Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «разновозрастное общение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_sodruzhestvo_23.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.
Воспитатели:
Группа « Теремок»-О.Г Грязева
группа «Одуванчик» - Ю.В.Вахрушева
И.А. Шевякова
Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в его отношениях с людьми – не только взрослыми, но и другими детьми. Первый опыт таких отношений во многом определяет характер самосознания ребенка и его дальнейшее социальное развитие. Особый интерес представляют отношения детей разного возраста. В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «разновозрастное общение».
Важность разновозрастного общения определяется еще и тем, что в сегодняшней социальной ситуации, когда многие семьи неполные, или имеют одного ребенка разновозрастные группы большая редкость. Если ребенок не удовлетворяет естественную потребность в эмоционально- комфортном общении со старшими и младшими в семье, могут проявляться негативные явления, как повышение личностной агрессии, неумении строить отношения, создается атмосфера изолированности и незащищенности. Между тем, разновозрастное общение может помочь обогатить детей опытом через разноплановые взаимодействия, поможет познанию себя и других и снять многие проблемы, возникающие в дошкольном детстве.
В разновозрастных контактах детей реализуется большое число социальных ролей: старшего, младшего, лидера, ведомого, умельца и т. д., в результате чего отрабатываются ролевые позиции. В любом возрасте разновозрастное общение является существенным фактором развития личности ребенка. Одна из самых важных задач дошкольного образования – воспитывать и развивать коммуникативные навыки ребенка, научить малышей общаться не только с взрослыми, но и с другими детьми, в том числе – с детьми разного возраста. Взаимодействие детей младшего возраста и старших дошкольников в обычной жизни детского сада сведено к минимуму. У детей младшей группы наблюдается страх, тревожность, смена настроений при смене обстановке, к приходу новых людей в группу. Старшие дети имеют потребность и запас необходимых знаний и умений, которыми можно делиться с младшими. Исходя из этого, было выбрано направление социально-личностного развития через совместную деятельность детей разных возрастных групп.
Особое место в нашем сообществе отводится семье, так как благодаря информированию, мотивации родителей на участие в мероприятиях будут созданы благоприятные предпосылки для продуктивного время препровождения родителей с детьми.
Цель реализации культурной практики «Содружество»: формирование опыта у детей дошкольного возраста взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пространстве детского сада через различные виды деятельности.
Задачи:
Средний дошкольный возраст:
• способствовать установлению добрых отношений между воспитанниками, стимулировать желание общаться со старшими детьми;
• пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность;
• расширять представление детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Старший дошкольный возраст:
• обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста и взаимодействия со взрослыми через совместную деятельность;
• развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в мероприятиях, играх.
• развивать положительную самооценку, уверенность в себе, осознания своих достижений, чувства собственного достоинства, самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
План реализации проектной деятельности в сообщества «Содружество»
на 2023 – 2024 год.
Календарь значимых дат и событий | Наименования дат и событий | Форма проведения мероприятия |
4 октября 11 октября 24 октября 28 октября | Всемирный день животных Международный день девочек День желтых листьев День бабушек и дедушек в России | Просмотр видео ролика о животных. Тематическое мероприятия « Маленькие хозяюшки» «Лэнд арт»на прогулочном участке Творческая мастерская « Подарок для бабушки и дедушки» |
9 ноября 18 ноября 20 ноября 27 ноября | День первых признаков зимы День рождения Деда Мороза Всемирный день ребенка День матери | Литературное развлечение «Вот она какая поздняя осень». Педагогическое мероприятие на свежем воздухе «День Деда Мороза» Развлечение « Мы веселые ребята» Развлечение в музыкальном зале вместе с мамами « Моя любимая мамочка» |
4 декабря 15 декабря 19 декабря | День написания писем деду морозу Международный день чая День морозных узоров | Образовательная ситуация « Письмо Деду Морозу» Тематическое развлечение «Мы за чаем не скучаем». Творческая мастерская по изготовлению символа года и рисование узоров техникой « по мокрому» |
12 января 11 января 25 января | День снежной королевы Всемирный день спасибо День счастливых снеговиков | Игровое развлечение « В гостях у Снежной королевы» Игровая ситуация« Уроки вежливости от Незнайки» Педагогическое мероприятие на свежем воздухе « Парад снеговиков» |
