Дополнительная образовательная программа
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Рыцарь дорог» на 2023-2024 уч.г. для обучающихся 5-6 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 121.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка………………………………………………………………………………3
1.1. Цели и задачи реализации программы…………………………………………………………4
1.2. Принципы и подходы к формированию программы………………………………………….4
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы………………………5
1.4. Планируемые результаты основания Программы…………………………………………….5
1.5. Система оценки результатов освоения программы…………………………………………...6
II. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника:
2.1.1. Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы)……………………………………………………………………..7
2.1.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся…...8
2.1.3. Учебно-тематический план Программы……………………………………………………..8
2.1.4. Календарно-тематическое планирование и содержание Программы..................................8
III. Организационный раздел
3.1. Методические и оценочные средства (Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов)…………………………………………..13
3.2. Материально-техническое обеспечение……………………………………………………...14
3.3. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………………...15
3.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………15
3.5. Список используемой литературы……………………………………………………………15
I. Целевой раздел программы
Пояснительная записка
В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуру в улично-дорожной сети.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично–дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.
Одним из существенных моментов в законе РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» ст. 29 является определение места, где должно происходить обучение граждан России правилам дорожного движения, т.е. «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке».
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте.
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма (далее ДДТТ) в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания и обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Одним из условий обучения ПДД и воспитания грамотного пешехода является организация учебного перекрёстка, автоплощадки или детского автогородка для проведения практических занятий, ролевых игр, что способствует формированию у детей необходимых навыков, выработке положительных привычек безопасного поведения в улично-дорожной сети.
Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. Недостаточно внимания уделяется психологическим аспектам в формировании у детей навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах, в организации дидактических занятий (Методические рекомендации в рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» М.: 2007). Авторами предлагаются блоки занятий, рекомендации, отдельные конспекты занятий. Разработаны методические пособия «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.В. Стёркиной; «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белой, В.Н. Зимониной и Л.А. Кондрыкинской; «Жизнь без опасностей» Л.Н. Анастасовой; «Дорога, ребёнок, безопасность» Н.И. Клочанова
Содержательные и интересные программы «Азбука дорожного движения для детей дошкольного возраста» (2005) и «Грамотный пешеход-дошкольник» Т.Б. Соколовой, (2007).
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Актуальность программы социально-педагогической направленности «Рыцарь дорог» обуславливается тем, что в последнее время во многих городах нашей страны открываются детские автогородки, в дошкольных учреждениях оборудуются специальные автоплощадки для обучения детей безопасности дорожного движения. Поэтому, возникла необходимость в разработке программы, направленной в большей степени на закрепление теоретических знаний ПДД посредством проведения практических занятий в детском автогородке, на макете, на учебном перекрёстке.
Программа «Рыцарь дорог» направлена не только на обучение дошкольников Правилам дорожного движения, но и на развитие личности: интеллектуальное, речевое, на формирование нравственных качеств.
Программа состоит из трёх взаимосвязанных разделов. Первый раздел «Мир вокруг нас» вводит детей в дорожную среду, дети знакомятся с городом, в котором они живут, его достопримечательностями, детским автогородком. Во втором разделе раскрываются особенности обучения с использованием территории автогородка. Третий раздел посвящён изучению транспорта.
Значительное место в программе уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению Правил дорожного движения. Игра - вид деятельности, имитирующий реальную жизнь. Умение играть – это обязательный показатель культуры, как личности, так и общества в целом. Использование различных игровых технологий способствует развитию познавательных интересов, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Программа реализуется на основе интегрированного подхода, предполагающего взаимосвязь занятий по обучению ПДД с игровой (познавательные, дидактические, ролевые игры), изобразительной, практической деятельностью (экскурсии и занятия в автогородке), музыкой, литературой, а также выполнением физических упражнений. Занятия по обучению ПДД включают элементы театрализации, конструирования, рисования, аппликации, ручного труда (изготовление поделок, макетов из различного бросового материала).
1.1. Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения в улично-дорожной сети.
Задачи программы:
• обучать детей умению ориентироваться в дорожно-транспортной среде, в условиях автогородка;
• расширять и закреплять знания по Правилам дорожного движения;
• развивать познавательные и мыслительные способности детей;
• формировать у детей необходимые навыков и положительные привычки безопасного поведения в улично-дорожной сети;
• воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, организованность.
