Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)

Грязева Ольга Геннадьевна

Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста.  В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «разновозрастное общение».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_sodruzhestvo_23.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитатели:

Группа « Теремок»-О.Г Грязева

группа «Одуванчик» - Ю.В.Вахрушева

И.А. Шевякова

Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «разновозрастное общение».

Важность разновозрастного общения определяется еще и тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка разновозрастные группы большая редкость. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально- комфортном общении со старшими и младшими в семье, могут проявляться негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, разновозрастное общение может помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию себя и других и снять многие проблемы, возникающие в дошкольном детстве.

В разновозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. В любом возрасте разновозрастное общение является существенным фактором развития личности ребенка. Одна из самых важных задач дошкольного образования – воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, научить малышей общаться не только с взрослыми, но и с другими детьми, в том числе – с детьми разного возраста. Взаимодействие детей младшего возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. У детей младшей группы наблюдается страх, тревожность, смена настроений при смене обстановке, к приходу новых людей в группу. Старшие дети имеют потребность и запас необходимых знаний и умений, которыми можно делиться с младшими. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп.

Особое место в нашем сообществе отводится семье, так как благодаря информированию, мотивации родителей на участие в мероприятиях будут созданы благоприятные предпосылки для продуктивного время препровождения родителей с детьми.

Цель реализации культурной практики «Содружество»: формирование опыта у детей дошкольного возраста взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности.

Задачи:

Средний дошкольный возраст:

• способствовать установлению добрых отношений между воспитанниками, стимулировать желание общаться со старшими детьми;

• пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность;

• расширять представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.

Старший дошкольный возраст:

• обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную деятельность;

• развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в мероприятиях, играх.

• развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.

План реализации проектной деятельности в сообщества «Содружество»

на 2023 – 2024 год.

Календарь значимых дат и событий

Наименования дат и событий

Форма проведения мероприятия

4 октября

11 октября

24 октября

28 октября

Всемирный день животных

Международный день девочек

День желтых листьев

День бабушек и дедушек в России

Просмотр видео ролика о животных.

Тематическое мероприятия « Маленькие хозяюшки»

«Лэнд арт»на прогулочном участке

Творческая мастерская « Подарок для бабушки и дедушки»

9 ноября

18 ноября

20 ноября

27 ноября

День первых признаков зимы

День рождения Деда Мороза

Всемирный день ребенка

День матери

Литературное развлечение «Вот она какая поздняя осень».

Педагогическое мероприятие на свежем воздухе «День Деда Мороза»

Развлечение « Мы веселые ребята»

Развлечение в музыкальном зале вместе с мамами « Моя любимая мамочка»

4 декабря

15 декабря

19 декабря

День написания писем деду морозу

Международный день чая

День морозных узоров

Образовательная ситуация « Письмо Деду Морозу»

Тематическое развлечение «Мы за чаем не скучаем».

Творческая мастерская по изготовлению символа года и рисование узоров техникой « по мокрому»

12 января

11 января

25 января

День снежной королевы

Всемирный день спасибо

День счастливых снеговиков

Игровое развлечение « В гостях у Снежной королевы»

Игровая ситуация« Уроки вежливости от Незнайки»

Педагогическое мероприятие на свежем воздухе « Парад снеговиков»

6 февраля

10 февраля

11 февраля

22 февраля

День памяти Пушкина А.С

День волшебных сказок на ночь

День проявления доброты

День защитника отечества

Литературная викторина по сказкам Пушкина А.С

Образовательное мероприятие« Вечер Любимых Сказок»

Музыкальное развлечение «Если добрый ты».

Физкультурно развлекательное мероприятие «Бравые солдаты»

1 Марта

8 марта

7 марта

20 марта

Всемирный день кошек

Международный женский день

Праздник бантиков

международный день счастья

Акция «Помоги братья нашим меньшим».

Музыкальное развлечение «Мамин день сегодня отмечают малыши»

Мастер класс для родителей по изготовления бантиков из бросового материала

Концерт для малышей ясельных групп

1 апреля

2 апреля

12 апреля

21 апреля

Международный день птиц

Международный день детской книги

День космонавтики

День пряника

Игра – инсценировка «Птичий теремок».

Выставка книжек малышек по мотивам любимых скзок

Квест игра « Космическое путешествие с Незнайкой

Фольклорный праздник «Русский пряник».

