Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента
проект (подготовительная группа) по теме

Лупанова Галина Николаевна

Познавательно – исследовательский проект «Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_murmanchane_madou_151.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

                           

                             

                                       

                                       Только тот, кто любит, ценит и уважает

                    накопленное и сохранённое предшествующим

                    поколением, может любить Родину,

                    узнать её, стать подлинным патриотом.

                                                                             

                                                                                С. М

Познавательно – исследовательский проект

«Я Мурманчанин!»

по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента

, может любить Родину,

                    узнать её, стать подлинным

 патрио

                                                                                              С. Михалков

Только тот, кто любит, ценит и уважает

                    накопленное и сохранённое предшествующим

                поколением, может любить Родину,

                    узнать её, стать подлинным патриотом.

                                                                             

                                                                                С. Михалков

Аннотация к проекту

Доступны ли детям 4-7 лет чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации является метод проектов. Основываясь на личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает у них познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, оказывает возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Авторы  проекта «Я Мурманчанин!»: 

- Таранченко Виктория Николаевна, воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151;

- Ковалёва Наталья Александровна,  воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151;

- Лупанова Галина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ г. Мурманска № 151

Описание материала.

Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.

Методический паспорт проекта

Руководитель проекта: воспитатель ДОО подготовительной к школе группы.

Участники проекта: дети, педагоги ДОО, родители воспитанников.

Направление проекта: воспитание гражданско-патриотических чувств дошкольников, любви к родному краю, традициям и обычаям своего народа.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети 6-7 лет.

Проблема: приобщение к культурно-историческому наследию родного края.

Предмет проекта: история Кольского полуострова.

Тип проекта:

- по направленности: познавательный, практико-ориентированный;

- по форме организации: взросло-детский, игровой;

- по количеству участников: групповой;

- по продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации: 7 месяцев (октябрь – апрель).

Цель проекта: формирование у дошкольников духовно-патриотических и культурно-нравственных чувств,  основанных на ознакомлении с  их с историей Кольского края.

Задачи проекта:

  1. Закрепить знания о государственной символике РФ, города Мурманска, Мурманской области.
  2. Воспитывать интерес к истории своей малой родины.
  3. Расширить знания о городах Мурманской области.
  4. Расширять представление о национальной культуре народов севера, знакомить детей с саамскими народными сказками, народным прикладным искусством.
  5. Формирование интереса к культуре и традициям других народов, уважительного отношения к национально - обусловленным различиям людей во внешнем виде, поведении, произношении.
  6. Воспитывать  у детей любовь к родному городу,  его истории, чувство ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материально-техническое обеспечение:

- аудио-, видеосистемы, фотоаппаратура, мультимедийная установка, компьютер;

-библиотека для детей и родителей с подбором исторической, познавательной  литературы;

- наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

- выставки рисунков, книг, поделок;

- помещения для проведения открытых мероприятий Групповая комната, музыкальный зал).

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

-наличие методических разработок;

-интеграция со специалистами детского сада.

Сценарий совместных действий по решению задач (основные шаги по реализации проекта).

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки: стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки и т.п.), проведение совместных мероприятий с детьми и  родителями, презентация проекта.

Формы реализации.

  1. Работа с детьми: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, викторины, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки, создание мультимедийных  презентации.
  2. Работа с родителями: консультации, совместная деятельность с детьми, участие в конкурсах,  праздниках и развлечениях.

Описание конечного продукта проекта.

  1. Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о Мурманске», «Стихи о севере», «Игры народов Севера», «Пословицы и поговорки».
  2. Оформление фотоальбомов: «Мой Мурманск», «Герои Саамских сказок», «Саамский народный костюм», «Костюмы народов России».
  3. Создание коллекций: монет, камней, саамские поделки, изделия из оленьего меха.
  4. Оформление выставки детских работ: «Мой Мурманск», «Гербы Мурманской области», «Саамские узоры», «Национальный костюм».
  5. Оформление детских рукописных книг: «Мурманск и Мурманская область», «По саамским сказкам».
  6. Презентация проекта: «Я Мурманчанин!».

Актуальность проекта.

