Коммуникативные навыки у детей с ОВЗ
консультация (средняя группа)

Ганжа Ирина Васильевна

Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от взрослых, которые занимаются с ребенком, зависит многое. Прежде всего - от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем. Как мы знаем, ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра. Мы пришли к выводу, что будем формировать коммуникацию посредством коммуникативных игр и упражнений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_kommunikatsii_23.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Парус»

г. Волгодонска (МБДОУ ДС «Парус» г. Волгодонска)

Семинар на тему:

«Организация коммуникативных игр на групповое взаимодействие воспитанников с использованием средств альтернативной дополнительной коммуникации» 

ПОДГОТОВИЛА: воспитатель I квалификационной категории

 Ганжа Ирина Васильевна

        

Волгодонск, 2023г.

      2 Дошкольное детство - небольшой, но очень важный период становления личности. Первоначальные знания об окружающей жизни ребёнок приобретает в дошкольные годы, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер и самостоятельность.

        Все это происходит с развитием и применением коммуникативных навыков и желания взаимодействовать с окружающими.

        Мы всегда в потоке общения. Коммуникация – основа нашей жизни. Коммуницировать необходимо всем.

        Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас.

   3    Зачем нужна коммуникация?

1.     Когда  у детей  нет возможностей себя выражать, а потребности у них, безусловно, есть самые различные, как правило, дети находят какой-то путь, какой-то способ как-то влиять на окружение. Зачастую это выливается в какое-то проблемное поведение.

2. Если ребенок почувствует интерес к своей личности, то он пойдет на контакт гораздо проще. Частое обращение к темам, которые близки ребенку, поможет ему стать менее замкнутым. Такие дети хорошо воспринимают прикосновения, жесты, мимику, чувствительны к интонации.

3.     Возможности, которые для нас открывают альтернативные и дополнительные коммуникации, и вообще коммуникации - это возможность чувствовать себя в безопасности потому, что если мы можем сообщать другим людям, что с нами происходит и понимать других людей, и предсказывать те события, которые с нами будут происходить, мы чувствуем себя в гораздо большей безопасности.

4.     Возможность общаться с другими людьми - она способствует развитию саморегуляции, как некоторому постепенному этапу - да, если я знаю, что будет происходить, я могу готовиться к этим событиям и регулировать себя соответствующим образом. Если я ничего не понимаю, то есть, для меня мир мало предсказуем, то и возможности регулировать себя в таких экстремальных ситуациях у меня гораздо меньше.

5.     Коммуникация открывает для нас возможность повышения независимости и автономии, самостоятельность принятия решений.

6.     Поддержка познавательного и социального развития, что невозможно без общения, без каких-то возможностей понимать и сообщать.  

  4  АДК –  это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило  АДК: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

         Дети, которые нашли и восприняли свое средство коммуникации, становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

   5   Способность к коммуникации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от взрослых, которые занимаются с ребенком, зависит многое. Прежде всего - от их уверенности в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или будет способен на это в будущем.

        Как мы знаем, ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра. Мы пришли к выводу, что будем формировать коммуникацию посредством коммуникативных игр и упражнений.  

 6,7   В своей работе с детьми используем логоритмические ритуалы. Используем их при смене режимных моментов (от завтрака к занятиям, с прогулки к мытью рук и т.п.). Дети с удовольствием, очень дружно, идут на контакт друг с другом. Но как в любом правиле, есть исключения.

    8   Развиваем коммуникативные навыки с помощью таких игр, как «Математические пазлы», «Собери целое», «Дружные ребята». Все игры сопровождаются текстом или звукоподражанием. Направлены такие игры на сплочение детского коллектива. В нашей группе дети с разными возможностями, и для каждого стараемся подобрать игру по силам или ставим в пару с более сильными по интеллекту детьми. Игра «Дружные ребята» фрагментарно проходит в течение всего дня.

  9     Дети увлекаются совместной игрой в конструктивных  и хороводных играх. Стоит кому – нибудь из детей начать строить постройку, обязательно находятся те, кто стремиться повторить или построить что то свое, а кто то просто наблюдает. 10 Хороводные игры проводим чаще на улице, перед свободными играми детей. Само построение хоровода - круг - воспитывает ребят. Расположение участников на одинаковом расстоянии от центра создаёт ощущение равенства. В хороводной цепочке каждый ребёнок понимает значимость движения в такт музыке или напеву, в соответствии с правилами. За целостность хоровода ответственны все, эта игра способствует организованности группы.   

   11  Пальчиковая гимнастика развивает мелкую моторику, а тем самым - речевую активность, умственные способности, психические процессы.

Было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют не только мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

       Внимание и память у наших детей развиты недостаточно, ребенок сможет запомнить только начало или конец фразы. Также возможны неточности при выполнении движений. Поэтому при заучивании любого упражнения требуются время и терпение.  

  12 И в заключение хочу сказать о том, что внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков.  

«ПАРОВОЗ»

Едет, едет паровоз

Три трубы и сто колес

Чух – чух – чух, чух – чух – чух.

(дети идут друг за другом, держась за талию впереди идущего)

«ЗМЕЙКА»

Ша – ша – ша, ша – ша – ша

Змейка наша хороша.

Шу – шу – шу, шу – шу – шу

Змейку слушаться прошу.

Ши – ши – ши, ши – ши – ши

Я и змейка хороши!

(дети идут вперед взяв за руку соседа)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»

Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...

опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»

laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...

Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)

Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....

Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...