План мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению коррекционно-образовательного обучения с ОВЗ в МДОАУ д/с "Родничок"
материал

Кравченко Лилия Николаевна

Поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\PROF\Desktop\МОИ ДОКУМЕНТЫ\ДОКУМЕНТЫ 2022-2023ГГ\РАБОТА С ДЕТЬМИ ОВЗ\ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ППС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ\OzAgDNzyUeM.jpg 

План мероприятий

 по психолого-педагогическому сопровождению

коррекционно-развивающего образования обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

в МДОАУ д/с «Родничок»

Цели  психолого-педагогического сопровождения: 

  1. Поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ;
  2. Создание оптимальных условий  в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление причин отклонений и анализ проблем  у детей;
  • комплексное  сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;
  • составление индивидуальной программы (маршрутов, планов) сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, социально-педагогической, психологической, коррекционной)

Участники сопровождения: педагог-психолог, учитель логопед, педагоги, родители

Основные направления психолого-педагогического  сопровождения детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ:

  1. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования обучающихся, организованного в рамках комплексного изучения развития детей-инвалидов, детей  с ОВЗ специалистами ППк, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием воспитанников.
  2. Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ, планирование содержания занятий, комплектование подгрупп воспитанников, проведение индивидуальной работы с детьми.
  3. Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы коррекционно-развивающих занятий и индивидуальные маршруты  в соответствии с достижениями детей.
  4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям (законным представителям) в вопросах воспитания и обучения ребёнка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей (законных представителей) в решение коррекционно-воспитательных задач.

        В основе психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей  с ОВЗ лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.

        Для решения проблем сохранения здоровья, психологической и коррекционной поддержки воспитанников в учреждении организована специализированная (коррекционная) помощь детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

         Для успешной организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников, в ДОУ действует психолого-педагогический консилиум (далее ППк), в состав которого входят: педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги.

  1. Этап подготовительный

В рамках ППк специалисты выявляют, анализируют проблемы и причины отклонений у детей. Коллегиально обсуждают  возможные варианты решений проблем, составляют индивидуальные планы, маршруты, программы сопровождения. Знакомят  участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми ОВЗ.  

Промежуточные результаты:

1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, медицинской карты);

2. Разработка индивидуальной программы (ИОМ, планов) сопровождения;

3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса;

4. Повышение качества комплексных мероприятий.

5. Пополнение информационно-методического банка образовательных  и современных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2022-2023году число воспитанников с ОВЗ в нашем детском саду -13, из них:

  1. Дети с тяжёлыми нарушениями развития – 9.
  2. Дети с задержкой психического развития – 3.
  3. Дети с нарушением опорно двигательного аппарата -1
  4. Дети ОВЗ инвалиды - 5

В детском саду действует логопедический пункт.

Родители (законные представители)  проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения.   Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании согласия  в письменной форме родителей (законных представителей).

Разработаны и реализуются:

  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР);
  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного

образования для детей с задержкой психического развития (ЗПР);

  • адаптированная основная образовательная программа дошкольного

образования для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата (НОДА);

  • реализуются индивидуальные  образовательные маршруты детей, имеющих заключения ТПМПК.

 

2. Этап коррекционно-развивающий.

Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме подгрупповой и индивидуальной организованной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием). В ДОУ образовательный процесс был организован таким образом, чтобы дети с ОВЗ, и дети-инвалиды могли обучаться совместно с «нормативно-развивающимися детьми». Педагоги учились работать с разно - уровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.

Промежуточные результаты:

1. Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

2.  Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях;

3. Повышение уровня родительской компетентности через консультирование;

4.  Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников.

3. Этап аналитико-обобщающий

          Проводится мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ (маршрутов, планов) сопровождения. Внесение коррективов в перспективном планировании дальнейшего психологического  сопровождения детей ОВЗ.

Промежуточные результаты:

1. Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

2. Перспективное планирование.

3.Корректировка программ, планов, маршрутов.

Формы работы специалистов сопровождения

  Профилактические и просветительские беседы, индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры, консультирование участников образовательного процесса, наблюдение за детьми, диагностика, семинары, консилиумы, диспуты, акции, викторины, олимпиады.
Оформление тематических стендов, выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

План мероприятий психологического блока:

Цель: 

выявление характера и интенсивности трудностей развития детей-инвалидов,  детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого--педагогической помощи.

