«Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

САЖНЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

«Организация и проведение прогулок

с детьми среднего и старшего дошкольного

возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2018.docx90.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №1 «РУЧЕЁК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

Тема опыта:

«Организация и проведение прогулок

с детьми среднего и старшего дошкольного

возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей»

Автор – составитель:

Сажнева Елена Александровна, воспитатель

Город – курорт Анапа

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Литературный обзор состояния вопроса…………………………………03

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике ...........................03

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании        ………………………………....04

1.3. Основные понятия, термины, используемые при изучении элементов спортивных игр……..................................................................................................05

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………...............................................................................................................07

3. Педагогический опыт……………………………………………...........08

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………………………….08

3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………....09

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………11

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………13

3.5. Инновационность представляемого педагогического опыта………..16

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………17

3.7. Описание основных элементов  педагогического опыта…………….17

4.Выводы………………………………………………………………..........24

5.Библиографический список…………………………………………….....25

6. Приложения……………………………………………………………….26


  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

  1. История темы педагогического опыта в педагогике

«День, проведённый ребёнком без прогулки,

потерян для его здоровья»

Г.А. Сперанский

Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре с природным материалом и игрушками.

Еще в XVII веке Я. А. Коменский отводил большое место в воспитании детей — природе. Ж. Ж. Руссо считал, что до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе. По мнению Ф. Фребеля, каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность. К. Д. Ушинский отводил особое место и значение природе в интеллектуальном развитии ребенка. Е. Н. Водовозова предлагала рассматривать природу как основу для умственного развития ребенка, отводя ей особое место в сенсорном воспитании.

Наиболее эффективно проблема формирования здорового образа жизни дошкольников решается в рамках междисциплинарного акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, О.И.Жданов, В.В. Зазыкин), позволяющего проанализировать исследуемый предмет с точки зрения педагогики, философии, психологии развития и др.  

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: М.Г. Колесниковой, Н.И. Куинджи, П.Ф. Лесгафта, М. Монтессори, И.Г. Песталоции, В.А. Сухомлинского.  

 Опыт системного использования здоровьесберегающих технологий в образовании проанализирован в трудах Р.И. Айзмана, В.Ф. Базарного,                 М.М. Безруких, М.Я. Виленского и др.  

Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что прогулки дают возможность для физического, умственного, нравственного и эстетического развития дошкольников.

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей.

Задачи прогулки:

• оптимизировать двигательную активность детей;

• оказывать закаливающее воздействие на организм;

• способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей;

• познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых;

• развитие детской самостоятельности.

Следует отметить, что прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. При правильной организации прогулки дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.

В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 С0 или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

В силу возрастных особенностей дошкольники не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Поэтому воспитатели должны педагогически правильно руководить деятельностью детей на прогулке, а также создать им условия для разнообразной деятельности.

1.2. История изучения темы педагогического опыта

в  муниципальном образовании и образовательном учреждении

В МБДОУ д/с №1 «Ручеек»  всегда особое внимание уделялось оздоровительной работе и проведению прогулок. Главная задача - сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни.

Для достижения высокого качества проведения прогулок в качестве первоочередных мер планируется: использование современных форм и технологий в организации и проведении различных видов прогулок, обучения разным видам движений, модернизация содержания работы с детьми на основе внедрения личностно-ориентированных педагогических технологий, внедрение элементов здоровьесберегающих технологий.

Особую роль в воспитании здорового ребенка мы отвели организации и проведению различных видов прогулок с использованием современных форм и технологий.

В январе 2016 г. воспитатель Сажнева Е.А. выступила на заседании регионального клуба педагогов «Содружество» с сообщением по теме «Организация и проведение различных видов спортивных прогулок с использованием природно-климатических условий южного региона».

30 марта 2017 г. Сажнева Е.А. выступила на методическом объединении «Школа молодого педагога» в г-к Анапа с мастер - классом «Повышение эффективности проведения прогулки в детском саду по ФГОС ДО». Цель данного мастер – класса: познакомить воспитателей с инновационными формами и технологиями при организации и проведении прогулки для сохранения и укрепления здоровья.

1.3. Основные понятия, термины, используемые

в описании педагогического опыта

В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).

