"Для чего необходима артикуляционная гимнастика"
консультация

Петрович Ирина Владимировна

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего необходима артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

«Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков»

Различают виды артикуляционной гимнастики:

  • активная и пассивная;
  • традиционная и нетрадиционная.

Активная артикуляционная гимнастика выполняется самим ребенком. Комплексы активной артикуляционной гимнастики будут приведены ниже.

 Пассивная артикуляционная гимнастика выполняется ребенком с помощью взрослого (специалиста или родителя).

 Эта гимнастика рекомендуется:

  • на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи (специалист выявляет эту особенность в процессе обследования органов артикуляции);
  • детям раннего возраста для профилактики речевых нарушений (по рекомендации специалиста). Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих ниже упражнений:
  • собирание губ в «трубочку»;
  • растягивание губ в улыбку;
  • поднимание верхней губы с обнажением верхних десен;
  • опускание нижней губы с обнажением десен;
  • поднимание кончика языка (приподнимание кончика языка шпателем или ручкой чайной ложки к твердому небу или к верхней губе);
  • подтягивание языка вперед (язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается на нижнюю губу и отводится в сторону).

Рекомендации для выполнения пассивной артикуляционной гимнастики:

  • Пассивные движения выполняются медленно, ритмично.
  • Количество повторов каждого движения – три-четыре раза.
  • Выполняется гимнастика ежедневно.

Желательно несколько раз в день. Не следует выполнять гимнастику сразу же после еды.

Рекомендации для выполнения активной традиционной артикуляционной гимнастики:

  • При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность: от простых упражнений к более сложным, от статических упражнений к динамическим.
  • На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
  • Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10–15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно!
  • Не вводите более одного-двух новых упражнений на одном занятии. Воздержитесь от новых упражнений, пока не будут отработаны старые.
  • Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять все движения.
  • Выполняется данный комплекс гимнастики несколько раз в день. Не следует выполнять гимнастику сразу же после еды.
  • Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по два-три упражнения и выполнять их в течение занятия (если оно проводится специалистом) или в течение дня.
  • Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки, шпателем, зондом или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх. Для малышей можно использовать варенье или шоколад для отработки нужного движения языка (например, намазать верхнюю губу вареньем, чтобы отработать подъем языка вверх).
  • После освоения ребенком начального комплекса гимнастики рекомендуется постепенно добавлять упражнения с учетом индивидуальных дефектов произношения (или исходя из речевого нарушения у ребенка).

Нетрадиционная артикуляционная гимнастика широко представлена в работах С.В. Коноваленко и В.В. Коноваленко.

Из нетрадиционных методов артикуляционной гимнастики можно отметить следующие:

 «Силач». Упражнение со спринцовкой (автор – Новикова Елена Викторовна). Для выполнения упражнения потребуется самая маленькая спринцовка без пластмассового наконечника (номер А3). Спринцовку необходимо предварительно простерилизовать. Этапы выполнения:

  • логопед просит ребенка улыбнуться и разжать зубы;
  • затем логопед кладет спринцовку ребенку на язык наконечником вперед;
  • закусив спринцовку, ребенок совершает медленные жевательные движения на счет до 5 (10, 15 и т.д.). Движения должны быть медленными с большой амплитудой, похожие на занятиях на спортивных тренажерах. Упражнение рекомендуется детям:
  • со стертой дизартрией;
  • с задержкой речевого развития.

Подобно тренажеру, спринцовка хорошо разрабатывает мышцы артикуляционного аппарата. Особенно эффективно упражнение при смягчении согласных звуков у ребенка. У детей с задержкой речевого развития данное упражнение поможет разработать мышцы речевого аппарата, что послужит стимуляцией развития  речи.

 «Барабан».

Упражнение с зубной щеткой. Для данного упражнения понадобится зубная щетка с прямоугольной ручкой (без резиновых элементов).

Этапы выполнения:

  • логопед просит ребенка улыбнуться и разжать зубы;
  • затем логопед просит ребенка зажать зубами ручку зубной щетки (щетка ставится на ребро);
  • зажав зубами щетку и подняв язык вверх, ребенок произносит звуки «Д-Д-Д» или «З-З-З». Это упражнение:
  • хорошо растягивает подъязычную уздечку;
  • подготавливает артикуляционный аппарат для вызывания

 звука «Р». Для начала можно использовать узкую палочку (например, ручку от детской зубной щетки), затем более широкую (по мере растяжения уздечки).

Игровые приемы  для проведения артикуляционной гимнастики

 Некоторые специалисты считают артикуляционную гимнастику серьезным занятием, поэтому не рекомендуют ее проводить в игровой форме. Несомненно, нельзя отрицать важную роль данной гимнастики в коррекции звукопроизношения. Однако разумное использование игровых приемов и моментов помогает отрабатыванию артикуляционных движений, а также повышает мотивацию ребенка к выполнению данных упражнений, которые в некоторых случаях приходится выполнять от занятия к занятию на протяжении нескольких лет. Какие же игровые приемы и дидактические игры можно использовать для проведения артикуляционной гимнастики? Во-первых, широко используется картинный материал. К каждому упражнению подбирается красочная картинка-образ. Картинка демонстрируется  ребенку во время проведения гимнастики. Упражнение можно сопровождать также и стихотворением. Со временем ребенок выучит стихи и сможет сам читать их перед каждым упражнением.

