ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
консультация

Петрович Ирина Владимировна

Сенсорные игры - хорошие помощники для развития речи, для подготовки руки ребенка к письму, способствуют развитию усидчивости и формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, между взрослым и ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 16.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Сенсорное развитие ребёнка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов:

- зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

-кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое),

-осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи: 

в раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными);    

в среднем дошкольном возрасте:

- формирование сенсорных эталонов; 

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины;

в старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства, потому что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Игротека

Игра «Чудесная коробка»

Для игры понадобится коробка, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в коробку. Также можно спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.

Игра «Золушка»

Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.

Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку выполнить упражнение – взять 1 фасолинку большим и указательным пальцами, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…

Игра «Мозаика из бросового материала»

Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок:  неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет. А если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

Игра «Шагаем в пробках»

Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…

«Мишка косолапый, по лесу идёт…»

Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

Игра «Рисуем на крупе»

Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? Солнышко! А солнышко, какое? Круглое! А какого оно цвета?  Желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать, например, яблоко.

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформировавших тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев, тем рассуждения ребёнка более логичны, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Игра с массажными шариками Су-Джок (сказка «Ежик»).

«Жил да был ежик на полянке в своем домике в сказочной стране (положить шарик на ладошку). У ежика было много друзей (катать шарик от ладошки к каждому пальчику): Крош, Копатыч, Нюша, Совунья, Лосяш (зажать шарик в ладошке). И решил он однажды навестить своих друзей.

Выбежал на тропинку (катаем шарик по ладони) и побежал к Крошу, так как его домик был совсем недалеко. Бежит. Подпрыгивает на кочках (шарикам нажимаем на каждую подушечку пальца). Но не оказалось Кроша дома: «Наверное, он убежал Лосяша навестить» - подумал ежик и покатился дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Катится ежик, а навстречу ему Копатыч идет не спеша.
Обрадовался ежик и спрашивает - «Куда ты идешь?». «В лес за грибами» - отвечает Копатыч – «Пойдем со мной». Пошли они вместе (катаем шарик по очереди к каждому пальцу). Раз - грибок (зажать шарик в ладошке), два – грибок (зажать шарик в другой ладошке) – много насобирали. Простился ежик с Копатычем и побежал дальше (катаем шарик по кругу ладони).

Вдруг ему на встречу выскакивает лягушка – квакушка и спрашивает ее ежик «Ты куда скачешь?». «Скачу куда глаза глядят»- отвечает лягушка «Поскакали со мной». И поскакал ежик с лягушкой (прикасаемся шариками к кончикам пальцев, делая глубокий вдох). Не заметил ежик, как у своего домика очутился, зашел в свой домик (катаем шарик по ладошке), лег на кроватку, закутался одеяльцем (зажать шарик в ладошке) и уснул».

Смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Такие игры – хорошие помощники для развития речи, для подготовки руки ребенка к письму, способствуют развитию усидчивости и формируют добрые взаимоотношения между сверстниками, между взрослым и ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые...

Консультация для педагогов «Использование сенсорных игр для развития речи детей»

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и пом...

Использование сенсорных игр для развития речи детей

Для развития речи большое значениеимеют сенсорные игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. ...

Статья. Использование сенсорных игр для развития речи детей дошкольного возраста.

Использование  сенсорных игр для развития речи детей дошкольного возраста....

Использование сенсорных игр в развитии речи детей

Презентация подготовлена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ (сложный деффект) и родителей. В ней представлена информация о том, что такое сенсорное восприятие, как оно связано с развитием речи д...

«Использование сенсорных игр для развития речи детей»

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель  которых – дать ребенку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вк...

Консультация для педагогов «Использование сенсорных игр для развития речи детей»

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, ...