Здоровый образ жизни - совокупность шагов, действий стратегий, предпринимаемых в целях достижения оптимального здоровья. Вести здоровый образ жизни - значит взять на себя ответственность за свои решения и сделать правильный выбор в пользу своего здоровья на сегодня и на будущее.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей.

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе. Прежде всего, она решает задачи оздоровления детей, восстановления их умственной работоспособности, расширения кругозора, развития познавательных интересов, воспитания навыков нравственных взаимоотношений, экологического, эстетического воспитания младших школьников.

Туристические прогулки – это организованная деятельность детей тренировочного характера, направленная на усовершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств, овладение туристическими навыками и умениями.

Квест прогулка (Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей). Квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета.

Спортивные прогулки - направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Спортивные прогулки могут проводиться не реже 1-2 раз в месяц, в те дни, когда проводятся занятия, требующие большой умственной нагрузки или занятия по художественному творчеству. Этот вид прогулок предполагает знакомство детей с различными видами спорта, спортсменами. Важный этап проведения спортивной прогулки - накопление опыта общения со спортивным инвентарем: ракеткой, мячом, скакалкой и др.

Терренкурэто система дозированной ходьбы, прыжков и бега с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада. Терренкур развивает выносливость, улучшает работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, стимулирует обмен веществ, нервную активность.

Маршрут выходного дня - одна из инновационных форм работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Цель разработки «маршрутов выходного дня» - воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.


  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Работа над темой педагогического опыта проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Ручеек» в течение 2015 – 2018 учебных годов в средней, старшей и подготовительной группе.

Группу посещают 32 дошкольника, из них 16 девочек и 16 мальчиков. Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными. В данной группе работают постоянные педагоги.

Показатель уровня групповой сплоченности с низкой (средняя группа) поднялся до среднего (подготовительная группа). Взаимоотношения между детьми стали ровные, спокойные.

В тесной связи с воспитателями находится родительский комитет. Как показал годовой мониторинг успеваемости дошкольников, в группе хороший уровень усвоения информации. На занятиях дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению заданий. Воспитанники понимают ценность труда, в основном добросовестно относятся к самообслуживанию, бережливы в сохранности учебных пособий. У ребят привито бережное отношение к труду. Воспитанники проявляют активность и творчество в проведении различного рода мероприятий. Им присущи инициативность, активность, творческие начинания.

Дети в основном доброжелательны друг к другу. Бывали случаи негативного отношения детей к некоторым воспитанникам. Путем многочисленных индивидуальных бесед с родителями, а также с ребятами, конфликт был постепенно сведен к минимуму, а потом и вовсе исчез.

Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Отношения в группе между мальчиками и девочками – дружеские.

Внимание, доброта и забота взрослых вызывают появление адекватных чувств и отношений со стороны детей. Ребята активно участвуют в праздниках и досуговых мероприятиях различного уровня. Родители стали принимать активное участие в их проведении. В коллективе есть деловое сотрудничество, взаимопонимание, ответственность каждого за себя и за весь коллектив.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

3.1. Описание основных методов и методик

Современные программы дошкольного образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В этой связи, режимный момент — прогулка обязательно должен быть использован с максимальной пользой для всестороннего развития и воспитания детей через правильно организованную и продуманную деятельность детей и включать решение программных образовательных задач.

Сегодня педагоги ищут наиболее эффективные пути введения инноваций в практику работы детских садов. Педагогические коллективы уделяют внимание организации образовательного процесса, приоритетных направлений деятельности, региональных особенностей, проводится ревизия педагогических технологий, используемых в работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Прогулка – важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. Ежедневно проводя на прогулке подвижные игры и физические упражнения, расширяется двигательный опыт детей, развивается выносливость, ловкость, быстрота; формируется активность, самостоятельность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.

Мы, воспитатели МБДОУ детский сад № 1 «Ручеек», работали над обобщением опыта проведения прогулок с детьми дошкольного возраста. Нами создана учебно-методическая разработка «Организация и проведение прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей».

Учебно-методическая разработка соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Содержание разработки соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста на прогулке, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.

При создании учебно-методической разработки особое внимание уделено содержанию образовательного процесса детей дошкольного возраста на прогулке, которое направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование разнообразных видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В воспитании здорового ребенка особую роль мы отвели организации и проведению различных видов прогулок с использованием современных форм и технологий (Приложение 1).

