ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
материал

Киба Анна Денисовна

Данна презентация содержит  информацию о том, как профилактические мероприятия помогут предотвратить появление голосовых нарушений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proektnaya_deyatelnost_02022164.ppt1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ») ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО) ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ консультация для педагогов и родителей по дисциплине: Нарушение голоса в специальном (дефектологическом) образовании обучающегося по направлению подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование, (профиль Логопедия) заочной формы обучения Выполнили студенты группы 02022164 : Киба Анна Денисовна Преподаватель: ст. преподаватель Л.З. Антонова

Слайд 2

Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых. Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое звучание детских голосов. Легкие у детей также малы по своей емкости, поэтому сила голоса ограничена. Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначенные. Нарушение голоса может быть как самостоятельным (изолированным) так и входить в состав ряда других нарушений речи. В зависимости от проявлений, среди расстройств голоса выделяют: - дисфонию (нарушение силы, тембра); - афонию (отсутствие голоса); - фонастению (голосовая слабость); - патологическую мутацию ; - нарушение голоса после операции на гортани .

Слайд 3

ПРОФИЛАКТИКА К сожалению, родители мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений. Важно помнить, что профилактические мероприятия помогут предотвратить появление голосовых нарушений: Контролировать состояние и здоровье ребенка. Предохранять от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний Закаливание организма: 1. Должно проводиться с учетом возраста и состояния здоровья ребенка; 2. Закаливание должно быть постепенным и зависеть от сезона и погодных условий; 3.Регулярное проветривание помещение, но важно помнить, сквозное проветривание проводят без присутствия ребенка, постепенно снижая температуру в комнате до 15–17 градусов; 4. Регулярные воздушные ванны; Укреплять нервную системы (избегать эмоциональных переживаний);

Слайд 4

Следить за питанием, не злоупотреблять пищей, травмирующей голосовые связки (чипсы, семечки, сухарики, орешки, сушки, и т.п.). ; Не допускать у ребенка перенапряжение голоса. Мотивировать детей говорить спокойно, без перенапряжения. Регулировать громкость. Особенно строго это правило необходимо соблюдать при регулярных нагрузках на связки (например, пении) и находясь на холоде. Не допускать больших речевые нагрузок и пения во время болезни; Отказаться от вредных привычек, например держать во рту мелкие предметы; Соблюдать режим сна; Исключить воздействие неблагоприятных факторов (пыль, табачный дым, сухой или сильно влажный воздух в комнате и др.) Укреплять связочный аппарат гортани; Развивать легкие и дыхание ребенка; Проводить с ребенком артикуляционную и дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру.

Слайд 5

ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ 1. ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ Необходимо проводить ладонями по перечисленнным местам от 5 до 10 раз: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы; от переносицы к околоушной впадине (движение рук, как при умывании); передней поверхности шеи в направлении к туловищу; рук, плеч в направлении к туловищу; живота круговыми движениями по часовой стрелке. 2. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Движения языка: «Часики» - язык вперёд-назад, в стороны «Шишки» - языком в щёчки. «Лошадка» - пощёлкаем языком «Наказать непослушный язычок» - покусываем широкий язык. «Колокольчик» - постучать языком по верхним альвеолам – ля-ля-ля «Молоточек» - постучать языком по верхним альвеолам – дддддд..

Слайд 6

Движения губ: «Заборчик» - широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. «Трубочка» - произносим – Уууууу. «Улыбка» - произносим Ииииии . Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом): ииииии (губы растянуты в улыбке); оооооо (губы овалом); уууууу (губы трубочкой). Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом): сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке); шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом). Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе: ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки); ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки); оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка); ааааииииууууыыыы; ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед); ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед). При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

Слайд 7

Движение челюстей: На 5-10 сек. сжать зубы. Открывание и закрывание рта, Медленное опускание нижней челюсти, Имитация жевания и зевания Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: Ааааааааааааа, Яяяяяяяяяяяяяя - (расстояние между зубами в два пальца); Ооооооооооооо, ёёёёёёёёёёёёё - (расстояние между зубами в один палец); Иииииииииииии - (рот слегка открыт). 7. Произнесите гласные звуки с голосом: Аaaaaaaaaaaaa, яяяяяяяяяяяяяя, ооооооооооооо, ёёёёёёёёёёёёё, иииииииииииии 8. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе Аааааэээээ, аааааеееее, аааааиииии, иииииааааа, ооооояяяяя, аааааииииииооооо, иииииээээээаааааа Аааааиииииэээээоооооо. - следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 9. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например: Мал, да удал. Два сапога – пара. Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата.