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в основной образовательной программе МАДОУ г. Мурманска № 151 в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Кольского полуострова. Вариативность содержания дошкольного образования в каждом дошкольном образовательном учреждении индивидуальна и определяется основной образовательной программой учреждения. К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём и выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы работы. Познавательно-исследовательский проект « Я Мурманчанин!» по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом регионального компонента является одной из эффективных форм работы с детьми на основе пректно-исследовательской деятельности.

 Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие северной местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам дошкольного образовательного учреждения адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Этапы проведения и реализации проекта.

I этап проекта (вводный этап).  Выбор темы и разработка проекта:

- постановка целей и задач;

- составление перспективного плана;

-  подбор методического инструментария, в том числе изучение новых методик и технологий по вопросам патриотического воспитания.

II этап проекта (практический этап). Реализация перспективного плана работы по проекту.

III этап проекта (обобщающий).

- презентация проекта: «Я Мурманчанин!»;

- обобщение итогов работы с детьми.

Предполагаемый результат. 

  1. Для детей: освоение детьми доступных знаний об истории родного края, традициях и обычаях народов Севера, осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
  2. Для родителей: осознание  важности воспитания у детей патриотических качеств в дошкольном возрасте.
  3. Для педагогов: повышение уровня педагогического мастерства.
  4. Для детей и взрослых: приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Перспективный план работы по реализации познавательно-исследовательского проекта «Я Мурманчанин!»

месяц

Тема        

НОД

Беседы

Художественное

творчество

Ознакомление с

художественной

литературой

Игровая деятельность

Работа с родителями

Октябрь

Кольский полуостров

Формирование целостной

картины мира

«Голубые  ниточки Мурманской области»

Цель: расширять представления о водоемах Мурманской области; уточнять знания о том, как образуется река, о происхождении названия некоторых рек Мурманской области;

воспитывать чувство ответственности за состояние природных богатств Кольского полуострова.

«Что такое Гольфстрим?»

«Что растёт на Кольском полуострове?»

«Северная ягодка»

«Кто в тундре живёт?»

«Перелётные птицы»

«Полезные ископаемые»

«Красная книга природы»

Аппликация

«Обитатели Кольских рек»

Рисование

«Реки и озёра нашего края».

Лепка

 «Грибное лукошко»

Конструирование

«Корзиночка».

И. Ядринцева «Волшебный полуостров»

О. Бундур «У нас, на Крайнем Севере»

Т. Васенцева «Чудеса Севера»

О. Аксёнова

«Приезжайте в тундру к нам»

В. Сидорин «Как две сёмги встретились»

Игры с предметами:

«Найди на глобусе»

Словесные игры:

«Какая бывает вода?»

«Хорошо – плохо»

«Что за птица?»

«Угадай по описанию»

«Съедобное - не съедобное»


Подвижные игры:

«Море, суша, небо»,

«Евражки на голубых озерах»

«Ручеек, речка»

«Удочка»

Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка»

Консультации:

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

Изготовление карты Кольского полуострова

Ноябрь

«История родного города»

Формирование целостной

картины мира

«История возникновения Мурманска»

Цель: Дать детям элементарные знания об истории возникновения города.

 Уточнить знания детей о достопримечательностях современного

 г. Мурманска.

 Воспитывать чувство любви, гордости за свой любимый город.

«Имя города»

«День рождения города»

«Как всё начиналось»

«Экскурсия по городу»

 «О чём рассказывают

улицы города»

Рисование

«Герб Мурманска!»

Рисование по замыслу

С чего начинается Родина?

Конструирование

«Оленье стойбище»

Аппликация

«Белый медведь и северное сияние»

И.Ядринцева «Арктики столица»

С. Дорохов

    «Если ты на Севере живёшь»

Т.Васенцева

   «Чудеса Севера»

Избранное «Легенды и мифы севера».

Избранное «Мурманск – край России».

А.А Киселёв,

М.А Тулин

 «Улицы Мурманска»

Настольно – печатные игры: «Что общего?», «Собери герб», «Путешествие по карте России», «Найди похожие флаги», «Найди монетки».

Словесные игры: «Назови по-другому цвет», «Назови что, видишь»,

Подвижные игры: «Знамя»,

«Подвижные Флажки».