1 мая

13 – мая

14 -мая

27 мая

День весны

Всемирный день одуванчика

День радуги

День смелых решений

Развлечение на свежем воздухе.

Творческая мастерская из бросового материала.

Мастер класс для родителей « Калейдоскоп радужных мечтаний»

Игра квест «Юные мечтатели»

Результаты реализации культурной практики разновозрастного детского сообщества «Содружество»:

Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития.

Складывающиеся привычки с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.

Мы наблюдаем, как в разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Совместная деятельность способствует осуществлению разновозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта. постепенно у ребенка закрепляется чувство ответственности, которое необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза от этого - взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя с взрослыми. Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план. Позиция старшего, который больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация разновозрастного общение поможет в решении задач формирования у всех участников нового опыта доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями о себе как помощника и защитнике слабых. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно. Со стороны младших заметно влияние старших, в плане того, что они стремятся стать такими же серьёзными и взрослыми. Они прислушивались и с радостью принимали помощь старших.

На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании ситуации разновозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но потом охотно принимали помощь и участвовали в совместной игровой и продуктивной деятельности. С удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.

Разновозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:

- создается дополнительная сфера самореализации, ребенок может реализовать себя не только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;

- происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов; появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;

- интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;

- вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлективность мышления;

- развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.

Необходимо отметить воспитательный потенциал разновозрастного общения детей дошкольного возраста:

- расширение спектра освоенных социальных ролей:

«ребенок взрослый», «ребенок- сверстник», «ребенок- младший ребенок», «ребенок – старший ребенок».

- создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность, которая обязательно должна интегрироваться с социальной активностью;

- содействие становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности, что и предполагает проявление активности.

- является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.

Перспективы дальнейшей реализации разновозрастного детского сообщества «Содружество».

- продолжать разновозрастное взаимодействие в рамках проекта.

- планируем появление новой формы проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.

-продолжать знакомить детей с нравственно-патриотическими традициями русского народа.

-привлекать узких специалистов для участия в культурной практике.

-участвовать в различных конкурсах,выездных мероприятиях.

-транслировать опыт разновозрастного взаимодействия через публикацию материала в соцсетях,педагогичесикх порталах,СМИ.

Приложение

Как мы начинали свою работу. Свою работу начинали мы со знакомства и установления доброжелательных отношений между детьми разного возраста, были проведены различные игры на знакомство и сплочение детского коллектива. Дети поэтапно и пожеланию вовлекались в разновозрастное взаимодействие.

Старшие дошкольники провели познавательную беседу вовремя помощи мытью рук для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук, уметь оказывать помощь ближнему.

Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю зарядку. Малышам очень нравилось, что упражнения показывают старшие. А старшим в свою очередь очень хотелось быть взрослыми наставниками. Чтобы порадовать малышей, дети подготовительной группы показали сказку «Муха – Цокотуха», используя пальчиковый театр, так как театральное искусство близко и понятно детьми, ведь в основе лежит игра.

Об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети рассказали малышам на встрече, которая состоялась в рамках «Недели здоровья». Малыши получили представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья от правильного питания. Для закрепления полученных знаний воспитанники подготовительной группы провели дидактическую игру «Чудесный мешочек» «Овощи и фрукты». Итоговым мероприятием «Недели здоровья» было совместное развлечение «Снеговик, снеговик – ты такой хороший».

В течение всего времени старшие помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать. Воспитанники группы «Теремок» посетили занятие по лепке, показывали приемы раскатывания, помогли младшим в изготовлении поделок из пластилина. На прогулке старшие дети помогли расчищать малышам участок, организовывали подвижные игры. Были проведены совместные прогулки на участке старшей группы (совместная лепка снеговиков), а также целевые прогулки по территории детского сада.

Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыты и эксперименты в группах среднего и старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыски...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Актуальность и практическая значимость программы заключается в применении педагогом приёмов в специально – организованной деятельности (в рамках индивидуальной и групповой работы), стимулирующих...

Рабочая программ для логопедических групп среднего и старшего дошкольного возраста

Рабочая программа  образовательной деятельностив средней логопедической группе «Золотая рыбка» (4 -5 лет) и старшей логопедической группе «Кораблик» (5-6 лет)составлена, ...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы в смешанной группе (Средний и старший дошкольный возраст)

Сценарий на 9 мая для смешанной группы (Средний и старший дошкольный возраст)...

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»...

Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Нужно научить детей  бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....