Слайд 8

3. РАЗВИТИЕ ВЫСОТЫ ГОЛОСА. Упражнения: 1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы). Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диапазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело. 2. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз. 3. «Рисуйте» голосом» Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом. Дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полёт жука или птицы, прыжки лягушек, капли дождя, падающие звёзды… Такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей в каком направлении вести голос. Исполнение должно быть спокойным, неторопливым. Восходящие и нисходящие линии должны повисать в пространстве, таять. 4. Напевное произнесение. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы. 5. «В гостях у сказки» Взрослый предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: - Кто сидел на моем стуле? - Кто ел из моей чашки? - Кто спал в моей постели?

Слайд 9

4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ТЕМПА И РИТМА Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы. Пример: Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”). Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок 5. ВЫРАБОТКА ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСА Упражнение 1. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали». Упражнение 2. Прочитайте стихотворение в заданном темпе: Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп) Завертелись карусели. - - -(медленный темп) А потом, потом, потом - - -(средний темп) Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп) Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп) Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп) Тише, тише, не спешите - - -(средний темп) Карусель остановите. - - -(средний темп) Раз, два, раз, два - - -(медленный темп) Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп) Упражнение 3. Произнесите фразу «Какая у него профессия» так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Слайд 10

6. ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ 1. Собачки (базовое упражнение) Ребенок стоит перед логопедом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения : «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: «нюх-нюх» и отдыхаем. Смотрите на меня и слушайте, как я буду нюхать воздух». Педагог демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой. Упражнение выполняется педагогом вместе с детьми, а затем дети выполняют «быстрые вдохи» перед зеркалом. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался. 2. Кораблик Оборудование : бумажный кораблик, таз с водой. Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик. Инструкция: «Давай подуем на кораблик плавно и длительно, чтобы он поплыл». Упражнение сопровождается рифмовкой (русской народной поговоркой): Ветерок, ветерок, натяни парусок! Кораблик гони до Волги-реки.

Слайд 11

3. .Поиски зайчика Ребенок стоит, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Все помнят, как собачки нюхают воздух? Сейчас собачки будут нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика. Сначала понюхаем воздух справа. (Педагог поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох.) Затем нюхаем воздух слева. (Педагог поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».) Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох.) Педагог показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях. Упражнение можно сопровождать рифмовкой: Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать? Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение) Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

Слайд 12

7. УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ № п/п Исходное положение Описание упражнения Дозировка Методические указания 1 Сидя на стуле Вдох спокойный через нос, выдох через рот 4—5 раз Выдох удлинен 2 Сидя на стуле, руки на коленях Развести руки в стороны— вдох, руки на колени — выдох 4—5 раз Темп медленный, выдох через рот 3 Сидя на стуле, ноги на ширине плеч Поднять руки вверх — вдох, наклонить туловище вниз, достать пальцами рук пола — выдох, выпрямиться 3—4 раза Выдох удлинен 4 Сидя на стуле, руки перед грудью согнуты ё локтевых суставах Два рывка локтями на зад, два рывка развести руки в стороны 5—6 раз Дыхание произвольное 5 Сидя на стуле Вдох спокойный через нос, на выдох — произнести звук ш 5—6 раз Выдох удлинен. Не напрягать мышцы шеи 6 Сидя настуле, пальцы рук на ребра На вдох расширить грудную клетку в стороны, на выдох сжать грудную клетку и выпрямиться 4—5 раз Выдох удлинен 7 Сидя на стуле, руки на коленях На вдох развести руки в стороны, на выдох обнять себя и выпрямиться 4—5 раз Выдох удлинен через рот

Слайд 13

Благодаря профилактике у детей снижается уровень заболеваемости голосового аппарата. В результате регулярного применения профилактических мероприятий нарушений голоса, можно с уверенностью отметить: выработку устойчивого нижнерёберного дыхания, а на его основе длительного фонационного выдоха; улучшение акустических показателей голоса, увеличивается сила голоса, его выносливость, фонопедическое лечение способствует более быстрому восстановлению вокальной техники; уменьшение частоты и длительности заболеваний голосового аппарата. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике нарушений речи

Консультация для родителей логопедической группы...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависят общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Презентация на тему: Использование артикуляционных и мимических упражнений для профилактики нарушений речи у детей-дизартриков с нарушениями ОДА

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом и дома с родителями является не только основой корре...

Консультация для родителей «Профилактика нарушения речи у дошкольников»

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может ...

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей.

Рекомендации педагога-психолога ДОУ по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи для педагогов и родителей....

«Профилактика нарушения речи у дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов»

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование ...