Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»
план-конспект занятия

Живаева Анна Николаевна

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему:

«Русская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_russkaya_izba.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Георгиевская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему:

«Русская изба»

                                                                       Конспект занятия разработала:

                                                                    воспитатель дошкольных групп

                                                                МБОУ «Георгиевская СОШ»

                                                             Анна Николаевна Живаева

с. Георгиевка, 2022 год

Тема: «Русская изба»

Цель: познакомить детей с бытом русского народа.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие;

- речевое развитие.

Задачи:

Образовательные:

-Открыть детям доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми, загадками.

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугун, лапти, прялка и т. д.).

Развивающие:

-Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.

- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей);

Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта. Разучивание пословиц, поговорок о труде, отгадывание загадок и небылиц. Чтение русских народных сказок.

Инструменты и оборудование«Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, запись русской народной мелодий «Барыня», русский народный костюм, деревянные ложки, бубны

Ход занятия:

I этап. Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я пришла к вам с улыбкой, что бы подарить  вам свое хорошее настроение, а вы улыбнетесь мне в ответ? Посмотрите, как светло и уютно стало в нашей группе от наших улыбок.

А пришла я к вам в гости не просто так, пришла на вас посмотреть, да себя показать. А вам нравится мой сегодняшний наряд? А оделась я так неспроста. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие, в старину, но для начала у меня для вас есть сюрприз. Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Встаньте пожалуйста в круг. Проводится игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать,

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись!

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину?

Дети: Да.

Воспитатель: Поможет нам в этом сказочный клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

Воспитатель: А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).

Дети и воспитатель приходят в русскую избу

II этап. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и пришли!

Воспитатель:  Догадались, ребята, куда вы попали?

Дети: В русскую избу.

Воспитатель: Правильно, раньше в старину, входя в избу, люди здоровались, делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся (дети делают низкий поклон) проходите и присаживайтесь на скамеечки. Давным-давно люди строили себе жилища из бревен, такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем много интересного о жилище и быте наших прабабущек и прадедущек. Ребята, а как вы думаете, что же являлось главной частью русской избы? Отгадайте загадку

«Наша толстая Федора

Наедается не скоро

А зато, когда сыта

От Федоры теплота». 

Дети: Печка!

Ребята, самое главное в деревенской избе - это печь. Она находилась в центре избы. Русская печь была массивной и надолго сохраняла тепло. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и светло и уютно. Русскую печь по праву считали гордостью русского народа.

Воспитатель: Ребята, а еще, для чего нужна была печка?

Дети: Чтобы еду готовить, спать на ней, для обогрева дома.

Воспитатель: Печь служила местом приготовления пищи. Очаг печки назывался горнило, в нем разводили огонь и готовили еду. Разогретое горнило часами хранило тепло, в нём готовили русские блюда (щи, каши, пекли хлеб, пироги и блины).

Каша, блины и щи, приготовленные в такой печи, были очень вкусными, ароматными и полезными.

Воспитатель:  В нижней части печки оставалось свободное пространство - подпечье. Его использовали для хранения печного инвентаря: ухвата, кочерги, совка и др. (показывает утварь). Поверху горнила в русской печи располагалась - лежанка. Видите, подушка лежит. Дети, как вы думаете, для чего служило это место?

Дети: Для отдыха и сна людей.

Воспитатель: Правильно, на печке спали. Там было очень тепло, на печи также изгоняли хворь (простудные заболевания, сушили одежду (валенки, носки и чулки).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите дров-то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топить.

Дети и Воспитатель (имитируют движения)

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку,

Разогрели бы мы печку!

Воспитатель: Ребята, а какие дрова вы знаете?

Дети: берёзовые, дубовые, липовые, еловые.

(Дети дрова кладут в печь, затапливают печь).

В лес за дровами мы сходили, устали, проголодались, пора и обед готовить!

Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду в русской избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит….

Дети: Чугунок

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун - это особый вид металла, который выдерживал любой огонь, и никогда не бился.

Воспитатель: Чтобы не обжечься, нужно чугунок в печь убрать. А Чем? Отгадайте загадку:

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

А сам в угол идет.

Дети: Чугунок

Воспитатель: Ребята, а еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял выпуская жаркий пар древний чайник. Как он назывался?

Дети: Самовар.

Воспитатель: Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения. Ой, ребятки, шкатулка стоит на столе. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Игра «Что стало – что было»

Воспитатель:  Я называю, что стало, а вы - что было.

В. Кастрюля. Д. Чугунок.

В. Плита. Д. Печь.

В. Чайник. Д. Самовар.

Воспитатель: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?

Дети: Ответы детей.

ВоспитательРусский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.

Воспитатель: Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

Воспитатель: Ребятки, а для чего пряжа нужна была?

Дети: Чтобы вязать носки, одежду.

Воспитатель:  Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. После тяжелой трудовой недели наступала долгожданная,

Барыня – Субботинушка (выходной день)Русский народ плясал, играл в потешные игры, пел песни, хороводы водил! И Барыня - Субботинушка пожаловала к нам со своими подружками - веселушками, будем тешиться - танцевать, выходные деньки встречать!

Русский народный танец «БАРЫНЯ - СУДАРЫНЯ»

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в русской избе?

Дети: Да!

ВоспитательА сейчас мы возьмем клубочек и скажем:

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь в наши группы укажи!

III Этап. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним все, что узнали на сегодняшнем занятии. Я буду задавать вопросы, а вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.

1) Что занимало главное место в избе? (Печь)

2) В какой посуде готовили еду? (чугунок)

3) С помощью чего доставали чугунок из печи? (Ухват)

4) Из чего пили чай? (Самовар)

5) Ими едят и на них играют (Ложки)

6) С ее помощью пряли нитки (прялка)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо все запомнили! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы такие молодцы я угощаю вас бубликами с чаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социальное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами организации регионального компонента

Содержание.1.    Введение.2.    Проблемы краеведения в ДОУ в исследованиях современных учёных.3.    Цели и задачи реализации регионального компонента у дет...

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента...

Конспект интегрированного занятия с детьми разновозрастной группы ( 4 - 6 лет).« Перо Жар – птицы».

Конспект интегрированного  занятия с детьми разновозрастной группы  ( 4 - 6 лет). Тема: « Перо Жар – птицы».Составтель:   Бреева Е.В., воспитатель МАДОУ д /с...

«Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»

laquo;Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»...

Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием подручных средств

Детский рисунок – это свой особый мир, неповторимый и потому особенно ценный, несущий в себе много важной и уникальной информации. Дети рисуют везде и всюду, ведь рисование для них радостный вдо...

Культурная практика по созданию в МБДОУ № 309 разновозрастного детского сообщества «Содружество» между группами среднего и старшего дошкольного возраста.

Актуальность создания разновозрастного детского сообщества - проблема воспитания личности сегодня является актуальной для современного общества. Становление личности ребенка дошкольника происходит в е...