Семинар - практикум «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Гужикова Лариса Ишхановна

Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._narodnyy_kalendar.docx19.1 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум
«Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи.

Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»

                                                                                                                           Д. С. Лихачев

Актуальность:

Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом.

На «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности ориентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проблема заключается в том, что в настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается нравственное и духовное развитие маленького человека, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Перед педагогами стоит проблема развития духовно нравственной культуры современного подрастающего поколения, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.

Задачи:

• Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа.

• Формировать представления о традициях народных праздников.

• Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.

• Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

По теме «Приобщение детей к истокам русско-народной культуры» можно работать по нескольким направлениям:

- знакомство с народными промыслами родного края, обучение орнаментам гжели, дымки, хохломы;

- музыкальная деятельность: разучивание народных хороводов, слушание народной музыки, проведение русских праздников;

- воспитание любви и уважения к народным традициям;

- знакомство с фольклорными формами: потешки, поговорки, сказки;

- театральная деятельность: обыгрывание сказок, потешек;

- знакомство с народным календарем.

Народный календарь на Руси назывался месяцесловом.

Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные явления и приметы.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.

Хочется выделить лишь некоторые народные праздники из множества существующих, которые как-то можно обыграть в детском саду:

Сентябрь (вересень): Осенины. Оспожинки; Воздвижение. Капустники

Октябрь (листопад): Покровские ярмарки

Ноябрь (грудень): Кузьминки

Декабрь (студень): Спиридон солнцеворот

Январь (просинец): Рождество; Святки; Крещение

Февраль (лютень): Сретение; Масленица

Март (протальник): Вербное воскресенье; Сороки

Апрель (цветень): Благовещение; Светлая Пасха

Май (травень): Вознесение

Июнь (разноцвет): Троица; День Ивана Купалы

Июль (липень): День Петра и Февроньи

Август (серпень): Ильин день; Медовый, Яблочный, Ореховый спас

«Воспитание, лишённое народных корней – бессильно»

                                                                          К. Д. Ушинский

Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум «Народный календарь как средство приобщения дошкольников к народной культуре» Из опыта работы Гужиковой Л. И . г . Троицк 2021 г.

Слайд 2

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературном языке, живописи. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний » Д. С. Лихачев

Слайд 3

Актуальность Воспитание культурной, духовно-нравственной личности – первоочередная задача педагогов дошкольного образования и современного общества в целом. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Слайд 4

Цель: Развивать у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками. Задачи: • З накомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа. • Формировать представления о традициях народных праздников. • Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам. • Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Слайд 6

Народный календарь на Руси назывался Месяцеслов

Слайд 7

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Слайд 8

Сентябрь ( вересень ) Осенины . Оспожинки Воздвижение. Капустники Октябрь (листопад) Покровские ярмарки Ноябрь ( грудень ) Кузьминки

Слайд 9

Декабрь (студень) Спиридон солнцеворот Январь ( просинец ) Рождество Святки Крещение Февраль ( лютень ) Сретение Масленица

Слайд 10

Март ( протальник ) Вербное воскресенье Сороки Апрель (цветень) Благовещение Светлая Пасха Май ( травень ) Вознесение

Слайд 11

Июнь (разноцвет) Троица День Ивана Купалы Июль ( липень ) День Петра и Февроньи Август ( серпень ) Ильин день Медовый , Яблочный Ореховый спас

Слайд 13

Сентябрь Осенины

Слайд 14

Октябрь Покровские ярмарки

Слайд 15

Ноябрь Кузьминки

Слайд 16

Январь Рождество

Слайд 17

Февраль Масленица

Слайд 18

Апрель Пасха

Слайд 19

Июль День Петра и Февроньи

Слайд 20

Август Медовый и Яблочный Спас

Слайд 21

Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К . Д. Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Народный календарь как средство приобщения семьи к народной культуре

Народный календарь, что же это?  Оказывается, народный календарь представляет своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека. Мы знакомим детей с народны...

Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...

Народная игрушка как средство приобщения дошкольника к народной культуре

В статье обосновано влияние русской народной культуры на развитие личности дошкольника. Утверждается, что народная игрушка – тряпичная кукла помогает ребенку узнавать предметы русского костюма. ...

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...