В нашем дошкольном учреждении используют разные виды прогулок. Условно их можно классифицировать следующим образом:

1. По месту проведения:

  • на территории участка детского сада;
  • за пределами территории детского сада (возможны в старшей и подготовительной группах, на небольшие расстояния) с родителями.

2. По содержанию:

  • Традиционные, включающие в себя наблюдение, трудовую деятельность детей, подвижные и малоподвижные игры и т.д.;
  • Квест - прогулки с преодолением несложных препятствий. Квест - прогулки основаны на решении головоломок командой. Перед детьми ставится цель. Чтобы её достичь, они должны выполнить задания, двигаясь по карте (игры «Зарница», «Огонь опасная игра», «Путешествие по стране правил дорожного движения», «Руль, колеса и педали в безопасный путь позвали» и др.);
  • Туристические: это организованная деятельность детей тренировочного характера, направленная на усовершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств, овладение туристическими навыками и умениями;
  • Спортивные прогулки: посвящены различным видам спорта и  проводятся в разное время года. Дети выполняют спортивные упражнения и игры, связанные с определенными видами спорта.
  • Терренкур: дозированная ходьба по определенному маршруту. Проводится терренкур в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.
  • Маршруты выходного дня:  одна из эффективных форм организации воспитанников с родителями, как досуга так и их образования. Через прогулку доступно изучение истории, культуры, географии родного края и др.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Актуальность вопроса организации и проведения прогулок для сохранения и укрепления здоровья детей возрастает год от года.

Сегодня в нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Актуальность исследования определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях учреждений дошкольного образования.  

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Формирование и укрепление здоровья детей всегда было приоритетной задачей дошкольного образования. Сегодня решение этой задачи требует новых подходов к организации и проведению прогулок.

        Также актуальна проблема оптимального использования природно-климатических условий Краснодарского края при организации и проведении прогулок. Во время прогулки на воздухе, при солнечном излучении у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех органов и систем. Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости организма к повышенной и пониженной температуре. В результате упражняется терморегулирующий аппарат, и организм человека приобретает способность своевременно реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

 Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их.        

        В связи с этим актуален поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы видится в создании совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка. Наиболее ценными в этом отношении представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе.

        Актуальность данного вопроса натолкнула на необходимость организовать и проводить прогулки с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий для укрепления здоровья детей.

Наше дошкольное образовательное учреждение пытается найти новые формы, средства, методы образовательного процесса. Обращение к туризму, терренкуру, квестам как к инновационным технологиям не случайно, поскольку их использование как активного средства воспитания личности, позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку знаний, умений и навыков, совершенствовать его двигательные способности, развивать нравственно-волевые и интеллектуальные качества.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Система работы по организации и проведению прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием современных форм и технологий построена с опорой на исследования наших отечественных педагогов и психологов.

Обобщенный нами опыт работы соответствует принципам и подходам современной педагогике, психологии и методике преподавания.  

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. 

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

Целью нашей работы по здоровьесбережению всегда было и будет оздоровление детей, а также создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым. 

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашем детском саду реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. 

Педагоги и родители должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОУ было недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Следует отметить, что успешность данного вопроса зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления образовательного учреждения и подкрепленная комплексным планом действий.

Научность работы определяется соответствием предоставленных материалов основополагающим положениям, методике организации и проведения прогулок в ДОУ.

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе можно  найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми. Однако, как показывает практика работы дошкольных учреждений, прогулки с воспитанниками проводятся однообразно. И этому всегда находится масса причин и объяснений: участок для каждой возрастной группы - ограниченное пространство со стационарным оборудованием, которое редко обновляется или дополняется; игровой материал зачастую однообразен;  используются в основном традиционные формы организации прогулок и др.

В современной методической литературе и отдельных нормативных документах находится  подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

3.4. Результативность педагогического опыта

Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – все это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Организация совместных мероприятий доставляет детям и родителям огромную радость, помогает вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят спортивные и туристические прогулки, квесты, организованные на открытом воздухе.

1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года проводится День здоровья. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДУ. В этот день с детьми проводятся прогулки - походы, спортивные досуги, квесты, спортивные соревнования и др.

