грибами,

                  - Угостить вас пирогами?

      Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих факторов и причин. Комплексная, систематическая  и последовательная работа по развитию всех сторон речи способствует не только всестороннему развитию ребёнка, но и становлению его личности в целом, подготавливает его к  предстоящей жизни в обществе. Благодаря сотрудничеству в работе педагогов и родителей, ребёнок способен  учиться, развиваться, общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя...

рекомендации для родителей "Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста"

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении....

Методические рекомендации для родителей по всестороннему развитию речи дошкольников.

В данной работе представлены советы, рекомендации, игры и упражнения родителям для занятий с детьми. Методы и приемы направлены на развитие артикуляционной  и мелкой моторики, игры по развитию ле...

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)#сидим#дома

Методические рекомендации для родителей Игры для развития речи у младших дошкольников (3 – 4 лет)...

Методические рекомендации «Использование Лего - конструирования в развитии речи детей с ОНР»

В методических  рекомендациях для педагогов представлены игры с конструктором Лего для развития всех компонентов речи детей с ОНР....

Методические рекомендации для родителей по всестороннему развитию речи дошкольников

В данной работе представлены советы, рекомендации, игры и упражнения родителям для занятий с детьми. Методы и приемы направлены на развитие артикуляционной  и мелкой моторики, игры по развитию ле...

Методические рекомендации “Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста”

quot;Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»В.А. Сухомлинский.    Одним из основных направлений работы  детского сада является - социализация лично...