Картотека дидактических игр для старших дошкольников по развитию связной речи
картотека по развитию речи

Юдина Светлана Борисовна

КАРТОТЕКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_starshih_doshkolnikov.docx13.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для старших дошкольников
по развитию связной речи


1. Игра «Профессии»
Цель: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку
профессии.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей, определенных
профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель,
парикмахер, художник, пожарник, врач.
Ход игры.
Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека
данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит
дом»; «Учитель учит детей в школе».


2. Игра «Закончи предложение»
Цель: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Ход игры.
Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить
предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь
на картинки.
Например: «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака
грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».


3. Игра «Почини предложение»
Цель: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить
языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в
которых слова – существительные в именительном падеже, глаголы – в
начальной форме.
Ход игры.
Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить,
чтобы получилось нормальное предложение.
Например: «Мама, ваза, конфеты, класть» и «Мама кладет конфеты в вазу»;
«муха, на, стекло, сидеть» в «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать,
интересная» в «Я читаю интересную книгу».


4. Игра «Моя семья»
Цель: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в
различных ситуациях.
Ход игры.
Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что
делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и
т.д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор,
читает газету ит.д.).


5. Игра «Где спрятана игрушка»
Цель: развивать у детей навыки ориентации в пространстве, научить
понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Ход игры.
Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает
ребенку словесную инструкцию, как ее найти.
Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на
полке, между мишкой и матрешкой. Или дойди прямо до дерева, обойди его
и за ним под кустом найдешь машину. Ребенок должен выполнить заданные
действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где
находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой.
Машина лежала под кустом».


6. Игра «Маленькое нужное слово»
Цель: познакомить детей со знанием в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель),
сюжетные картинки.
Ход игры.
Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская
предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь
не хватает.
Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка
спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку
составить предложения с маленьким словом по картинке.


7. Игра «Составь рассказ»
Цель: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Ход игры:
Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по
порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может
задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок
будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием
начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к
составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более
самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию,
объясняя причины того или иного пропуска героев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму дея...

Январь. Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯИ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи

Картотека дидактических игр на активизацию  словаря и развитие связной речи...

Картотека дидактических игр НА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Картотекадидактических игрНА АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРЯ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ...

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЛИПУЧКАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие детей – одна из актуальных проблем современности. И, конечно, все мы знаем, огромную роль в этом играет детский сад. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, допо...

Дидактические игры на липучках, как средство развития связной речи дошкольников

Дидактические игры на липучках как средство развития связной речи дошкольников с ЗПРАктуальностьАктуальность   этих развивающих игр заключается в том, что, работая с детьми с ЗПР, очень труд...