Методический кабинет, каким он должен быть в современных реалиях?
статья

Петухова Ирина Сергеевна

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам и воспитателям помощи в организации образовательных процессов, обеспечении их постоянного самообразования, обобщения передового педагогического опыта, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_kabinet_2.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методический кабинет, каким он должен быть в современных реалиях?

                                                        автор-составитель Петухова И.С.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях одним из главных вопросов является повышение качества дошкольного образования через повышение профессионального мастерства педагогических работников, усовершенствование образовательного процесса путем внедрения инновационных методик и педагогических технологий, оказание методической помощи при аттестации педагогических кадров и многое другое.

При решении этих вопросов возрастает роль методической деятельности в дошкольном учреждении, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образовательных услуг.

Изучением проблемы организации методической работы в дошкольном учреждении занимались следующие ученые: Л. В. Поздняк, Л. М. Волобуева, К. Ю. Белая, А. Н. Морозова, М. М. Поташник, В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич и др.

В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По мнению А.И. Васильевой, методическая работа в дошкольном учреждении – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми.

Л.И. Фалюшина рассматривает методическую работу как функцию управления качеством воспитательно–образовательной работы в педагогических системах, которая заключается в двустороннем процессе обучения и учения ее объекта, направленных для качественной педагогической деятельности по всестороннему воспитанию детей.

Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении К.Ю. Белая предлагает понимать целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива, повышение качества и эффективности учебно–воспитательного процесса.

По мнению Л.М. Волобуевой методическая работа – это часть целостной системы непрерывного образования воспитателей, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового опыта, способствующих повышению профессионального мастерства каждого педагога, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала всех педагогов, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Так или иначе, исследователи правы в одном, методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – копилка традиций дошкольного учреждения. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам и воспитателям помощи в организации образовательных процессов, обеспечении их постоянного самообразования, обобщения передового педагогического опыта, повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Во многих дошкольных учреждениях до сих пор методический кабинет воспринимается как личный кабинет методиста, что, по моему глубокому убеждению, не допустимо. Так как же организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром?

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Методический кабинет детского сада — это не личный кабинет методиста. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное не сколько игрушек находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т. д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоемкий и длительный процесс.

При организации материалов методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Из своего небольшого опыта работы в должности заместителя-заведующего по УВР могу посоветовать следующий прием: зная сильных воспитателей, увлеченных той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. Необходим в методическом кабинете и специальный отдел, содержащий труды классиков педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, я. А. Коменского, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Д. Б. Элъконина и других видных ученых. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами, и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, необходимо сразу заводить картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учить воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, т. к. на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета. В настоящее время при наличии в методическом кабинете компьютера старший воспитатель может создать электронную библиотеку методических материалов, пособий, художественных произведений для детей. Это позволит каждому воспитателю в любой момент воспользоваться тем пособием, которое ему нужно, даже если оно выдано на руки в печатном виде. Использование сети Интернет позволит заведующему и старшему воспитателю всегда быть в курсе самых современных технологий в сфере дошкольного образования, знакомиться с опытом работы детских садов по всей России и за рубежом. Сейчас практически у каждого детского сада есть свой сайт, где размещаются материалы о жизни конкретного учреждения, что дает возможность наиболее удачно представить работу учреждения, делает ее открытой для родительской общественности, вызывая стремление работать лучше и добиваться существенных результатов. Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.

Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное, своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного воспитания. В то же время в методическом кабинете должна быть сосредоточена информация о своем учреждении, авторских разработках. Здесь представлен план развития учреждения, годовой план, материалы педсоветов. Регулярно оформляются тематические выставки, которые не должны быть статичны, должны чаще меняться под разными, привлекающими внимание воспитателей рубриками.

Методический кабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы, проведения совещаний, семинаров, консультаций.

Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, со вкусом, располагать к беседе, творческой работе.

В детском саду бывают гости, коллеги, ежедневно приходят родители. И для них кабинет должен иметь исчерпывающую информацию.

Опыт, представленный в кабинете, должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Если все эти условия будут учитываться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет большую пользу в процессе повышения квалификации сотрудников, сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане дошкольного образовательного учреждения.

Важно помнить, что истинная оценка эффективности методической работы дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Воспитатель детского сада…каким он должен быть?"

Кто он воспитатель детского сада? Воспитатель детского сада – человек, которого дети видят порой чаще, чем собственных родителей......

Игровой уголок дома. Каким он должен быть?

Рекомендации родителям по оборудованию игровой зоны дома....

Эссе «Воспитатель... Каким он должен быть?»

Я желаю всем, кто посвятил себя служению детям (или решил посвятить), любить своих детей и настроиться на доброе отношение к детям, сделать их жизнь  радостной и счастливой....

Каким НЕ ДОЛЖЕН быть утренник в детском саду.

Информация для родителей и педагогов ДОУ....

"Воспитатель сегодня - какой он , кто он , каким он должен быть ?".

В данной статье мне хочется поразмышлять на тему , каким должен быть современный педагог дошкольного учреждения , какими качествами он должен обладать , какими знаниями и умениями ....