Психофизиологические особенности общения детей дошкольного возраста
консультация

В статье раскрываются формы, проблемы и особенности общения детей дошкольного с взрослыми. Общение ребенка с взрослым является непременным условием его психического и личностного развития. Взрослый человек выступает для ребенка многосторонним, авторитетным источником знаний и опыта. Но особенно важным является общение с взрослыми в дошкольном возрасте, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_23.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

В современном мире общение является главным условие и основным способом для жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Жизнь каждого человека буквально пронизана его контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его  человеческого развития.

Советский психолог М. Лисина различат особенности общения детей с взрослыми и сверстниками. Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые шесть лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. И чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение с взрослыми. [2, с. 51]

Психолог  выделяет три формы общения дошкольников с взрослыми с трех до шести лет: ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Ситуативно-деловая форма общения (от шести месяцев и до трех лет) разворачивается в процессе совместных с взрослым манипуляционных действий и удовлетворяет  потребность малыша в сотрудничестве. Ребенку недостаточно доброжелательного внимания. Взрослый теперь нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношение, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет с ними что-то делать». «Деловые» качества взросло и, следовательно, деловые мотивы выходят на первый план. [1, с. 112].

Средства общения на этом этапе также существенно обогащаются. Ребенок уже может самостоятельно ходить, манипулировать с предметами, принимать различные позы. Все это приводит к тому, что к экспрессивно-мимическим добавляются предметно-действенные средства общения – дети активно пользуются жестами, позами, выразительными движениями.

Сначала дети тянуться только к тем предметам и игрушкам, которые показывают им взрослые. В комнате может находиться много интересных игрушек, но дети не будут обращать на них внимание, и будут скучать среди этого изобилия. Но как только взрослый возьмет одну из них и покажет, как с ней играть (как двигают машины, как прыгает собачка, как можно причесывать куклу и пр.) дети потянуться именно к этой игрушке, она станет самой нужной и интересной.

Это происходит по двум причинам. Во-первых, взрослый человек остается для ребенка центром его предпочтений, в силу этого он наделяет привлекательностью те предметы, к которым прикасается. Эти предметы становятся нужными и предпочитаемыми потому, что они в руках взрослого. Во-вторых, взрослый показывает детям, как можно играть и в эти игрушки. Сами по себе предметы никогда не подскажут, как ими можно играть или пользоваться. Только другой, старший человек может показать, что на пирамидку нужно надеть колечки, куклу можно кормить и укладывать спать, а из кубиков можно построить башню. Без такого показа ребенок просто не знает, что делать с этими предметами, а потому и не тянется к ним. Чтобы дети стали играть с игрушками, взрослый обязательно должен сначала показать и рассказать, что можно делать с ними и как играть. Причем, показывая те или иные действия с предметами, важно не просто совершать их, но постоянно обращаться к ребенку, разговаривать с ним, смотреть ему в глаза, поддерживать и поощрять его правильные самостоятельные действия. Такие совместные игры с предметами представляют собой деловое общение или сотрудничество ребенка с взрослым. Потребность в сотрудничестве является основной для ситуативно-делового общения. [4, с. 61].

Особенность ситуативно-деловой формы общения заключается в следующем:

  1. ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой, горшком), играть с игрушками, одеваться, умываться и пр.
  2. происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов (восприятия, внимания, наглядно-действенного мышления, памяти);
  3. начинает проявляться активность и самостоятельность ребенка - манипуляция с предметами, он впервые чувствует себя независимым от взрослого и свободным от свои действий; он становится субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;
  4. появляются первые слова ребенка: чтобы попросить у взрослого нужный предмет, ребенку необходимо назвать его,  то есть произнести слова, причем эту задачу – сказать то или иное слово  - ставит перед ребенком взрослый. [5, с. 45].

Особенно важно, что сам ребенок без побуждения и поддержки взрослого говорить никогда не начнет. В ситуативно-деловом общении взрослый постоянно ставит перед малышом речевую задачу – показывая ребенку новый предмет, он предлагает ему назвать этот предмет, то есть произнести вслед за ним слово. Так во взаимодействии с взрослым по поводу предметов возникает и развивается главное специфически человеческое средство общение, мышление и саморегуляция - речь.    

После трех лет формируется внеситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную с взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребёнка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение с взрослым. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве как эрудит, способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, но необязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становиться речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.    

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения с взрослым – внеситуативно-личностная. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека.  [3, с. 204].

Таким образом, в дошкольном возрасте у детей последовательно сменяются четыре формы общения. Задача педагога учитывать возрастные особенности детей при проведении образовательной деятельности. А также проведение  просветительской  работы  с родителями, направленной на развитие общения детей с близкими взрослыми.

Список литература

  1. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Москва-синтез, 2012. 350с.
  2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Питер, 2009. 400с.  
  3. Шипицына Л.Н., Защиринская О.В. Азбука общения. Детство пресс, 2010. 360с.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Питер, 2008. 400с.
  5. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? Апрель, 2008. 300с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности общение детей дошкольного возраста с недоразвитием речи

у детей с недоразвитем речи есть особенности о которых нужно знать....

Статья "Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками"

Раскрывается понятие общения, его психологические основы, рассматриваются особенности общения детей дошкольного возраста....

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Психофизиологические физкультминутки для детей дошкольного возраста. В помощь педагогам дошкольных групп

Психофизиологические ежедневные физкультминутки, позволяющие активизировать межполушарное взаимодействие, для развития эмоцианальной, умственной и физической активности. Младший дошкольный и старший д...

Консультация для педагогов "Особенности развития общения детей дошкольного возраста"

О наличии у ребенка потребности в общении со взрослыми и другими детьми выделяют четыре признака:- первый признак – внимание и интерес к другому человеку;- второй признак – эмоциональный о...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

В статье анализируются возрастные закономерности общения в дошкольном возрасте, указываются основные направления развития общения в дошкольном детстве, приводятся результаты эмпирического исследования...