Статья «Применение инновационных технологий образовательном процессе ДОУ»
методическая разработка (младшая группа)

Моя работа с разными технологиями в саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение инновационных технологий образовательном процессе ДОУ»

                                                                     

                                                                           Аветисова Венера Георгиевна

                                                                           Воспитатель ГБДОУ детский сад №67

                                                                                          Комбинированного вида

                                                                                         Выборгского района Санкт-Петербурга

                                                                                       

Актуальность темы

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому моя основная задача, как педагога дошкольного учреждения, – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Считаю, что современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря активной позиции и творческой составляющей. В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании. Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.

Инновационные технологии – это система методов способов, приемов обучения, направленных на достижение результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях. 

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Инновационные подходы моей воспитательной работы в ДОУ

Цель: создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.

Задачи: 

- воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;

- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности;

- научить детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в ДОУ

К числу современных образовательных технологий относятся:

- здоровье сберегающие технологии;

- технологии проектной деятельности;

- технологии исследовательской деятельности;

- развивающие технологии;

- коррекционные технологии;

- информационно-коммуникационные технологии;

-  личностно-ориентированные технологии; игровые технологии.

1. Здоровье сберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания. Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

Здоровье сберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей:

- они направлены на сохранение здоровья и реализуются медицинским персоналом: контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровье сберегающей среды;

- они направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз.

- они знакомят с культурой здоровья;

- они обучают здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, физкультурные занятия;

- они бывают коррекционными и реализуются на сеансах различного вида терапий (арт-, сказка-, цвета-).

2. Технологии проектной деятельности

Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проекты различаются:

- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

- по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

1. Игровые - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

2. Экскурсионные - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

3. Повествовательные, посредством которых дети учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

4. Конструктивные, направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играя, познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

3. Технологии исследовательской деятельности.

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогом так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателя направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

Для этого в процессе обучения дошкольников я прибегаю к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

В процессе исследовательской деятельности ребенок может выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- наблюдения;

- беседы;

- опыты;

- дидактические игры;

- моделирование ситуаций;

- трудовые поручения, действия.

Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают найти мне подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера, склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение».

Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой небольшой багаж знаний.

4. Развивающие технологии.

В традиционном обучении детям представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении дети самостоятельно приходят к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

5. Коррекционные технологии.

Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. 

Виды: сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, разные виды упражнений, релаксация.

6. Информационно-коммуникационные технологии

Нет смысла отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш продвинутый век. Сейчас такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивят ни одного дошкольника. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ я могу моделировать различные жизненные ситуации. В зависимости от способностей детей, программа может быть подстроена именно под них, то есть делать упор на их индивидуальное развитие.

7. Личностно-ориентированные технологии

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности детей и их специфических особенностей.

Цель личностно-ориентированной технологии –это создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между детьми и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

В зависимости от способностей ребенка, я подбираю обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант ребенка. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

8. Игровые технологии

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить такие,

- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

- которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку.

Используя эти технологии понимаю, что надо шагать в ногу с новым временем. В своем докладе я раскрыла некоторые инновационные технологии, которые применяются мной в работе с детьми дошкольного возраста.

Педагог – дошкольник должен:

- идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры, повысить профессиональный уровень и компетентность родителей. Все это невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информации.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей, и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Литературы

  1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.
  2. Бородина О.Н. Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов дошкольного образования / О. Н. Бородина // Учитель Кузбасса. – 2016. - № 1 – С.8-11.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».
  4. Елена Колесникова: Готовые альбомы портфолио дошкольников по возрастам. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2015.
  5. Хаккарайнен П. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития// Псих.наука и обр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной

В презентации представлены формы  "применениея инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной"...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Консультация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе" рассчитана на педагогов ДОУ. МОжет быть полезна при подготовке и проведении методических мероприятий для воспита...

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

Презентация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе" является дополнением к консультации для педагогов ДОУ. Может быть полезна старшим воспитателям при подготовке мет...

Презентация "Применение инновационных технологий в образовательном процессе."

Использование инновационных технологий в образовательном процессе формирует у воспитанников потребность в познании и умении учиться....

Доклад на тему: "Применение инновационных технологий в образовательном процессе ДОО"

В статье обсуждается проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, которая является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики....

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...