Методические рекомендации для начинающих воспитателей по развитию речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Ерофеева Валентина Александровна

Материал предназначен для воспитателей, которые начинают работать с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Представлен игровой материал по закреплению основных словаря, грамматического строя по различным темам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Тема: Овощи

Младшая, средняя группа

  1. Разложите перед ребенком овощи (помидор, огурец, лук, морковь, картофель, капусту), попросите назвать их, описать (цвет, размер, форма), обобщить (это овощи). Например, это помидор, он круглый, большой, красный, гладкий. Помидор растет на грядке, это овощ.
  2. Расскажите ребенку, что можно приготовить из овощей (сварить суп, сделать салат, пожарить, сварить…)
  3.  Назови ласково. Предложите ребенку поиграть. Скажите, буду собирать большие овощи и называть их, а ты будешь собирать маленькие овощи и называть их. Я беру большой помидор. А ты? А у тебя маленький помидорчик. (капуста – капустка, огурец – огурчик, перец – перчик, лук – лучок, репа – репка). Помогите ребенку образовать новое слово, вместе повторите название.
  4. Кому дадим? Посмотри, у меня в корзинке (на тарелке) лежат овощи. Давай угостим маму, папу, бабушку… (можно использовать игрушки). Кому дадим морковку? (папе). Кому дадим репку? (мышке). Проговаривайте вместе с ребенком полученные слова.

Методические рекомендации

Тема: Игрушки

1. Назвать игрушки, которые есть дома, определить игровые действия с ними. Попросить ребенка повторить, как можно играть с машинкой, куклой, кубиками…

  1. Взрослый рассказывает об игрушке, например:

- Эта игрушка круглой формы, красного цвета. Он резиновый, хорошо прыгает. Можно играть и руками и ногами. Его можно бросать, ловить, пинать, катать. Что это?

- Она красивая. У нее есть голова, туловище, руки, ноги. Она в синем платьице. Ее можно кормить, качать, одевать, мыть. Что это?

- У этой игрушки есть кабина, кузов, колеса. Ее можно катать за веревочку, перевозить в ней кубики, кукол. Что это?

3. Чего не стало? Разложить перед ребенком на столе 3 - 4 игрушки, назвать их. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну игрушку. Ребенок должен отгадать, какая игрушка спряталась. Игру можно проводить 3 раза.

4.  Закреплять обобщающее понятие – игрушки. Разложить перед ребенком изображения различных предметов, попросить выбрать среди них игрушки (те предметы, которыми можно играть).

Методические рекомендации

Тема: Обувь

1. Разложить перед ребенком обувь, попросить назвать ее, показать части (подошва, каблук, носок, задник, застежки). Проговорить названия обуви вместе с ребенком.

2.  Игра «Назови ласково» Сказать ребенку, что обувь для мамы (папы) большая, а для ребенка – маленькая. Я буду называть большую обувь, а ты маленькую (ботинок – ботиночек, тапок – тапочек, сапог – сапожок).

3. «Назови один» Разложить перед ребенком обувь и сказать, что обувь носим парами ( по 2, потому что 2 ноги). Я назову 2 предмета, а ты назови 1 (ботинки – ботинок, тапки – тапок, сапоги – сапог). Проговорите названия вместе с ребенком.

4. Положи. Попросить ребенка расставить обувь так, так вы попросите: ботинки поставить на верхнюю полку, а сапоги – на нижнюю. (можно закреплять предлоги В, НА, ПОД, ЗА: поставь тапки под кровать, ботинки – на полку)

  1. Рисование шнурков. Попросите ребенка нарисовать длинный синий шнурок, красный короткий шнурок (закреплять названия основных цветов, величин)

Методические рекомендации

Тема: Домашние животные

  1. Разложить перед ребенком картинки с изображением животных, попросить назвать их. Попросите ребенка назвать, у каких животных есть рога, копыта, хвост, лапы.
  2. Проговорите с ребенком, почему животные названы домашними  (живут в доме или рядом с домом, человек их кормит, они приносят пользу).
  3. Кто? Задайте ребенку вопросы: Кто дает молоко? Кто ловит мышей? Кто охраняет дом? Кто дает шерсть?
  4. Попросить ребенка назвать, чем питаются животные. Что ест корова? (собака, кошка, лошадь). При возникновении трудностей проговорить это вместе с ребенком.
  5.  Назови ласково. Корова – коровушка, коза – козочка, кошка – кошечка, собака – собачка, лошадь – лошадка.
  6. Нарисовать будку для собаки (домик по образцу). Покажите ребенку собачку, скажите, что ей нужен домик. Предложите его нарисовать для собачки. Нарисуйте квадрат, предложите ребенку дорисовать крышу дома.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