6 февраля 10 февраля 11 февраля 22 февраля | День памяти Пушкина А.С День волшебных сказок на ночь День проявления доброты День защитника отечества | Литературная викторина по сказкам Пушкина А.С Образовательное мероприятие« Вечер Любимых Сказок» Музыкальное развлечение «Если добрый ты». Физкультурно развлекательное мероприятие «Бравые солдаты» |
1 Марта 8 марта 7 марта 20 марта | Всемирный день кошек Международный женский день Праздник бантиков международный день счастья | Акция «Помоги братья нашим меньшим». Музыкальное развлечение «Мамин день сегодня отмечают малыши» Мастер класс для родителей по изготовления бантиков из бросового материала Концерт для малышей ясельных групп |
1 апреля 2 апреля 12 апреля 21 апреля | Международный день птиц Международный день детской книги День космонавтики День пряника | Игра – инсценировка «Птичий теремок». Выставка книжек малышек по мотивам любимых скзок Квест игра « Космическое путешествие с Незнайкой Фольклорный праздник «Русский пряник». |
1 мая 13 – мая 14 -мая 27 мая | День весны День радуги День смелых решений | Развлечение на свежем воздухе. Творческая мастерская из бросового материала. Мастер класс для родителей « Калейдоскоп радужных мечтаний» Игра квест «Юные мечтатели» |
Результаты реализации культурной практики разновозрастного детского сообщества «Содружество»:
Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность, как компонент активности. Для старшего – показ, объяснение другому, способствует лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, самостоятельности, инициативности, которая входит в структуру социальной активности. Условия совместного пребывания позволяют активнее формировать новые социальные позиции, навыки социального поведения. Разновозрастное окружение в условиях дошкольного образовательного учреждения обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития.
Складывающиеся привычки с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Мы наблюдаем, как в разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает ребенка способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Совместная деятельность способствует осуществлению разновозрастного взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта. постепенно у ребенка закрепляется чувство ответственности, которое необходимо в процессе формирования основ социальной активности дошкольников. Польза от этого - взаимовыгодная, как для старших детей, так и для младших: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком, младшему легче представить себя более старшим по возрасту, чем сравнивать себя с взрослыми. Мы знаем, что отношение к младшим, отличается от отношения к сверстникам: на первый план выступают забота и ответственность, тогда как взаимное уважение и признание равных прав, столь значимые в отношениях со сверстниками, здесь отходят на второй план. Позиция старшего, который больше знает, умеет и который благодаря своим знаниям и умениям может помочь другим, обогащает представление детей о себе. «Я – тот, кто помогает маленьким и слабым, доставляет им радость, кто может защитить их» - именно так начинают думать о себе старшие дошкольники. Организация разновозрастного общение поможет в решении задач формирования у всех участников нового опыта доброжелательных отношений и обогащение образа «Я» старший, а также представлениями о себе как помощника и защитнике слабых. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
А малыши закрепляли навыки организованного поведения в детском саду, продолжали формировать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу и старшим детям, учились жить дружно. Со стороны младших заметно влияние старших, в плане того, что они стремятся стать такими же серьёзными и взрослыми. Они прислушивались и с радостью принимали помощь старших.
На практике видно, как дети с комплексами, зажатые, раскрываются при создании ситуации разновозрастного общения. Очень редко малыши отказываются от общения, есть и такие, которые в первые дни больше были наблюдателями, но потом охотно принимали помощь и участвовали в совместной игровой и продуктивной деятельности. С удовольствием рассказывали об этом вечером родителям.
Разновозрастное общение оказывает детям существенную помощь тем, что:
- создается дополнительная сфера самореализации, ребенок может реализовать себя не только в среде своих сверстников, но и в обществе детей другого возраста;
- происходит взаимовлияние, взаимообогащение между детьми разных возрастов; появляется возможность переживать ситуацию успеха в присутствии младших детей вырабатываются способы поведения в самых различных ситуациях;
- интенсивно развиваются: взаимное доверие, взаимопомощь, поддержка и открытость;
- вырабатываются самостоятельность и независимость, рефлективность мышления;
- развиваются самосознание и самопознание, формируется представление о себе.