В организацию работы с детьми включаются разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время прихода в дошкольное учреждение и на прогулках, несложные спортивные соревнования, туристические прогулки-походы.

Сравнительный анализ ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в проведение прогулок в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике.

Уровень физической активности детей

2015 – 2016 уч.год

Средние группы

2016 – 2017 уч.год

Старшие группы

2017 – 2018 уч.год

Подготовительные группы

69%

73 %

74%

75 %

74 %

75 %

87%

81 %

77 %

Критерии диагностики уровня физического развития  выработаны на основе:

  1.  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  2. С использованием показателей -  Лескова Н., Ноткина Н. Оценка физической подготовленности дошкольника. 1998г.
  3. Общероссийская система  мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи (утверждено Постановлением Правительства РФ 29.12.2001г. №916).

У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и  мелодичной.

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации и проведению прогулок позволит эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит  достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику и коррекцию  отклонений  физического  развития  воспитанников.  

Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами современных форм и технологий при проведении прогулок.

Врезультате реализации данного проекта, произошли следующие положительные изменения в двигательной и познавательной сферах детей. Отметим наиболее существенные из них.

  • Активное использование современных форм и технологий при организации и проведения прогулок помогло, прежде всего, улучшить показатели физической подготовленности детей.
  • Анализ средне-групповых показателей развития физических качеств детей и определение показателей годовых приростов ведущих физических качеств дошкольников подготовительной группы, позволили сделать вывод о том, что средне-групповые показатели, а также годовые приросты физических качеств у детей достаточно высоки.

Так показатель прироста в скоростных качествах составил 24% у мальчиков и 28% у девочек. Годовые приросты по результатам гибкости определились у мальчиков 26%, а у девочек 68%. Радуют и результаты силовых способностей у выпускной группы детского сада как у мальчиков (17,5%), так и у девочек (26%). Указанные процентные годовые приросты могут быть оценены (по В.И.Усакову, 1989) как отличные и объясняются по причине целенаправленного эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений. Данный факт мы связываем с успешным применением инновационных технологий при проведении прогулок в нашем детском саду.

  • Несколько меньшие годовые приросты у дошкольников обоего пола определились в показателях общей выносливости, силовых качествах и координационных способностях. На наш взгляд, это также стало возможным благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям. В частности, длительные прогулки, с учетом возрастных возможностей детей, стимулировали развитие общей выносливости скоростно-силовых качеств. Специально подобранные физические и туристские упражнения на ориентировку в пространстве, преодоление различных туристских препятствий, работа с туристским снаряжением развивали комплексные координационные способности дошкольников 6-7 лет. Не могли не порадовать и успехи детей, раскрывающих положительную динамику формирования дружеских взаимоотношений.
  • Наблюдения педагогов позволили выявить ярко выраженные умения заметить трудное положение товарища, подумать, как можно его выручить в трудной ситуации. Если на начало года для детей был важен личный результат, личный успех, трудное положение товарища их не волновало, то к концу года большинство детей осознанно оказывали взаимовыручку и помощь своим друзьям. В конце учебного года 72% детей показали высокий уровень дружеских отношений, тогда как в начале года количество детей, оказавших взаимопомощь, составило  43%.

На основе анализа данных, полученных в ходе исследования организации прогулки в группах старшего дошкольного возраста в практике ДОУ можно сказать, что все виды детской деятельности, перечисленные в ФГОС ДО (игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная деятельность, самообслуживание и элементарная трудовая деятельность, конструирование из различных материалов, восприятие художественной литературы и фольклора)включены в содержание прогулок.

Формы работы с детьми на прогулке, планируемые воспитателем многообразны и вариативны. Задачи, которые решаются в ходе прогулки с детьми старшего дошкольного возраста соответствуют программным задачам всех пяти образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Двигательная активность детей в ходе прогулок соответствует программным задачам образовательной области «Физическое развитие» и реализуется в ходе проведения спортивных и туристических прогулок, терренкура и маршрутов выходного дня.

По результатам анализа теоретических основ данной проблемы и результатам изучения особенностей организации прогулки, в практике ДОУ были разработаны методические рекомендации для педагогов по методике организации и проведении  прогулок с детьми старшего дошкольного возраста с применением современных форм и технологий.