«Горелки»

Консультации:

«Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников»

Создание совместно с родителями альбома рисунков:

«С чего начинается Родина»

Декабрь

«Мы –Мурманчане!»

Формирование целостной

картины мира

«Герб города Мурманска».

Цель: закрепить знания детей о символике России; познакомить со щитами различной формы, как основным (обязательным) компонентом герба; познакомить с гербом города  Мурманска и его основными компонентами;  воспитывать уважение к гербу города Мурманск.

«Мурманск – главный город севера»

«Что я знаю о городе Мурманске»,

«Путешествие по городу» (сопровождается показом иллюстраций)

«Важные профессии нашего города»

«Места отдыха жителей города»

Рисование

«Мой Мурманск»

Аппликация

«Улицы города»

«Кольский мост»

Конструирование

«Мой детский сад»

Ручной труд

«Микрорайон города»

Просмотр видеофильма «Мой любимый город».

Е. Наумов

   «Сказки северного сияния».

Е. Двинин «Край, в котором мы живем».

Л.Вьюнник «Мурман».

В.Глорец «Расскажи сказку чайка».

Л.Яхнин «Сказки дружной семьи».

Настольно – печатные игры: «Найди и убери лишнее»,

 «Запомни и найди».

«Узнай и найди герб г. Мурманска».

Словесные игры: «На земле, в небесах и на море», «Для чего нужен предмет», «Назови три предмета», «Подбери слово», «Отгадай-ка!».

Подвижные игры: «Кораблики», «Море волнуется…».

С/р игры «Моряки», «Рыбаки»

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Создание альбома

рисунков

«Мой Мурманск»

Январь

«Мурманская  область»

Формирование целостной

картины мира

«Герб и флаг Мурманской области».

Цель: закрепить знания, полученные в работе с картой; научить составлять описательный рассказ по опорным таблицам;  познакомить с гербом и флагом Мурманской области; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю.

Работа с картой России: «Путешествие по Мурманской области».

Беседа:

 «Назови города Мурманской области»,

«Расскажи о городе Мурманской области, где ты бывал».

«Едем на поезде»

«Главное богатство Кольского края - люди»

Рисование: «Город, который мне нравится».

Конструирование «Мы строим города».

Рисование «Флаг мурманской области»

Аппликация

«Герб Мурманской области».

Чтение и разучивание стихотворений о Мурманской области и о Севере.

А.В. Патрикеева «Мурманская область».

В. Суслов «В краю поющих сугробов». В.

Семенов «Люблю я Заполярный край».

В.Сорокожердьев «Белое море».

Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Настольно – печатные игры: «Найди герб», «Найди флаг», «Какой предмет лишний?»,

«Собери герб Мурманска, Мурманской области»

«Найди ошибку»

Словесные игры: «Кто больше назовет действий», «Назови правильно», «Назови цвета по-другому», «Составь рассказ по таблице», ''Узнай, герб, флаг по описанию»

Подвижные игры: «Города», «Морские забавы», «Городки».

Консультация

«Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка»

Создание альбома рисунков

«Едем на поезде»

Февраль

«Коренные народы Крайнего Севера»

Формирование целостной

картины мира

«Знакомство с жизнью и бытом народа Крайнего Севера».

Цель: познакомить детей с жизнью народов севера;

воспитывать у детей чувство дружбы и уважения к народам нашей Родины;

познакомить детей с новыми словами и понятиями: тундра, чум, малица, пимы, нарты, каюр, хорей, оленья упряжка;

«Растительный мир Заполярья»

«Край, в котором мы живем»

«Север – край суровый»

«Животные Севера»

«Чем богат наш край родной»

Аппликация

«Укрась саамским узором одежду»

Рисование

««Житель Севера – олень»

Рисование

«Чахкли»

Ручной труд

Изготовление амулета

«Ловец снов»

Чтение и разучивание стихотворений саамских поэтов:

О.Вороновой,

 А.Бажанова,

 Е.Коркиной,

Э.Галкиной

Чтение саамских сказок

«Семилетний стрелок», «Чахкли»

«Невеста Солнца»

Показ презентации

 «Культура и быт Саамского народа»

Литературная встреча с саамской сказочницей

Н. Большаковой

Подвижные игры:

«Олени и оленевод»

«Птицелов»

«Охотники и куропатки»