 В книге Е.М. Косиновой «Гимнастика для развития речи» предлагаются красочные картинки и стихи для проведения артикуляционной гимнастики.

Можно использовать и картинки-раскраски к каждому упражнению. Их раскрашивание вызывает у ребенка интерес к гимнастике, происходит повторение и запоминание упражнений.

 Наше время – век компьютерных технологий, которые не обошли стороной и логопедию. Логопеды создают красочные слайды для проведения артикуляционной гимнастики, которые  демонстрируются  ребенку или группе детей во время занятия. Особенно помогают слайды в работе с детьми, страдающими аутизмом. Такие дети довольно сложно идут на контакт, часто отказываются от предлагаемых упражнений. Некоторые из них с интересом реагируют на такие слайды, особенно с речевым или музыкальным сопровождением. Любимы детьми (особенно младшего и среднего дошкольного возраста) и сказки про приключения язычка.

Известна «Сказка о веселом язычке» М.Г. Генинг и Н.А. Герман. Такую интерпретацию этой сказки можно предложить к начальному основному комплексу артикуляционной гимнастики:

Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две. Первая дверь – это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушка»). Вторая дверь – зубы. Откроем и ее (упражнение «Окошко»). Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (упражнение «Лопаточка»). Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»). Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»). Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»). Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»). Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы (упражнение «Лягушка»), а затем и первую – губы (сомкнуть губы). Сказку, подобную этой, логопед в силах сочинить к каждому комплексу артикуляционной гимнастики, и малыш с интересом будет выполнять все упражнения.

 Очень нравится детям игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Можно сделать рыбку из двух частей, а скрепку вклеить между ними, что будет выглядеть более эстетично. Удочку можно использовать из игры «Рыбалка» или изготовить самостоятельно. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку». Важно помнить, что эта игра подходит только тем детям, кто уже в совершенстве овладел артикуляционной гимнастикой, так как такой вид работы на занятии не позволит расположить упражнения в заданном порядке, соблюдая принципы от простого к сложному и от статики к динамике.

Для занятий можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Детям с нарушением зрения рекомендуют все упражнения демонстрировать на специальной игрушке с большим языком.  Здесь привлекаются и тактильные ощущения ребенка. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно предложить рассмотреть фотографии детей, выполняющих артикуляционную гимнастику. Это тоже может быть эффективным стимулом для мотивации ребенка.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 Это базовый комплекс артикуляционной гимнастики. Он включает самые основные упражнения.  С этого комплекса рекомендуется начинать логопедические занятия и знакомство ребенка с органами артикуляции.

  1. Лягушка

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

 Вот понравится лягушкам,

 Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну,  перестану

И нисколько не устану.       

 

  1. Хоботок

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.

Подражаю я слону.

 Губы «хоботком» тяну.

 А теперь их отпускаю

 И на место возвращаю.

  1. Лягушка – хоботок

На счет один, два чередовать упр. «Лягушка» и «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

 А теперь слоненок я,

 Хоботок есть у меня.

  1. Лопаточка

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

 Язык «лопаткой» положи

 И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

 Язык надо расслаблять!

  1. Иголочка

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как «жало». Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

 Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

  1. Лопаточка – иголочка

 На счет один, два чередовать упр. «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык «лопаткой» положи

 И спокойно подержи.

Язык «иголочкой» потом

Потянем тонким острием.

 

  1. Часики

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет один, два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш Веселый Язычок. 

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

(При дизартрических проявлениях – отклонениях языка в какую-либо сторону – в сторону высокого тонуса делают одно движение, в противоположную – два.)

  1. Качели

Улыбнуться, открыть рот. На счет один, два поочередно упираться языком то в верхние то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

  1. Лошадка

Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

 По дорожке гладкой.

 В гости нас звала соседка

 Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали в обед,

А соседки дома нет.

Упражнения для развития подъязычной уздечки

Подъязычная уздечка – мышечное образование под языком. В норме ее длина – 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. В основном это звуки ш-ж-ч-щ-л-ль-р-рь. Каждого ребенка с укороченной подъязычной уздечкой необходимо направить на консультацию к ортодонту. Конечно, уздечка очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений, однако она может стать причиной неровного роста зубов. Если же уздечка слишком короткая и массивная, то и логопедические упражнения не принесут значительного результата. В любом случае решение об оперативном вмешательстве принимается совместно логопедом и ортодонтом.

Итак, если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков,  растянуть ее поможет следующий комплекс упражнений:

  1. Маляр
  2. Барабан
  3. Лошадка
  4. Грибок
  5. Гармошка
  6. Дотянись до носа

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны. Данные комплексы артикуляционной гимнастики помогут эффективно построить коррекционную работу с различными видами нарушения звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего необходима артикуляционная гимнастика".

Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей дикции. Проведение этих занятий для детей с нарушениями з...

09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."

Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....

Консультация для родителей "Для чего необходима пальчиковая гимнастика"

Консультация для родителей "Для чего необходима пальчиковая гимнастика"...

Консультация «Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

Для чего нужна артикулиционая гимнастика? Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, по...

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?

Для чего необходима артикуляционная гимнастика для детей?Выполнение артикуляционных упражнений полезно вне зависимости от возраста, т.к. четкая артикуляция – это неизменная составляющая хорошей ...