3.5. Инновационность представляемого педагогического опыта

Инновационность нашего опыта заключается в удачной комбинации традиционных форм организации и проведения прогулок в сочетании с современными формами и технологиями.

Проанализировав традиционную, сложившуюся годами структуру прогулки, мы пришли к следующему выводу. Для того чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, мы ежедневно планируем их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.

Мы адаптировали сценарии прогулок с учетом природно-климатических условий юга России. Использование естественных природных факторов (воздух, солнце и вода) в сочетании с физическими упражнениями оказывает наибольший оздоровительный эффект на организм детей.

Разработано содержание прогулок с использованием терренкура, квестов, спортивных игр, а также ресурсные карты маршрутов выходного дня.

Реализован общепедагогический принцип обобщения в обучении детей среднего и старшего дошкольного возраста двигательным действиям как целостной системе взаимосвязанных между собой движений.

Теоретическая значимость педагогического опыта состоит в том, что он расширяет и углубляет знания в области теории и методики проведения прогулок детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Научная новизна опыта заключается в том, что:

-  разработаны методики организации и проведения спортивных и туристических прогулок, квест-прогулок, терренкура, ресурсные карты маршрутов выходного дня для  детей среднего и старшего дошкольного возраста;

 - выявлены эффективные средства, формы и методы проведения спортивных и туристических прогулок, квест-прогулок, терренкура в ДОУ.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

В процессе работы собран материал по организации и проведению прогулок с применением современных форм и технологий, разработаны картотеки прогулок, спортивных игр, составлены памятки для родителей по организации маршрутов выходного дня и терренкуру.

В опыт работы входят основные элементы, которые отражены в перспективном планировании на среднюю, старшую и подготовительную к школе группы (смотри приложение 2):

  • Воспитательно-образовательный процесс: спортивные и туристические прогулки, квест-прогулки, терренкур.
  • Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол «Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, серия консультаций «Терренкур – маршрут оздоровления», серия памяток для родителей «Маршруты выходного дня».

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

Созданная предметно-пространственная среда МБДОУ д/с №1 "Ручеек" позволяет нам эффективно организовывать и проводить прогулки с использование современных форм и технологий для сохранения и укрепления здоровья детей.

        «Терренкур» – педагогическая технология оздоравливания детей дошкольного возраста, внедренная в общий план физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков и бега с использованием прохождения данных маршрутов по территории детского сада.              

        Терренкур – аэробное физкультурное средство, выделенное в отдельную группу физических упражнений. Ходьба – это эффективный и универсальный метод оздоравливания. Она проста, удобна, безопасна и полезна. Терренкур оздоравливает не только дозированной нагрузкой, но и общением с природой. Чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Ребенок с помощью нехитрых символов «погружается» в такой естественный для него мир игры, при этом получая достаточно высокий уровень физической нагрузки.

Его отличительными и характерными чертами является:

- простота и естественность движений;

- возможность выполнять их в любое время на воздухе;

- привлекательность для детей в связи с возможностью игровой мотивации.

        На территории детского сада мы:

  • Разработали маршруты для детей разных возрастных групп с учетом уровня их физической подготовленности:

1) первый маршрут - легкий, для  средних групп;

2) второй маршрут - средний, для средних и старших групп по разнообразному грунту;

3) третий маршрут – городской по асфальтированной территории детского сада

4) четвертый маршрут – круговая тренировка для детей имеющих высокий уровень физической подготовленности, без диагнозов, с элементарным туризмом с использованием экологической тропы.

  • Нарисовали на территории детского сада схемы  маршрутов;
  • В спортивные уголки групп поместили план-схему терренкура;
  • Провели тематические педагогические советы с презентацией работы по терренкуру;
  • Провели цикл семинаров-практикумов с показом работы педагогов с детьми;
  • Подготовили консультации для педагогов и родителей по данному вопросу.

        Терренкур решает множество задач:

- закрепление двигательных умений и навыков;

- точное, энергичное и выразительное выполнение упражнений;

- импровизация во время двигательной деятельности, развитие творчества и инициативы;

- использование оздоровительных гимнастик: дыхательная, зрительная, мимическая, психогимнастика и т.д.