«Кто быстрей построит чум»

«Борьба на палке»

Консультация

«Влияние семьи на духовно-

 нравственное воспитание детей»

Совместно с родителями экскурсия в Детскую юношескую областную библиотеку. В зал «Кольский Север»

Март

«Они прославили наш край»

Формирование целостной

картины мира

«Имена героев в названиях улиц города»

Цель: продолжать знакомить детей с историей возникновения города;

познакомить с историей названия улиц города (близлежащие улицы);

 обратить внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города;

знакомить с людьми, которые прославили наш город ;

 развитие чувства ответственности и гордости за свой город; формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

«О. Воронова – собирательница саамского эпоса»

«Люди – защитившие наш город»

«Прославленные моряки и

рыбаки»

«Какие профессии нужны нашему городу»

 «Ученые, краеведы, литераторы, композиторы Кольского севера»

Рисование

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Аппликация

«Открытка Ветерану»

Лепка

«Мы склонились низко-низко …»

Н. Колычев «Мурманские ступеньки»

А.А Киселёв - «Мурманск-город герой!»

А.М Дунаевский «Дни и ночи Мурманска: По следам военных записок»

А.А Киселёв,

 М.А Тулин

 «Улицы Мурманска»

И. Папанин

«На полюсе»

Дидактические игры:

«Путешествие по городу»

«Найди свою улицу»,

«Что я видел на своей улице»,

 «Путешествие по микрорайону».

Подвижные игры:

«Краски», «Салки – не попади в болото», «Загони льдинку», «Стоп»

Игра-викторина

«Я знаю свой город!»

Консультация

«Средства воспитания нравственно-патриотических чувств у детей

дошкольного возраста».

Апрель

Формирование целостной

картины мира

Заключительное занятие.

Игра – викторина.

Цель: обобщить и уточнить представления детей о происхождении и назначении официальной символики России и Мурманской области.

Уточнить знания о Мурманске и его достопримечательностях; о городах Мурманской области и их предприятиях.

«Герб и флаг – что это?»,  

«Что нового мы узнали о нашей стране».

Составление кратких рассказов о Мурманске, Коле и городах Мурманской области.

 Работа с картой.

Рисование «Герб моей семьи», «Природа севера».

Аппликация «Город моей мечты».

Конструирование «Мы строители».

Лепка по замыслу детей

Чтение легенд и мифов о Севере.

Чтение стихотворений поэтов Мурманской области.

Словесные игры: «Кто больше знает», «Назови больше предметов», «Исправь ошибку».

Настольно -    печатные игры: «Мы путешествуем по карте России», «Сделай сам».

Подвижные игры (по желанию детей).

Презентация

«Мы Мурманчане!»

Вывод.

На протяжении  работы по проекту  осуществлялась  реализация содержания  всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение. В процессе реализации проекта стало возможным повышение детской и родительской компетенции в вопросах истории, культурного наследия малой Родины, традиций и современной действительности, что позволяет развивать личность каждого ребёнка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, потому, что только на основе знаний о прошлом можно понять настоящее и предвидеть будущее. Народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. Перспективность этого проекта заключается в возможности его дальнейшего использования с целью нравственно – патриотического воспитания, расширения взаимодействия родителей и детского сада по вопросам воспитания детей, закладывания основ духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способным к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Итоги проекта:

● В ходе реализации проекта, дети стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией.

● Познакомили детей с географическим положением Кольского полуострова, геологическими особенностями рельефа, названием области и городов Мурманской области, расширили знания детей о городе Мурманске.

● Ребята познакомились с историей Мурманской области, образованием городов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории Кольского полуострова, закрепили знания о символике родного края, её значении.        

● Расширили представления о работе рыбаков, моряков, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования.

●  Познакомили детей с геологическими особенностями рельефа Кольского полуострова, расширили знания  о полезных ископаемых.

● Расширили знания о людях, прославивших Кольский край. Встречались с саамской писательницей Надеждой Большаковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине,  является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...

Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"

Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»

РЕГИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с родным селом Вылково»...

Исследовательский проект «Игровые технологии в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является той ступенькой в жизнь, на которой начинается формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственных основ личности с осознанием социальной значимости себя в ок...