ТЕМА: ПОСУДА

  1. Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Попросите ребенка назвать ее, обобщить «посуда». Попросить ребенка объяснить, для чего нужна посуда.
  2. Обратите внимание ребенка на части посуды: носик, ручка, крышка, стенки, дно. Попросите ребенка показать и назвать части посуды.
  3. «Для чего?» (развитие глагольного словаря) Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов посуды, ребенок ловит мяч, говорит, для чего нужна посуда, возвращает мяч взрослому.

Чайник – кипятить воду.

Сковорода – жарить картошку, котлеты…

Кастрюля – варить суп…

Нож – резать хлеб…

Ложка – есть суп…

  1. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ: «Это чайник. Он желтый, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду». Задавайте ребенку наводящие вопросы: Что это? Какой он по цвету? (форме, размеру). Какие части есть у твоей посуды? Для чего она нужна?

Методические рекомендации

Тема: Транспорт

  1. Вместе с ребенком понаблюдайте за движением транспорта на улице, попросите ребенка назвать его, вместе проговорите названия, части транспорта (кабина, кузов, колеса, руль, фары).
  2. Закрепите виды транспорта: наземный (машина, автобус…), водный (пароход), воздушный (самолет), железнодорожный (поезд). Попросите ребенка назвать водный транспорт, воздушный, наземный, железнодорожный.
  3. Предложите ребенку посчитать транспорт: 1 машина, 2 машины, 3 машины (поезд, самолет). Проговорите вместе с ребенком словосочетания.
  4. Что делает? Называйте названия транспорта, предложите ребенку назвать, что делает? Поезд – (едет), самолет – (летает), пароход – (плавает).
  5. Кто управляет? Повторите с ребенком названия профессий на транспорте, задав вопросы: кто управляет поездом? (машинист), машиной (водитель, шофер), кораблем (капитан), самолетом (пилот, летчик)
  6. Наклейте на листок бумаги кораблик. Предложите ребенку дорисовать волны, по которым плывет кораблик.

Методические рекомендации

Тема: Армия

1. Рассказать ребенку о празднике: кто такие защитники Отечества, кто служит в Армии, кого поздравляют в этот день. сказать, что папы и дедушки служили в армии, защищали страну от нападения врагов.

2. Рассмотреть с ребенком иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии. Попросить ребенка ответить на вопросы.

3. Познакомить ребенка с военной техникой: танк, самолет, их цветом, причиной защитной окраски.

  1. Описание папы. Какой папа? Какой ты будешь, когда вырастешь? (сильный, храбрый).
  2. Сосчитай. Предложить ребенку сосчитать защитников:

      1 солдат, 2 солдата, 3 солдата, 4 солдата, 5 солдатов.

      1 танкист… Проговорите вместе с ребенком ответы

  1. Изготовить с ребенком открытку для папы, дедушки. Поздравить их в этот день.

Методические рекомендации

Тема: Мебель

  1. Рассмотреть мебель в доме, предназначенную для спальни, кухни, прихожей. Сформировать обобщающее понятие: мебель.
  2. Назвать части мебели (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, столешница, ящик). Проговорить все названия вместе с ребенком.
  3. Закрепить назначение мебели. Проговорить.
  4. Закрепить значение пространственных предлогов при выполнении инструкций: Положи мяч на стол, под стол, за стол, около стола, между стульями, перед столом, подними над столом.
  5. Сосчитай. Предложить ребенку сосчитать предметы мебели:

1 стул, 2… , 3…, 4…, 5… (кровать, стол). Проговорить названия вместе с ребенком.