        Туристическая прогулка— форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками. Туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Обязательной составной частью туристической прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. В процессе восприятия различных предметов, явлений общественной жизни ребенок получает богатый чувственный опыт, который необходим для развития его мышления и речи. У детей развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

Так как наш детский сад не располагает в ближайшем окружении обширной зеленой зоной, то регулярно проводятся тренировочные прогулки по тропе здоровья на территории детского сада.

Тропа растянулась по всей территории детского сада, и имеет общую продолжительность 500 м. В состав тропы входят объекты для экологических наблюдений и практической деятельности в природе, специальное оборудование для отработки туристских навыков. Для развития координационных умений имеется бревно, пеньки, вкопанные шины, лабиринт. Для развития силы и выносливости - рукоход, турник, шведская стенка, лесенка-стремянка, «тарзанка»,  веревочная переправа. Для  отработки прыжков - прыжковая яма, сухой ручей. Чтобы научиться  преодолевать  склоны, подготовлена насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта. Для метания на территории детского сада предусмотрено как стационарное, так и съемное оборудование. Чтобы разнообразить туристический маршрут используем и выносное оборудование: палатка, тренога, стойки, туннели.  В распоряжение детей предоставляются самокаты, велосипеды, поэтому разработаны не только пешие, но и вело маршруты. Маршруты пролегают через площадку по правилам дорожного движения, на которой дети получают практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру, вокруг детского сада, нанесена разметка  для игр в «классики», для игр с мячом, для осуществления в игровой форме бега, прыжков, ходьбы на длительные дистанции.

Экологические объекты для наблюдений также расположены по всей территории детского сада и представлены видовым разнообразием деревьев и кустарников, различными цветниками, огородом, садом камней, розарием, зеленой аптекой, пнем, муравейником, скворечниками.  Поэтому эколого - туристические маршруты по территории детского сада разнообразны и имеют разные степени сложности.

Элементы спортивных игр и упражнений используются для обеспечения организационной и самостоятельной деятельности детей на привале и в различных формах физкультурных занятий и туристских развлечений. Например, в сценарии прогулки - похода «Путешествие по сказочному лесу» были использованы игры из раздела программы: футбол. Юные туристы попадают в сказку «Колобок», где находят много мячей и играют в игры в соответствии с сюжетом сказки: «Ловкие ножки», «Ловкие ребята», «Мяч под сетку». В ходе прогулки - похода «Следопыты», игры поискового характера организовывались, опираясь на полученные знания и умения в игре «Городки». Юные следопыты ориентировались на знаки, выложенные в виде фигур: «ворота», «стрела», «самолет», «бочка» и др. В сценарии по сказке «Заюшкина избушка» маленьким туристам помогали навыки ведения шайбы разными способами, а игра «Забей в ворота» - для оказания помощи зайчику в изгнании лисы, занявшей его избушку. В «Поиске волшебного сундучка» участники прогулки - похода выполняли задание расчистить завал (размещенные на лесной дороге шайбы) с помощью хоккейных клюшек и т.д.

В час двигательной активности на длительном привале, включаем игры и соревнования с туристской тематикой: «Ловкий турист», «Болото», «Кто самый меткий».

Первые прогулки - разведки показали положительное влияние природы на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие. В последствии, прогулкам придали вид туристических: приобрели туристскую палатку, рюкзаки, коврики, походную аптечку, компасы, пополнили атрибуты для спортивных и подвижных игр, что значительно повысило интерес детей к туризму.

Прогулки-походы разрабатывались по темам:

  • «Прогулки по временам года»,
  •  «Лесной стадион»,
  •  «Туризм и экология»,
  • «Семейный туризм».

Познакомив детей с разнообразными картами (физическая, топографическая, карта — схема) и их назначением, научив пользоваться компасом и определять части света, стали предлагать детям игры поискового характера: «Кто быстрее найдет клад», «Проложи самый короткий маршрут».

Работа по включению средств туризма в воспитательно - образовательный процесс детского сада осуществлялась  при тесном взаимодействии с родителями. Родители воспитанников принимали активное участие в организованных прогулках - походах, что наполнило их новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей воспитанников.