1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:
Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуализации обучения.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы. Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима. Группа комплектуется с учетом возраста детей. Для успешного функционирования необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-
гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- помещение оборудовано всем необходимым для работы.
Для того чтобы работа была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, выполнять все задания преподавателя.
1.4. Планируемые результаты основания Программы
Дошкольники по итогам обучения по программе «Рыцарь дорог»
знают:
1. Пассажирский транспорт (легковые личные автомобили, такси, общественный транспорт);
2. Дорожные знаки, название групп знаков, их назначение:
- предупреждающие знаки («Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Дорожные работы», «Тоннель», «Опасный поворот», «Дети»);
- запрещающие знаки («Въезд запрещён», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Поворот направо запрещён»);
- знаки приоритета («Главная дорога», «Уступите дорогу»);
-предписывающие знаки («Круговое движение», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка»);
- знаки особых предписаний («Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Пешеходный переход», «Дорога с односторонним движением», «Направление движения по полосам»);
- знаки сервиса: «Телефон», «Бассейн или пляж», «Пункт первой медицинской помощи», «Больница», «Пункт питания», «Питьевая вода», «Пост дорожно-патрульной службы». «Место отдыха»;
- информационные («Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место стоянки»);
3. Виды перекрёстков;
4. Термины «участник дорожного движения», «пешеход», «водитель», «пассажир»;
5. Правила поведения в пассажирском транспорте, посадки и высадки из него;
6. Правила движения по тротуарам и обочинам и правила перехода проезжей части дороги;
7. Элементы дороги (проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса);
8. Пешеходные переходы (наземный «зебра», надземный, подземный);
9. Опасности на улицах (закрытый обзор проезжей части, недостаточная видимость при плохой погоде, ходьба вдоль проезжей части, игра на ней или вблизи дорог, возможное появление автомобилей во дворах, на тротуаре, выездок из арок домов и др.).
• умеют:
- моделировать и решать проблемную ситуацию на дороге;
-ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;
-предвидеть дорожную ситуацию и последствия нарушения Правил дорожной безопасности;
-самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода, пассажира;
-реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня безопасности;
-различать виды транспортных средств;
-управлять детским велосипедом в условиях детского автогородка.
• владеют:
навыками и положительными привычками безопасного поведения (осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать происходящее на дороге. движение транспорта, держать за руку взрослого, находясь на улице, переходить с ним проезжую часть на зелёный сигнал светофора, переходить дорогу только по пешеходному переходу; не бегать по улице, самостоятельно кататься на велосипеде, роликах, санках и т.д. во дворах и специально отведённых для этого местах, выходить на прогулку можно только в сопровождении взрослых и др.).
1.5. Система оценки результатов освоения программы
Для выявления уровня освоения детьми теоретических знаний, практических умений и навыков разработан диагностический материал.
Ведутся наблюдение, беседы, игра, практическая деятельность, задания на перфокартах, конкурсная и игровая программы, даются диагностические задания.
II. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника:
2.1.1. Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы)
В ходе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:
• экскурсии;
• беседы;
• чтение литературы;
• интегрированные занятия;
• практическая деятельность (отработка умений и навыков)
• продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, ручной труд);
• познавательные, дидактические, ролевые игры;
• просмотр учебного фильма;
• игровые программы;
• инсценировки и театрализации.
В конце каждого занятия предусмотрено катание на электромобилях.
Методы проведения занятий:
- словесные (рассказ, объяснение, обсуждения, беседа);
- наглядные (показ иллюстрационных пособий, плакатов, стендов, видеофильмов);
- практические (выполнение практических заданий в альбомах, игровые, создание, проигрывание и анализ ситуаций; творческие задания на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию, экскурсии и занятия в автогородке, на учебном перекрёстке с целью изучения программного материала).
2.1.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Выпуск информационных стендов для родителей по профилактике детского травматизма 2. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» |
Октябрь | 1. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле». 2. 1. Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с возрастной категорией детей. |
Ноябрь | 1. Совместная работа ДОУ с родителями по разработке памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге. 2. Совместный досуг - развлечение «Путешествие по городу дорожных знаков». |
Декабрь | 1.Консультация «Безопасность в автомобиле». 2.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку». |
Январь | 1.Практикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного движения». 2.Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». 3. Памятка «Осторожно, на дороге дети». |
Февраль | 1. Памятки на тему «Правила перехода улицы». 2. Совместное участие детей и родителей в развлечении ко дню Защитника Отечества: «Защитник Отечества ПДД должен знать, чтоб жизнь свою и других охранять». |
Март | 1. Издание буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД). 2.Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам. |
Апрель | 1.Круглый стол для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике ДТП». 2.Консультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут выходного дня». |
Май | 1.Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора». 2.Памятки для родителей «Правила катания на велосипеде». 3. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
2.1.3. Учебно-тематический план Программы
Название кружка | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «Рыцарь дорог» | 2 (продолжительность 30 минут) | 8 | 66 |
2.1.4. Календарно-тематическое планирование и содержание Программы.
Сентябрь | «Транспортные средства (пассажирский, грузовой, оперативный и специальный) 1.Беседа «Какие виды транспортных средств бывают». 2.Дидактические игры: «Транспорт», «Какие бывают автомобили». Цель: закрепить знания о различных видах транспортных средств, безопасном поведении на улице и дорогах, о правилах поведения в общественном транспорте, дорожных знаках. Расширить знания о машинах специального назначения; о деталях машин; углубить и уточнить знания об истории транспорта, сформировать положительный настрой. 3. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». Развивать у детей знания правил для пешеходов через художественное слово, закреплять знания о дорожных знаков, полученных ранее. 4. Развлечение для детей «Правила движения достойны уважения». 5.Дидактическая игра «Без чего машина не бывает?». Цель: повторить названия транспортных средств. Учить называть части машины и их назначение. 6.Рисование «Городской транспорт». Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании мелом на асфальте. 7. Дидактическая игра: «Как транспорт людям помогает». Цель: знакомить детей с видами специализированных машин (снегоуборочная машина, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. 8.Конструирование «Гаражи для машин», «Стоянка для машин». Учить сооружать постройки, следуя заданным условиям. |
Октябрь | «Светофор» 1. Дидактическая игра «Веселый светофор». Закреплять знания о видах специального транспорта, его назначении и знания о правилах безопасности на дорогах. 2. Чтение художественных произведений А. Северный «Светофор». Через художественные произведения закреплять знания ПДД. 3. Практические занятия на макете «Улица» с использованием мелких игрушек, знаков дорожного движения. 4. Рисование «Светофоры на улицах города». 5.Дидактическая игра «Наш друг светофор». Цель: закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Дидактическая игра «Собери светофор». Дидактическая игра «Найди такого цвета, как сигнал светофора». Закрепить с детьми знание цветов светофора - красный, желтый, зеленый. Учить детей безопасному поведению на улице. Знакомить с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. 6.Целевые прогулки. «Светофор». Дополнять представления детей об улице новыми сведениями. Закреплять знания о светофоре. 7.Загадки о светофоре. Через загадки развивать у детей мышление, смекалку. Чтение С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор», «Светофор - постовой». Н. Елжова, стихотворение «Бездельник - светофор» С. Михалков. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы. 8. Аппликация «Светофор». Цель: Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности. |
Ноябрь | «Правила перехода проезжей части дороги» 1.Дидактическая игра: «Правила поведения пешеходов и пассажиров». Цель: закрепить ранее полученные знания о правилах поведения пассажиров на остановках общественного транспорта и в общественном транспорте, развивать стремление правильно вести себя в транспорте и на улице. 2. Решение проблемных ситуаций с нарушением правил дорожного движения. Решение проблемной ситуации: как нужно перейти через дорогу, если нет подземного перехода. Учить правильно переходить улицу. 3. Художественная литература: заучивание стихотворения «Вот городская улица… из книги «Азбука маленького пешехода». 4. Аппликация «Светофоры для транспорта и для пешеходов». 5.Дидактическая игра: «Пешеходный переход». Учить находить пешеходный переход; познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу, воспитывать внимательное отношение к переходу улицы. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход». 6.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД. |
Декабрь | «Дорожные знаки» 1.Беседа «Знаешь ли ты дорожные знаки?». Дидактическая игра: «Помощники на дороге». Цель: закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». 2.Дидактическая игра «Путешествие в страну знаков». Продолжать знакомство с дорожными знаками. Закрепить знания о дорожных знаках «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Проход закрыт», «Пункт питания», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Внимание! Дети». 3. Дидактическая игра: «Знаки сервиса». Цель: познакомить детей с некоторыми знаками сервиса, дать представление об их значении на дороге. 4. Конкурс «Знай дорожные знаки». Стихи - загадки отгадать нарисовать соответствующий знак. 5.Дидактическая игра « Правила дорожного движения». Цель: закреплять основы дорожной грамоты, познакомить с основными дорожными знаками, их назначением. Дидактическая игра: «Собери дорожный знак – пешеходный переход». Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль». 6.Развлечение «Незнайка у нас в гостях». Цель: закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях. |
Январь | «Сигналы регулировщика» 1.«Влиятельная палочка». Цель: дать начальное представление о работе милиционера - регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты. 2. Дидактическая игра: «О чем сигналит регулировщик». Цель: развивать у детей наблюдательность, учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика, развивать у детей внимание память. 3. Практические занятия: «Что ты будешь делать, если….». Формировать самостоятельность и ответственность, связанные с переходом улицы. Учить выбирать наиболее безопасные маршруты движения от дома до детского сада. 4. Игры с макетом перекрестка. Закреплять знания о двустороннем движении, о правилах дорожной безопасности. Учит выполнять действия за водителя, милиционера на макете перекрестка. 5.Беседа с милиционером - регулировщиком. Знакомить с внешним видом милиционера, с его работой. 6.Чтение стихотворения В. Головко «Правила движения». Цель: Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД. 7.Чтение С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Чтение стихотворения «Светофор - постовой». Н. Елжова. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы. 8.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора. Практические игры по правилам дорожного движения: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». |
Февраль | «Перекресток» 1. Беседа «Сведения о дорогах». Дать детям понятие перекресток. Закреплять знания о названиях улиц города. 2. Дидактическая игра: «Перекресток». Цель: уточнить знания о перекрестке, познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток. Закреплять правила поведения на проезжей части. 3. Чтение художественных произведений Н. Кончаловский «Самокат», В. Семернин «Запрещается - разрешается». Через художественные произведения закреплять знания о ПДД. 4. Вечер загадок: «Отгадай дорожный знак». Практические игры по правилам дорожного движения: 5.Дидактическая игра «Зеленый огонек». Цель: расширять знание детей о названиях улиц. Расширять представления о правилах поведения на улице. Закреплять умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх. Дидактическая игра «Берегись автомобиля». Закреплять правила дорожного движения 6. Чтение художественной литературы В. Лебедев - Кумач «Про умных зверюшек», С. Маршак «Мяч». 7.Целевая прогулка на ближайший перекресток. Учить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей. Развивать наблюдательность и любознательность. 8.Практическое упражнение «Переходим улицу». Учить детей переходить улицу по сигналу светофора, по пешеходной дорожке. |
Март | 1. «Уважайте светофор». Цель: закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей. 2.Дидактическая игра «Законы улиц и дорог». Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве. 3. Пазлы «Собери знак». Цель: развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание, закрепить знание дорожных знаков. 4. Дидактическая игра «Дидактический светофор». Цель: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора, развивать творческое мышление, внимание. Учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием (красный цвет сердится, а зеленый улыбается). 5.Дидактическая игра: «Цвета, их последовательность и назначение в дорожном движении». Настольно - печатные игры. Знакомить с правилами настольных игр по ПДД. 6. Дидактические игры: «Угадай и покажи дорожный знак», «Чем накормить автомобиль». 7. Чтение произведения М. Дружиной «Умный светофор». Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения. 8. Беседа «Дорога до детского сада». Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. |
Апрель | 1. «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). 2. «Правила для велосипедистов». Цель: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. 3. Развлечение: «Самый внимательный и сообразительный». 4. «Правила поведения в общественном транспорте». Цель: сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. 5.Чтение художественных произведений: В. Берестов «Это еду я бегом». С. Михалков «Если свет зажегся красный». С. Яковлев «Нужно слушаться без спора». С. Маршак «Мяч». С. Михалков «Дядя Степа - милиционер». Б. Житков «Что я видел», «Светофор», «Какое такси». С. Михалков «Моя улица», «Светофор». М. Дружинина «Наш друг светофор». Через художественные произведения уточнять представления детей о работе милиционера, о жизни улицы. 6.Развлечение «Веселые правила движения» .Цель: закреплять знания детей о ПДД через игровые ситуации. |
Май | Практические игры по правилам дорожного движения. 1. «Улица». Цель: выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). 2. «Правила для велосипедистов». Цель: Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. 3. Чтение Н. Калинина «Машины». 4. Развлечение: «Самый внимательный и сообразительный». 5. Диагностика. Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. 6. Диагностика. Выявить уровень представлений воспитанников о правилах дорожного движения. |
Всего: 66 занятий |
III. Организационный раздел
3.1. Методические и оценочные средства (Критерии и способы определения результативности. Формы подведения итогов.