 

Диагностическая работа

Задачи
(направления деятельности)

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности,
мероприятия

Первичная диагностика

Создание банка данных  детей, нуждающихся в специализированной помощи

Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами.

Углубленная  диагностика детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Получение объективных сведений о детях  на основании диагностической информации специалистов разного профиля (учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители)

Диагностирование.
Заполнение диагностических документов (протоколов обследования, заключений по результатам диагностики)

Анализ причин возникновения трудностей в обучении, выявление резервных возможностей обучающихся

Индивидуальные и групповые  коррекционные программы

Разработка индивидуального плана психологического сопровождения,  коррекционной программы

Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей-инвалидов, обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления) деятельности

Планируемые   результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Обеспечить психологическое сопровождение детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ

Позитивная динамика развиваемых параметров

1.Формирование групп для коррекционно-развивающей  работы.

2.Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

3.Отслеживание динамики развития ребенка

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ

Укрепление здоровья обучающихся

1. Разработка  рекомендаций для педагогов,  родителей

2. Внедрение  современных технологий в образовательный процесс.

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Консультирование педагогов по  вопросам инклюзивного образования

Разработка рекомендаций, приёмов, упражнений, памяток и т.д.
Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей

Разработка рекомендаций, упражнения, памяток и т.д.
Разработка плана консультативной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса,  повышение уровня психологической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ

Задачи (направления) деятельности

Планируемые результаты

Виды и формы деятельности, мероприятия

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

Проведение родительских собраний, семинаров, тренингов.

 1. Мастер-класс «Раз фасолька, два фасолька».

 2.Консультация «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи у детей».

 3. Тренинговое занятие «Психологическая поддержка в семье. Я и мой ребёнок – поиски взаимопонимания».

 4. Круглый стол «Мы с тобой равны».

 5. Консультация «Особенности развития ребёнка» на разных возрастных этапах.

 6. Консультация «Тревожные дети».

 6. Консультация «Кто такой гиперактивный ребёнок?»

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей

Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования

Информационные мероприятия, размещение информации  на странице психолога.

Инновационные коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ   

План мероприятий логопедического блока
Цель: Организация эффективного комплексного сопровождения детей  с целью коррекции и профилактики речевых нарушений на основе системно - деятельностного подхода

Направления деятельности

Сроки

Диагностическое

1.

Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями.

по плану

2.

Определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у детей.

Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы (плана) сопровождения. Планирование соответствующей коррекционной работы.

по плану

2.

Создание условий (использование речевой картотеки и игротеки), благоприятных для коррекции речи.

3.

 Коррекция и развитие всех компонентов речи

в течение года

Консультационное

1.

Проведение с участниками образовательного процесса целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей, необходимой коррекции, фиксированию речевых и неречевых реакций, анализу характера взаимодействий.

в течение года

2.

Систематические консультации для родителей. Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов.

Просветительское

1.

Обеспечение логопедического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой.

в течение года

2.

Создание методического уголка для педагогов и родителей по вопросам развития и коррекции речи.

3.

Оформление стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.

Профилактическое

1.

Профилактика нарушений устной речи у детей дошкольного возраста, профилактика вторичных нарушений. Организация пропедевтических занятий.

в течение года

2.

Профилактика возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.

Развивающее

1.

Совершенствование движений сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики кистей пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

в течение года

2.

Коррекция отдельных функций психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания, зрительной памяти и внимания, слухового внимания и памяти, пространственных представлений ориентаций, представлений о времени, фонетико-фонематических представлений. Развитие лексико-грамматического строя речи. Развитие формирования звукового анализа.

3.

Развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления.

4.

Развитие речи: фонематических процессов; артикуляционной моторики, речевого дыхания; постановка и автоматизация дефектных звуков. Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания, монологической и диалогической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОПРОВОЖДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье описана возможность применения метода кинезиологии какспособа коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях дошкольнойорганизации, применимого всеми участниками образовательных отно...

План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК

План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК...

План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК.

План мероприятий Социально – психолого – педагогической реабилитации и абилитации воспитанников Дома ребенка с учетом рекомендаций МППК....