Мы живем в крае, природа которого представлена разнообразным ландшафтом: горы, степи, луга, леса. Родители имеют возможность отдыхать с детьми на Черноморском и Азовском побережьях, в предгорье Кавказа. Поэтому мы проводит большую работу по приобщению к культуре отдыха в заповедных местах. Рекомендуем в Сочи посетить дендрарий, парк Ривьера, Мацесту, прокатится на подвесной канатной дороге. Напоминаем, что песчаный берег нашего города – курорта Анапы — самый лучший детский курорт. Составляем памятки для отправляющихся в путешествие:

  • «Всей семьей идем в поход»,
  • «Советы отдыхающим в лесу»,
  • «Проверим народные приметы».

Овладение детьми и родителями основами туризма и активизация познавательной деятельности способствовали и более активному летнему семейному отдыху.

Маршрут выходного дня. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одним из эффективных способов работы является разработка «маршрутов выходного дня». Разработка «маршрута выходного дня» и вовлечение наших семей в единое образовательное пространство - стало закономерным   результатом  родительской инициативы и эффективным способом  взаимодействия.

Организации семейного досуга с детьми способствует сопровождение семьи педагогами дошкольной образовательной организации.

Одна из современных форм сопровождения родителей – разработка ресурсной карты маршрутов выходного дня.

Термин «ресурсная карта» был предложен Е.А. Сухановой как карта образовательных ресурсов, инновационных практик, инициатив, позволяющая специалисту образования самоопределиться относительно модели педагогической деятельности, задач и способа их решения.

Ресурсная карта – это выявление образовательных ресурсов, мест, где родители могут организовать совместный с ребенком досуг.

Ресурсная карта решает следующие задачи:

  • Организация досуга дошкольников и их семей с привлечением ресурсов учреждений города;
  • Профилактика вредных привычек (адресная помощь родителям в проведении семейного досуга).

        Посредством ресурсных карт педагоги знакомят родителей со всеми возможными вариантами проведения досуга с ребенком как в детском саду, так и в условиях города (поселка, села).

Способом организации совместного досуга и конструктивного общения с ребенком также является разработка маршрутов выходного дня.

Общение с ребенком и его развитие не всегда требует специальных учебных материалов. Можно использовать объекты, которые есть в каждой семье или которые составляют типичный городской ландшафт (море, песчаный пляж, галечный пляж, набережная, парк и т.п.).

Примеры таких маршрутов представлены в приложении 3.

«Маршрут выходного дня» может разрабатываться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет специфику маршрута.

Цель разработки «маршрутов выходного дня» - воспитание у дошкольников уважения и интереса к родному краю, духовной культуры человека через взаимодействие и сотрудничество педагогов с родителями.

Алгоритм разработки маршрутов:

  • Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через Интернет, телефонную связь, личное посещение;
  • Сбор информации о необходимом снаряжении, условиях посещения;
  • Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка.

Таким образом, сопровождение досуга семей дошкольников позволяет родителям преодолеть определенные трудности в воспитании ребенка и общении с ним, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны его жизнедеятельности.

Спортивная прогулка – вид прогулки, в которой используются разнообразные элементы детской деятельности спортивной тематики.

Организация спортивной прогулки предполагает знакомство воспитанников с различными видами спорта, спортсменами. Возможна экскурсия или целевая прогулка на городской (школьный) стадион. Наблюдение за тем, как занимаются спортсмены или школьники, поможет вызвать у дошкольников интерес, желание заниматься спортом.

Спортивная прогулка не может быть насыщена только двигательными видами деятельности. Рекомендуется подбирать задания познавательного характера и спортивной направленности. Например, дидактические игры («Летние и зимние виды спорта», «Какой вид спорта здесь лишний?», «Узнай по силуэту», «Кто больше назовет видов спорта с мячом»), игры на внимание («Верно ли исходное положение при метании, беге»), на воображение («Изобрази вид спорта»). Также можно включать литературные задания (загадки, считалки, стихи).

Спортивные прогулки требуют предварительной работы. Важным этапом подготовки к проведению такого вида прогулки является накопление детьми опыта пользования физкультурным инвентарем: мячом, скакалкой и т.д. Так как на спортивной прогулке воспитанники играют вместе с воспитателем, то они овладевают навыками быстрее.

С детьми старшего дошкольного возраста можно поговорить об истории развития спорта, познакомить их со спортивными играми древности и современными спортивными играми, рассказать об Олимпиаде. Можно ввести сюжетно-ролевые игры «Олимпиада», «Спортивные кружки», «Футбольный матч», в которых воспитанники смогут примерить на себя роли комментатора, судьи, зрителей, спортсменов, продавцов билетов и др.

