Статья: "Работа с родителями - большой и важный вопрос"
статья

Васенкова Светлана Александровна

Жизнь выдвинула нам, педагогам задачу, как сформировать человека, который бы отвечал требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №3, р.п.Октябрьский

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – БОЛЬШОЙ И ВАЖНЫЙ ВОПРОС

 Воспитатель: Васенкова Светлана                    

                                                                                      Александровна

2023 год

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ – БОЛЬШОЙ И ВАЖНЫЙ ВОПРОС

Васенкова С.А., воспитатель

МДОБУ детский сад №3 р.п. Октябрьский

     Жизнь выдвинула нам, педагогам задачу, как сформировать человека, который бы отвечал требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Решение этой задачи зависит от того, как складываются отношения между педагогами, воспитанниками и родителями. Семья усиливает наши успехи, но может и перечеркнуть их. Пассивность, безразличное отношение, недоверие к педагогам, нежелание идти на контакт – вот какие трудности испытывает педагог в работе с родителями.

      Поэтому важно найти эффективные формы с родителями. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы. Первая группа – это родители, занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Это родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например, в веселых стартах или субботнике. Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада. Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.д.

     Задачи работы ДОО по взаимодействию с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и восприятия детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

     В соответствии с ФГОС ДО определены принципы взаимодействия с семьей:

- принцип партнерства;

- открытость детских садов и семьи;

- сотрудничество педагога с родителями;

- создание активной, развивающей среды, обеспечивающие единые подходы;

- диагностика общих и частных проблем в восприятии и развитии ребенка.

     Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников делятся на два направления:

 Повышение педагогической грамотности                  Включение родителей в деятельность

          родителей воспитанников                                                           ДОО

(современные родители достаточно грамотны,

 имеют доступ к педагогической информации,

   приобретают педагогическую литературу,

      получают необходимую информацию

                         через интернет)

     Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные.            

     К коллективным формам относятся: групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического взаимодействия» и др. К выступлению на собраниях подключаем специалистов детского сада (психолога, логопеда, врача, и др.), а также специалистов среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.); создаем клубы по интересам – это может быть «Клуб любителей родителей» или «Читательский клуб». Цель родительских клубов – повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Проводим дни открытых дверей.

     Ознакомление родителей с жизнью детей в детском саду происходит также во время «Дней открытых дверей», проводимых 1 – 2 раза в год. Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продуманные программы мероприятия. Программа может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. Активно используем видеоролики реальной жизни ДОО, родители могут увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.

     Наглядно – информационная форма. Родители знакомятся с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. Прослушивают магнитофонные записи бесед с детьми, смотрят видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, изучают стенды, ширмы, папки – передвижки.

     Фронтальные и индивидуальные опросы родителей. Изучение социального портрета семьи воспитанников, проведение анкетирования, наблюдение за ребенком, беседы с членами семьи, организация совместных походов, спортивные мероприятия и др. помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной.

     В настоящие время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

     Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся: общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникать проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: конфликты между родителями из – за детей; родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания; жалобы воспитателей на пассивность родителей; невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из – за молодого возраста или небольшого опыта работы.

     Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например, от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Литература:

  1. Зверева О.П, Кротова Т.В. //Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект – 2005
  2. Комарова Т.С, Васильева М.А. //Программа дошкольного образования от рождения до школы – 2010
  3. Драчева О.М. //Проблема взаимодействия детского сада и семьи - 1998

     

       

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Работа эколога с родителями в детском саду. Клуб "Вместе веселей" 2 мл. гр.

Клуб "Вместе веселей" 2 младшая группа. Тема: "Добрая зима для птиц"...

Статья. Работа эколога с родителями в детском саду. Клуб "Вместе веселей" от 5 до 7 лет

Работа детско-родительского клуба "Вместе веселей" дошкольники от 5 до 7 лет. Тема: "Познай природу!"...

Консультация для родителей: "Физическое воспитание детей. Важные ответы на важные вопросы"

в какую секцию отдать ребенка, с чего начать физически развивать своего ребенка....

Статья. Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Работа с родителями   по вопросам сохранения и укрепления здоровья  детей дошкольного возраста....

Статья "Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей"

Робонен Виктория Сергеевна,Воспитатель ГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: в...

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно 1. Есть ли у вас дома библиотека, и как она выглядит? * несколько книжных полок; * книжный шкаф; * стеллаж с книгами; *

Цель: демонстрация практического педагогического опыта изготовления обереговых кукол Самарского края.Задачи:-поделиться с коллегами опытом работы и показать последовательность изготовления тряпичной к...