Тема: "Народная культура и традиции"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Баталова Елена Ивановна

Конспект беседы, презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект беседы в подготовительной группе на тему: «Народная культура и традиции»

Подготовила и провела воспитатель Баталова Елена Ивановна

Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.

Воспитывать чувство гордости за Россию. Развивать интерес к культуре русского народа: быт, одежда, устное народное творчество. Вспомнить историю русской народной игрушки, разнообразие материалов при её изготовлении. Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, как можно приветствовать друг друга  

друга. 

 Ответы детей: Здравствуйте, доброе утро, добрый день.

 Воспитатель: А прослушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга 

Ответ детей: Очень давно

Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в давние времена. Посмотрите к нам пришли Маша и Ваня. Какая необычная у них одежда. Кто-нибудь может рассказать о ней? 

Ответы детей: Сарафаны и рубашки

Воспитатель: Да ребята, женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной – одинаковой. Рубаху – с косым воротником и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами – кушак. Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Ребята полюбуйтесь, как красиво! Одежду делали своими руками. Ткань сами ткали, выбеливали, кроили, шили, вышивали. Отсюда и пошли пословицы: 

«Труд кормит, а лень портит» 

 «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Пословицы – это народная мудрость. А наши предки были очень трудолюбивы.

Воспитатель: Всякое житьё начинается с дома, а в каких домах жили русские люди в прошлые времена? 

Ответы детей: В деревянных

Воспитатель:  Почему строились деревянные дома? 

Ответы детей: Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие.

 Воспитатель: Вот перед нами деревянное жилище (показывает иллюстрации). Как по-другому называли жилье в старину? 

Ответы детей: Терем, изба 

Воспитатель: Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.) Что внутри этой избы?  

Ответы детей: Русская печь

Воспитатель: Она занимала почти пол-избы. О ней людям говорили: «Печь - Матушка». Почему так говорили? 

Ответы детей: Она и накормит, и напоит, и обогреет, на ней спали.

Воспитатель: Правильно ребята, взрослые в старину, чтобы прокормить семью, трудились от зари до темна. А что делали дети? 

Ответ детей: Помогали взрослым, играли 

Воспитатель: Правильно, а вечером детки залезали на печь. Прежде чем уснуть, родители рассказывали им сказки. Вспомните, какие русские народные сказки вы знаете? 

Ответы детей: Колобок, Курочка ряба, Репка 

Воспитатель: Молодцы, а чтобы позабавить, пели плачущим малышам народные песенки потешки, такие, как «Жили у бабуси», «Жил-был у бабушки». Пели взрослые колыбельные народные песенки. Сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки – всё это народный фольклор. Давайте скажем все вместе «Фольклор» Это слово иностранное, английское, обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Поэтому мы бережем нашу культуру.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать в какие русские народные игры дети играли в старину. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью. Игры – это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как: «Ловишки», «Ручеёк», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки. Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она…

Ответ детей: Жмурки!

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день…

Ответ детей: Прятки!

Воспитатель: Правильно, а давайте поиграем еще в одну русскую народную: «Шла коза по лесу». Игра: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

В центре круга - коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной. Под музыку начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу (идут по кругу, взявшись за руки)

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу  (останавливаются лицом в круг)

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу (коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга)

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (все участники игры прыгают)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (все выполняют движение, согласно тексту)

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся (все кружатся)

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся (поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются) (Игра повторяется 2-3 раза.)

Воспитатель: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. А землю называли кормилицей. Этим они очень дорожили и охраняли. Ребята, а в старину охранял свой народ, свою землю от врагов. 

Ответы детей: Да

Воспитатель: А кто на такой печи долго пролежал один из русских богатырей. Как его звали? 

Ответы детей: Илья Муромец.

Воспитатель: Правильно, а звали его Муромец потому, что богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома. Он нёс богатырскую службу. Есть такая

пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом» Илья Муромец был не из богатой семьи, но о нем все знают. Давайте все вместе повторим эту пословицу еще раз.

Дидактическая игра «Назови доспехи богатыря» (На доске картинки с богатырскими доспехами: кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)

Воспитатель: С кем был первый бой Ильи Муромца? 

Ответы детей: С Соловьем - разбойником

Воспитатель: 1. Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

2. Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Какими должны быть все богатыри? 

Ответы детей: Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.

Воспитатель: Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

Воспитатель: (показывает на стенде) Ребята, это игрушки – «самоделки». Почему так их называют? 

 Ответы детей: Их делали своими руками

Воспитатель: Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого. Это называется народный промысел. Из какого материала сделаны эти игрушки? 

Ответы детей: Из дерева

Воспитатель: Правильно такие игрушки делали из дерева. Игрушки отличаются друг от друга формами, узорами, цветами. Сегодня мы поговорили о чем?

Ответы детей: О народной культуре и традициях России, о народных костюмах, сказках, играх, о богатыре Илье Муромце, о его доспехах.

Воспитатель: Молодцы, Вам понравилось наше путешествие в страну стародавнюю?

Ответы детей: Да


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарное тематическое планирование по физкультуре для дошкольников по теме "Народная культура и традиции"

Календарное планирование по теме "Народная культура и традиции"2 младшая ,средняя,старшая,подготовительная группы-Комплексы утренней гимнастики-Гимнастика для глаз-Пальчиковая гимнастика-Дыхательная г...

Технологическая карта по теме "Народная культура и традиции"

В соответствии с современными требованиями к освоению программы дошкольного воспитания, основное внимание направлено на формирование у детей таких знаний, как первичные представления о се...

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа

календарное планирование по теме:"Народная культура и традиции" младшая группа...

Статья на тему "Народный праздник- традиция, духовный облик, сохранение и развитие национальной культуры"

Вступительное слово о важности сохранения духовно- нравственных ценностей народа, его традиций и праздников. Сценарий праздника"Масленица" , Фотографии праздника....

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя».

Данное методическое пособие может использоваться воспитателями старшей группы ДОУ при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми в ознакомлении с народными традициями и обычаями России...

7 Календарное планирование по теме: «Народная культура и традиции» по ФГОС в подготовительной группе

Подготовительная   группа тема: «Народная культура и традиции»Программное содержание: 1.Ознакомление детей  с волшебной сказкой, афоризмами, народными приметами, героическим эпосом; дат...

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе

Планирование организованной образовательной деятельности по теме "Народное творчество, культура и традиции" в старшей группе...