Важную роль в выполнении программных задач играет процесс педагогической диагностики, который направлен на комплексное использование контрольных средств, систематическую и плановую деятельность воспитателя.
Цели:
- Повышение эффективности занятий по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.
- Внедрение инновационных форм обучения детей правилам дорожного движения.
- Информированность педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Задачи:
- определить уровень знаний, умений и навыков детей;
- выявить методическую и воспитательную недоработки по обучению детей безопасному поведению на дороге.
В зависимости от цели, педагогом выбираются соответствующие средства и методы педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится два раза в год:
1 – вводная (сентябрь)
2 - итоговая (май).
Уровни усвоения программы оцениваются по 3-х балльной системе:
высокий – 3 балла (сформирован);
средний – 2 балла (Находится в стадии формирования);
низкий – 1 балл (не сформирован)
Педагогическая диагностика уровня знаний детей
Фамилия, имя ребёнка ____________________________________
Объект | Содержание | Метод (форма) | Баллы |
Степень освоения знаний по ПДД | Как называется часть дороги, по которой движется транспорт | Беседа, ситуативная беседа | |
Как называется часть дороги, отведенная для пешеходов | |||
Кого называют пешеходом | |||
Как безопасно перейти дорогу | |||
Кого называют водителем | |||
Какие виды транспорта ты знаешь | |||
Что обозначает сигналы светофора для пешеходов и водителей | |||
Почему нельзя играть на дороге | |||
На каких автомобилях устанавливают сигнал «Сирена» | |||
Для чего вдоль дорог поставлены знаки | |||
Какие дорожные знаки тебе известны, что они обозначают | |||
Какие правила необходимо соблюдать пассажиру маршрутного транспорта | |||
Как влияют погодные условия на движение транспорта и пешеходов | |||
Что такое дорожные ситуации –«ловушки» | |||
Как перейти дорогу у остановки маршрутного транспорта |
Качество знаний о правилах дорожного движения:
Знает, кого называют пешеходом и почему:
-ответь, кого называют пешеходом и почему?
Знает, где безопасно переходить дорогу:
-как ты думаешь, где безопасно переходить дорогу?
Знает, что такое дорожные ловушки, ориентируется в них, может заметить скрытую опасность:
-расскажи, что такое дорожная ловушка, почему она так называется? Как в нее не попасть?
Знает, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, для водителя:
-расскажи, что обозначает каждый сигнал светофора для пешехода, а для водителя?
Знает, почему нельзя ходить толпой по тротуару:
-как ты думаешь, что произойдет, если ходить толпой по тротуару?
Знает и называет различные виды транспортных средств по способу передвижения и функционально:
-скажи, как различают транспорт по способу передвижения, приведи примеры. Как различают транспорт в зависимости от того, что на нем перевозят, приведи примеры.
Качество умений и навыков культуры поведения в дорожно-транспортной среде города:
Правильно переходит дорогу (в положенном месте) и в соответствии со световыми сигналами светофора, может предвидеть скрытую опасность и правильно на неё среагировать:
- опрос родителей, наблюдения в игровой деятельности.