Начиная со старшей группы, следует вводить адаптированные к дошкольному возрасту командные спортивные игры: пионербол, футбол, хоккей, волейбол, теннис и т.д. Можно рассказать воспитанникам о народных играх, популярные в детские годы их родителей, бабушек и дедушек, таких, как городки, классики. Для спортивных игр желательно отводить не менее половины времени всей спортивной прогулки.

Структура спортивной прогулки может включать:

  • Организационный момент или вводную беседу
  • Подвижные, спортивные игры
  • Спортивные упражнения
  • Самостоятельную деятельность детей
  • Индивидуальную работу по различным направлениям развития воспитанников
  • Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания.

Квест -  прогулки (прогулки на открытом воздухе с выполнением командой  игровых познавательных заданий) - наиболее интересные и продуктивные формы сотрудничества, которые использует наше учреждение  в работе с родителями.

Если говорить о квесте как о форме организации прогулок, то это командная игра, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры предполагает использование сложных декораций, музыкального сопровождения, а также привлечение аниматоров.

Дети с большим удовольствием принимают участие в квестах. Для них подойдут игры на основе сказочного сюжета. Для дошкольников средней и старшей группы можно выбрать персонажей из популярных мультфильмов — знакомство с любимым героем повысит образовательный интерес, активизирует познавательные процессы и просто оставит незабываемые положительные впечатления у малышей. Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты. Сценарии разрабатываются с учетом поставленных целей, количества участников и многих других факторов.

Игры-квесты — эта такая форма проведения прогулки, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Это напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.

Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для квест – игры на прогулке могут быть самыми разнообразными: загадки, ребусы, игры «Найди отличия», «Что лишнее?», пазлы, творческие задания, игры с песком, лабиринты, спортивные эстафеты.


4. ВЫВОДЫ

        В процессе проделанной работы можно отметить, что организация и проведение прогулок с применение современных форм и технологий обогатила двигательную деятельность детей, сделала ее разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту, интересам детей. Они готовы делиться своим опытом с друзьями, малышами, родителями.

Современный период - время поиска наиболее эффективной организации образовательного процесса, педагогических технологий, наиболее соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В процессе ежедневных подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные отношения со сверстниками, развиваются познавательные интересы.

Представленный опыт проведения прогулок с использованием современных нетрадиционных форм и технологий, позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. 

Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям, как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

 Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике при организации и проведении прогулок в любом дошкольном образовательном учреждении.

Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений у детей развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бальсевич В.К., Л.И. Лубышева. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации //Материалы II Российской научно-методической конференции. Казань, 1992.

2. Чернышенко Ю.К., Л.С. Дворкин. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. Краснодар, 1997.

3. Бауэр О. П. Подвижные и спортивные игры в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре дошкольников: Автореф. канд. дис. СПб., 2005. - 18 с.

4. Исаева Д. С. Физиолого-гигиеническая оценка экспериментальных форм организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. канд. дис. М., 2003. - 22 с.

5. Сидорова Т. В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольном учреждении: Метод.пособие. - Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2006. - 139 с.

6. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992. – 44с.

7. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

8. Организация прогулки в ДОУ: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/сост. Е.А. Донченко. – Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011. – 66 с.

9. Торочкова Т.Ю. Играем на прогулке/Т.Ю. Торочкова// Медработник ДОУ. – 3 1. – с. 32-35.

10. Ануфриева Л. Общефизическая подготовка детей на прогулке//Дошкольное воспитание. 1996 г. № 2.

11. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.

12. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2007.- 208 с.

13. Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 208 с.

14. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Авторы статьи раскрывают идею использования комплексов упражнений, разработанных на основе семи здоровьесберегающих в с темами, в системе коррекционно-оздоровительной работы с  детьми с...

Использование здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

В статье описано применение здоровьесберегающих технологий для укрепления и сохранения психологического благополучия воспитанников ДОУ...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...

Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»

Поделилась опытом работы на РМО  на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...

Актуализация используемых здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей.

Актуализация используемых здоровьесберегающих технологий по сохранению и укреплению здоровья детей. Выступление на педсовете....

Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и создание здор...