Рекомендации родителям по профилактике нарушений речи
методическая разработка по развитию речи по теме

Хомякова Светлана Николаевна

Консультация для родителей логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_roditelyam_po_profilaktike_narusheniy_rechi.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

     Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Необходимо объяснять родителям, что они поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

     Речевое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются многочисленные повторы, переходящие иногда в запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами.

     В семье обязаны знать  требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту.                                                                               При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить.

     В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка, процесс владения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное коррекционное обучение у логопеда. Если родители ребенка страдают речевыми нарушениями, то они должны консультироваться у логопеде о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становится образцом для речевого развития детей, и потому в ряде случаев следует ограничить речевое общение с ребенком лиц, страдающих речевой патологией.

      Отрицательно сказаться на речевом развитии ребенка могут такие факторы, как:

  -  характерологические особенности матери (тревожность, мнительность,          

     инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);

  -  неполная семья;

  -  конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи  

      (смерть, болезнь близких, развод);

  - неадекватный тип воспитания;

  - резкая смена жизненного стереотипа, типа воспитания.

     В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

     Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке). Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания.

      Иногда с детьми, у которых имеются нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать и начинают общаться жестами, желая облегчить взаимное понимание. Этим они наносят вред речевому развитию ребенка. Если ребенок не говорит, то мать и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Постепенно у ребенка накапливается словарный запас, необходимый для дальнейшего развития его речи.

       В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных проявлений у детей, страдающих речевой патологией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по профилактике речевых нарушений.

Текст содержит рекомендации по раннему развитию речи детей....

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений поведения у ребенка.

Рекомендации для родителей по профилактике нарушений поведения у ребенка....

Рекомендации родителям ребенка с нарушениями речи

Исправление речи требует систематических продолжительных занятий. Успех коррекции во многом может зависеть и от Вас. Вот рекамендации в помощь....

Методические рекомендации родителям по коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от особенностей развития его высшей нервной деятельности....

Консультация для родителей по профилактике нарушений речи в раннем возрасте

Консультация для родителей по профилактике нарушений речи в раннем возрасте...