Консультация "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
консультация

Павличенко Мария Владимировна

Артикуляционная гимнастика в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_i_ee_znachenie.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Артикуляционная гимнастика и ее значение»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение,  он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами  о совместной деятельности.

И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, нёбо, нижняя челюсть. Добиться чёткого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата,                   их способности перестраиваться и работать координировано.                   Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений речевых

положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для органов аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных правильного произнесения той или иной фонемы (звука).

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

-Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 5-7 минут.

-Комплекс упражнений должен соблюдать определенную последовательность от простого к сложному.

-Проводить гимнастику эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения (статическое, динамическое и на развитие речевого дыхания для малышей); 4-5 (средний возраст; 2 – статических, 2-3 – динамических и 1 на речевое дыхание); 5-7 упражнений (старший возраст 2-3 – динамических, 2-3 статических и 1 на речевое дыхание, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз. Если дети выполняют какое – то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно будет обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому чаще показывайте ребенку, как делать то, или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т. к. в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя!

Этапы проведения гимнастики:

-Рассказать о предстоящем упражнении, используя игровой прием.

-Показать его выполнение

-Упражнение выполняют все дети

Воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)

Комплексы артикуляционной гимнастики  - это небольшое количество упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата.

Упражнения бывают статические (длительное удержание позы) и динамические (чередование упражнений). При выполнении АГ(артикуляционной гимнастики) не должно быть сопутствующих движений (качание головой, пришепетывание, прихлопывание, движение глаз…). АГ должна проводится в игровой форме.  В течении 3-5 минут, не дольше. Комплексы АГ составляются на основе развития звуков в онтогенезе: гласные, свистящие, шипящие, соноры.

Артикуляционную гимнастику следует начинать с упражнений для губ,

Для выполнения артикуляционных упражнений необходимо использовать индивидуальные средства гигиены.

Необходимо помнить, что часто у ребёнка не получается выполнить то или иное упражнение, если вы видите что ребёнок старается, пробует – не скупитесь на похвалу и добрые слова. Подбадривайте ребёнка. Проводить упражнения лучше эмоционально, в игровой форме.

за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, следит проводящий артикуляционную гимнастику.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо также учитывать возрастные особенности детей 

(КОМПЛЕКСЫ АГ НА ДЫХАНИЕ

  • Сдуть ватку с ладони
  • «Загнать» ватку в «ворота»
  • Задуть свечу
  • Понюхать цветок ( носом вдох, ртом – выдох)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

  • Игровые упражнения по уточнению артикуляции гласных звуков:
  1. качаем куклу: а-а-а
  2. гудит паровоз: у-у-у
  3. сделаем бублик: о-о-о
  4. смеёмся беззвучно: э-э-э
  5. улыбнуться : и-и-и
  • уточнение артикуляции губных звуков: м,мь,п,пь,б,бь

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ: ( с.сь,з,зь.ц):

  • «заборчик» ( зубы вместе)
  • « улыбка» ( улыбнуться, обнажив зубы)
  • « блинчик» ( широкий язык, распластанный на нижней губе)
  • Подуть на высунутый язык на нижней губе
  • Горка ( кончик языка за нижними зубами, спинка языка выгнута. Рот открыт)
  • Накажем непослушный язычок ( широкий  язык на нижней губе, верхней губой похлопаем по нему: пя-пя-пя)

КОМПЛЕКСЫ АГ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ( ш,ж,ч,щ):

  • Комплексы для свистящих
  • « Маляр» ( движение широким языком по небо взад перед)
  • Вкусное варенье ( широким языком облизать верхнюю губу)

КОМПЛЕКСНОЕ АГ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

  • Комплекс для свистящих;
  • Комплекс для шипящих
  • Комплекс для Л, ЛЬ
  1. « Накажем « непослушный язычок»
  2. «Блинчик»
  3. « Вкусное варенье»
  4. « Болтушка» (бл-бл-бл)
  5. «Качели» ( язык за верхние, а затем за нижние зубы)
  6. « Лошадка»
  • Комплекс для Р,РЬ
  1. « Лошадка»,
  2. « Вкусное варенье»
  3. « Болтушка»
  4. « Барабанщик» ( д-д-д)
  5. « Чистим зубы» ( гладить языком по внутренней части верхних резцов)
  6. « Грибок»

Итак, сейчас я расскажу о некоторых методах и приёмах проведения артикуляционной гимнастики с детьми.

Самый распространённый прием использование картинок  Для каждого упражнения своя картинка. Она должна быть яркая, цветная, достаточного размера и, конечно, отражать суть упражнения.

Возможно использование фотографий, картинок других детей с правильным показом необходимого упражнения.

Подобно сказкам можно подобрать подходящие упражнения к изучаемой лексической теме. Например, артикуляционная гимнастика к занятию по лексической теме «Домашние животные».Описание, согласно теме занятия названия упражнения:

Телёнок мычит, зовёт маму. «Улыбка» - «Трубочка»

Щенок хвастается зубами. «Заборчик»

Собака виляет хвостом. «Змейка»

Кот лакает молоко. «Вкусное варенье» Лошадка скачет. «Лошадка»

Работу над развитием артикуляционной моторики необходимо проводить систематически. Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика в детском саду 3-5 лет (карточки)

19 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Воробьи-воробышки, Киска, Цирковые медвежата, Заинька-зайчишка и другие. В заключ...

Утренняя гимнастика в детском саду 2-3 лет (карточки)

19 страниц (комплексов) и 13 страниц приложения. В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, игрового характера: Звонкие погремушки, Герои сказок, Любимые игрушки, и другие.А также упражне...

Утренняя гимнастика в детском саду 6-7 лет (карточки)

13 страниц (комплексов). В каждом комплексе утренней гимнастики есть свой сюжет, интересный и знакомый детям персонаж: Времена года, Деревья, кустарники, Виды спорта, Птицы и насекомые, Мы дружные и д...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

«Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики в детском саду».

Презентация «Ритмическая гимнастика как форма проведения утренней гимнастики  в детском саду»....

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений дыхательной гимнастики.

Дыха­ние является самым первым навыком, которым должны овладеть ребенок,  которого мы учим петь. От дыхания зависят сила и длительность звука, его тембр.  Овладеть навыком певческог...