«Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом»
материал

Пугачева Елена Владимировна

доклад из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрации Городского округа

Подольск

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Непрерывность и преемственность начальной школы с детским садом»

Доклад из опыта работы

                                                       

  Составила и прочитала:

Воспитатель : Пугачева Е.В.

МОУСОШ 22 ( дошкольное отделение)

Ноябрь 2023г

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения.

Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье.

Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержании образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка- дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал.

 Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в

развитии и образовании детей. В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеет свои специфические особенности, которые выражаются в том что выпускник ДОУ вступает в новую для него стадию развития.

Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Одним из непременных условий реализации преемственности является единство содержательного и процессуального аспектов обучения. К характерным

признакам содержательной преемственности в обучении предмету относятся:

использование на каждом последующем этапе предметных ЗУН, полученных детьми на предыдущем этапе, то есть актуализация опорных результатов обучения; перспективный характер обучения, то есть возможность на каждом предыдущем этапе закладывать основы обучения предмету в дальнейшем и таким образом ориентировать на требования будущего. К признакам процессуальной преемственности относятся:

учет ведущего типа деятельности, взаимосвязь методов, форм и средств обучения, то есть применение в ДОУ форм, методов и средств, используемых при обучении младших школьников, и учет в младших классах тех форм, методов и средств, которые использовались в ДОУ. Таким образом, преемственность в учебно – воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от

дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:

Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Тем не менее в решении данного вопроса существует ряд проблем.

1 Первая проблема состоит в том, что механизма согласования целей и принципов различных учреждений образования, как правило, нет, поэтому необходимо согласовать цели на дошкольном и начальном школьном уровнях.

Такая согласованность обеспечит общую и специальную готовность к переходу к школьному обучению, где основной целью образования в начальной школе является всестороннее общее развитие детей с учётом возросших возможностей, специфики школьной жизни наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становление учебной деятельности. Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.

2 Вторая проблема – несоответствие содержания, форм и методов традиционной системы обучения в начальной школе новым требованиям социума (исключение – системы развивающего обучения). Общая цель – обогатить общекультурное развитие ребёнка (расширить его информационное пространство, воспитать культуру восприятия чувств, отношений, сформировать систему ценностей и предпочтений.

3.Третья проблема – недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения процесса перехода ребёнка из детского сада в начальную школу (адаптационного периода). Сущность переходного периода заключается в том, что у ребёнка уже есть основные предпосылки учения (произвольность, способы познавательной деятельности, мотивация, коммуникативные умения и т.п.). Однако он, по существу, ещё дошкольник – становление его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни.

 Процесс такого становления при самых благоприятных условиях охватывает первое полугодие первого года обучения в школе и включает в себя компоненты как физической, так и психологической адаптации.

Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет

успешной при соблюдении следующих условий:

Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом

определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблематика преемственности школы и детского сада

Автор: Киселева Елена Дмитриевна, учитель – логопед ГБДОУ № 17 Кировского района В работе раскрывается проблема современных требований к уровню образования детей 7 лет. Она заключается в том, что...

Преемственность обучения грамоте в школе и детском саду.

Творпческая работа по приемственности в обучении грамоте в школе и детском саду....

"День книги" сценарий районного мероприятия в начальной школе( в детском саду)

"День книги" сценарий районного мероприятия в начальной школе( в детском саду)...

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Урок Мужества» Преемственность поколений, школы и детского сада

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответс...

"Преемственность начальной школы и детского сада"

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди уч...