  1. Выбрать предмет мебели, ответить на вопросы:  
  1. Что это?
  2. Какие у него есть части?
  3. Для чего он нужен?
  4. Какой он? (по цвету, форме, материалу)

Методические рекомендации

Тема: Семья

1.Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто младше всех?
2. Выучить с ребенком фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
3. Упражнение "Чей, чья чьё, чьи?" на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Шарф (чей?) - папин, мамин, сестрин и т. д.
Шапка (чья?) - мамина, бабушкина...
Пальто (чьё?) - бабушкино, тетино, дедушкино...
Перчатки (чьи?) - мамины, дядины, папины...
4. Упражнение "У кого?" на употребление существительного в родительном падеже.
У кого руки сильные? - У папы.
У кого ласковые руки? - ...
У кого глаза добрые? - ...
6. Упражнение "Скажи наоборот"

Старший - ... (младший), молодой - ... (старый), большой - ... (маленький), добрый - ... (злой)

Методические рекомендации

Тема: Дикие животные весной

1. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Сформировать обобщающее понятие "дикие животные". Попросить ребенка показать и назвать части тела животного (туловище, хвост, голова, рога, копыта, лапы).
2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, что с ними происходит весной (заяц и белка меняют цвет шубки, еж и медведь просыпаются после зимней спячки, у животных рождаются детеныши).
3.  "Угадай, кто это?"

Бурый, косолапый, неуклюжий ...
Серый, зубастый, страшный ...
Хитрая, пушистая, рыжая ...
Маленький, длинноухий, пугливый ...
Серый ..., косолапый ..., хитрая ..., колючий …

4. "Кто у кого"
У медведицы - медвежонок (медвежата).
У лисицы - ...
У белки - ...
У волчицы - ...
У ежихи - ...
У зайчихи - ...

5. "Назови семью"
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
Папа - волк, мама - ..., детеныш - ...
Папа - еж, мама - ..., детеныш - ...

Папа - заяц, мама - ..., детеныш - ...
Папа - лис, мама - ..., детеныш - ...

  1. "Кому что дадим?"

     Мясо дадим волку. Малину и мед - ...
    Морковку, капусту - ... Яблоко, мышку - ...Орехи и грибы –

Методические рекомендации

Тема: Город

  1. Вспомнить название города, в котором мы живем, главную улицу (Невский проспект), реку (Нева).
  2. Составить рассказ о своей улице по плану:
  • Как называется улица?
  • Какая это улица? (широкая, узкая, шумная, тихая…)
  • Что расположено на этой улице? (магазины, почта, другие учреждения).

Помогите ребенку с ответами, проговорите названия.

  1. Предложить ребенку продолжить предложения (можно использовать картинки): В нашем городе много улиц (домов, автобусов…). Вместе с ребенком проговорите ответы, чтобы правильно согласовать слова.
  2. Проходя к детскому саду, обращайте внимание на учреждения, которые находятся около него, выучите название улицы, на которой  находится детский сад.
  3. Посетите с ребенком интересные места города, расскажите о них, закрепите знания ребенка, чтобы ребенок мог рассказать о них.

 

Методические рекомендации

Тема: Насекомые

1. Во время прогулки с ребенком в лесу, в парке, на даче найти и рассмотреть насекомых: пчелу, муравья, стрекозу, бабочку, божью коровку, комара, и жуков, муху. Попросить показать части тела насекомых (голова, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки). Сформировать обобщающее понятие "насекомые".
2. Рассказать ребенку, какую пользу приносят эти насекомые (пчелы дают мед, муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых).
3. Объяснить, какой вред приносят насекомые (мухи, тараканы, комары кусают, разносят болезни).
4. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых и обсудить их внешний вид.

5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 муха, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 комар, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 жук, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 …

6. Упражнение "Подбери признак" - учимся подбирать прилагательные к существительным, активизируем словарь ребенка.

Бабочка (какая?) ...
Муравей (какой?) ....

7. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки.

Сорвать цветок я захотел,
А он… вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
Полосатая хозяйка полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком и поделится медком.
(Пчела)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации для родителей "Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста"

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении....

Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуля...

Методическая разработка Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет ...

Методическое пособие Лэпбук " Речевичок" на тему : « Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру»

Согласно  требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные метод...

Рекомендации для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Предлагаю Вашему вниманию игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, подбирать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем...

Методическая разработка "Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста"

Использование устного народного творчества в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие развитие личности ребенка, его нравственных качеств и творческих способн...