Свободно ориентируется в помещении, на участке детского сада и в прилегающей к детскому саду местности:
- опрос родителей, наблюдения в совместной деятельности, экскурсиях.
Правильно действует в подвижных играх, быстро реагирует на сигнал воспитателя:
-наблюдения в игровой деятельности.
Сформирована культура поведения в общественном транспорте, на улице
- делает замечания взрослым и сверстникам, нарушающим правила поведения.
Наблюдения в игровой деятельности, опрос родителей.
По результатам тестирования педагог прослеживает динамику освоения программы каждым ребенком. В сводной таблице отслеживаются уровни освоения программы (высокий, средний, низкий). Затем выводится средний показатель группы, выраженный в процентном отношении.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Наличие раздаточного материала по ПДД:
- Дидактические игры;
Атрибуты для игр по ПДД:
- Светофоры;
- Дорожные знаки, напольные и карточные;
- Сюжетные поля;
- Пешеходные дорожки «зебра»;
- Сборная дорога;
- Рули;
- Транспорт крупный;
- Транспорт мелкий;
- Полицейские фуражки.
- Электромобили
3.3. Учебно-методическое обеспечение
Наличие методической литературы для проведения занятий, бесед, мероприятий по ПДД:
- Ф.З.Багаутдинов «Пособие для родителей и воспитателей»;
- Р.Б. Стеркина «Школа безопасности»;
- Р.Б. Стеркина «Основа безопасности жизнедеятельности»;
- Н.И. Клочанов «Дорога, ребенок, безопасность»;
- Ф.С.Майорова «Изучаем дорожную азбуку»;
- Л.П.Анастасова «Жизнь без опасности»;
Наличие литературы по ПДД:
- РБ. Стеркина «Твоя безопасность»;
- Н.Н. Авдеева, Л. Князева «Безопасность»;
- А.Г. Анастасова, Н.Б. Иванова «Жизнь без опасности».
Наличие учебно-наглядного материала по ПДД:
- Иллюстрации «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Р. Б. Стеркин;
- Иллюстрации («Пешеходные переходы», «Остановки», «Перевозка людей»);
- Диск «Дети, дорога, безопасность».
3.4. Кадровое обеспечение
Программу реализуют педагоги Неверко Т.В., Зуева Т.В.
3.5. Список используемой литературы.
1. Методические рекомендации: формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Сост. Е.А. Козловская, С.А. Козловский. М.: Издательский дом Третий Рим, 2007. 48 с.
2. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей // Внешкольник. 2007. №1. С.19-20.
3. Основы Правил дорожного движения - педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений: метод.пособие /Сост. Т.Б. Соколова. Кемерово: ГЦДТТ, 2007. 34с.
4. Правила дорожного движения РФ 2008. М.: Издательство Эксмо, 2008. 112 с.
5. Программа обучения и воспитания детей в детском саду /под ред.М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.М.: Мозаика-Синтез,2005. 208 с
6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /сост. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский дом Третий Рим, 2007. 56с.
7. Соколова Т.Б. Основы Правил дорожного движения – педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений (с изменением 2006 года). Кемерово: ГЦТДД, 2007. 34 с.
8. Физкультминутки как здоровьесберегающий аспект урока / под ред. И.Ю. Шведовой. Кемерово, 2004. 54 с.
9. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации / В.Ф Яковлев. М.: Издательский дом третий Рим, 2008. 192 с.
Список литературы для детей
1. Безопасная дорога детства / приложение к журналу «Дошкольник Кузбасса». Кемерово, 2009. 48 с.
2. Васильева С.А., Мирясова В.И. /тематический словарь в картинках: Мир человека: Транспорт. М.: Школьная Пресса, 2005. 32 с.
3. Детская энциклопедия техники / сост. Н.А. Балдина, В.А. Дыгало. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. 199 с.
4. Дорожные фантазии дошкольников / сост. Соколова Т.Б. Кемерово. УМЦБДДДиЮ, 2009. 44.с.
5. СМЕШуроки на дороге / М. Корнилова. М.: «Издательство «Эксмо», 2008. 109 с.
6. Правила дорожного движения: занимательные материалы / автор-сост. Л.Б. Поддубная. Волгоград: ИТД «Корифей». 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...

Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....







