Картотека дидактических игр для старших дошкольников
картотека (старшая группа)

Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод»

Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. Учить правильно называть их. Обобщить знания о вреде и пользе грибов и ягод для здоровья.                                                                                  Материал: игровое поле, фишки, кубик.                                                            Ход: Перед началом игры фишки ставят туда, где начинается дорожка. Игроки пойдут по тропинке, и будут собирать грибы и ягоды. Перед тем как передвинуть фишку, надо бросить кубик. Сколько точек окажется на его верхней грани – на столько клеточек нужно передвинуть фишку вперед. Если фишка попадает на клеточку со съедобным грибом или ягодой, следует передвигаться вперед, туда, куда показывает стрелочка. А если фишка оказалась на клеточке с несъедобным грибом или ядовитым растением – придется вернуться назад, также ориентируясь на стрелочку. Участники игры должны называть гриб или ягоду, которые попадаются по ходу игры. Побеждает тот, кто первым соберет полную корзину грибов и ягод.

 

Дидактическая игра «Приготовь обед»

 

Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.                                           Материал: картинка с изображением пустых тарелок, вазочек для десерта, салатниц и чайной чашки, карточки с нарисованными продуктами.                 Ход: игрок «заполняет» пустую посуду так, чтобы получилось меню полезное для здоровья. Пусть игрок расскажет, почему он выбрал именно эти продукты.

 

 

Дидактическая игра «Витамины и здоровый организм»

 

Цель: закрепить знания детей о витаминах, их влиянии на организм человека. Материал: карточка – лабиринт изображающая человека и ведущие к нему стрелочки от обозначения витаминов  А, В, С, D; карандаш.                               Ход: ребенок по линиям прослеживает влияние витаминов на различные части тела (организма) человека.

 

     Дидактическая игра «Витаминные домики»

 

Цель: закрепить и обобщить знания детей о витаминах А, В, С; в каких продуктах содержатся.                                                                                     Материал: расчерченные на несколько ячеек карты-поля в верхней части буква, обозначающая витамин; игральные карточки с изображением продуктов питания, овощи, фрукты.                                                             Ход: дети берут себе по одной карте, ведущий показывает карточки с изображением продуктов. Игрок берет карточку к себе на поле, если в изображенном продукте есть витамин, обозначенный на его карте-поле.

 

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: формировать представления детей о спорте. Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека.                                                  Материал: разрезные картинки, изображающие некоторые виды спорта.            Ход: детям предлагается по образцу собрать разрезанные на несколько частей картинки, назвать вид спорта. Затем с помощью характерных движений показать каким видом спорта они хотели бы заниматься или уже занимаются, а остальные должны угадать, кто был изображен (лыжник, пловец, гимнаст и т.д.)

 

 

 

 Дидактическая игра «Найди предмет»

 

Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, учить различать личные и общие в пользовании предметы гигиены. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.                                              Материал: карточки с картинками (шампунь, мыло, расческа и т.д.)                    Ход: ребенок называет предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи и предметы, которые предназначены для личного пользования. Предложить посчитать, сколько раз в день ребенок пользуется тем или иным предметом, в каких случаях он это делает и для чего (не попали в организм микробы, не заболеть).

 

 

 Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»

Цель: закреплять представления детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах. Учить осознано подходить к своему питанию.                                                                                                   Материал: карточки с изображением продуктов питания, готовых блюд.         Ход: дети выбирают себе карточку, рассматривают ее и рассказывают, какая еда, изображенная на картинке полезна для здоровья, а какая наносит вред. Остальные дополняют (обращать внимание детей на способ приготовления).

 

 

       Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

 

Цель: формировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.                                                                     Материал: картинки с «неправильными» изображениями режимных моментов.                                                                                                                      Ход: ребенок рассматривает картинку и рассказывает об «ошибках» художника, а также о вреде для организма, когда нарушается его внутренний распорядок.

 

 Дидактическая игра «Кубик»

 

Цель: закреплять знания детей о правильном режиме дня, о его последовательности и необходимости для здоровья.                                             Материал: кубик, на гранях которого картинки, изображающие режимные моменты.                                                                                                                Ход: ребенок бросает кубик и называет, выпавший режимный момент, а также время суток, предшествующий и последующий шаг в режиме.

 

 

 

 

        Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое   плохо".


       Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое  поведение может привести          к несчастию,         болезни.
  Игровая задача: Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо",  объяснить  свое           решение.
   Правила         игры:
  выражать мимикой свое отношение детям следует только  после вопроса "Ребята,         это         хорошо         или         плохо?"
  Демонстрационный         материал:
 Отрывки их художественных произведений,  жизненные факты о хорошем и плохом  поведении человека, детей, группы.                                                    Ход         игры:
  Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому  поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем;   хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на  вопросы         воспитателя.
   Примерный         тест.
  Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
  Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

 

  Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

 

Цель: закреплять знания детей о предметах гигиены, учить объяснять необходимость этих предметов для здоровья человека.                           Материал:  мыло, расческа, носовой платок,  полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды.

 

Ход игры: Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок,  полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.

                                 Лото  «Витамины»

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о витаминах  А, В, С, в каких продуктах они содержатся, какую роль играют для организма человека.         Материал: карточки лото с изображением продуктов питания.                              Ход игры: участники  игры берут себе большие карты-поля, ведущий показывает карточки с изображением продуктов, ее забирает тот у кого на поле есть этот продукт. Усложнение: сказать для чего полезен этот витамин.

 

 

 

         Дидактическая игра «Режим»

 

Цель: формировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.                                                                     Материал: карточки с изображением сцен из жизни детей в детском саду.           Ход: ребенок берет себе карточку, рассматривает ее и описывает что изображено на карточке, затем называет часть суток, когда это нужно делать.

 

 

 

 

Дидактическая игра « Полезные и вредные продукты»                         

 

Цель: закреплять представления детей о значении продуктов питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах.                                          Материал: продукты или карточки с изображением, две корзины с синим и красным (запрещающим) бантами.                                                                   Ход: дети отбирают продукты  (карточки) полезные и вредные в разные корзины, объясняют свой выбор.

 

 

 

             Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»

 

Цель: закреплять знания детей, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.                                                                                 Материал: бумажные куклы и наборы различной одежды, картинки с изображением времен года (пейзажи с различной погодой).                         Ход:  ведущий показывает картинку (пейзаж) и предлагает детям одеть кукол в соответствующую одежду. Усложнение: одень кукол для определенной цели: день рождения, спортивный праздник.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.

Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

Картотека дидактических игр для старших дошкольников по воспитанию гуманного отношения к сверстникам

Содержание игр направлено на преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других....

Картотека дидактических игр для старших дошкольников по формированию представлений о семье

Мама, папа, я - дружная семья! Но не надо забывать про остальных родственников: сестёр и братьев, бабушек и дедушек, дядей и тётей. Они тоже часть вашей большой и дружной семьи. Но нельзя забывать и о...

Картотека дидактических игр для старших дошкольников, способствующих формированию привычки к ЗОЖ через ознакомление со своим организмом.

Предложенные дидактические игры помогут обогатить представления старших дошкольников об органах и системах человеческого организма,о полезных и неполезных для здоровья продуктах, об опасных предметах,...