Необходимо отметить воспитательный потенциал разновозрастного общения детей дошкольного возраста:
- расширение спектра освоенных социальных ролей:
«ребенок взрослый», «ребенок- сверстник», «ребенок- младший ребенок», «ребенок – старший ребенок».
- создание условий для формирования таких социально значимых качеств личности как самостоятельность, терпимость, доброжелательность, дисциплинированность, а также ответственность, которая обязательно должна интегрироваться с социальной активностью;
- содействие становлению опыта реализации субъектной позиции в совместной деятельности, что и предполагает проявление активности.
- является доступным для ребенка пространством обмена социальным опытом, в том числе знаниями, практическими умениями, ценностными приоритетами, что стимулирует интерес дошкольника к социуму.
Перспективы дальнейшей реализации разновозрастного детского сообщества «Содружество».
- продолжать разновозрастное взаимодействие в рамках проекта.
- планируем появление новой формы проведения мероприятий, где будут участвовать не только дети разных возрастных групп, но и их родители.
-продолжать знакомить детей с нравственно-патриотическими традициями русского народа.
-привлекать узких специалистов для участия в культурной практике.
-участвовать в различных конкурсах,выездных мероприятиях.
-транслировать опыт разновозрастного взаимодействия через публикацию материала в соцсетях,педагогичесикх порталах,СМИ.
Приложение
Как мы начинали свою работу. Свою работу начинали мы со знакомства и установления доброжелательных отношений между детьми разного возраста, были проведены различные игры на знакомство и сплочение детского коллектива. Дети поэтапно и пожеланию вовлекались в разновозрастное взаимодействие.
Старшие дошкольники провели познавательную беседу вовремя помощи мытью рук для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки». Малыши продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук, уметь оказывать помощь ближнему.
Раз в неделю мы проводили совместную утреннюю зарядку. Малышам очень нравилось, что упражнения показывают старшие. А старшим в свою очередь очень хотелось быть взрослыми наставниками. Чтобы порадовать малышей, дети подготовительной группы показали сказку «Муха – Цокотуха», используя пальчиковый театр, так как театральное искусство близко и понятно детьми, ведь в основе лежит игра.
Об овощах и фруктах, полезных для здоровья человека старшие дети рассказали малышам на встрече, которая состоялась в рамках «Недели здоровья». Малыши получили представление об овощах и фруктах, полезных для здоровья, а старшие дошкольники выявили зависимость здоровья от правильного питания. Для закрепления полученных знаний воспитанники подготовительной группы провели дидактическую игру «Чудесный мешочек» «Овощи и фрукты». Итоговым мероприятием «Недели здоровья» было совместное развлечение «Снеговик, снеговик – ты такой хороший».
В течение всего времени старшие помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а старшие - её оказывать. Воспитанники группы «Теремок» посетили занятие по лепке, показывали приемы раскатывания, помогли младшим в изготовлении поделок из пластилина. На прогулке старшие дети помогли расчищать малышам участок, организовывали подвижные игры. Были проведены совместные прогулки на участке старшей группы (совместная лепка снеговиков), а также целевые прогулки по территории детского сада.
Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и бучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста 6-го года
В анализе реализации программы выделены успехи, проблемы и пути их решения....
Опыты и эксперименты в группах среднего и старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать решения поставленной задачи, отыски...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Актуальность и практическая значимость программы заключается в применении педагогом приёмов в специально – организованной деятельности (в рамках индивидуальной и групповой работы), стимулирующих...
Рабочая программ для логопедических групп среднего и старшего дошкольного возраста
Рабочая программа образовательной деятельностив средней логопедической группе «Золотая рыбка» (4 -5 лет) и старшей логопедической группе «Кораблик» (5-6 лет)составлена, ...
Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы в смешанной группе (Средний и старший дошкольный возраст)
Сценарий на 9 мая для смешанной группы (Средний и старший дошкольный возраст)...
Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»
Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»...
Детские экологические сказки для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Нужно научить детей бережно относиться к природным ресурсам, в частности, к воде – источнику всего живого, научить любить свой край....