Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.
статья

Шумилина Вероника Владимировна

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.  Комплекс таких мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.  Комплекс таких мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Дошкольный возраст это самый основной период в  формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития,  который не повторяется  на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт  развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать  базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в  занятиях физической культурой и спортом.  Детский сад  должен постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка  на всех этапах его обучения и развития.

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медицинских работников, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие  педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровья,               технологии обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.                                                                         

Технологии сохранения  и стимулирования здоровья:

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.    Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.  С этой целью в своей работе  воспитатели нашего детского сада используют специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, сопровождая их  спокойной  классической  музыкой, звуками  природы, видео  релаксации.  Проводятся  в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

 Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок  времени.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах  физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая  гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей используется в группах  коврик-дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10  мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка. Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг).  При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более  раскованно,  чем на физкультурном занятии, и это  позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются  те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.  Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память.                                                                                                                    

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.  Занятия по профилактике и коррекции речевых нарушений  с детьми  проводит логопед.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко используется  музыка для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыка используется  перед сном, чтобы помочь с  трудом  засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включается  спокойная,  тихая, мелодичная , мягкая  музыка дети представляют  себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Очень важно обращать внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела. 

Сказкотерапия  используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе наши воспитатели  чаще используют  авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читают, но и обсуждают  с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используют  кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы -  основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.           Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к  здоровому образу жизни.                                                                                                                      

   Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Таким образом, проводимая   физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Список литературы.

1.Андреев В.И. Здоровьесберегающее обучение и воспитание. – Казань, 2000 г.

2.Сократов Н.В. и др. Дополнительное образование, как система современных технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Н.В.Сократов, И.Н.Корнева, А.В.Литвинова, В.Н.Феофанов. - Оренбург: Изд.-во ОГПУ, 2003.-С.260.

3.Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебно – методическое пособие / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2010. – 71 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду...

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, п...

Презентация: "Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду"

В данной презентации представлены цель, система здоровьесбережения, современные технологии, используемые в нашем детском саду. Слайды сопровождаются красочными фотографиями....